Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 09:58, реферат
Людям издавна свойственно выбирать. Любая демократия построена на выборе. Граждане выбирают партии, лидеров, систему взглядов, любимые книги и газеты, собственные политические позиции и многое другое. Гражданин, живущий в демократическом обществе, вынужден силой самих обстоятельств самостоятельно решать и выбирать постоянно. Избирательное право составляет важную часть жизни многих граждан. Знать и уметь пользоваться этими правами необходимо каждому.
Введение
Людям издавна свойственно выбирать. Любая демократия построена на выборе. Граждане выбирают партии, лидеров, систему взглядов, любимые книги и газеты, собственные политические позиции и многое другое. Гражданин, живущий в демократическом обществе, вынужден силой самих обстоятельств самостоятельно решать и выбирать постоянно. Избирательное право составляет важную часть жизни многих граждан. Знать и уметь пользоваться этими правами необходимо каждому.
В последнее время все чаще можно видеть нежелание молодежи участвовать в выборах. Однако выборы являются одним из основных способов влияния граждан на ситуацию в стране, поскольку, отдавая предпочтение тому или иному кандидату на выборную должность, мы тем самых участвуем в делах государства, гражданами которого мы являемся.
В данной брошюре разъясняются основные понятия избирательного права и процесса, которые смогут помочь юному избирателю сформировать представление об основах избирательного права России, что поможет понять значение выборов в демократическом государстве и сформировать активную гражданскую позицию.
Словарь терминов, используемых в законе и политическом словаре:
Агитационные материалы – печатные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации и предназначенные для массового распространения в период избирательной кампании. Материалы признаются агитационными, если они распространяются с целью побудить избирателей к участию в выборах и к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них.
Агитационный период - период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию.
Агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов.
Бюллетень (Избирательный бюллетень) - официальный документ (бланк), содержащий фамилии кандидатов в депутаты или наименования избирательных объединений (партий, движений, блоков) либо фамилии кандидатов на выборную должность при выборах соответствующего лица.
Выборы - форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица. Виды выборов:
1) выборы органов
2) выборы органов
3) выборы в органы местного самоуправления.
Гарантии избирательных прав - установленные Конституцией Российской Федерации, законом, иным нормативным правовым актом условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав и граждан Российской Федерации.
Голосование — способ принятия решения группой людей (электоратом), при котором общее мнение формулируется путем подсчета голосов — решающая стадия избирательного процесса. Проходит в один или два тура. Осуществляется путем подачи бюллетеня.
Демократия — форма политической власти, основанная на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.
Депутат - лицо, избранное в законодательный или иной представительный орган государства или местного самоуправления.
Избиратель - гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. В Конституции и федеральном избирательном законодательстве России сказано, что активным избирательным правом обладают все граждане России, достигшие возраста 18 лет (за исключением тех из них, которые признаются судом недееспособными или содержатся в местах лишения свободы по приговору суда).
Избирательная кампания - деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении (проведении) выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.
Избирательная комиссия - коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов. Избирательные комиссии осуществляют подготовку и проведение выборов, а также обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан Российской Федерации.
Избирательный процесс- деятельность по подготовке и проведению выборов..Избирательный процесс включает следующие стадии :
1) назначение выборов;
2) образование избирательных
округов, избирательных
3) выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация;
4) предвыборная агитация;
5) голосование и определение
итогов голосования,
Избирательное объединение - политическая партия, имеющая право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющее в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.
Избирательное право пассивное (пассивное избирательное право) - право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Избирательные права граждан - конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Избирательный блок - создаваемый в порядке, предусмотренном законом, добровольный союз двух или трех избирательных объединений.
Избирательный округ - территория, которая образована (определена) в соответствии с законом и от которой непосредственно гражданами Российской Федерации избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица).
Кандидат - лицо, выдвинутое в установленном законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления.
Наблюдатель - гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов.
