Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 18:02, доклад
Особенности избирательной системы США. Самым распространённым способом выдвижения кандидатов являются праймериз. Пассивное избирательное право и выборы в законодательные органы власти США.
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО США
Президент
США избирается не непосредственно
гражданами страны, а Коллегией Выборщиков.
Каждый штат США обладает определенным
количеством голосов
Выборщики, представляющие определенный штат, должны отдавать свои голоса за того кандидата, который набрал в их штате большинство голосов (даже если преимущество составляет один голос).
Именно поэтому кандидаты в президенты стараются объехать максимум штатов, но при этом отдают предпочтение крупным штатам, у которых больше представителей в Коллегии Выборщиков.
Количество членов в Коллегии Выборщиков непостоянно и меняется из года в год, и зависит от количества населения, реально проживающего в каждом конкретном штате страны в момент выборов (поэтому в США перепись проводится раз в четыре года).
На выборах 2000 года общее число выборщиков составило 538 - 100 сенаторов, 435 представителей в Конгрессе и три избирательных голоса из столицы США - города Вашингтона, который имеет статус федерального округа и не имеет своих представителей в высших органах законодательной власти США.
Кандидат, который набирает более 50% избирательных голосов в Коллегии Выборщиков, становится президентом США. Если ни один из кандидатов не набирает большинства в 50% голосов плюс один голос, то судьба будущего президента решается в нижней палате парламента - Палате Представителей Конгресса США, где, опять - таки, голосуют штаты, а не личности. В процессе голосования каждый штат США получает право одного голоса.
Так как ныне в США входят 50 штатов, кандидат должен набрать 26 голосов, чтобы стать президентом. Если и Палата Представителей не определяет победителя, то последнее слово должен сказать Сенат США. В ходе этого голосования Сенаторы могут отдать свой голос в соответствии со своим личным мнением, а не руководствуясь волей избирателей штата. Победителем становится претендент, набравший простое большинство голосов.
Каждая из партий, участвующих в президентской гонке, выдвигает кандидатов в президенты и вице-президенты. Во время голосования американские избиратели отдают свои голоса не тандему президента и вице-президента, а каждому политику по отдельности.
Когда создатели Соединенных Штатов разрабатывали систему выборов, ими двигали две цели. В первую очередь, они желали создать некую "буферную зону" между президентом и гражданами страны. Они опасались появления во главе страны маргиналов и тиранов - политиков, которые, как неоднократно случалось в мире, демагогическими обещаниями приобретали поддержку народа и приходили к власти. Поэтому и была создана Коллегия Выборщиков, представители выступали как единая группа и встречались только один раз, таким образом сводя к нулю шансы того, что ими смогут манипулировать. Кроме того, предполагалось, что таким образом больше прав получат небольшие и малонаселенные штаты.
ОСОБЕННОСТИ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ США
США
содержит лишь некоторые положения,
регулирующие выборы. Федеральные законы
об избирательном праве 1965, 1970, 1972, 1974
гг. существенно дополнили
В
конституции записано: "Избиратели
каждого штата должны отвечать тем
требованиям, которые установлены
для избирателей наиболее многочисленной
палатой Законодательного собрания
штата" (разд. 2, ст. 1). Следовательно,
конституция вопрос о требованиях,
предъявляемых к избирателям, полностью
передает на усмотрение штатов. Однако
практически федеральные власти
вмешивались в компетенцию
Принцип всеобщих выборов вводился федеральными властями в течение целого века. В 1870 г. XV поправка к конституции США наделила избирательными правами негров и лиц других рас. В 1920 г. новая поправка (ХIХ) предоставила право голоса женщинам. В 1964 г. поправка XXIV отменила избирательный налог. Закон 1970 г. снизил ценз оседлости на федеральных выборах. В 1971 г. поправка XXVI сократила возрастной ценз для избирателей до 18 лет. Избирательный закон 1975 г. окончательно отменил ценз грамотности. В настоящее время сохранился лишь один ценз оседлости: на президентских выборах - 30 дней, на других - от одного дня до 30 дней (устанавливаются законодательством штатов). В 17 штатах и федеральном округе Колумбия цензы оседлости для избирателей отменены.
В конституции США ничего не сказано о принципе равных выборов. Реализацией этого принципа занимались штаты, которые часто создавали неравные по численности избирательные округа. В США зародилась специальная наука - "избирательная география" (джерримендеринг) как способ нарезки избирательных округов, предоставляющий преимущества какой-либо партии на выборах. Федеральный закон 1872 г. предписывал штатам создавать избирательные округа с равным количеством избирателей. Однако многие штаты не соблюдали этого положения. В защиту принципа равных выборов выступил Верховный суд. В 1964 г. Суд определил, что разд. 2 ст. 1 конституции подразумевает равное представительство при выборах депутатов палаты представителей. В 1969 г. Верховный суд конкретизировал свою позицию, указав, что каждый штат должен приложить “добросовестные усилия для достижения точного математического равенства” округов.
