Избирательные системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 11:30, курсовая работа

Описание работы

В научной литературе термин "избирательная система", в том числе и в российском правоведении, употребляется обычно в двух значениях - широком и узком.
«В широком смысле избирательная система - это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти. В узком смысле «избирательная система» - это способ определения того, кто из баллотировавшихся кандидатов избран на должность или в качестве депутата1. В зависимости от того, какая будет использована избирательная система, результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться совершенно различными. Поэтому политические силы нередко борются между собой за более выгодную для себя избирательную систему (впрочем, оценивая ее выгодность, они могут и ошибиться).

Содержание работы

Глава 1 избирательная система. Понятие.

Глава 2 виды избиртаельных систем
Мажоритарная
Пропорциональная
Полупропорциональная, смешанная
Система единственного передаваемого голоса
Глава 3 избиртаельная система рф

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Файлы: 1 файл

0141438_075D2_kursovaya_rabota_izbiratelnye_sistemy (1).docx

— 45.29 Кб (Скачать файл)

Смешанная система представляет собой синтез двух принципов организации избирательной системы. При данной системе часть депутатов избирается в округах по мажоритарной системе, а остальные избираются по партийным спискам по пропорциональной системе. Система действовала в России с 1993 по 2003 годы.

Смешанная выборная система, при которой  половина депутатов избирается по мажоритарным округам, а другая – по партийным  спискам, означает капитуляцию перед  вопросом, какая же из двух таких  систем предпочтительна

Возможные недостатки смешной,  полупропорциональной систем:

Смешанная избирательная система  возникает тогда, когда при выборах  одной и той же представительной палаты применяются различные системы. Это обычно продиктовано стремлением  соединить преимущества различных  систем и по возможности исключить  или компенсировать их недостатки. Характерен в этом отношении порядок  выборов немецкого Бундестага, послуживший  примером для ряда стран, в том  числе и для России. Социологи  утверждают, что отсутствие сильных  партий означает нехватку демократических  институтов в стране, оно равносильно  отсутствию коллективных представлений  – основы демократических процедур.

 

2.4. система единственного передаваемого голоса;

«Разновидностью пропорциональной системы является система единственного передаваемого (переходящего) голоса - избиратель имеет лишь один голос, но этот голос он может использовать не для голосования за партийный список, только для преференциального (предпочтительного) голосования за одну из кандидатур любого партийного списка кандидатов.»5

Эта система в теории считается  самой справедливой, так как позволяет  сочетать персональный выбор с обеспечением пропорциональности представительства  партий. Однако ее распространению  препятствует определенная техническая  сложность определения результатов  выборов.

В многомандатном округе кандидаты  выдвигаются в таком же порядке, как при системе единственного  непередаваемого голоса, то есть каждая партия может выдвинуть столько  кандидатов, сколько сочтет необходимым, и допускается выдвижение независимых  кандидатов. Избиратель же действует, как при мажоритарной системе  с альтернативным голосованием, то есть против фамилии наиболее желательного кандидата отмечает первую преференцию, затем против фамилии следующего - вторую и так далее. Формально  он не связан партийной принадлежностью  кандидатов, хотя на практике, скорее всего, будет принимать ее во внимание, считаясь с рекомендациями партии, которой симпатизирует.

После установления общего числа проголосовавших  или общего числа действительных бюллетеней определяется избирательная  квота. Затем бюллетени раскладываются по пачкам с учетом первых предпочтений, выраженных определенным кандидатам. Кандидаты, получившие квоту, считаются  избранными. Однако обычно такие кандидаты  получают сверх квоты определенный излишек голосов, который им не нужен. Этот излишек передается кандидатам, не получившим квоты, в соответствии со вторыми предпочтениями.

Краткие выводы по Главе  II:

Итак, недостатком мажоритарной системы является тот факт, что, чем больше кандидатов баллотируется на одно место, тем меньше голосов требуется для избрания. Враг пропорциональной системы – чрезмерная многопартийность. Замечено, что чем больше партий, тем каждая из них меньше.  Удручает также тот факт,  что обычный избиратель на практике зачастую видит  мифические названия партий и трех лидеров, которые, кстати сказать, зачастую вовсе не имеют отношения к политике, это бывшие спортсмены, известные артисты, разные  медиа-персоны, имеющие отдаленное отношение к партии. В Приложении приведена Таблица 2 сравнения пропорциональной и мажоритарной систем. В Таблице 3 Приложения приведена таблица кратких характеристик некоторых существующих избирательных систем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА III

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РФ

Избирательная система современной  России претерпевала существенные изменения, что определялось во многом складывающейся политической ситуацией. Надо сказать, что избирательное право в  РФ находится в состоянии становления, поэтому эти изменение носили вполне закономерный характер.  Политическая элита находится в поиске наиболее эффективных избирательных технологий, эффективных в смысле реализации стоящих перед ней политических задач. Поэтому и на сегодняшний день говорить об окончательно сложившейся избирательной системе в России вряд ли правомерно.

На текущий момент в России действуют, по крайней несколько  избирательных  систем, т.е. несколько разных  способов организации прямых выборов: мажоритарная система абсолютного большинства в два тура (так мы избираем Президента РФ); мажоритарная система относительного большинства (при ней бывает только один тур), которая используется на выборах половины депутатов законодательных органов субъектов РФ и в некоторых муниципальных образованиях; смешанная избирательная система (места делятся пополам между партийными списками и кандидатами в одномандатных избирательных округах) и полностью пропорциональная система, которая применяется для выборов Государственной Думы по закону 2005 г.  Естественно, выборы Президента РФ осуществляются по мажоритарной системе. Проводятся они по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу. Выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, начиная с 2007 года, проводятся по пропорциональной системе. До этого выборы депутатов проводились по смешанной системе. 6Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. В Государственную Думу избирается 450 депутатов по единому федеральному избирательному округу.

