Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 14:13, реферат
Избирательная система – это совокупность правил, приемов и процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное становление представительных государственных органов политической власти. В развитии политической системы общества избирательная система играет исключительно важную роль. Она является каналом, по которому осуществляется процесс формирования всей системы представительной власти – от местных органов до президента страны.
С точки зрения социальной парадигмы политической науки, суть которой состоит в том, что политические процессы формируются под воздействием внешних по отношению к ним факторов (экономических, социальных, духовных и др.), само существование выборов и избирательных систем обусловлено уровнем социально-экономического развития общества. Если в традиционных аграрных обществах выборы в современном значении этого слова, как правило, отсутствуют, то в индустриальных обществах они в той или иной степени обязательно существуют.
1.Избирательная система – это совокупность правил, приемов и процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное становление представительных государственных органов политической власти. В развитии политической системы общества избирательная система играет исключительно важную роль. Она является каналом, по которому осуществляется процесс формирования всей системы представительной власти – от местных органов до президента страны.
С точки зрения социальной
парадигмы политической науки,
суть которой состоит в том,
что политические процессы
А в зависимости от конкретно-исторических особенностей каждой страны ее законодательством определяется та или иная избирательная система.
Избирательные системы прошли длительный эволюционный путь. В итоге почти трехвекового развития представительная демократия выработала две основные формы участия граждан в формировании органов государственной власти – мажоритарную и пропорциональную избирательные системы. На их основе в современных условиях применяются и смешанные формы. Применение каждой из них к одним и тем же итогам голосования может дать различный результат.
Мажоритарная избирательная
система характеризуется тем,
что избранным считается
Под избирательной системой Республики Казахстан понимается порядок выборов Президента Республики Казахстан,депутатов Мажилиса и Сената Парламента Республики Казахстан, депутатов маслихатов, предусмотренный Конституцией
Республики Казахстан и Указом Президента, имеющим силу конституционного закона,«О выборах в Республике Казахстан», избираемых как непосредственно, так и косвенно гражданами Республики Казахстан.
Указанный порядок выборов Президента, депутатов Парламента и местных представительных органов определяется кон-
ституционно-правовыми нормами, которые в своей совокупности образуют избирательное право Республики Казахстан.
Конституционно-правовые нормы, образующие избирательное право, являются частью конституционного права Республики Казахстан. Они регулируют общественные отношения, связанные с избранием Президента Республики Казахстан, депутатов Мажилиса и части депутатов Сената, депутатов местных представительных органов. В указанном аспекте понятие «избирательное право» используется как важнейший институт
конституционного права. Наряду с этим понятие «избирательное право» употребляется в смысле субъективного политического права граждан Республики Казахстан, достигших совершеннолетия.
Избирательная система и избирательное право Республики Казахстан являются одними из проявлений народного суверенитета, поскольку, используя их, граждане формируют высшие представительные органы государства.
Источниками избирательного права Республики Казахстан являются нормативные правовые акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, регулирующие общественные отношения, направленные на формирование выборных органов Республики.
К этим источникам относятся:
-Конституция Республики Казахстан 1995 г.;
-Конституционный закон «О выборах в Республике Казахстан»;
-Закон Республики Казахстан «О местных органах государственного управления» от 23 января 2001г.
-Нормативные правовые акты Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан.
Нормативные правовые акты, являются источниками избирательного права Республики Казахстан, регулируя отношения, возникающие при подготовке и провидении выборов Президента, депутатов Сената и Мажилиса Парламента, маслихатов и членов органов местного самоуправления, также устанавливают гарантии, обеспечивающие свободу волеизъявления граждан.
Истинные демократии представляют собой политические системы, в которых доступ к власти и право принимать решения осуществляются по результатам всеобщих свободных выборов. В современном государстве основной формой выборов является голосование, которое можно рассматривать как отбор наиболее достойных. Основной функцией выборов является перевод решений, принятых избирателями, т.е. их голосов, в конституционные правительственные полномочия и депутатские мандаты. Способы подсчета голосов и порядок распределения депутатских мандатов и являются избирательными системами.
Избирательная система – это приемы и способы, при помощи которых распределяются депутатские мандаты между кандидатами на соответствующие государственные посты согласно результатам голосования. Способы перевода решений избирателей в полномочия власти и парламентские места составляют характеристики избирательной системы:
- Количественный критерий,
по которому определяются
- Тип избирательных округов – одномандатный или многомандатный;
- Формы выдвижения кандидатов и способы голосования;
- Тип избирательного
списка и способы его
Исходя из различных сочетаний данных признаков выделяют 2 типа избирательных систем: мажоритарную и пропорциональную. Способ голосования при избрании кандидатов и метод распределения депутатских мандатов и правительственных полномочий являются главными факторами по которым отличают одну избирательную систему от другой. Выбор в пользу той или иной системы в конкретной стране диктуется историческими условиями, специфическими задачами политического развития и культурно-политическими традициями. Если в Великобритании и США на протяжении столетий существует мажоритарная система, то в континентальной Европе – пропорциональная
Мажоритарная избирательная система
Мажоритарная
избирательная система – общий
тип избирательных систем, в основу
которых при определении
Различают 3 типа мажоритарной системы:
-Мажоритарная система абсолютного большинства;
-Мажоритарная система простого (относительного) большинства;
-Мажоритарная система квалифицированного большинства.
Мажоритарная система
Преимущества
1. Относительная простота подсчета голосов;
2. Определенность результата, соревновательный характер выборов;
3. Тесная связь депутата с избирательным округом;
4. Политическая ответственность депутата перед избирателями;
5. Взаимосвязь общенациональных проблем с местными;
6. Создание стабильного
однопартийного правительства
Недостатки
1. Слабая представленность;
2. Неучастие голосов проигравших в распределении парламентских мест;
3. Существует возможность
злоупотреблений, манипулирован
4. Победитель в
реальности может не
5. Исключение третьих
партий из правительственных
и парламентских коалиций, несмотря
на регулярно получаемую
Пропорциональная
Пропорциональная
Впервые пропорциональная система была применена в Бельгии в 1884 г. В настоящее время используется в 57 странах: Израиль, Австрия, Дания, Швеция, Нидерланды.
Отличительные черты пропорциональной системы:
- Строгое соответствие между количеством голосов на выборах и представительством в парламенте.
- Акцент на представленности различных групп населения в органах власти.
- Наличие многомандатных округов.
- Голосование на основе партийных избирательных списков.
- Справедливый характер, т.к. отсутствуют проигравшие или потерянные голоса.
Существует 2 основных типа пропорциональной системы:
-Пропорциональная система партийных списков
-Пропорциональная система передачи голосов.
Пропорциональная система
Преимущества
1. Учитывает голоса большинства избирателей, т.е. «справедливость»;
2. Способствует становлению многопартийной системы;
3. Стимулирует коалиционные
действия и коалиционное
4. Защищает интересы политических меньшинств;
5. Более или менее
четкие партийные
Недостатки
1. Сложность определения результатов;
2. Передача партиям права назначать депутатов;
3. Не существует
связи депутатов с
4. Слабое влияние избирателей на правительственные решения;
5. Тенденция к установлению партийной олигархии;
6.
Предоставление преимуществ