Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 19:15, реферат
Мажоритарная избирательная система – один из видов избирательных систем, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются; применяется во многих странах, в том числе и в России.Мажоритарная избирательная система имеет свои разновидности и состоит в следующем. Территория государства или предстательного органа разбивается на территориальные единицы – от каждой избирается чаще один, но порой два и более депутата.
Камнем преткновения и непрекращающихся споров является данная двухступенчатая система выборов президента с использованием коллегии выборщиков. В Конгрессе за всю историю США было предпринято более 600 попыток изменить или поправить существующее положение с целью его упрощения и рационализации.
Для внесения поправки в конституцию о прямых выборах президента необходимо заполучить две трети голосов в каждой палате Конгресса, но самое непреодолимое - это то, что необходима ратификация данной поправки тремя четвертями штатов, многих из которых устраивает нынешняя ситуация.
Избирательная система Республики Казахстан
Избирательная система и избирательное право имеют одинаковое значение.
Термин «избирательное право» употребляется в двух смыслах в объективном и субъективном. Под избирательным правом в общественном смысле следует понимать совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах представительных органов власти, организацию и правоведение выборов, взаимоотношения между избирательными и представительными учреждениями, порядок отзыва депутатов.
Избирательная система - это система правовых норм, т.е. конституционно-правовые, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления.
Вопросы избирательной системы в Казахстане были урегулированы Конституционным законом от 28 сентября 1995г. с изменениями и дополнениями от 19 июня 1997г., от 8 мая 1998г., от 6 ноября 1998г., от 6 апреля 1999г. и от 28 июня 1999г. «О выборах в РК».
Под избирательным правом в субъективном смысле понимается конкретное право лица участвовать в выборах. Избирательное право в субъективном смысле означает право граждан избирать представительные органы власти и самоуправления должностных лиц (активное избирательное право) и быть избранными в эти органы или на соответствующие государственные посты (пассивное избирательное право).
Например: Гражданин РК, достигший 18 лет может участвовать в выборах Президента РК, депутатов Мажилиса Парламента РК, но не может быть избранным из-за барьера. Баллотироваться кандидатом в депутаты Мажилиса он имеет право, когда ему исполнится 25 лет, а кандидатом в Президенты по достижении 40 лет. Между избирательным правом и избирательной системой существует неразрывная связь. Их нельзя противопоставить, но и нельзя отождествлять.
Избирательная система отличается от избирательного права, она представляет собой, следовательно, не совокупность правовых норм, а результат правового регулирования фактических общественных отношений, которые получают своё выражение в установленном порядке организаций и проведения выборов в органы государственной власти.
С юридической точки зрения избирательная система - это способ определения результатов голосования, а с политической - инструмент, с которым правящий класс добивается большинства мест в представительных учреждениях.
В широком смысле избирательная система - это упорядоченные общественные отношения, связанные с выборами органов публичной власти, составляющие порядок выборов.
В узком же смысле этот термин «избирательная система» рассматривается как способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избираемых и других уполномоченных лиц.
Избирательные органы
Подготовку и проведение выборов в РК организуют государственные избирательные органы. Эти органы образуют единую систему. В единую систему государственных органов входят: центральная избирательная комиссия РК, территориальные избирательные комиссии, окружные избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии. Срок полномочий избирательной комиссии составляет 5 лет.
Центральная избирательная комиссия (ЦИК) возглавляет единую систему избирательной комиссии РК и является постоянно действующим органом. Он состоит из председателя, заместителя, председателя, секретаря и членов комиссии, избирательных и освобождаемых от должности Мажилиса Парламента по представлению Президента РК.
