Избирательная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 14:41, контрольная работа

Описание работы

Избирательная система - важный фактор в политической жизни любой страны. Особенности избирательной системы способны повлечь за собой широкие последствия - от раскола партии до распада страны. Таких случаев в истории немало. Изучение избирательных систем отличается от многих других аспектов политической науки тем, что оно допускает количественное моделирование, так как данные (голоса, места) поступают в виде чисел. Поэтому данная тема представляет большой теоретический интерес.
В научной литературе термин «избирательная система» употребляется обычно в двух значениях - широком и узком.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3-4
Понятие «избирательная система» и ее структура…………………………………………………………………….4-6
Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, их достоинства и недостатки…………………………………………………………………7-11
Опишите основные параметры и особенности современной российской избирательной системы. Объясните политический смысл перехода к пропорциональной системе на выборах в Государственную Думу РФ……………………………………………………………………………12-20
Заключение………………………………………………………….............21
Список литературы………………………………………………………….22

Файлы: 1 файл

Политология (кр)готова!!!.docx

— 46.47 Кб (Скачать файл)

В РФ активное избирательное право предоставляется федеральными законами гражданам, достигшим 18 лет. Поскольку эта форма не является конституционно - установленной, в Государственной Думе уже обсуждалось предложение о внесении поправки в Федеральный закон о выборах Президента РФ, снижающей возраст для участия в выборах с 18 до 16 лет. Следует отметить, что такой низкий возрастной ценз установлен только в нескольких странах мира, в то время как в большинстве стран он равен 18 годам или даже превышает 18 лет (до 21 года). Из лиц, обладающих активным избирательным правом, образуется избирательный корпус.

Предоставление  гражданам активного избирательного права не означает принуждения их к участию в выборах. Гражданин свободен в решении вопроса об участии или неучастии в выборах, чем достигается добровольность участия граждан в выборах. В отличие от многих зарубежных государств (Австралия, Бельгия, Греция и др.) в России обязательный вотум не предусмотрен. В то же время для многих избирательных компаний особенно в субъектах Федерации, характерно массовое неучастие избирателей в выборах, которое в конституционном праве обозначают термином “абсентеизм” (от англ. слова, означающего отсутствие). Неучастие в выборах может иметь значение определенного политического бойкота, но чаще оно выявляет элементарную апатию или отсутствие политической культуры. Для того чтобы не допустить срыва выборов в результате абсентеизма избирателей и обеспечить легитимность избираемого органа, российское законодательство устанавливает обязательный процент участия зарегистрированных избирателей ниже которого выборы признаются недействительными (например, при выборах Президента РФ это 50 процентов, при которых депутатов Государственной Думы по федеральному избирательному округу – 25 процентов). В субъектах Федерации эта норма часто ниже.

Что же касается пассивного избирательного права, то оно основывается на дополнительных условиях, установленных  Конституцией РФ, законами и иными правовыми актами субъектов РФ. Так, Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Субъектам Федерации, которые вправе принимать собственные избирательные законы, федеральным законом предписано, что при выборах в их законодательные органы государственной власти минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года, а при выборах президента – 30 лет. При выборах главы местного самоуправления требуемый федеральным законом минимальный возраст не может превышать 21 года. В этих нормах заключены гарантии для молодых граждан, желающих выдвинуть свою кандидатуру в парламент или на должность главы исполнительной власти. Пассивное избирательное право ограничивается и рядом других федеральных законов и законов субъектов РФ. Так, депутатами законодательных органов не могут быть судьи, прокуроры, должностные лица органов исполнительной власти. Военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и налоговой полиции, работники прокуратуры РФ могут быть избраны депутатами Государственной Думы, главами администраций субъектов РФ, депутатами законодательных органов субъектов РФ, должностными лицами местного самоуправления, но при этом их служба приостанавливается со дня их избрания на срок полномочий. Данное правило установлено Указом Президента РФ от 30 мая 1997 года.

Избирательные права  граждан законодательно защищены от любой дискриминации. Установлено, что гражданин РФ может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к  религии, убеждений, принадлежности к  общественным объединениям.

Федеральным законом  установлено одно общее ограничение  активного и пассивного избирательного права. Не имеются права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы  по приговору суда. Однако после  отбытия наказания по приговору  суда гражданину возвращаются избирательные  права в полном объеме.