Депутаты избираются пропорционально  числу голосов, поданных за федеральные  списки кандидатов в депутаты Государственной  Думы от политических партий. Следовательно, кандидаты в депутаты Государственной  Думы выдвигаются в составе федеральных  списков от политических партий, имеющих  в соответствии с законом право  участвовать в выборах. А такое  право предоставляется только федеральным  партиям, зарегистрированным в установленном  порядке не позднее 1 года до выборов, и имеющим свои региональные отделения  в субъектах РФ.

Главы регионов назначаются  путем представления Президентом РФ кандидатур законодательным собраниям соответствующих субъектов РФ, которые должны утвердить их в должности. Согласно Федеральному закону О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», прямые губернаторские выборы заменены на утверждение глав регионов местными законодательными собраниями по представлению президента. Кандидатура главы региона вносится президентом за 35 дней до истечения срока полномочий действующего губернатора, и в течение 14 дней региональный парламент должен вынести свое решение. Если же законодательное собрание два раза отклонит предложенную кандидатуру, то президент имеет право распустить его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В узком смысле «избирательная система» - это способ определения того, кто из баллотировавшихся кандидатов избран на должность или в качестве депутата7. Существует несколько виды избирательных систем, как-то: мажиотарная, пропорциональная, полупропорциональная, система единого предаваемого голоса. В зависимости от того, какая будет использована избирательная система, результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться совершенно различными. Поэтому политические силы нередко борются между собой за более выгодную для себя избирательную систему (впрочем, оценивая ее выгодность, они могут и ошибиться).

В мажоритарной и пропорциональной системах есть ряд своих минусов  и плюсов. Их краткая характеристика представлена на табл. 2  Приложения.

Исходя их этих минусов и плюсов, хочу подвести некий итог:

При переходе на пропорциональную систему  выборов депутатов в Государственную  Думу теоретически будут созданы  крупные партии. Они будут обладать всеми положительными признаками  обладающие всеми признаками таковых: массовое членство, широкая региональная сеть, участие не только в электоральной, но и парламентской политике. Это  явно будет способствовать переходу страны к настоящему демократическому режиму.

Но многих политиков волнует вопрос: насколько эти крупные партии будут контролироваться и управляться властью?   Ведь помимо укрупнения партий закон направлен на устранение и «одномандатников», и мелких партий, способных при определенном раскладе влиять на расстановку политических сил в парламенте.

В заключении скажу, что избирательная  система в РФ находится в процессе становления. И вероятно в скором времени эта система не раз  подвергнется коррекционной работе законодателя.

Многие вопросы требуют доработки  и коррекции, но сам факт того, что политическая элита находится в поиске наиболее эффективных избирательных технологий, эффективных в смысле реализации стоящих перед ней политических задач, не может не радовать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

    1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
    2. Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 19.07.2009) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 22.04.2005)
    3. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 19.07.2009) "О выборах Президента Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 24.12.2002)
    4. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 19.07.2009) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 22.05.2002)
    5. Федеральный закон от 26.11.1996 N 138-ФЗ (ред. от 12.07.2006) "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (принят ГД ФС РФ 23.10.1996) (вместе с "Временным положением о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления")
    6. Постановление Центризбиркома РФ от 09.06.2005 N 146/991-4 "О практике применения смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системы при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации во втором полугодии 2004 года и в первом полугодии 2005 года"

 

    1. Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран: схемы и комментарии. – М.: Юриспруденция, 2002.
    2. Дмитриев Ю.А., Исраэлян В.Б. Избирательное право и процесс в Российской Федерации.- Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004.
    3. Габриелян М.Д. Избирательное право. – Москва. Издательство «Юрайт», 2008.
    4. Свиблов К.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов. М., Норма. 2000г. с.205
    5. Кутафин О.Е. Конституционное право РФ. – Москва издательство «Юристъ», 2006.
    6. Независимая газета 2004-12-17 / М.В. Маргелов - председатель комитета по международным делам Совета Федерации Федерального собрания РФ
    7. Российское Информационное Агентство «Новости» 09.06.2006 "Демократия - это не анархия. Последствия отмены графы "против всех"

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1

Виды избирательных систем

 


 



 


 


 

 


 


 




 

 

 

Таблица 2

Достоинства и недостатки мажиотарной  и пропорциональной систем

 




.





1 Габриелян М.Д. Избирательное право. – Москва. Издательство «Юрайт», 2008. – 32 с.

2 Габриелян М.Д. Избирательное право. – Москва. Издательство «Юрайт», 2008. – 33 с.

3 Габриелян М.Д. Избирательное право. – Москва. Издательство «Юрайт», 2008. – 32 с.

4 Свиблов О.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов. М., Норма. 2000г. с.205

5 Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран: схемы и комментарии. – М.: Юриспруденция, 2002. – 134с.

6 Постановление Центризбиркома РФ от 09.06.2005 N 146/991-4 "О практике применения смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системы при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации во втором полугодии 2004 года и в первом полугодии 2005 года"

Информация о работе Избирательные системы