Избирательное право и избирательная система РФ. Бюджетное право и бюджетный процесс в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 14:37, контрольная работа

Описание работы

В условиях становления и развития в России демократического правового государства народовластие превратилось в реальную конституционную основу всей российской государственности, механизм ее реформирования и дальнейшего развития. От решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс выборных органов федерального, регионального и местных уровней, в значительной степени зависит общее направление движения страны на обозримый период. Право граждан участвовать в формировании властных институтов является общепризнанным элементом современного общества и государства.

Содержание работы

Избирательное право и избирательная система РФ:
пропорциональная и мажоритарная…………………………………… 3

Введение…………………………………………………………………. 3- 4
1.1. Понятие и принципы избирательного права……………………… 5-10
1.2. Понятие и виды избирательных систем……………………………11- 17

Бюджетное право и бюджетный процесс в РФ.
Бюджет и бюджетное право. Федеральный и региональный бюджеты, местный бюджет и порядок их формирования………………………... 18

Введение…………………………………………………………………..18-19

2.1. Бюджетное право и бюджетный процесс в РФ…………………….20-27

Бюджет и бюджетное право………………………………………28-29

2.3. Федеральный и региональный бюджеты,
местный бюджет и порядок их формирования…………………………30-43


3. Список нормативно-правовых актов и литературы………………… 44

Файлы: 1 файл

ГОТОВА!!! Правовые основы ГМУ.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

· Разобраться в механизме рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В.Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Юрайт, 2004. - 615 с.

2.1. Бюджетное право и бюджетный процесс в РФ.

 

Бюджетное право - основная подотрасль, структурный элемент финансового права, совокупность юридических норм, определяющих основы бюджетного устройства государства, составления, рассмотрения, утверждения и исполнения государственного бюджета и бюджетов субъектов федерации, входящих в бюджетную систему государства. Бюджетное право в РФ регулирует общественные отношения, складывающиеся в сфере финансовой деятельности публичных субъектов, связанные с бюджетом: это отношения по образованию бюджетных фондов, их распределению и использованию. Отношения по образованию, распределению и использованию государственых внебюджетных фондов - Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования, Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования - также охватываются бюджетным правом, поскольку являются частью бюджетной системы Российской Федерации.

Предмет бюджетного права  составляют общественные отношения, возникающие  в бюджетной сфере, а именно при:

  • формировании доходов бюджетов;
  • расходах бюджетов;
  • осуществлении бюджетного процесса, т.е. при составлении проектов бюджетов и их рассмотрении, утверждении бюджетов и их исполнении, а также при составлении и утверждении отчета об исполнении бюджетов;
  • проведении бюджетного контроля;
  • применении мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства РФ.

Источник бюджетного права - это внешняя форма выражения  нормы бюджетного права или, другими словами, нормативный правовой акт, содержащий нормы бюджетного права. Система источников бюджетного права в РФ закреплена в положениях ст. ст. 2—4 БК РФ. Бюджетное законодательство РФ состоит из БК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в ст. 1 БК РФ (ст. 2 БК РФ).

Основным источником бюджетного права в РФ является Бюджетный кодекс Российской Федерации. Важнейшими источниками бюджетного права являются Налоговый кодекс Российской Федерации, а также правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований, регламентирующие бюджетный процесс на своем уровне.

Помимо этого, в систему  источников бюджетного права входят законы и подзаконные акты, регламентирующие процесс распределения доходов  и расходов бюджетов всех уровней, а  также деятельность отдельных органов и организаций.

 

Сущность и содержание бюджетного процесса.

Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законодательством  деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального и региональных (местных) бюджетов. Его содержание определяется государственным и бюджетным устройством страны.

В ст. 6 Бюджетного кодекса  РФ дано следующее определение: «Бюджетный процесс - регламентируемая нормами  права деятельность органов государственной  власти, органов местного самоуправления и

 

*  Финансовое право:  Учебник/Отв. ред. Н.И. Химичева. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ - 2001г. - с.187

участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов

бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением».

В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность правильно  составить, утвердить и исполнить бюджет так, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества.

 

Принципы бюджетного процесса:

  • Принцип последовательности вступления в бюджетную деятельность органов исполнительной и законодательной власти - бюджет составляют исполнительные органы, рассматривают и утверждают бюджет законодательные органы, исполняют бюджет - исполнительные органы, утверждают отчет - законодательные органы;
  • Принцип ежегодности бюджета - это принятие бюджета каждый год до начала планируемого года;
  • Принцип гласности и публичности - до принятия бюджета его проект обсуждается не только органами власти, но и общественностью через СМИ
  • Принцип специализации бюджетных показателей - в основе составления бюджета лежит бюджетная классификация.

 

Бюджетная классификация - это группировка всех доходов и расходов бюджета.