ЦИК наделён следующими полномочиями: осуществляет контроль на территории РК за исполнением законодательства о выборах, обеспечивает единообразное применение этого законодательства, организует подготовку и проведение выборов Президента и депутатов Мажилиса Парламента, руководит организацией и проведением выборов депутатов Сената Парламента, образует избирательные округа по выборам депутатов Мажилиса Парламента, регистрирует депутатов в Президенты, их доверенных лиц и инициативные группы, публикует в средствах массовой информации сообщения о регистрации кандидатов, подводит итоги выборов Президента и депутатов Парламента, публикует сообщения об этом, назначает очередные и внеочередные выборы маслихатов.
Есть такие комиссии как :территориальные, окружные, участковые.
Предвыборная агитация
Создание условий для предвыборной агитации является гарантией демократической организации и проведения выборов.
Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и заканчивается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню выборов. Право на поведение предвыборной агитации имеют граждане РК, обладающие активным избирательным правом, общественные объединения. Предвыборная агитация осуществляется различными путями. Используются средства массовой информации, проводятся различные предвыборные мероприятия, собрания, встречи, с избирателями, публичные предвыборные дебаты и дискуссии, митинги, шествия, демонстрации. Запрещается проводить предвыборную агитацию воинским частям, военным учреждениям и организациям, членам избирательной комиссий.
С момента регистрации в избирательную комиссию кандидаты имеют право на агитацию и пропаганду своей предвыборной программы в средствах массовой информации.
Для проведения публичных предвыборных мероприятий избирательная комиссия выделяет кандидатам равную сумму денежных средств. К предвыборным программам кандидатов в Президенты, депутаты Парламента, маслихатов, члены органов местного самоуправления предъявляются определённые требования.
Кандидаты вправе иметь денежных лиц, которые помогают кандидатам в проведении предвыборной агитации. Избирательные комиссии ведут предвыборную агитацию, представляют интересы кандидатов в отношениях с государственными органами, организациями, общественными объединениями, избирательн6ыми комиссиями.
ФЕДЕРАЛИЗМ
И ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА В ГЕРМАНИИ
Федеративная Республика Германия является
одной из стран, обладающих уникальным
опытом построения демократического,
правового, социального федеративного
государства." Федерализм, -- отмечает
известный немецкий государствовед М. Боте,
-- выступает как форма, которая позволяет
в границах большого государственного
образования сохранять исторически сложившееся
многообразие и своеобразие традиций,
обычаев и культуры различных групп и
слоев населения или наций". Конкретное
воплощение идей федерализма, было найдено,
в частности, в бундесрате и соответствующем избирательном
законодательстве.
Согласно Основному закону ФРГ бундесрат
является одним из пяти постоянных конституционных
органов страны, наряду с федеральным
президентом, бундестагом, федеральным
правительством и федеральным конституционным
судом. В российской политологической
и государствоведческой литературе его
нередко рассматривают в качестве второй
палаты единого германского парламента.
Конституция ФРГ однозначно определяет,
что законы страны принимаются бундестагом,
а Бундесрат призван выполнять контрольные
функции, играть роль своего рода тормоза
в случае принятия скоропалительных законопроектов,
оказывать влияние на решения бундестага
и федерального правительства. Имея статус
органа Федерации и не являясь земельным
органом или "земельной палатой"
в собственном смысле слова, бундесрат
отражает один из основных принципов федерализма
-- единство в многообразии.
Элементы федеративного устройства Германии
были заложены еще в первой федеральной
конституции 1871 г., констатировавшей завершение
процесса объединения страны. Этим актом,
в частности, предусматривалось создание
бундесрата как федералистско-монархического
правительственного органа, формирующегося
из представителей правительств вошедших
в состав объединенной Германии государств.
Обладая правом абсолютного вето, бундесрат
тех лет выполнял функции верхней палаты
федерального парламента.
В годы Веймарской республики роль федерального
органа стал играть рейхсрат. Полномочия
этого политического института, по сравнению
с прежним бундесратом, были существенно
ограничены, в частности, он был лишен
права абсолютного вето. С приходом к власти
национал-социалистов Германия по сути
дела превратилась в жестко централизованное
унитарное государство. Традиция федеративного
развития страны оказалась прерванной.
