Иван Александрович Ильин "О сильной власти"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 07:54, контрольная работа

Описание работы

Анализ Ильиным феномена сильной власти исчерпывающий, глубокий, объективный, в первую очередь значимый, конечно, для России, особенно в нынешней ситуации. Это не просто рассуждения, гениального мыслителя, но всеобщий общественный закон: "Все законы общественной жизни могут быть выражены так: чем труднее народу дается государственное объединение и чем необходимее оно в данный период его истории, тем сильнее должна быть его государственная власть.

Файлы: 1 файл

Политология Ильин.doc

— 72.00 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

ВОЛОГОДСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАВА И ЭКОНОМИКИ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ИСТОРИИ 

 

 

  

 

ПОЛИТОЛОГИЯ

КОНТРОЛЬНО-ПРОВЕРОЧНАЯ  РАБОТА

 Тема: Иван Александрович Ильин 

«О сильной власти»  

 

 

  

 

Выполнил: Шишигин А.А.

 

Проверил: Малахов Родион Александрович  

 

 

 

Срок сдачи________________________________  

 

Срок проверки_____________________________  

 

Оценка____________________________________  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

                                     

 

 

 

 

 

                                        г. Вологда – 2013г.

Иван  Александрович Ильин "О сильной власти"

 

С точки зрения ученого: "Сила власти есть прежде всего ее духовно-государственный  авторитет, ее уважаемость, ее признаваемое достоинство, ее способность импонировать гражданам. Сила власти проявляется не в окрике, не в суете, не в претенциозности, не в похвальбе и не в терроре. Истинная сила власти состоит в ее способности звать, не грозя, и встречать верный отклик в народе. Ибо власть есть прежде всего и больше всего – дух и воля, т.е. достоинство и правота наверху, которым отвечает свободная лояльность снизу. Чем меньшее напряжение нужно сверху и чем больший отклик оно вызывает внизу, тем сильнее власть". Ильин в порядке исключения допускал насилие в качестве крайней меры сопротивления злу, но при этом подчеркивал, что "меч отнюдь не выражает сущность государственной власти. Он есть лишь крайнее и болезненное ее средство, он составляет ее последнее слово и слабейшую из ее опор", замечая, что именно тот строй, который тяготеет к исключительному господству физической силы – подрывает себя и готовит разложение. Он подчеркивает вновь и вновь, что государство держится не штыком,  а духом, не террором, а авторитетом власти, не угрозами и наказаниями, а "свободной лояльностью народа".

Политическую  власть, считает И.А. Ильин, от других видов власти отличает то, что она является "правовой силой", оформленной правом и служащей по праву, при помощи права.

И.А. Ильин обосновывает шесть аксиом власти, без соблюдения которых, по его мнению, политическая власть не может нормально функционировать:

  • первая аксиома гласит, что государственная власть должна принадлежать и применяться только на основе правового полномочия.
  • вторая аксиома состоит в том, что государственная власть в пределах каждого политического союза должна быть едина. "Единство государственной власти следует понимать, конечно, не в смысле единства "органа" или нераспределяемости функций и компетенции – говорит И.А. Ильин, – но в смысле единого организованного воленаправления, выражающегося в единстве обретаемого и осуществляемого права". Правосознание не может признать одинаково "государственными" две исключающие друг друга или противоборствующие власти. 
  • третья аксиома заключается в том, что государственная власть всегда должна осуществляться лучшими людьми, удовлетворяющими этическому и политическому критериям.
  • четвертая аксиома  утверждает, что политическая программа может включать в себя только такие меры, которые преследуют общий интерес, совпадающий с собственными правами и интересами граждан. Только служение общему интересу превращает государственную власть в авторитетный центр политического единения. Это должны помнить все политические партии, стремящиеся не только захватить государственную власть, но и удержать и укрепить ее. Поэтому все политические партии, несмотря на различие их программных задач, должны иметь единый, общий государственный интерес. Партия, лишенная государственной программы, поддерживающая один классовый интерес, – считает И.А. Ильин, – есть противогосударственная партия, она политически недееспособна; если она захватит власть, то она поведет нелепую и гибельную политику и погубит государство.
  • пятая аксиома утверждает, что программа власти может включать в себя только осуществимые меры и реформы. Всякие же утопические идеи и нереальные обещания не только подрывают доверие к ней и волю к государственному строительству, но даже разлагают и губят  государство.
  • шестая аксиома утверждает, что государственная власть принципиально связана с распределяющей справедливостью, но она имеет право и обязанность отступать от нее тогда и только тогда, когда этого требует "поддержание национально-духовного бытия народа".

