Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 07:50, контрольная работа
Система информационно-идеологического обеспечения внешней политики белорусской государства. История человеческой цивилизации свидетельствует, что с появлением института государства и присущей ему внешней политики и дипломатии одновременно появилась и публичная форма ее обоснования – внешнеполитическая пропаганда или «публичная дипломатия». Главным содержанием внешнеполитической пропаганды является государственная идеология, пропаганда же носит прикладной характер, являясь инструментом или способом распространения идеологии.
Минский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)» |
Минский филиал МЭСИ | ||||||
Кафедра гуманитарных наук
Контрольная работа по дисциплине __Основы Идеологии____ | |||||||
Тема |
|||||||
Избирательная система Республики Беларусь и идеологическое | |||||||
обеспечение выборов. | |||||||
Анализ источника (Э. Фромм «Концепция человека у К. Маркса»). | |||||||
Студент |
Нестерчик М.Д. ЗОЭЭ 11/3 |
||||||
Ф.И.О., № зачетки, группа |
подпись |
Дата | |||||
Руководитель |
Ст. препод. Максимчик А.Н. |
||||||
Ф.И.О. |
подпись |
Дата | |||||
Зарегистрировано на кафедре |
|||||||
Ф.И.О. |
Подпись |
Дата | |||||
Минск 2013 г. |
Введение.
Система информационно-идеологического обеспечения внешней политики белорусской государства .
История человеческой цивилизации свидетельствует, что с появлением института государства и присущей ему внешней политики и дипломатии одновременно появилась и публичная форма ее обоснования – внешнеполитическая пропаганда или «публичная дипломатия».
Главным
содержанием внешнеполитической пропаганды
является государственная идеология,
пропаганда же носит прикладной характер,
являясь инструментом или способом распространения
идеологии. Таким образом, внешнеполитическая
пропаганда представляет собой целенаправленную
деятельность государства, негосударственных
органов и общественных объединений, межправительственных
и международных организаций по распространению
на международной арене принадлежащей
им информации, разъяснению взглядов и
идей с целью обеспечения своих внешнеполитических
целей и задач, формированию положительного
имиджа государства и популяризации привлекательного
образа жизни страны, а также по нейтрализации
пропагандисткой деятельности противников
конкретного государства или общественного
движения (контрпропаганда).
Для обеспечения внутренней и внешней
поддержки целей и задач внешнеполитической
стратегии правительства государств постоянно
прибегают к манипулированию общественным
мнением. Первостепенная роль в этом принадлежит
внешнеполитической пропаганде. Практика
международных отношений не раз подтверждала
истину: «Тот, кто владеет информацией,
тот владеет миром». Роль внешнеполитической
информации и пропаганды особенно возрастает
в периоды международных кризисов или
обострения международной обстановки.
Особой остротой отличалось идеологическое
противостояние СССР и США на международной
арене в 40-80-х годов прошлого века В эпоху
«холодной войны» в Советском Союзе в
сфере духовной жизни царил строгий ригоризм,
основанный на монополии одной политической
партии – КПСС, господстве одной идеологии
– марксистско-ленинской. В стране действовали
лишь подконтрольные государству средства
массовой информации. Существовал режим
политической цензуры, который распространялся
на зарубежные СМИ, иностранную аудио-
и кинопродукцию. Режим цензуры предусматривал
глушение иностранных радиостанций.
В то же время следует
признать, что в целом эффективность советской
пропаганды в сравнении с западной была
невысокой. Этот разрыв еще больше усиливался
по мере развития телевидения и появления
новых информационных технологий, прежде
всего, Интернета.
Поражение
Советского Союза в идеологической войне
против США обусловило в итоге его поражение
и в холодной войне.
Новые методы западной пропаганды являются
ничем иным как новой формой использования
старого метода «промывания мозгов».
Избирательная система Республики Беларусь и идеологическое обеспечение выборов.
Настоящую
идеологическую экспансию против Республики
Беларусь развернули Соединенные Штаты
Америки и их западные союзники, причем
масштабы информационно-идеологического
воздействия на нашу республику поражают
и одновременно вызывают недоумение. Трудно
представить, как небольшое по масштабам
европейское государство может представлять
угрозу миру и безопасности в регионе
и непосредственно Соединенным Штатам
Америки – самому могущественному сегодня
государству в мире? Тем более, что Беларусь
неоднократно демонстрировала мировому
сообществу свою приверженность принципам
международного права, а последовательная
политика белорусского руководства в
области ядерного разоружения получила
всеобщее одобрение мировой общественности.
