Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 10:51, реферат
Цель работы. Главной целью данного реферата является исследование избирательных систем, их место и роль в политической системе общества.
Задачи реферата. Изучая избирательные системы, узнать их место и роль в политической системе общества.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Принципы участия граждан в выборах……………………………………………………..........4
1.1. Положение выборных органов в государственном механизме………………………………..…….4
1.2. Ограничения избирательного права……………………………….......................................................4
Глава 2. Избирательные органы…………………………………………….................................................6
2.1. Подготовки проведения выборов………………………………………………………………..……..6
2.2. Работа различных избирательных комиссий……………………………………………………...…..6
Глава 3. Предвыборная агитация и гарантии свободы выборов………………………………….……....8
3.1. Предвыборная агитация…………………………………….………………………………..………....8
3.2. Гарантии свободы выборов……………………………………………………..…………………..….8
Глава 4. Конституционные основы референдума……………………………………………………....…10
4.1. Виды референдума…………………………………………………………………………….....……..10
4.2. Указ Президента Республики Казахстан ………………………………………………………...…....10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
4.2. Указ Президента Республики Казахстан
В соответствии с Конституцией Казахской ССР 1978 г. предусматривалось, что народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов. Иначе говоря, граждане выбирали своих представителей в Советы, которые имели полномочия решать все вопросы государственной жизни. В Конституции Казахской ССР предусматривалось, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум). Только непонятно было, какой характер могло иметь волеизъявление народа: императивный или консультативный. Неопределенность характера референдума была следствием формального подхода к его значению, поскольку не народ, а Коммунистическая партия решала за него важнейшие вопросы государственной жизни. И это сыграло «злую шутку» с Коммунистической партией и созданным ее усилиями государством. В результате референдума, проведенного в 1991 г. по поводу сохранения СССР, абсолютное большинство граждан СССР проголосовало за сохранение Союза. Но, несмотря на это СССР развалился.
Согласно Конституции
Конституция Республики Казахстан 1993 г. наделила Верховный Совет полномочием — принимать решение о проведении референдума Президент тоже имел право принимать решение о проведении референдума, но только после консультации с Верховным Советом. Указывалось, что порядок его организации и проведения устанавливается конституционным законом. 25 марта 1995 г. был принят Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу конституционного закона, «О республиканском референдуме». Правовой базой этого указа являлась Конституция Республики Казахстан 1993 г.
На основе этого указа был принят Президентом Указ о проведении 29 апреля 1995 г. республиканского референдума, на который был вынесен вопрос: «Согласны ли Вы продлить до 1 декабря 2000 г. срок полномочий Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, всенародно избранного декабря 1991 г.»
Президент Республики Казахстан в соответствии с пунктом 7 статьи 78 Конституции 1993 г. мог принимать решение о проведении референдума после консультаций с Верховным Советом республики. Однако Верховный Совет был распущен решением Конституционного Суда, и в связи с этим вновь вступил в силу Закон республики от 10 декабря 1993 г. «О временном делегировании Президенту Республики Казахстан и главам администраций дополнительных полномочий». Этот закон уполномочивал Президента принимать решение о назначении референдума самостоятельно.
Насколько конституционным было вынесение на референдум вопроса о продлении срока полномочий Президента". Ответить на этот вопрос можно на основе формального анализа положений Конституции 1993 г., а также Указа Президента «О республиканском референдуме» В Конституции 1993 г. говорилось о возможности проведения республиканского референдума по наиболее важным вопросам государственной жизни. Конституция не содержала перечня этих вопросов, а также тех вопросов, по которым нельзя проводить референдум. В Указе Президента о республиканском референдуме говорилось, по каким вопросам нельзя проводить референдум. В их числе вопроса о продлении полномочий главы государства нет. Можно ли отнести вопрос о продлении полномочий Президента к наиболее важным вопросам государственной жизни? Разумеется, можно, ибо Президент — глава государства, и народ как единственный источник государственной власти все равно решает вопрос о полномочиях Президента.
Таким образом, республиканский референдум о продлении полномочий Президента был проведен в полном соответствии с Конституцией и Указом Президента, имеющим силу конституционного закона, «О республиканском референдуме».
В Конституции Республики Казахстан 1995 г. по-новому был решен ряд вопросов, касающихся республиканского референдума. Во-первых, Президент является единственным субъектом, имеющим право принимать решение о проведении республиканского референдума. К тому же Президент может по собственной инициативе принимать такое решение.
Во-вторых, Парламент может проявлять инициативу о назначении республиканского референдума. С такой инициативой Парламент может обращаться к Президенту. Президент вправе поддержать или не поддержать инициативу Парламента о проведении республиканского референдума.