Ильин поясняет, что сама справедливость в ее правовом воплощении не сводится лишь к равенству  фактическому (с его "слепотой к человеческим различиям"); она состоит в "беспристрастном, предметном учете, признании и отражении каждого индивидуального субъекта во всех его существенных свойствах и притязаниях". Однако для претворения подобной "распределяющей" справедливости необходимо, чтобы сам индивид (как, впрочем, и народ, нация) обладал чувством достоинства. Чувство собственного достоинства есть необходимое и подлинное проявление духовной жизни, оно есть знак того духовного самоуважения, без которого немыслимы ни борьба за право, ни политическое самоопределение, ни национальная независимость. Гражданин, лишенный этого чувства, политически недееспособен, народ, не движимый им, – обречен на тяжкие исторические унижения. Определенную роль в воспитании чувства достоинства выполняет частная собственность, которая есть естественное право человека, которое и должно защищаться законами, правопорядком и государственной властью. Важно не то, чтобы не было имущественного неравенства, а то, чтобы в стране не было хозяйственно беспочвенных, бесцельных, безработных, бесперспективных людей.

Как написал  о статье И. А. Ильина кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Института социологии и права  РГППУ Начапкин Максим Николаевич:

«Для Ивана Александровича Ильина одной из важнейших тем его творчества стала тема сильной государственной власти. Актуальными и сегодня являются его размышления  о государственной власти, ее задачах и границах действия.  Задача государственной власти по Ильину «… сводится  к правовому обеспечению свободы, к препятствию всем злым и обязательным начинаниям, к организации народного просвещения и к выделению людей благой воли».  Будущая Россия должна быть страной с сильной государственной властью. Он обосновывал ее необходимость всем опытом прошедшей истории, особенностями народного характера, обстоятельствами внешней и внутренней политики. Его симпатии были на стороне монархической власти. Сильная монархическая государственная власть создала Россию. Одна из его статей называлась «Когда Россия была республикой». Ильин также отмечал, что сильная власть нужна России из-за особенностей национальной психологии русского народа. Он писал, «что … русский народ всегда был склонен к состоянию полу-анархии и  лишь с большим трудом приучается к правопорядку. Чего же достигнет в России слабая власть?... Февральская революция это наглядно показала?». Его отношение к власти, возникшей во время  Февральской революции, было резко отрицательным. С конца XIX в. отечественные либералы вели борьбу за прекращение злоупотреблений исторической царской власти, выдвинув лозунг «Борьба за новую, лучшую власть!». Ильин сделал правильный вывод, что фактически эта борьба за «новую», «лучшую» власть привела к подрыву государственной организации. Кадеты и октябристы придя к власти, по оценке Ильина, создали бессильную, беспомощную, раздробленную и слабую власть. Либералы выдвинули к власти людей незначительных, безвольных и зависимых от политической закулисы и тем самым создали сущее государственное безвластие.

Слабая власть возможна в тех государствах, где хорошо развиты пути сообщения. Напротив, сильная власть необходима в тех странах, которые имеют большие размеры и слабо развитые пути сообщения.  Ярким примером страны с плохими дорогами и слабым распространение телефонной связи была Россия.

Многонациональный и многоконфессиональный состав населения страны также очень сильно влиял на характер государственной власти. Чем меньше в стране национальных, языковых, религиозных и климатических различий, тем легче управлять государством слабой власти. В России, сделал вывод Иван Александрович, число религий и вероисповеданий доходит до 30, а национальных и языковых групп до 170: «Кровь и язык, вера и быт, хозяйственный уклад и культурный уровень – дифференцированы в высшей степени. Государственное единство возможно здесь только при наличии сильной и мудрой власти».

Сильная власть, считал Ильин, была необходима России и для реализации великодержавных задач страны и организации обороны. Со сложной международной проблематикой страны не способна справиться слабая власть. Кроме того, такая власть неспособна вести войну, так как война требует концентрации воли  и дисциплины. 

Важной причиной для установления сильной государственной  власти является низкий уровень правосознания  в стране. Ильин считал, что «Правосознание есть умение уважать право и закон, добровольно исполнять свои государственные обязанности и частные обязательства, строить свою жизнь не совершая преступления; в основе его лежит чувство собственного духовного достоинства, внутренняя дисциплина воли, взаимное уважение и доверие граждан друг другу, граждан  к власти и власти к гражданам».  Он  старался доказать, что сильная государственная власть необходима в стране, где правосознание имеет тяжелое историческое наследие: удельные раздоры, татарское иго, смуту, кочевой и разбойничий юго-восток, восстания Разина и Пугачева, дворцовые перевороты, революционные движения XIX - XX вв.,  правление большевиков.