В республике сохраняется стабильная
социально-политическая обстановка, отсутствует
почва для этнических и религиозных конфликтов,
сохраняется невысокий уровень преступности.
Находясь на переднем рубеже борьбы с
нелегальной миграцией и наркоторговлей,
Беларусь проводит большую работу по обеспечению
безопасности восточных границ Европейского
союза. Принимая активное участие в международных
и региональных системах безопасности,
наша страна вносит свой вклад в укрепление
региональной безопасности и развитие
общеевропейского сотрудничества.
С целью оправдания мощного информационно-идеологического
давления Соединенные Штаты и их союзники
выдвигают в адрес белорусских официальных
властей надуманные обвинения в нарушении
в Беларуси прав человека, ущемлении права
свободы деятельности СМИ, несоблюдении
принципов избирательной системы и другие
доводы. В конечном итоге названные обвинения
стали основанием для грубого вмешательства
США и стран Запада во внутренние дела
нашей страны. В США из года в год не прекращаются
попытки протащить через конгресс пресловутый
акт о демократии в Беларуси, предусматривающий
выделение на насильственную «демократизацию»
нашей страны около 50 миллионов долларов.
Каковы же истинные цели информационной
войны США и Запада против суверенной
Беларуси? Четкий ответ на этот вопрос
дал Президент Республики Беларусь А.Г.
Лукашенко: «Истинной целью атак на нашу
страну является, в первую очередь, белорусско-российская
интеграция, наш союз». Действительно,
сегодня Беларусь выступает генератором
интеграционных процессов на территории
бывшего СССР, и союз Беларуси и России
может стать ядром возрождения нового
центра силы, каким в свое время был Советский
Союз. Более того, есть все основания говорить,
что Беларусь сегодня выдвинулась на великую
роль духовного лидера восточно-европейской
цивилизации. Народы России и Украины,
других стран смотрят на нашу страну как
на пример последовательной и самостоятельной
политики. Естественно, что самостоятельная
внешняя и внутренняя политика, проводимая
руководством Беларуси, не может устраивать
ни Запад, ни, в первую очередь, США. Став
после распада СССР единственной в мире
сверхдержавой, Соединенные Штаты делают
все, чтобы сохранить за собой этот статус.
Конечной целью политики США по насильственной
«демократизации» Беларуси является смена
нынешнего руководства Беларуси и последующая
корректировка курса внутренней и внешней
политики нашей страны в направлении,
выгодном Белому дому и странам Запада.
Важная роль в достижении обозначенной
выше цели отводится внешнеполитической
пропаганде США и западных стран. При этом
следует отметить важную особенность
современной идеологической войны: в большинстве
публикаций западных СМИ, как правило,
не делается различий между национальной
принадлежностью граждан бывших советских
республик, все они называются русскими,
которым якобы присущи такие черты, как
тяга к разрушению, склонность к жестокости
и насилию. Так, в сознании американцев
и европейцев формируется образ белорусов,
россиян, украинцев и других представителей
стран СНГ как некий симбиоз необузданной
ущербной общности людей с хватательными
рефлексами. Парадоксально, но факт: сегодня
в западных СМИ и общественном мнении
Запада формируется образ Беларуси, России,
других стран СНГ в более негативном свете,
нежели в самые сложные периоды холодной
войны и советско-американского противостояния.
Среди основных целей и задач США и их
союзников, которых они добиваются в ходе
информационно-идеологического прессинга
Беларуси, выделяются следующие: внедрение
в массовое сознание белорусов мысли о
безнадежности положения страны, об отсутствии
перспективы достичь уровня развитых
стран, необходимости подчиниться мировым
лидерам; формирование ложных стереотипов,
изображающих белорусский народ как необразованный
и нуждающийся во влиянии более «продвинутых»
наций; навязывание западной (в первую
очередь, американской) системы духовных
ценностей, пропаганда ее преимуществ
перед белорусской национальной культурой,
которая якобы тормозит процесс модернизации
белорусского общества; критика руководства
Беларуси как антидемократичного режима,
виновного в ухудшении отношений с Западом;
дискредитация внутренней политики Республики
Беларусь, формирование образа нашей страны
как государства с тоталитарным режимом;
представление политики руководства Беларуси,
направленной на углубление интеграции
с Россией как предательство национальных
интересов, добровольный отказ от национального
суверенитета; создание позитивного имиджа
внутренней оппозиции как истинно патриотической
силы страны, пользующейся поддержкой
передовой части белорусского общества.