Открепительное удостоверение — в Российской Федерации официальный документ, который выдается соответствующей участковой избирательной комиссией избирателю, который не будет иметь возможности прибыть на тот избирательный участок, где он включен в список избирателей.На основании открепительного удостоверения лицо вправе голосовать на любом избирательном участке в пределах соответствующего избирательного округа.
Результаты выборов - общие итоги выборов, устанавливаемые соответствующей избирательной комиссией на основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из непосредственно нижестоящих комиссий.
Список кандидатов - единый список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, избирательным блоком на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти.
Словарь терминов, используемых политтехнологами:
Абсенты, абсентеисты– избиратели, постоянно уклоняющиеся от участия в выборах.
Административный ресурс - целенаправленные действия структур власти по поддержке в избирательной кампании «своего» и подавлению «несогласованных» кандидатов.
Засветка - меры, направленные на завоевание известности кого-то или чего-то неизвестного.
Имидж – образ, обличье; применительно к кандидату на выборную должность - созданный стараниями имиджмейкеров и избирательных технологов образ кандидата для представления его избирателям.
Кандидат нулевой - не известный избирателю, имеющий слабый рейтинг узнаваемости кандидат.
Кандидат раскрученный - хорошо известный избирателям кандидат.
Пиар - это деятельность, направленная на формирование общественного мнения о чем-либо.
Позиционирование кандидата – элемент строительства имиджа кандидата; четкое обозначение его позиции по отношении к кому-то, чему-то социально значимому (к левой оппозиции, например) или внедрение кандидата в массовое общественное сознание в каком-то определенном социальном качестве .
Прайм-тайм – время, в течение которого радио и телевидение собирает наибольшую аудиторию. (обычно с 19 до 22 часов) Считается самым эффективным временем для прокручивания рекламы и ведения предвыборной агитации, и одновременно самым дорогим.
Раскрутка - деятельность, направленная на повышение известности кандидата или партийного списка кандидатов, на создание и расширение его положительного образа.
Реклама агитационная косвенная – приходящиеся на период избирательной кампании, но формально как бы к выборам отношения не имеющие, действия и материалы, выгодно высвечивающие положительные качества кандидата.
Реклама агитационная прямая – реклама, прямо связанная с выборами, открыто превозносящая достоинства кандидата и (или) содержащая призывы голосовать за него.
Рейтинг - степень известности (популярности), выявленная социологическими методами.
Слоган - основной лозунг избирательной кампании.
Стикер - липкая листовка, листовка на клейкой основе.
Технология избирательная – ряд просчитанных последовательных действий, направленных на формировании в сознании массового избирателя заданных параметров электорального поведения.
Электобилити - позиция, отражающая объективное мнение (прогноз) опрошенных относительно того, чьи шансы на предстоящих выборах они расценивают как наиболее высокие.
Электорат – избиратели.
Ответы на интересующие вопросы:
С какого возраста ты можешь участвовать в избирательной кампании по выборам Президент РФ и непосредственно избирать Президента РФ?
Гражданин РФ, достигший
на день голосования 18 лет, имеет право
избирать Президента РФ, участвовать
в выдвижении кандидатов на должность
Президента РФ, предвыборной агитации,
наблюдении за проведением выборов
Президента РФ, работой избирательных
комиссий, включая установление итогов
голосования и определение
Когда ты сам можешь быть избранным на пост Президента РФ?
Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет.
Все ли граждане могут
участвовать в выборах
Не имеет права избирать Президента РФ и быть избранным Президентом РФ, участвовать в иных избирательных действиях гражданин РФ, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.
С какого возраста ты можешь участвовать в избирательной кампании по выборам в Государственную Думу РФ?
В агитационных мероприятиях, работе избирательных комиссий и т. д. ты можешь принимать участие с момента достижения возраста 18 лет.
А депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший на день голосования 21 года.
Как и на выборах Президента, не имеет права избирать и быть избранным, участвовать в осуществлении других избирательных действий гражданин РФ, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.
Сколько депутатов входит в состав Государственной Думы РФ?
Государственная Дума РФ состоит из 450 депутатов. 225 депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), образуемый на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ.
Единая норма