Избирательное право как институт конституционного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 08:27, реферат

Описание работы

Нормы, составляющие правовое регулирование выборов, выделяются в подотрасль конституционного права, а некоторыми учеными – даже в самостоятельную правовую отрасль. Основанием этому служит наличие собственного предмета и метода правового регулирования. Предметом выступают общественные отношения, складывающиеся в связи с подготовкой и проведением выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Субъектами этих отношений являются граждане и их объединения, а также государственные органы. Метод избирательного права представляет собой совокупность особенностей правового регулирования (заранее установленное императивное закрепление прав и обязанностей сторон, обязательное возникновение правоотношений с определенной периодичностью, свободная и добровольная реализация некоторыми субъектами избирательных правоотношений принадлежащих им субъективных прав, применение специфичных санкций).

Содержание работы

Избирательное право как институт конституционного права
Избирательное право: активное и пассивное
Классификация выборов в Российской федерации
Источники избирательного права
Принципы избирательного права
Избирательные системы в Российской Федерации
Финансовое и информационное обеспечение выборов
Избирательный процесс
Обжалование нарушений избирательного законодательства и ответственность за его нарушение
Институт референдума
Список литературы

Файлы: 1 файл

Избирательное право.docx

— 38.93 Кб (Скачать файл)

При использовании пропорциональной избирательной системы депутатские  мандаты в представительном органе распределяются в зависимости от количества голосов, отданных избирателями за тот или иной список кандидатов (при выборах должностных лиц  эта система неприменима). Очевидно, применение данной избирательной системы  в чистом виде предполагает наличие  в государстве развитой партийной  системы, сильных и авторитетных политических партий.

 

Финансовое и  информационное обеспечение выборов

 

Финансовое обеспечение  выборов складывается из двух составляющих: финансирование подготовки и проведения выборов и финансирование избирательных  кампаний кандидатов (глава VIII, Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ). Финансирование подготовки и проведения выборов осуществляется за счет средств бюджета того же уровня, что и избираемый орган. Расходование этих средств осуществляют избирательные комиссии. В случае необеспечения необходимого финансирования закон предусматривает возможность получения избирательной комиссией кредита, который приобретает статус государственного обязательства.

 

Для обеспечения прозрачности и возможности общественного  контроля финансирование избирательных  кампаний кандидатов осуществляется с  помощью специально создаваемых  ими в обязательном порядке избирательных  фондов.

Информационное обеспечение  выборов складывается из двух составляющих – информирования избирателей (предоставление достоверных и объективных сведений на условиях равенства кандидатов), информационного обеспечения избирательного процесса с помощью ГАС Выборы (Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 20-ФЗ) и предвыборной агитации (глава VII, Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ). Информирование избирателей осуществляется свободно всеми гражданами, юридическими лицами и государственными органами.

Предвыборная агитация может  формально осуществляться всеми  гражданами (за исключением перечисленных в законе), однако формы этой агитации сильно ограничены – по сути дела, это могут быть только устные беседы. Остальные формы доступны только кандидатам, поскольку использование любых материальных средств в избирательной кампании допускается только через их избирательные фонды

Закон регламентирует отдельные  формы предвыборной агитации, допуская свободное использование любых  других.

1) Агитация осуществляется  через средства массовой информации, в том числе в установленном  законом количестве эфирного  времени и печатных площадей  и на равных условиях для  всех кандидатов за счет средств  бюджета, выделенных на подготовку  и проведение выборов. В случае  не получения установленного законом количества голосов кандидат обязан компенсировать бюджету соответствующую часть расходов.

2) При регулировании агитации, осуществляемой путем выпуска специальных печатных аудиовизуальных и иных материалов закон устанавливает необходимость указывать информацию о том, когда и кто их изготовил и кто финансировал.

3) Наконец, при проведении  собраний, митингов и иных массовых  мероприятий, а также встреч  с избирателями законодательно  обеспечивается предоставление  помещений, находящихся в государственной  собственности.

Запрещается злоупотребление  свободой агитации в форме злоупотребления  свободой СМИ, подкупа избирателей, в том числе и путем осуществления  благотворительной деятельности кандидатами  в период избирательной кампании (статья 56, Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

 

Избирательный процесс

 

В избирательном процессе можно выделить следующие стадии: назначение выборов, создание необходимой  инфраструктуры, кампании кандидатов (выдвижение, регистрация кандидатов, предвыборная агитация), голосование  и подведение итогов (подсчет голосов, определение итогов голосования  и результатов выборов). Временные  рамки избирательного процесса определяются законом и уточняются специальным  решением избирательной комиссии, проводящей выборы – календарным планом.