Принцип
прямых выборов первоначально
Принцип
тайного голосования
Избирательные законы федерации и штатов подробно регламентируют организацию и порядок проведения выборов. Центральные органы по проведению выборов в США не создаются. В пределах штатов выборами ведают секретари штатов, в некоторых штатах создаются на партийной основе избирательные комиссии. В избирательных округах общий контроль за выборами осуществляют избирательные комиссии, состоящие из представителей партий, чиновников штата, судей, членов Конгресса. В избирательных участках создаются избирательные комиссии (бюро) из представителей партий. Ведущая роль в организации и проведении выборов в границах избирательных участков принадлежит партийному аппарату. Избирательные округа в США одномандатные: от каждого округа избирается один депутат. Регистрация избирателей производится чиновниками. Во многих штатах избиратель должен явиться в избирательную комиссию и обосновать свое право на внесение в список избирателей. В 15 штатах регистрация избирателей может производиться не только в избирательных комиссиях, но и по месту работы, в государственных учреждениях. В списки избирателей не могут быть включены душевнобольные и лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы.
Для кандидатов на выборные должности конституция и законы США установили дополнительные условия: возрастной ценз (25-35 лет), срок пребывания в гражданстве США, проживание в момент избрания на территории того штата, от которого избирается кандидат. Ныне в США формируется новая норма конституционного права: кандидат должен проживать в том избирательном округе, от которого он избирается.
Процедура
выдвижения кандидатов весьма разнообразна
в США. Кандидатов на выборные должности
могут выдвигать: партийные съезды
(конвенты), избиратели путем петиций,
общим собранием партийных
САМЫМ РАСПРОСТРАНЁННЫМ СПОСОБОМ ВЫДВИЖЕНИЯ КАНДИДАТОВ ЯВЛЯЮТСЯ ПРАЙМЕРИЗ
Праймериз
представляют собой первичные выборы,
в ходе которых избиратели подают
свои голоса за кандидата в кандидаты.
Победитель на праймериз становится
кандидатом, его имя вносится в
избирательный бюллетень. Праймериз
- демократическая система
Победители на выборах в США определяются по мажоритарной системе относительного большинства. При этой системе для завоевания депутатского мандата кандидату достаточно получить хотя бы на один голос больше, чем любой другой кандидат, независимо от общего числа проголосовавших избирателей. Подобная система не адекватно выражает волю избирателей. Многие депутаты избираются незначительным большинством голосов.
США: ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА
Партийная
система США относится к
Политические партии в США образовались в XIX веке: Демократическая - в 1828 г., Республиканская - в 1854 г. Демократическая партия была основана в южных штатах сторонниками сохранения плантаторских хозяйств с применением рабского труда. Республиканская партия, опираясь на сторонников в северных штатах, выступала за ликвидацию рабства и подневольного труда. С отменой рабства (1865 г.) существенные различия между демократами и республиканцами постепенно сглаживаются. Ныне их партийные платформы отличаются незначительными расхождениями.
Демократическая партия и ее лидер президент Б. Клинтон выступают за проведение кардинальных социальных программ внутри страны и оказание более широкой помощи развивающимся странам. Но так как эти мероприятия требуют значительных финансовых средств, то многие американские налогоплательщики выражают недовольство политикой Б. Клинтона.
Республиканцы выступают за режим экономии, против чрезмерных расходов на социальные программы (образование, медицину, пособия по безработице), за сокращение налогов на предпринимателей, против обширной финансовой помощи иностранным государствам. На промежуточных выборах (ноябрь 1994 г.) республиканцы впервые за последние 40 лет завоевали большинство мест в обеих палатах Конгресса.
В целом США находились под контролем демократов до гражданской войны 1861-5 годов. С гражданской войны и до 1932 года безраздельно доминировала республиканская партия (было 11 президентов-республиканцев и всего 2 демократа). Радикальный поворот произошел в результате экономического кризиса 1925-33 годов, когда на первые позиции выходит демократическая партия и с 1932 года демократы 32 года подряд руководят Белым Домом.
Республиканская
и Демократическая партии имеют
наиболее широкую поддержку избирателей.
Они попеременно приходят к власти.
Одна партия у власти, другая - в оппозиции.
Исход любых выборов не вызывает
никаких опасений: президент, вице-президент,
конгрессмены, губернаторы штатов обязательно
будут представителями
Весьма
специфична организационная структура
Республиканской и
Низовой
партийной организационной
В штатах существуют мелкие политические партии, деятельность которых не распространяется на всю страну. В 1919 г. образовалась Коммунистическая партия США. Депутатов на выборные должности Коммунистическая партия выдвигала лишь в некоторых штатах. Ни один коммунист не избирался в Конгресс США. Не имея прочной социальной базы в американском обществе, компартию постоянно разобщали фракционные внутрипартийные конфликты. После ликвидации КПСС, Коммунистическая партия США лишилась финансовой поддержки и ныне переродилась в небольшую секту сторонников идеологии марксизма-ленинизма.
Из других небольших политических партий можно назвать Американскую независимую партию, Международную партию зеленых, Свободную партию, Социал-демократическую партию, Социалистическую трудовую партию.
Представительная демократия в США немыслима без функционирования политических партий. Они формируют волю народа, представляют его в представительных органах. Конституция США не затрагивает правовой статус политических партий. Однако процесс правовой институционализации политических партий в США, как и в других государствах, протекает.
Федеральный закон 1974 г. о финансировании федеральных избирательных кампаний регламентирует вопросы финансирования политических партий в период выборов. На федеральном уровне многие стороны деятельности политических партий определяются судебными прецедентами: порядок проведения первичных выборов (праймериз), создание предвыборных партийных фондов, размеры финансовой поддержки партий частными лицами и некоторые другие партийные вопросы. В США избирательное право, в основном, регламентируется законами штатов. Конституции и законы штатов определяют порядок образования и деятельности политических партий, их организационно-структурные основы и некоторые другие вопросы. Вся эта регламентация связана с процедурой выборов.