В-третьих, в Конституции Республики Казахстан 1995 г. республиканский референдум был закреплен как один из основополагающих принципов деятельности республики. В статье 1 Конституции говорится, что наиболее важные вопросы государственной жизни решаются демократическими методами, включая голосование на республиканском факультативном референдуме. В Конституции определено, что одними из таких вопросов являются изменения и дополнения в Конституцию. Президент решает выносить вопрос об изменениях и дополнениях в Конституцию на республиканский референдум или на рассмотрение Парламента. Если данный вопрос решением Президента вносится на рассмотрение Парламента, Парламент рассматривает его в порядке, установленном Конституцией. В соответствии с пунктом 3 статьи 62 Конституции Парламент вносит изменения и дополнения в Конституцию большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа депутатов каждой из Палат. Хотя голосование происходит раздельно по Палатам, вопрос рассматривается на совместном заседании Палат.
Если Президент отклоняет
На основе и в целях реализации
положений Конституции Президен
Трудно заранее определить, какие вопросы государственной жизни можно признать наиболее важными. Об одном вопросе, имеющем такой характер, можно сказать твердо: это о продлении срока полномочий Президента.
В Указе «О республиканском референдуме
дан перечень вопросов, которые
не могут быть предметом республиканского
референдума. В этот перечень включены
вопросы, которые вытекают из положений
и идей Конституции. Не могут быть предметом
референдума вопросы: могущие повлечь
за собой нарушения конституционных прав
и свобод человека и гражданина; изменения
унитарности и территориальной целостности
государства, формы правления республики;
административно-
Назначения и избрания на должность, освобождения от должности лиц, относящихся к ведению Президента, Палат Парламента и Правительства республики; выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров республики.
Перечисленные вопросы исключены из предмета республиканского референдума неслучайно. Вынесение таких вопросов на референдум может дестабилизировать политическую обстановку, привести к социальным конфликтам, дезорганизовать деятельность государственных органов, создать угрозу национальной безопасности, намешать выполнению международных обязательств республики и т.д.
В республиканском референдуме имеют право участвовать все граждане Республики Казахстан, достигшие 18-летнего возраста, вне зависимости от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или от любых иных обстоятельств. Так же, как и в выборах, в референдуме не имеют права участвовать граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Референдум проводится на основе принципов добровольности и свободного волеизъявления граждан, всеобщего, равного и прямого права при тайном голосовании. Гражданам, общественным объединениям республики гарантируется право выражать свое мнение по вопросу, вынесенному на референдум, на собраниях, митингах сходах граждан, в средствах массовой информации. Это, однако, не означает, что можно не выполнять законы, допускать беспорядки и нарушения прав граждан. Государственные органы охраны порядка должны пресекать агитацию насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного, родового превосходства, в также культа жестокости и насилия.
Государство берет на себя расходы, связанные с подготовкой и проведением референдума. На проведение референдума мобилизуются все государственные органы и общественность. Государственные органы, органы местного самоуправления, организации, независимо от формы собственности, должны предоставлять в распоряжение комиссий референдума помещения, оборудование и транспортные средства, необходимые для подготовки и проведения референдума.
Указ Президента о республиканском референдуме расширил круг субъектов, имеющих право проявлять инициативу о назначении референдума. В Указе уточнена процедура выдвижения Парламентом о назначении референдума. Выдвижение инициативы осуществляется Парламентом на совместном заседании его Палат большинством голосов от общего числа депутатов каждой из Палат, и такая инициатива оформляется постановлением.
Указ предоставляет
Одним из демократических моментов Указа Президента о республиканском референдуме является предоставление гражданам права проявлять инициативу о назначении референдума. Не менее чем двумстам тысячам гражданам республики, обладающим правом на участие в республиканском референдуме, предоставляется право обращаться с инициативой о назначении референдума к Президенту республики. При этом граждане, поднимающие вопрос о назначении референдума, в количественном отношении в равной мере должны представлять все области, столицу республики и город республиканского значения. Если с инициативой о проведении референдума выступают граждане, тогда образуется инициативная группа референдума, в состав которой входит не менее чем по три представителя от каждой области, столицы и города республиканского значения. В Указе определены процедура образования инициативной группы, порядок ее регистрации, порядок и сроки сбора подписей, ответственность за нарушение порядка сбора подписей.
Итак, инициативу о назначении референдума имеют право проявлять Парламент, Правительство или граждане. Рассмотрев инициативу, Президент принимает одно из следующих решений:
1) о назначении референдума; в таком случае проводится референдум по вопросу, сформулированному инициаторами;
2) о необходимости внесения
3) об отклонении инициативы о
назначении референдума. Разуме
Если Президент принимает
Если выносится на референдум проект нормативного правового акта, то он публикуется в средствах массовой информации. Если же выносится какой-то конкретный вопрос, то дается формулировка этого вопроса. При этом Президент Республики с согласия инициаторов референдума вправе уточнить формулировку вопроса, выносимого на референдум. Это означает, что Президент в таком случае является одним из инициаторов референдума.
Информация о работе Избирательная система в Республике Казахстан