Важную роль в осуществлении идеологической
войны против Беларуси Запад отводит представителям
белорусской оппозиции и оппозиционным
средствам массовой информации, которые
финансируются различными зарубежными
фондами. По имеющимся сведениям, объем
финансовой поддержки оппозиционных СМИ,
руководствующихся известным принципом
«чем хуже, тем лучше», многократно превышает
средства, выделяемые из бюджета республики
на поддержку государственных средств
массовой информации. Важной формой отработки
зарубежных грантов является участие
редакторов и ведущих журналистов белорусских
оппозиционных СМИ в различного рода семинарах,
на которых представители «независимых»
средств массовой информации получают
программные установки и конкретные инструкции.
Неудивительно, что красной нитью через
публикации белорусских оппозиционных
СМИ проходит идея самобичевания и поношения
своей страны при одновременной идеализации
Запада. Авторы этих публикаций словно
забыли о тех бедствиях и страданиях, которые
принести народам Гренады, бывшей Югославии,
Ирака войны, развязанные Соединенными
Штатами и их союзниками в обход ООН и
в нарушение принципов международного
права.
Следует подчеркнуть, что особую активность
информационно-идеологическая деятельность
западных стран приобретала в периоды
наиболее важных событий в политической
жизни Беларуси. Примером этого может
служить массированное идеологическое
давление США и их союзников на руководство
нашей страны накануне проведения президентских
выборов 2001 года. Так, за месяц до начала
указанных выборов Хельсинкская комиссия
США по безопасности и сотрудничеству
в Европе (названная комиссия является
государственной структурой, в состав
которой входят сенаторы, депутаты Палаты
представителей, высшие чиновники Госдепартамента
и ряда других министерств) опубликовала
специальное заявление, в котором итоги
президентских выборов в Беларуси объявлялись
незаконными и недемократичными. Открыто
выступило в поддержку оппозиционных
сил в республике руководство миссии ОБСЕ
в Минске. Так, руководитель миссии посол
Вик грозил Беларуси международной изоляцией,
исключением из состава Парламентской
ассамблеи ОБСЕ, а саму миссию он фактически
превратил в штаб белорусской оппозиции.
Сценарий пропагандисткой кампании оппозиции
на период выборов детально обсуждался
на специальных семинарах с участием представителей
белорусской оппозиции в Вильнюсе, Варшаве,
Белостоке, Братиславе, и на их организацию
были потрачены немалые деньги. Важным
звеном идеологического давления США
на Беларусь стал литовский филиал «Радио
Свобода/Свободная Европа» – радиостанция
«Балтийские волны». Финансируемая конгрессом
США, названная радиостанция расширила
объем вещания на территорию Беларуси,
при этом основным содержанием ее передач
стало разъяснение населению посткоммунистических
государств и стран с тоталитарными режимами
преимуществ открытого, демократического
общества. Значимые усилия прилагались
руководством США и западных стран, чтобы
сорвать участие в выборах иностранных
наблюдателей. Однако усилия Запада по
срыву выборов главы белорусского государства
либо его замены полностью провалились,
завершившись убедительной победой А.Г.
Лукашенко. «Югославский» вариант смены
политического руководства в Беларуси
не прошел. Нынешняя власть еще раз доказала
приверженность демократическим принципам
государственного строительства, продемонстрировала
политическую волю и способность противостоять
вмешательству во внутренние дела страны,
в том числе и в информационно-идеологической
сфере. Немалая заслуга в этом принадлежала
эффективно сработавшей государственной
системе пропаганды и контрпропаганды.
Вышеперечисленные действия США и дипломатических
представителей Запада во время выборов
главы белорусского государства нельзя
расценить иначе как попытки открытого
вмешательства во внутренние дела суверенного
государства.