В своих статьях Ильин  также много писал об особом укладе души русского человека, который можно было охарактеризовать как недисциплинированность, индивидуализм и тягу к анархии.  Все это, вместе взятое, выработало в русском народе такое правосознание, которому импонирует только сильная власть. Он сделал вывод, что слабая власть всегда будет вызывать в России чувство вседозволенности и общественный распад.     

Таким образом, обоснование сильной государственной  власти было связано со следующими особенностями русской истории: «Силою равнинного пространства, силою национального темперамента, силою славянского индивидуализма и слабостью своей общественной дисциплины – русский народ был поставлен в условия, требующие не слабого, а сильного государственного центра. На протяжении своей истории он не раз, и ныне, в революции, вновь обнаружил тягу к безвластному замешательству, к страстному разрушительному кипению, к хаотическому имущественному переделу, к противогосударственному распаду. Русский человек способен блюсти порядок  и строить государство; он способен держать образцовую дисциплину, жертвенно служить и умирать за родину. Но эта способность его проявляется и приносит плоды тогда, когда вызывается к жизни, закрепляется и ведется импонирующим ему, сильным и достойным государственным авторитетом. Именно поэтому России необходима сильная власть.  Можно согласиться с тезисом Ильина, что сильная государственная власть была необходима  для обуздания анархических наклонностей русской натуры. Он не разделял оптимизма, присущего либералам, анархистам, которые считали, что  человек добр от природы. Опыт прошедших революций и войн отвергает наивную предпосылку такого оптимизма: «Этот опыт показал недвусмысленно и ясно: человек есть существо сложное; заряженное страстями, но склонное иногда и к доброте; не зверь, но подчас с наклонностью к зверству; расчетливое и жадное, но не лишенное совести; восприимчивое к божественным лучам, но и весьма удобопревратное ко злу… ». Его внимание к характеру русского человека, его достоинствам и недостаткам было не случайно. Духовное возрождение и обновление России связано с изменением человеческих качеств. Он сделал правильный вывод, созвучный мнению другого русского консерватора Н.М. Карамзина, что никакие реформы не могут быть успешными без внутреннего, духовного изменения человека: «Все великое и священное идет изнутри – от сердечного созерцания; из глубины – от постигающей и приемлемой любви. Если внутри смутно, нечисто, злобно, жадно, то не поможет никакая внешняя форма…, никакое “избирательное право”, особенно всеобщее, равное и прямое». С этим выводом Ильина конечно нужно согласиться. Люди со злой волей не смогут совершенствовать жизнь, да и государственный строй сам по себе никогда не обеспечит человеку духовности, не сообщит ни любви, ни доброты, ни чувства ответственности, ни честности, ни благородства. Ильин писал, что России необходим новый человек, очищенный от слабостей, заблуждений прошлого и строящий себя по-новому. Для того чтобы создать нового человека, нужно справиться с соблазнами большевистской «свободы», «свободы» от Бога, от духа, от совести, от чести, от национальной культуры. Русским людям следует преодолеть бесхарактерность, т.е. слабость и неустойчивость воли, тягу к анархии, неукрепленное чувство собственного духовного достоинства, удобособлазняемость душ, которая выражается в колебаниях между деспотизмом и пресмыканием, больной тяге к слепому подражательному западничеству, неверие в себя, и творческие силы своего народа». 

Кандидат философских  наук Рутковская Марина Валерьевна в своём автореферате диссертации по философии на тему «Философия государства и права в наследии И. А. Ильина» пишет о статье И.А. Ильина следующее:

  «Ильин высказывает  несколько важных идей о принципах формирования нового правящего слоя. Во-первых, новая элита России – новая русская интеллигенция  должна быть религиозной и нравственной. Во-вторых, ведущий слой не должен быть замкнутой кастой, а живой, подвижной элитой, постоянно пополняемой новыми, способными людьми с духовным зарядом. В-третьих, принадлежность к правящему слою представляла для Ильина не привилегии, а трудную обязанность. Он писал, что в России должна быть искоренена дурная традиция «кормления», т.е. частного обогащения на публичной должности. Кроме преследования коррупции, нужно искоренить и кастовый дух.  В-четвертых, для отбора лучших людей в управление необходимо сочетать выборы с назначением. В-пятых, важно, чтобы социальный ранг соответствовал духовному рангу человека. Нужно, чтобы управленец мыслил не о личной, а о всенародно-государственной пользе. Актуален и вывод Ильина о том, что государство с неудачным ранговым отбором всегда будет слабым и неустойчивым. 