Ее восстановление началось лишь после
краха нацистского режима.
Начавшаяся в 1946 г. разработка нового Основного
закона страны проходила в обстановке
ожесточенных споров между поклонниками
сенатской модели формирования федерального
органа и сторонниками восстановления
традиционных для Германии форм. В ходе
долгих дискуссий был найден компромиссный
вариант, предполагающий сохранение традиционных
принципов формирования данного федерального
органа при существенном сокращении сферы
его компетенции. Эта модель, известная
как "смягченный вариант бундесрата",
и была закреплена Конституцией ФРГ 1949
г.
Согласно Основному закону ФРГ, бундесрат
состоит из членов земельных правительств
*. Он не является выборным органом и не
связан какими-то сроками полномочий.
Состав бундесрата ретируется постепенно,
по мере выборов в ландтаги (местные представительные
органы) земель и формирования земельных
правительств. Видимо, по этой причине
бундесрат иногда называют "вечным
федеральным органом".
Конституционно-правовой статус членов
бундесрата во многом отличен от статуса
депутатов бундестага, т.е. собственно
парламента. Постоянные члены бундесрата
и их заместители
подчинены своему земельному правительству
и при голосовании обязаны отражать его
точку зрения. Члены бундесрата не обладают
парламентской неприкосновенностью и
лишены значительной части льгот, предоставляемых
депутатам бундестага.
Работа бундесрата протекает главным
образом в комитетах, которых в настоящее
1ремя насчитывается семнадцать. Сфера
полномочий таких комитетов в основном
соответствует разделению функций между
министерствами и ведомствами. В каждом
из комитетов земли имеют по одному голосу,
направляя туда по одному члену бундесрата,
как правило, тех, чья деятельность в земельном
правительстве соответствует профилю
того или иного комитета.
Правовой статус включения бундесрата
в законодательный процесс Федерации
закреплен в статьях 50, 77 и ряде других
статей Основного закона ФРГ. Согласно
Конституции, бундесрату, совместно с
бундестагом, предоставлено право избирать
членов федерального Конституционного
суда. Генеральный прокурор ФРГ может
назначаться лишь с согласия бундесрата.
В случае, если федеральный президент
не в состоянии исполнять свои обязанности,
их берет на себя президент бундесрата.
На рассмотрение бундесрата передаются
все законопроекты, принятые бундестагом.
Те из них, которые затрагивают компетенцию
земель (примерно каждый второй законопроект,
в т.ч. законодательные акты по бюджетным
и налоговым вопросам, по
вопросам территории и границ земель,
структуры и организации земельных властей,
образования и культуры), должны получить
одобрение этого органа.
Бундесрат обладает серьезными правами
и в области управления Федерацией. Так,
в частности, он имеет возможность до определенной
степени контролировать правительство.
Последнее, согласно ст.53 Конституции
ФРГ, обязано информировать бундесрат
о своих текущих делах, включая вопросы
социально-экономического положения страны,
обороны и внешней политики.
Федеративное государственное устройство,
по модели ФРГ, предполагает, что при выполнении
своих функциональных задач центр и федерированные
единицы взаимно контролируют и дополняют
друг друга. В этом взаимозависимом процессе
бундесрату отведена роль противовеса
(своего рода контрвласти) по отношению
к бундестагу и федеральному правительству
и одновременно связующего звена между
Федерацией и землями. Осуществление этих
функций идет по следующим основным направлениям:
-- через бундесрат земли напрямую представляют
свои интересы перед Федерацией;
-- посредством бундесрата земли участвуют
в законодательном процессе Федерации
в целом, компенсируя тем самым ограниченность
собственных компетенции;
-- бундесрат обеспечивает землям трибуну
для обмена политическим и управленческим
опытом;
-- участвуя в работе бундесрата, земельные
политики берут на себя обязательства
в качестве федеральных политиков и тем
самым несут ответственность за дела всего
государства.