Одним из итогов провала планов Запада
по смещению высшего белорусского руководства
стало появление положительных тенденций
в отношениях между Беларусью и рядом
европейских стран. Вместе с тем действия
администрации США и ряда западных стран
после выборов Президента Беларуси дают
основания полагать, что Республика Беларусь
и впредь будет оставаться одним из основных
объектов информационно-идеологического
воздействия Соединенных Штатов и Запада.
Вышесказанное говорит о необходимости
совершенствования и активизации информационно-идеологического
обеспечения внешней политики Республики
Беларусь. У Беларуси, ничуть не меньше
чем у любого другого государства, включая
Соединенные Штаты Америки, прав и оснований
заботиться о своем суверенитете и имидже.
Решение задач информационно-идеологического
обеспечения внешней политики Республики
Беларусь требует системного подхода,
который подразумевает наличие концепции
и инструментов ее реализации, планирования
и координации деятельности соответствующих
государственных и общественных институтов.
В этой связи следует подчеркнуть, что
система информационно-идеологического
обеспечения внешней политики в нашей
стране в принципе создана. Ядром этой
системы является Министерство иностранных
дел Беларуси. Кроме этого организационно
в структуру этой системы входят министерства
информации, культуры, образования, спорта
и туризма, Государственная национальная
телерадиокомпания, Белорусское телетайпное
агентство, другие органы государственного
управления и общественные организации,
занимающиеся формированием положительного
имиджа нашего государства на международной
арене.
Ключевая роль в информационном обеспечении
внешней политики Республики Беларусь
принадлежит Управлению информации Министерства
иностранных дел Беларуси. Именно это
Управление совместно с другими подразделениями
заинтересованных министерств и ведомств
ежегодно разрабатывает Государственную
программу информационного обеспечения
внешнеполитической и внешнеэкономической
деятельности страны. Согласованный вариант
указанной программы утверждается правительством
страны.
Данная программа включает в себя такие
направления как издательская деятельность,
в том числе подготовка и распространение
печатной, аудио- и видеопродукции о Республике
Беларусь за рубежом, размещение информации
о нашей стране в глобальной компьютерной
сети Интернет, распространение информационных
материалов о Беларуси по дипломатическим
каналам, информационное обеспечение
официальных визитов. В соответствии с
названной программой в республике издаются
ежемесячные журналы "Беларусь" (на
английском языке), "Вестник внешнеэкономических
связей" (на русском языке), ежеквартальный
журнал "Беларусь и предпринимательство"
(на английском и немецком языках). Эти
издания получили высокую оценку за рубежом,
широко используются белорусскими загранучреждениями
при проведении семинаров, встреч, визитов
правительственных делегаций. Важную
роль в информировании зарубежной общественности
и, в первую очередь, наших соотечественников,
живущих за рубежом, о ситуации в Беларуси
выполняет газета «Голас радзiмы». В рамках
программы также издаются статистические
сборники и материалы об основных показателях
социально-экономического развития Республики
Беларусь (на русском и английском языках,
в электронной и печатной версиях), другая
справочно-информационная литература.
Указанные материалы распространяется
белорусскими загранучреждениями в государствах
пребывания, на международных форумах,
выставках и конференциях, среди дипломатических
представительств, аккредитованных в
Республике Беларусь.
Важнейшим направлением Государственной
программы информационного обеспечения
внешнеполитической и внешнеэкономической
деятельности является использование
сети Интернет. Сегодня созданы, функционируют
и регулярно обновляются веб-страницы
Правительства страны, Администрации
Президента, МИД, других заинтересованных
министерств и ведомств, облисполкомов,
белорусских загранучреждений, крупнейших
товаропроизводителей страны.
Одним из важнейших направлений информационно-идеологического
обеспечения внешнеполитических интересов
Беларуси является сотрудничество в информационной
сфере с Российской Федерацией и ее регионами.