Задачами бюджетного процесса являются:

  • Максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов в целях достижения существенного прогресса на пути к развитию рыночному хозяйству;
  • ·Определение доходов бюджета по отдельным налогам и другим платежам, а также общего объема в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития;
  • Установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего объема, исходя из потребности бесперебойного финансирования всех мероприятий общегосударственного значения, предусмотренных бюджетом;
  • Согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление инфляционных тенденций в экономике и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы;
  • Сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;
  • Осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня путем перераспределения источников доходов государства между ними, а также между сферами хозяйства, экономическими регионами;
  • Повышение роли перспективного бюджетного планирования, что должно обеспечить пропорциональность и сбалансированность всех крупномасштабных социально-экономических программ;
  • Усиление контроля за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств;
  • Автоматизация процесса составления и исполнения бюджетов через систему автоматизации финансовых расчетов с широким использованием электронно-вычислительной техники.

 

Механизм бюджетного процесса в РФ строиться на принципах  соответствующего бюджетного устройства и бюджетных правах различных  уровней власти. Именно бюджетные права определяют полномочия представительных и исполнительных органов власти по формированию, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. По действующему законодательству РФ управление составлением и исполнением бюджетов является функцией исполнительных органов власти, а рассмотрение и утверждение - представительных. На практике данные процессы осуществляются при сотрудничестве обеих ветвей власти. Причем выполнение такой функции, как контроль исполнения бюджетов, в большей степени ложиться на исполнительные органы. Так, основные положения относительно составления, рассмотрения, утверждения и исполнения федерального бюджета устанавливаются Федеральным собранием РФ, конкретные сроки и формы бюджетной отчетности Минфином РФ.

В хронологическом аспекте бюджетный процесс развивается сверху вниз, от федерального бюджета к местным. Такая система обусловлена многообразием форм собственности, невозможностью планомерного развития национальной экономики, а также характером формирования закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций. Например, федеральный бюджет РФ на 2002г. принят Государственной Думой 14 декабря 2001г. и подписан Президентом РФ 30 декабря 2001г.

Общая официальная продолжительность  бюджетного процесса применительно  к федеральному бюджету (от послания Президента до федерального закона об исполнении бюджета) составляет более трех лет: составление, рассмотрение и утверждение - 10 месяцев, исполнение - один год, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета до 1,5 лет. Фактически она может быть еще больше за счет предварительной работы по решению различных проблем формирования, утверждения и исполнения бюджета. Длительность бюджетного процесса территориальных бюджетов, как правило, меньше. С федеральными бюджетными фондами ситуация

 

* /Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко» - 2004г. -с.299/

        * В.Д. Фетисов Бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие для вузов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008г. -с.170

сложнее, поскольку их законодательство еще окончательно не сформулировало.

 

Стадии бюджетного процесса.

 

Процесс разработки включает:

  • разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, ее субъектов, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов;
  • составление и оглашение бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ;
  • разработка проекта законов о бюджете;
  • представление пакета документов в законодательные органы.

Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг, а также в соответствии с другими нормами (нормативами), установленными законодательством РФ и субъектов РФ, правовыми актами органов власти местного самоуправления. Бюджетное послание Президента РФ направляется Федеральному Собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.

В бюджетном послании Президента РФ определяется бюджетная  политика РФ на очередной финансовый год.

Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на государственные или муниципальные услуги, а также в соответствии с другими нормами (нормативами). Разработкой проектов бюджетов занимаются Правительство РФ, соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Непосредственное составление  проектов бюджетов осуществляют Минфин РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

К сведениям, необходимым  для составления проектов бюджетов, относятся сведения:

  • о действующем на момент начала разработки проекта бюджета налоговом законодательстве;
  • о нормативах отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
  • о предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
  • о видах и объемах расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной системы РФ на другой;
  • о нормативах финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг;
  • о нормативах минимальной бюджетной обеспеченности.

 

Составление бюджета  основывается на следующих источниках:

 

    • законодательных и нормативных материалов представительных и исполнительных органов власти РФ, субъектов РФ местных органов самоуправления;
    • финансовых планов исполнительных органов власти, министерств и ведомств РФ и административных образований;

 

* Фетисов В.Д. Бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие для вузов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003г. - с.176

*  Финансовое право. Серия Учебники, учебные пособия/ под ред. проф. В.М. Мандрицы - Ростов н/д.: «Феникс» - 1999г. - с.51

    • финансовых планов предприятий и организаций государственного сектора;
    • плановых материалов государственных финансовых институтов - МНС РФ, ГТК РФ, государственных внебюджетных фондов и т.д.;
    • программ и прогнозов социально-экономического развития РФ и административно-территориальных образований;
    • программ и прогнозов финансовой деятельности предприятий и

Информация о работе Избирательное право и избирательная система РФ. Бюджетное право и бюджетный процесс в РФ