Особое место среди политических институтов,
обеспечивающих успешное функционирование
германской федеративной системы, занимает
т.н. согласительный
комитет,созываемый по инициативе бундесрата,
бундестага либо правительства страны
для урегулирования противоречий между
этими тремя конституционными органами.
Состав комитета формируется за счет членов,
делегируемых бундестагом и бундесратом
(по 16 от каждой стороны). Примечательно,
что во время работы в согласительном
комитете члены бундестага и бундесрата
не обязаны выполнять указания делегировавших их органов
(члены бундесрата освобождаются также
от обязанности подчиняться решениям
своих земельных правительств), выступая
в качестве независимых политиков.
Согласительные комитеты - относительно
новый инструментарий германского законодательства
и потому они нередко подвергаются критике.
Их, в частности, обвиняют в том, что они
пытаются играть роль "третьей ветви"
высшей законодательной системы и, игнорируя
волю компетентного парламентского большинства,
выступать в качестве некоего "надпарламентского
образования".
В 1951 г. Федеральное правительство заложило
в свой регламент положение о ежегодных
совещаниях канцлера с главами земельных
правительств для обсуждения важнейших
политических, экономических, социальных
и финансовых вопросов Федераций и земель.
Среди других институтов “федерализма
сотрудничества” можно назвать конференции
президентов земельных парламентов, совещания
премьер-министров различных земель, а
также институтов земельных представительств
в Бонне.
К важным элементам германского федеративного
устройства относится и избирательная
система страны, через которую проводятся
интересы как Федераций в целом, так и
конкретных земель. Конституцией ФРГ установлено,
что выборы во все народные представительства
являются общими, прямыми, свободными
, равными и тайными. Выборы в бундестаг
производятся на основе одного из вариантов
пропорциональной системы - т.н. персонализованного
пропорционального представительства,
отражающего федеративный принцип построения
государства: границы избирательных округов
для голосования по партийным спискам
соответствуют границам федеральных земель,
что обеспечивает региональное представительство
не только в бундесрате, но и в парламенте.
Все остальные аспекты избирательной
системы определяются землями и Федерацией
самостоятельно, на основе соответствующих
законов.
Существенные различия наблюдаются и
в структуре, функциях и полномочиях органов,
участвующих в законодательном процессе
на уровне отдельных земель. Особенно
показателен в этом отношении пример Баварии.
Бавария является единственной землей,
парламент которой состоит из двух частей:
ландтага и сената, представляющего социальные,
экономические и культурные соединения.
Важное место в избирательной системе
ФРГ отведено т.н. "пятипроцентной оговорке",
согласно которой представительство в
бундестаге, ландтагах и других выборных
органах получают только те партии, которые
набрали на выборах не менее 5% голосов
избирателей. Но и этот порог вряд ли можно
считать обязательным для всех земель
и всех типов выборов.
В последние годы в ФРГ наблюдается все
большее усиление земельного начала в
политической жизни страны. Считается,
что данный процесс, получивший в политологической
литературе название процесса рефедерализации
объединенной Германии, был инициирован
в декабре 1990 г. принятием т.н. "Мюнхенского
заявления". В этом документе, подписанном
премьер-министрами 16 федеральных земель,
подчеркивалось значение федерализма
для дальнейшего развития Германии и Европы
и отмечалось, что для разрешения проблем
новых земель и преодоления сложностей,
вызванных объединением государства,
на немецкий федерализм возлагается обязанность
"показать себя с лучшей стороны"
(2, с. 69).
Только федеративное государство и его
институты, считают немецкие политики
и ученые, в состоянии нейтрализовать
негативные последствия прихода к власти
на уровне Федерации или в конкретной
земле радикальной партии любой окраски,
не дать им принять разрушительные формы.