Примером активной и результативной работы
по продвижению внешнеполитических и
внешнеэкономических интересов нашей
страны, укреплению и расширению позиций
Беларуси на российском информационном
поле служит деятельность посольства
Беларуси в Москве. Эта деятельность включает
информационно-аналитическую и оценочно-прогнозную
работу, постоянный мониторинг информационного
рынка России и анализ ситуации в российских
СМИ, анализ тенденций в освещении российскими
СМИ белорусской тематики, организацию
сотрудничества с государственными органами
и официальными лицами России, курирующими
прессу, а также с иностранными журналистами,
аккредитованными в Москве. Посольство
не только анализирует и прогнозирует
ситуацию на информационном поле России,
но и стремится воздействовать на нее.
В результате белорусским диппредставительством
установлены тесные двусторонние связи
с информационными структурами исполнительной
и законодательной власти в центре и почти
во всех регионах России, налажено сотрудничество
более чем со 100 федеральными и региональными
СМИ. Посольство выступило инициатором
создания на РТР телепрограммы «Москва-Минск»,
активно принимает участие в выпуске вкладыша
«Союз: Беларусь–Россия», выходящего
в «Российской газете», и вкладыша «Союзное
вече», выпускаемого «Парламентской газетой».
При участии посольства регулярно выходят
материалы по интеграционной тематике
еще в семи центральных российских газетах,
трех информагентствах и ряде российских
ведущих журналов. Важной составляющей
информационной работы посольства является
работа с белорусской диаспорой. С этой
целью в загранучреждении создана система
информирования белорусов, проживающих
на территории России о событиях в политической,
экономической и культурной жизни страны.
Результатом продуманной и энергичной
работы посольства с российскими СМИ стало
то, что о Беларуси российские журналисты
пишут и говорят гораздо больше, чем о
других бывших постсоветских республиках.
Важным фактором успешной интеграции
нашей страны во всемирное информационное
пространство, объективного и оперативного
информирования общественности других
стран о процессах, происходящих в нашем
государстве, является расширение договорно-правовой
базы международного сотрудничества Беларуси
в сфере печати и информации. К настоящему
времени Республика Беларусь заключила
международные соглашения о сотрудничестве
в области печати и информации с Россией,
Украиной, Молдовой, Казахстаном, Арменией,
Сирией, Кипром, Египтом. В рамках ЕврАзЭС
подписано соглашение о сотрудничестве
в распространении массовой информации.
Несмотря на определенные успехи, достигнутые
Министерством иностранных дел, белорусскими
загранучреждениями и другими заинтересованными
министерствами и ведомствами страны
в информационно-идеологическом обеспечении
внешнеполитического и внешнеэкономического
курса Беларуси, в этом направлении предстоит
сделать еще немало. Следует признать,
что сегодня, большинство информации о
Республике Беларусь международная общественность
получает из средств массовой информации
и информационных агентств западных государств,
которые часто интерпретируют события,
происходящие в Беларуси, весьма необъективно.
Явно недостаточно представлена наша
страна в сети Интернет. Официальные белорусские
сайты в Интернете пока не в состоянии
решить эту проблему. Так, по данным МИД,
посещаемость его веб-страницы составляет
не более 5 тыс. подключений в месяц. Между
тем процессы глобализации обостряют
конкуренцию между странами в области
распространения информации о своих национальных
возможностях и конкурентных преимуществах.
В этой связи белорусской дипломатической
службе, другим заинтересованным органам
государственного управления страны предстоит
решить важную задачу, поставленную Главой
государства в сфере информационно-идеологического
обеспечения внешней политики: донесение
правдивой информации о нашем государстве,
отставание благожелательного образа
Беларуси в мировом информационном пространстве,
обеспечение общественных симпатий к
нашему государству в мире.
Практика внешнеполитической деятельности
Республики Беларусь настоятельно требует
разработки национальной концепции информационно-идеологического
обеспечения внешней политики нашего
государства. Опыт информационного обеспечения
важных внешнеполитических акций ведущими
государствами мира говорит о целесообразности
создания специального государственного
органа управления, функции которого заключались
бы в определении стратегии и тактики
информационно-идеологического обеспечения
внешней политики и одновременно в координации
деятельности государственных органов
управления и общественных организаций
страны в указанной выше области.
