Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 23:12, лекция
Избирательный процесс является совокупностью юридически значимых стадий, следующих непрерывно одна за другой. Каждая стадия избирательного процесса имеет сугубо индивидуальное юридическое значение, но в тоже время данный процесс невозможен в отсутствии какой-либо его стадии.
Введение
Избирательные споры.
Референдумный процесс.
Заключение
Список литературы
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО»
Выполнил
Тихонов Артем
Группа
___________________________
___________________________
___________________________
План
Уровень защищенности избирательных прав граждан — один из критериев признания государства демократическим и правовым. Для обеспечения эффективной реализации конституционного права избирать и быть избранным необходима система (механизм) защиты избирательных прав граждан.
Наиболее емкое
и содержательное понятие защиты
избирательных прав граждан предлагает
М. С. Матейкович, который считает, что
таковую можно рассматривать как принудительный
механизм реализации права граждан избирать
и быть избранными в органы государственной
власти и местного самоуправления, участвовать
в иных избирательных действиях, обеспечиваемый
межгосударственными организациями, органами
государственной власти, местного самоуправления,
их должностными лицами, иными организациями,
самими гражданами посредством предотвращения
нарушений избирательных прав, устранения
препятствий их реализации либо восстановления
нарушенного права и иными способами.
Соглашаясь в целом с подобной трактовкой,
отметим, что не все названные способы
обеспечения принудительного механизма
реализации избирательных прав приемлемо
рассматривать в означенном аспекте. Так,
не совсем понятно, каким образом общественные
организации могут реально обеспечить
принудительность реализации избирательных
прав. 1
На наш взгляд, принудительность механизма означает его подкрепленность со стороны государства, возможность использования государственных, а не общественных институтов исполнения принятых решений.
Систематизируя формы защиты прав граждан, М. С. Матейкович выделяет пять основных: 1) самозащита прав и свобод, 2) государственная, 3) муниципальная, 4) общественная, 5) международная защита прав и свобод. К общественной форме он относит деятельность по оказанию правовой помощи гражданам, которая обычно выражается в направлении обращений в суд и иные государственные органы, привлечении внимания данных органов, воздействии на общественное мнение через выпуск теле-, радиопрограмм и распространение печатных материалов. Как видим, принудительной реализации избирательных прав здесь непосредственно не происходит, а имеет место лишь оказание содействия заинтересованным субъектам избирательных правоотношений в применении механизмов принудительной реализации. Говоря о юридическом механизме защиты избирательных прав граждан в России как о наиболее реальной и действенной возможности их принудительной реализации, необходимо исходить из того, что он прежде всего сопряжен с различными видами государственной защиты прав и свобод, предполагающими использование либо потенциальную возможность использования принудительной силы государства в лице уполномоченных органов. Как представляется, таковой механизм включает следующие основные виды (способы) защиты:
1) применение
юридической ответственности к
нарушителям избирательного
2) разрешение избирательных
3) подача обращений в избирательные комиссии без инициирования избирательных споров (в порядке, установленном п. 4 ст. 20 Федерального закона от 12 июня 2002г.; ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»);
4) конституционный контроль
избирательного
Соотношение избирательных
В теории избирательного права предлагаются разные определения ответственности за названные нарушения. Так, А. Д. Табиханов весьма лаконично определяет юридическую ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах как обязанность правонарушителя понести наказание в виде установленных законом правоограничительных мер (санкций), которые применяются специально уполномоченными юрисдикционными органами.
В. В. Игнатенко под
юридической ответственностью в
публично-правовой сфере понимает применение
к правонарушителю мер
П. В. Смирнов полагает, что конституционно-правовая
ответственность в избирательном праве,
являясь видом юридической ответственности,
имеет все присущие последней признаки.