Государственная власть не может принадлежать никому, кроме уполномоченных правом лучших людьми, отвечающих этическому и политическому цензу. При этом, государственная власть, как и государство, кроме самоограничения правом, должна ограничиваться личностью каждого гражданина, т. е. иметь своим пределом сферу его духовной свободы и индивидуальной жизни. А воля гражданина должна свободно подчинятся законам государства, таким образом приравнивая, делая тождественными необходимость (долг) и свободу (принцип лояльности). И. А. Ильин рассматривает государство как средство, механизм для достижения всеобщего блага, построения рая на земле, как духовно-правовую общину, объединенную всеобщей целью, из которой проистекает его христианская (т. е. солидарная) деятельность, политика. В теории государства и права философ Ильин, говоря о формах правления, отдает предпочтение традиционному политическому институту в лице самодержавного монарха, не ограниченного эгалитарной демократией, и считает самодержавную монархию формой правового государства, т. е. «государства наилучшего благоприятствования». Таким образом, установление посттоталитарного государства, создание правового пространства, народного правосознания, выделение духовной аристократии, представители которой осуществят единую, сильную, авторитетную и праволичную государственную власть, опираясь на добровольность и законопослушание (лояльность граждан и их поддержку, правовую, политическую и хозяйственную свободу граждан, частную собственность, способствующую развитию государства, здоровый национализм, развитие духовной культуры, способствующей формированию свободной человеческой личности), разумнее осуществлять, по мнению философа, в рамках монархической формы правления, каковая для России предпочтительнее республиканской в силу объективно-исторических условий».

Ильин начинает свои рассуждения как бы "от обратного", ориентируясь на объективные условия существования западноевропейских стран: он прежде всего устанавливает, что в мире, в частности в Западной Европе, есть достаточно много стран, для которых вполне адекватны и приемлемы принципы либерализма и демократии, формального права и которые вовсе не нуждаются в сильной власти - это локальные особенности, которые не могут быть распространены на другие условия и другие страны.

Он скрупулезно  исследует и перечисляет эти  особенности и условия. Первое - малый  размер государства, небольшая территория: "Чем меньше государство по территории, тем легче ему обойтись без сильной власти. Пространство требует, чтобы излучения власти пронизывали, прорабатывали его; оно поглощает и ослабляет их действие. Чем большая территория подчинена единой власти, тем сильнее, тем авторитарнее должна быть эта власть, тем более она должна импонировать гражданам. Поэтому территориальные размеры России требуют сильной власти".

Второе - малочисленность  населения.

Третье - обилие средств сообщения (дороги, средства связи и прочее, неудовлетворительное состояние которых, а в больших странах это естественно и встречается очень часто, порождает разобщенность населения, различные трудности в общественной жизни, в том числе и проблемы в осуществлении эффективного управления).

Четвертое - слабая дифференциация страны (мононациональный, монокультурный состав населения; отсутствие или незначительные проявления различий национальных, языковых, религиозных, бытовых, климатических и прочих).

Пятое - свобода  от великодержавных задач (огромная, великая страна, с большим многонациональным населением, ответственная за его развитие и удовлетворение его интересов, за обеспечение экономического, культурного роста, за выполнение растущего числа внутренних и международных обязательств и договоров, за обеспечение своего места и роли в мире, своей национально-исторической миссии, конечно, в отличие от маленькой страны, не может обойтись без сильной, централизованной власти).

Шестое - высокий  уровень народного правосознания (чем выше уровень массового правосознания, уважения закона, тем легче осуществлять управление страной и при слабой власти, и, естественно, наоборот, чем ниже таковой уровень, чем выше преступность, чувство вседозволенности и общественный распад, тем более сильная власть нужна для эффективного управления - как ныне в России).

Седьмое - отсутствие военной угрозы.

Анализ Ильиным  феномена сильной власти исчерпывающий, глубокий, объективный, в первую очередь значимый, конечно, для России, особенно в нынешней ситуации. Это не просто рассуждения, гениального мыслителя, но всеобщий общественный закон: "Все законы общественной жизни могут быть выражены так: чем труднее народу дается государственное объединение и чем необходимее оно в данный период его истории, тем сильнее должна быть его государственная власть.

Информация о работе Иван Александрович Ильин "О сильной власти"