До 2007 года в РФ действовала смешанная избирательная система при избрании депутатов в Госдуму РФ. Избирались 450 депутатов, из них 225 – по одномандатным округам (1 округ – один депутат) и 225 по федеральному избирательному округу, пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями и блоками. В первом случае избирали скорее личность, во втором партии, блок партий или иное общественное объединение.  В одномандатных округах выборы осуществлялись на основе мажоритарной системы относительного большинства. В федеральном округе отбор происходил по пропорциональному принципу, но пропорциональность эта касалось только тех партий, которые перешли 5%-й барьер, то есть получили не менее 5% голосов из числа участвовавших в выборах. Те, кто не добирал до этого порога, теряли все свои голоса, а также право на представительство в Государственной Думе. 

С 2007 года выборы депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания РФ проводятся по пропорциональной системе. Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом РФ. В Государственную Думу избирается также 450 депутатов, но уже только по единому федеральному избирательному округу.

Депутаты избираются пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы от политических партий. Следовательно, кандидаты в депутаты Государственной  Думы выдвигаются в составе федеральных  списков от политических партий, имеющих  в соответствии с законом право  участвовать в выборах, а такое  право предоставляется только федеральным  партиям, зарегистрированным в установленном  порядке не позднее 1 года до выборов, и имеющим свои региональные отделения  в субъектах РФ.

При этом политическая партия вправе выдвинуть в составе  федерального списка кандидатов граждан РФ, не являющихся членами данной политической партии (но не более половины списка). Это важно иметь в виду, так как данное положение законодательства о выборах является предпосылкой, обеспечивающей в условиях пропорциональной системы пассивное избирательное право беспартийных граждан. Более того, в законе о выборах депутатов Государственной Думы есть статья, в которой указано, что каждый гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом, не позднее чем через три дня со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы, вправе обратиться в любое региональное отделение любой политической партии с предложением включить его в федеральный список кандидатов, выдвигаемый этой политической партией. В случае поддержки этой кандидатуры не менее чем десятью членами политической партии, она должна быть рассмотрена на конференции регионального отделения политической партии при решении вопросов, связанных с участием политической партии в выборах. Кандидатура, поддержанная конференцией регионального отделения политической партии, подлежит рассмотрению на съезде политической партии при решении вопроса о выдвижении федерального списка кандидатов наравне с иными кандидатурами, которые предлагаются к включению в федеральный список кандидатов.

Федеральный список кандидатов должен быть разбит (полностью  или частично) на региональные группы кандидатов, соответствующие субъекту РФ, группе субъектов РФ или части территории субъекта РФ. Число региональных групп кандидатов не может составлять менее ста. Региональная часть федерального списка кандидатов должна охватывать все субъекты РФ. А в общефедеральную часть федерального списка кандидатов может быть включено не более трех кандидатов. Это новое положение закона о выборах депутатов Государственной Думы гарантирует пропорциональное представительство в ГД РФ не только по партийному принципу, но и по территориальному, так как формирование окончательного списка депутатов от политической партии, если она будет допущена в соответствии с итогами выборов к распределению мандатов, будет осуществляться с учетом того, как голосовали за данную партию регионы. Если в одном регионе партия получает больше голосов, чем в другом, то соответственно от первого региона большее количество кандидатов из регионального списка партии получит депутатские мандаты. Выдвижение федерального списка кандидатов должно быть поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы (не менее 200 тысяч подписей, при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 10 тысяч подписей), или обеспечено избирательным залогом, внесенным политической партией (6 миллионов рублей). Правда, это положение не распространяется на партии, федеральные списки кандидатов которых допущены к распределению депутатских мандатов на последних, предшествующих выборах депутатов Государственной Думы. То есть партии, уже представленные в ГД РФ по пропорциональной системе, вправе не собирать подписи избирателей и не вносить избирательный залог для регистрации выдвинутого ею федерального

списка кандидатов. Если федеральный список кандидатов партии, внесшей избирательный залог, получил по результатам голосования не менее 4 процентов голосов избирателей от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании, или допущен к распределению депутатских мандатов, избирательный залог, внесенный выдвинувшей такой список политической партией, возвращается Центральной избирательной комиссией РФ в избирательный фонд этой политической партии не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы.

Главы регионов назначаются  путем представления Президентом  РФ кандидатур законодательным собраниям  соответствующих субъектов РФ, которые  должны утвердить их в должности. Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, прямые губернаторские выборы заменены на утверждение глав регионов местными законодательными собраниями по представлению президента. Кандидатура главы региона вносится президентом за 35 дней до истечения срока полномочий действующего губернатора, и в течение 14 дней региональный парламент должен вынести свое решение. Если же законодательное собрание два раза отклонит предложенную кандидатуру, то президент имеет право распустить его.