Под созданием инфраструктуры следует понимать определение территорий (избирательных участков), формирование органов, обеспечивающих подготовку –  назначение избирательных комиссий, создаваемых ad hoc, и обеспечение начала ими свой деятельности. К обеспечительным мерам можно отнести также и составление списков избирателей (по правовому значению это установление круга лиц, обладающих активным избирательным правом).

Кампанию кандидатов следует  отличать от избирательной кампании. Под кампанией кандидата понимается выдвижение кандидатов, представляющее собой намерение выставить кандидатуру  (глава V, Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ). В настоящее время возможны такие способы выдвижения, как самовыдвижение и выдвижение избирательными объединениями.

От выдвижения отличается регистрация – приобретение статуса  кандидата в результате выдвижения (для кандидатов от политических партий, имеющих фракции в Государственной  Думе, этого достаточно), а также  выполнения необходимых требований – либо сбора необходимого количества подписей избирателей, либо внесение избирательного залога.

 

Обжалование нарушений  избирательного законодательства и  ответственность за его нарушение

 

Обжалование действий и решений, нарушающих избирательное законодательство, осуществляется в суд или, если речь идет о действиях и решениях избирательной  комиссии – в вышестоящую избирательную  комиссию. Правила защиты избирательных  прав в суде регламентированы, помимо избирательного законодательства (глава X, Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ), Гражданским процессуальным кодексом (глава 26, ГПК РФ).

 

Институт референдума

 

Второй, менее распространенной формой непосредственной демократии является референдум, т. е. форма прямого волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого  посредством голосования граждан  РФ, обладающих правом на участие в  референдуме.

В зависимости от уровня и выносимых на голосование вопросов референдум подразделяется на федеральный (референдум Российской Федерации), региональный (референдум субъекта РФ) и местный  (референдум, проводимый на территории муниципального образования). Порядок проведения федерального референдума определяется Федеральным конституционным законом от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» с изм. и доп., региональных и местных референдумов – в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в региональном законодательстве и нормативных правовых актах органов местного самоуправления, которые должны базироваться на основополагающих федеральных нормах.

На общероссийский референдум могут выноситься: проект нормативного акта; вопрос, обязательное вынесение на референдум которого предусмотрено международным договором Российской Федерации; иные вопросы государственного значения (в любом случае вопрос, выносимый на референдум, должен быть отнесен Конституцией РФ к исключительному ведению Российской Федерации или совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

В то же время закон предусматривает  вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум:

 

   1) об изменении статуса субъектов РФ;

   2) о досрочном прекращении  или продлении срока полномочий  Президента РФ, Государственной  Думы Федерального Собрания РФ, а равно о проведении досрочных  выборов Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

   3) об избрании, о  назначении на должность, досрочном  прекращении, приостановлении или  продлении полномочий лиц, замещающих  государственные должности Российской  Федерации (равно как и лиц  и органов, предусмотренных международным  договором Российской Федерации);

 

   4) о персональном  составе федеральных органов  государственной власти, иных федеральных государственных органов;

   5) о принятии и  изменении федерального бюджета,  исполнения и изменения внутренних  финансовых обязательств государства;

   6) о введении, изменении  и отмене федеральных налогов  и сборов, а также освобождении от их уплаты;

   7) о принятии чрезвычайных  и срочных мер по обеспечению  здоровья и безопасности населения;

   8) об амнистии и  помиловании.

В любом случае вопросы, выносимые  на референдум РФ, не должны противоречить  конституции РФ, ограничивать или  отменять общепризнанные права и  свободы человека и гражданина и  конституционные гарантии их реализации.

Референдум РФ не может инициироваться, назначаться и проводиться:

   а) в условиях  военного или чрезвычайного положения,  введенного на всей территории  Российской Федерации, а также  в течение трех месяцев после  отмены военного или чрезвычайного положения;

   б) в период общероссийской  избирательной кампании (в том  числе недопустимо совмещение  общенациональных выборов и федерального  референдума; для проведения региональных  и местных референдумов такого запрета нет);

   в) в последний  год полномочий Президента РФ  или Государственной Думы.