Анализ внешнеполитической деятельности
США и ведущих стран Запада убедительно
доказал эффективность неофициальной,
публичной дипломатии. Подобный опыт целесообразно
взять на вооружение и белорусской дипломатии,
шире привлекая к внешнеполитической
деятельности общественные организации
страны и представителей белорусской
диаспоры. В самой же информационно-идеологической
работе по обеспечению внешнеполитической
деятельности упор следует перенести
с внешнеполитической пропаганды на внешнеполитическое
информирование.
Не менее важным представляется осознание
роли информационных технологий (в первую
очередь, сети Интернет) в формировании
и обеспечении внешнеполитического курса
суверенной Беларуси. Нашей стране нужны
мобильные информационные центры подобно
ЮСИА, а в ближайшей перспективе, чтобы
не отстать от других стран, нам необходимо
разработать и принять национальную концепцию
информационной безопасности.
Заключение.
Таким образом, создание в полном объеме
эффективно действующей системы информационно-идеологического
обеспечения внешней политики позволит
Республике Беларусь должным образом
обеспечить свои национальные интересы,
прочные и авторитетные позиции в мировом
сообществе.
Анализ источника (Э. Фромм «Концепция человека у К. Маркса»).
Работа Э.Фромма с названием "Концепция человека у К.Маркса" ( "Marx's Concept of Man" ) вышла отдельным сборником в 1961 г. и содержала статью Фромма и ранние произведения К.Маркса. Публикация этого сборника была вызвана тем, что Фромм в это время вступил в Социалистическую партию США и попытался создать для нее новую программу, ориентированную на "гуманистического" Маркса. И тут выяснилось, что в Америке периода "холодной войны" и антикоммунизма вообще не было английского перевода ранних работ Маркса ( только в 1959 г. в Англии появился перевод, сделанный в Советском Союзе ). Таким образом, Фромм в своем сборнике "Marx's Concept of Man" осуществил первую публикацию важнейших частей "Экономическо-философских рукописей 1944 года" и "Немецкой идеологии" (18451846). Перевод был сделан Т.Б.Боттомором, английским социологом неомарксистской ориентации, с которым Фромм был в большой дружбе. Впечатление от этой публикации в США было огромным, а Фромм стал крупнейшей фигурой для американских неомарксистов. В своих работах "Концепция человека у Маркса" и "Из плена иллюзий" Фромм раскрыл особенности философско-антропологического мышления Маркса, показав, что для него история человечества это, прежде всего, летопись постоянного развития человека и одновременно растущего отчуждения. Весьма перспективно и оригинально истолковывая марксистское учение, американский философ отмечал, что отчужденный человек не только чужд другим людям, но лишен чело вечности как в естественном, природном, так и в духовном смысле. Такое отчуждение от человеческой сущности ведет к экзистенциальному эгоизму и формулируется как превращение человека в средство своего индивидуального существования. В процессе отчуждения человек в известном смысле лишается даже своего тела и окружающей его природы, а также своего духовного "Я", себя самого как человеческого существа.
Заключение.
Фромм показал огромную разницу между взглядами Маркса и воззрениями коммунистов тоталитарного толка. Человечность человека никогда не должна служить лишь средством для государства, класса или нации. Отчуждение ведет к переоценке всех ценностей. Человек является пленником тех политических институтов, которые сам же создал.
Хотя Фромм и отдал дань наивному социальному прожектерству, его оценки различных социальных процессов отличаются исторической дальновидностью, а многие идеи носят характер провозвестия. Фромм был в числе первых исследователей, обратившихся к диагностике тоталитарного общества, причем не только нацистского, но и казарменно-социалистического. В отличие от многих исследователей, которые считали нацизм случайным отклонением от исторической магистрали, Фромм показал стойкость и воспроизводимость тоталитаризма как политической практики и типа мышления. Предупреждения Фромма содействовали отрезвлению социально-философской и политической мысли, оказали воздействие на изучение феномена деспотии.
Список использованной
1. Фромм Э. Душа человека. М., 1992. ( включает работы "Искусство любить", "Душа человека", "Забытый язык", "Концепция человека у Маркса" и др. )
2. Фромм Э. Иметь или быть ? М., 1986.
3. Критическая статья д-ра фил. наук П.С. Гуревича в книге Э. Фромма "Бегство от свободы" (М., 1990)
4.
Современная западная
Информация о работе Избирательная система Республики Беларусь и идеологическое обеспечение выборов