Существенным изменением в избирательном законодательстве РФ является исключение из избирательных  бюллетеней графы «против всех», что по идее законодателя должно привести российских избирателей к более  активной политической позиции, к повышению  их ответственности за судьбу страны. Однако исключение данной графы во многом ограничивает избирательные  возможности граждан. Голосование  против всех кандидатов было легальной  и достаточно эффективной возможностью для граждан показать политической элите, что при наличии политической активности (граждане участвуют в  выборах), они не обнаруживают в политической системе сил, способных представлять их интересы. С исключением графы «против всех» такие сигналы политическая элита перестанет получать, или будет получать их в более радикальной форме.

В современной  России на формирование избирательной  системы влияют различные силы. Среди них есть те, кто искренне надеется отшлифовать демократические процедуры формирования реально представительной власти. Однако много и таких политических сил, которые пытаются сформировать избирательную систему «под себя», гарантируя себе победу в любом случае. В этом смысле совершенно не случайно в избирательном законодательстве России существует множество лазеек для недобросовестных участников избирательного процесса. К их числу, несомненно, относятся использование пресловутого «административного ресурса», снятие принципиальных соперников с выборов через суды иногда по надуманным причинам и непосредственно перед днем голосования. Результат борьбы за формирование новой избирательной системы в России во многом будет предопределен общим направлением изменений, происходящих сейчас в России. Переход к пропорциональной системе выборов в Госдуму РФ представляется мне только политическим решением руководства нашего государства, таким образом, власть получила возможность сделать партии реальным рычагом влияния и инструментом для реализации при принятии тех или иных политических решений. Главным плюсом пропорциональной системы в принципе считается, что она стимулирует развитие партий, максимально усиливая их политический вес. Введение выборов по спискам, способствует развитию реальной конкуренции между партиями и стимулирует развитие многопартийности. Партии сейчас акцентируют свое внимание на «стратегические» интересы страны, причем, как правило, в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Это обусловлено еще и тем, потому что Госдума 21 ноября 2008 года приняла поправки в Конституцию, которые позволили увеличить срок полномочий следующего президента до шести лет, а следующего созыва Думы - до пяти лет соответственно (данные поправки были предложены президентом РФ Д.А. Медведевым). Я считаю, что нынешнему этапу развития нашего общества и государства соответствует, чтобы президент имел более длительный срок своих полномочий. Мне кажется, что увеличение срока полномочий, будет способствовать укреплению страны, укреплению авторитета власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[Конституция Российской  Федерации. -  М.: ООО «Вершина», 2003 c.12, 13, 16,]

[Федеральный Закон от 17 мая 1995г. № 76-ФЗ "О выборах Президента РФ"]

[Малая энциклопедия конституционного  права/ Под ред. Баглай М.В., Туманов В.А.,- М., 2005. с. 36-39]

Заключение 
Политический институт выборов в широком смысле представляет собой всю совокупность общественных отношений, возникающих в процессе и в связи с формированием органов государственной власти и местного самоуправления путем выборов. Избирательная система - один из основных, но далеко не единственный элемент института выборов. Она выступает главным образом как конституционная, юридическая основа политического института выборов. 
 
Все виды избирательной системы в той или иной степени имеют негативные черты, поэтому в современных условиях первостепенное значение приобретает проведение в жизнь содержательного аспекта представительства, включающего в себя повышение политической культуры депутатского корпуса и выработку четкой функциональной концепции роли самого депутата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Список литературы:

Лавриненко Н.В. Политология. – М., 2005

Панарин А.С., Василенко И.А. Политология. – М., 2003.

Яшин А.А. Всеобщее избирательное  право. Юридический справочно-информационный сборник. Календарь избирателя. - М., 1998.

Скрипкина Ж.Б. Избирательные системы и технологии. – М.: Вузовский учебник, 2005.

Избирательное право  и избирательный процесс в  Российской Федерации. – М.: Норма, 2003.

Федеральный Закон  от 17 мая 1995г. № 76-ФЗ "О выборах  Президента РФ".


Конституция Российской Федерации. -  М.: ООО «Вершина», 2003 c.12, 13, 16,

Малая энциклопедия конституционного права/ Под ред. Баглай М.В., Туманов  В.А.,- М., 2005. с. 36-39


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


Информация о работе Избирательная система