Она вытекает из охранительных конституционно-правовых
норм, реализация которых обеспечивается
процессуальными конституционно-правовыми
нормами. Определяющим признаком данной
ответственности является наказание,
предполагающее применение специфических
санкций за совершение избирательных
правонарушений. Названная ответственность
устанавливается только правовыми актами,
издаваемыми федеральными органами государственной
власти, а также органами государственной
власти субъектов Федерации, а ее меры
(санкции) могут применяться как государственными,
так и специализированными негосударственными
формированиями (окружными или муниципальными
избирательными комиссиями).
Анализируя приведенные определения, можно отметить концептуальное единство исследователей данного вопроса, хотя они используют и не вполне идентичную терминологию.
Наряду с
общим логическим единством избирательного
процесса необходимо отметить его деление
на стадии в соответствие с потребностями,
нуждами, целями и методами осуществления.
Избирательный процесс в
Содержание стадий избирательного процесса раскрывается в Конституции РФ, Федеральном законе от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", Федеральном законе от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", Федеральном законе от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", региональных и муниципальных нормативных актах
Стадия назначения выборов. Одной из основных стадий избирательного процесса, обеспечивающей периодичность проведения выборов соответствующего уровня, является порядок назначения выборов уполномоченными на то органами или должностными лицами, а также порядок ротации состава депутатов представительных органов государственной власти. Конституция Российской Федерации закрепляет порядок назначения выборов только в федеральные органы государственной власти, порядок назначения региональных и муниципальных выборов закрепляется в конституциях (уставах), законах субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований.
Выборы органов или выборных лиц являются обязательными и проводятся в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Выборы назначает
В целом в федеральном и региональном избирательном законодательстве закреплено несколько основных моделей регулирования порядка назначения выборов соответствующего уровня и видов. Так, в рамках одной из них выборы соответствующего уровня (или уровней) назначаются законодательным (представительным) органом (одной из его палат) либо исполнительным органом государственной власти, представительным органом местного самоуправления либо выборным должностным лицом муниципального образования. В рамках других моделей выборы в случаях, предусмотренных законами, проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации либо дата проведения региональных и муниципальных выборов назначается в судебном порядке и выборы проводит временная избирательная комиссия (соответственно уровню выборов).
Стадия образования
избирательных округов и
Стадия формирования избирательных комиссий. Ряд авторов процесс формирования избирательных комиссий выносит за рамки избирательного процесса. Если в отношении порядка формирования Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации с этим в какой то мере можно согласиться т.к. названные комиссии являются постоянно действующими государственными органами, осуществляющими подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации, а также юридическими лицами, сроки формирования которых не привязаны к срокам проведения каких бы то ни было избирательных кампаний, то в отношении порядка формирования территориальных, окружных и участковых комиссий с этим согласиться нельзя, поскольку действующим законодательством о выборах четко определено, что территориальные окружные и участковые избирательные комиссии образуются не позднее определенного срока до дня выборов.
Стадия выдвижения, сбора подписей и регистрации кандидатов. Выдвижение кандидатов. Реализация пассивного избирательного права, которым обладает согласно закону определенное лицо, начинается с процедуры выдвижения кандидатов. Это ключевой момент в избирательной кампании, в значительной степени определяющий весь ее дальнейший ход. Важнейший вопрос здесь — о субъектах права выдвижения кандидатов.
Статья 32 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" закрепляет право выдвижения кандидатов.
Граждане Российской Федерации, обладающие
пассивным избирательным
Выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях". Выдвижение кандидатов, списков кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений и политических партий, его территориальные органы составляют список политических партий, иных общественных объединений, имеющих право в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" и настоящим Федеральным законом принимать участие в выборах в качестве избирательных объединений, по состоянию на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов и не позднее чем через три дня со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов публикуют указанный список в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях и размещают его в сети "Интернет", а также в этот же срок направляют указанный список в избирательную комиссию, организующую выборы.
Наименованием избирательного объединения является наименование, указанное в уставе соответствующей политической партии или иного общественного объединения.
В случаях и порядке, предусмотренных законом, избирательное объединение вправе представить в соответствующую избирательную комиссию свою эмблему, описание которой содержится в его уставе.