Попытки такого рода партии провести соответствующие
ее политическим установкам "преобразования"
в рамках всей страны могут быть остановлены
и скорректированы таким федеральным
конституционным органом, как бундесрат.
Земельные правительства на основе своих
конституций также располагают действенными
правовыми рычагами, позволяющими предотвратить
радикализацию политики отдельных земель.
Опыт федерализма в ФРГ показывает, что
вопросы распределения политической власти,
взаимоотношений между Федерацией и землями,
снятия противоречий между различными
государственными институтами могут решаться
исключительно конституционно-правовыми
методами урегулирования. Эффективное
взаимодействие федерации и земель обеспечивает
целостность страны и стабильность в обществе,
оберегает конституционно-демократический
строй от рецидивов тоталитарного прошлого
с его жесткой унитарностью, гарантирует
избирателю на федеральном, земельном
и коммунальном уровнях право на активное
участие в процессе принятия государственных
решений на благо отдельного гражданина
и всего общества.
Избирательная система в Японии
В Японии используется смешанная избирательная система.
В соответствии со ст. 15 конституции "народ обладает неотъемлемым правом избирать публичных должностных лиц и отстранять их от должности", при этом "гарантируется всеобщее избирательное право для совершеннолетних и тайна голосования". Конституция закрепляет другие принципы выборов: недопущение дискриминации на основе расы, религии, пола, социального положения и происхождения, образования, имущественного положения или доходов (ст. 44); все важные вопросы, касающиеся выборов, определяются только законом.
В соответствии с законом активным избирательным правом обладают японцы, достигшие двадцатилетнего возраста, прожившие в избирательном округе не менее трех месяцев и внесенные в список избирателей (списки ежегодно обновляются к 15 сентября).
Право быть избранным в палату представителей наступает с 25 лет, а в палату советников по достижении 30-летнего возраста. Кандидаты в члены палаты представителей должны внести избирательный залог в размере 3 млн. иен. Залог не возвращается, если кандидат не набрал пятой части голосов от квоты в данном округе, которая определяется делением действительных в округе голосов на число причитающихся в нем мест. Кандидаты в палату советников должны внести 2 млн. иен; сумма удваивается, если кандидаты выдвинуты списком. В некоторых случаях возможен возврат избирательного залога; так независимый кандидат, чтобы получить свой залог обратно, должен собрать восьмую часть голосов от квоты, которая определяется таким же образом, как и квота при выборах в нижнюю палату. Палата представителей избирается на 4 года в количестве 512 человек. В настоящее время число членов этой палаты уменьшено до 500.
Верхняя палата -- палата советников избирается в количестве 252 депутатов сроком на 6 лет, причем через каждые три года 1/2 состава советников переизбирается. Сто пятьдесят два советника избираются от округов на базе префектур и в столице по той же системе, что и депутаты палаты представителей. Остальные 100 советников избираются по системе пропорционального представительства.
Другими словами, вся палата представителей и большая часть палаты советников формируются по так называемой системе "единого непередаваемого голоса", обязывающей политические партии быть очень внимательными к численности выдвигаемых в округах кандидатов.
В отличие от стран Западной Европы в Японии запрещены некоторые виды агитации и агитационных материалов (в частности, запрещен обход домов избирателей и агитация на дому, агитация против других кандидатов), кандидат может использовать телевидение в ходе предвыборной борьбы только в течении 3 минут. Типичным является использование в предвыборной борьбе (длится обычно один месяц) агитационных автобусов , оборудованных звукоусиливающей аппаратурой; ежедневные 8-часовые поездки, 5-6 выступлений в различных городах с крыши автобуса, пресс-конференции, тысячи рукопожатий с избирателями.
Выборы в местные органы власти и управления проводятся почти в том же порядке. Они избираются сроком на четыре года. Губернатором префектуры может быть избрано лицо, проживающее в этой местности и достигшее возраста не менее 30 лет; мэром, старостой -- 35 лет.