Повторный референдум (т. е. референдум с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса) может быть проведен не ранее чем  через два года после дня официального опубликования (обнародования) результатов  референдума (в субъектах РФ и  в муниципальных образованиях этот срок устанавливается соответственно региональными органами государственной  власти и органами местного самоуправления, при этом он не может превышать  двух лет).

 

Назначает референдум Российской Федерации Президент РФ. Он осуществляет это полномочие не произвольно, а  в соответствии с рядом нормативно обусловленных обстоятельств (схема 13). Инициатива проведения референдума  Российской Федерации принадлежит:

   • не менее чем  2 млн граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме РФ;

   • Конституционному  Собранию в случае принятия  им положительного решения о  пересмотре Конституции РФ.

При этом инициатива о проведении референдума не может иметь место  в период общероссийской избирательной  кампании, а также в случае, если проведение референдума приходится на последний год полномочий Президента РФ или Государственной Думы.

Процедура реализации инициативы граждан о проведении референдума  существенно усложнилась по сравнению  с прежним законом 1995 года. Указанная  инициатива оформляется путем сбора  подписей, который должна организовать инициативная группа, состоящая из региональных подгрупп, создаваемых  более чем в половине субъектов  РФ (при этом каждая региональная подгруппа  должна насчитывать не менее 100 участников референдума, проживающих на территории соответствующего субъекта РФ, и быть зарегистрирована в избирательной  комиссии данного субъекта РФ); регистрацию  инициативной группы и вопроса (формулы) референдума осуществляет Центральная  избирательная комиссия РФ (общероссийская инициативная группа должна быть создана  достаточно оперативно – срок со дня  регистрации первой региональной подгруппы  до дня обращения с ходатайством о регистрации в ЦИК не может  превышать 2-х месяцев). При сборе  подписей в поддержку инициативы проведения референдума должно соблюдаться  правило – на один субъект РФ (равно как и на участников референдума, проживающих за пределами территории РФ) должно приходиться не более 50 тысяч  подписей (следовательно, инициатива проведения референдума должна быть поддержана, как минимум в сорока российских регионах). На сбор подписей закон отводит 45 дней.

Изданию указа Президента РФ о назначении референдума должно предшествовать обязательное обращение  в Конституционный Суд РФ с  запросом о соответствии инициативы проведения референдума Конституции  РФ. И лишь в случае положительного заключения конституциооного суда Президент РФ назначает референдум. При этом голосование может быть назначено только на воскресенье в период от 60 до 100 дней со дня опубликования указа, но не может быть совмещено с проведением выборов любого уровня (проведение же региональных и местных референдумов, как правило, совмещается с какими-либо, в том числе и общенациональными, выборами). Решение о назначении региональных и местных референдумов принимается, соответственно, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а при недостаточности правовой базы – Президентом РФ.

Решение по вопросу, выносимому на референдум, считается принятым, если за него проголосовало более  половины граждан, принявших участие  в голосовании. При этом референдум считается состоявшимся в случае участия в нем более половины граждан, обладающих правом на участие  в референдуме.

Решение, принятое на референдуме  РФ, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении, действует на всей территории Российской Федерации и может быть отменено или изменено не иначе как путем  принятия решения на новом референдуме  РФ. Если для реализации решения, принятого  на референдуме РФ, требуется издание  дополнительного правового акта, федеральный орган государственной  власти, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме РФ, определить срок подготовки такого правового акта.

 

Процедурные вопросы, регламентирующие порядок проведения референдума (право  на участие в референдуме, система  и статус избирательных комиссий, организация голосования и пр.) во многом совпадают с соответствующими нормами, регламентирующими избирательное  право и избирательный процесс.

Если проведение референдума  финансируется только из средств  соответствующего бюджета (федерального, регионального, местного), то на проведение выборов кроме бюджетных средств  могут привлекаться и иные финансовые ресурсы. В частности, кандидаты и избирательные объединения, как правило, создают собственные избирательные фонды, в которых наряду с бюджетными аккумулируются собственные средства кандидата и избирательного объединения, а также добровольные пожертвования граждан и юридических лиц. При этом на внесение пожертвований на избирательную кампанию установлен ряд запретов. Такие пожертвования запрещены со стороны иностранных государств, юридических лиц и граждан, лиц без гражданства, несовершеннолетних граждан РФ, органов публичной власти, государственных и муниципальных учреждений и организаций, анонимных жертвователей и т. п. За подготовкой и проведением выборов и референдума установлен жесткий финансовый контроль со стороны государства. 

Информация о работе Избирательное право как институт конституционного права