Избиратеные системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 17:17, реферат

Описание работы

Следующая система – это смешанная избирательная система. Данная система основана на сочетании двух систем представительства – мажоритарной и пропорциональной. Она создается с целью соединить выгоды от различных систем и избежать их недостатков или хотя бы эти недостатки существенно смягчить.
Цель данной работы состоит в теоретико-правовом анализе видов избирательной системы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: произвести правовой анализ избирательной системы и избирательного права. Выяснить какие существуют виды избирательных систем, и дать им характеристику.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………...........…...…...3
1. ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И
ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА ………………………………..…….......…....6
1.1 Понятие избирательной системы …………………………….………...........6
1.2 Понятие и принципы избирательного права ………………………..........…9
2. ВИДЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ ………………………...…................13
2.1Общая характеристика мажоритарной системы ………………...........…...13
2.2 Правовой анализ пропорциональной системы ……….…………...............18
2.3 Смешанные системы .……………………………………………................24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….........…..26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………….........…..28

Файлы: 1 файл

Виды избирательных систем.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

И еще один принцип- принцип добровольности. Это означает, что запрещается оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также воздействовать на его свободное волеизъявление. «Свободное волеизъявление избирателей во время выборов обеспечивается и тем фактом, что проведение агитации в день выборов в помещении для голосования не допускается»6.

 

2. ВИДЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ  СИСТЕМ

 

2.1 Общая  характеристика мажоритарной системы

 

Наиболее  распространена  на  выборах система  большинства,  которая именуется мажоритарной.  При  этой   системе   избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. Эта система - единственно возможная  при выборах одного должностного лица (президента, губернатора и др.).  Когда  же она применяется для выборов коллегиального органа власти,  например,  палаты парламента, обычно создаются одномандатные избирательные округа, то  есть  в каждом из них должен быть избран один депутат.

В странах, имеющих длительные  демократические  традиции,  политическая жизнь давно монополизирована политическими партиями, представители  которых в основном только и баллотируются на выборах и затем образуют  в  парламенте или  ином  представительном  органе   соответствующие   партийные   фракции, действующие организованно. В тех  же  странах,  где партийная система еще находится в стадии становления, а возникающие политические  партии  большого авторитета в обществе не  имеют,  выборы  по  мажоритарной  системе создают слабо организованную палату. Мажоритарная система имеет несколько разновидностей,   обусловленных   различными   требованиями    к    величине необходимого для избрания большинства голосов.

Мажоритарная система  относительного большинства - это самая  простая система. «По этой системе  победителю достаточно собрать больше голосов, чем любому другому претенденту, но не обязательно больше половины»7. Она результативна: единственный случай, когда результата может не быть, это получение одинакового наибольшего числа голосов двумя или более кандидатами. Такие случаи достаточно редки, и законодательным разрешением ситуации обычно бывает жребий. Такая система применяется,  например,  на парламентских выборах в США, Великобритании, Индии, частично  в Германии и частично, как известно, в России.  Очень часто она применяется при местных выборах.                Система (это относится ко всем разновидностям мажоритарной системы) может применятся, как в одномандатных, так и в многомандатных избирательных округах. Как правило, округа при этой системе одномандатные. Многомандатные встречаются редко (например, при выборах коллегии президентских выборщиков в США, где многомандатными избирательными округами являются штаты и федеральный округ, в которых соперничают списки выборщиков).

Практически чем больше  кандидатов  баллотируются  на  одно место, тем меньше голосов требуется  для  избрания.  Если  кандидатов  более двух десятков, могут оказаться избранными кандидаты,  за  которых  подано  10 процентов голосов или даже меньше. К тому же в законодательстве ряда  стран, где применяется данная система, не предусмотрены ни  обязательность  участия избирателей в голосовании, ни минимальная доля их участия,  необходимая  для признания выборов  действительными. При этой системе обычно не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании: если проголосовал хотя бы один, выборы действительны. Если же выдвинут один кандидат на место, он считается избранным без голосования, ибо достаточно, чтобы хотя бы один избиратель проголосовал за него (даже если таким единственным избирателем окажется он сам).

Однако мажоритарная система  относительного большинства крайне несправедлива по отношению к  политическим партиям, особенно средним  и малым по своему влиянию. Мандат достается кандидату, получившему  относительное большинство голосов, тогда как против него могли проголосовать больше, чем за него. Это значит, что он избран абсолютным меньшинством избирателей, хотя и относительным большинством. Суть состоит в том, что голоса, поданные против победившего кандидата, вообще пропали. А в масштабе страны это может привести к тому, что партия, за которую голосует большинство избирателей, получает в парламенте меньшинство мест. При этих дефектах, система имеет своих сторонников потому, что обычно обеспечивает партии - победителю абсолютное, а порой и значительное большинство в парламенте, позволяя при парламентарных и смешанных формах правления сформировать устойчивое правительство. При многомандатных избирательных округах, в которых соперничают списки кандидатов, значимость указанных дефектов системы многократно возрастает.

Мажоритарная система  абсолютного большинства - данная система  отличается от мажоритарной системы  относительного большинства тем, что  кандидат считается победившим на выборах, если он получил абсолютное большинство  голосов, т.е. более половины общего их числа. При этом устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании, если он не достигнут, выборы считаются недействительными или несостоявшимися. Он чаще всего составляет половину зарегистрированных избирателей, но не редко и меньше. В случае, когда он равен половине зарегистрированных избирателей, абсолютное большинство от общего числа поданных голосов может теоретически составить 25% + 1 юридического избирательного корпуса. Если же для избрания требуется абсолютное большинство действительных голосов, то доля от общего числа зарегистрированных избирателей может быть еще меньше.

Хотя данная система и  выглядит более справедливой но, тем  не менее,   у нее сохраняется  тот же дефект что и у мажоритарной системы относительного большинства, т.е. вполне возможно, что и при этой системе партия, кандидаты которой по  стране собрали большинство голосов,  получит  меньшинство  парламентских  мандатов. Это может произойти в случае, если избиратели, голосующие за  такую  партию, окажутся  сосредоточенными  в  небольшом  числе  избирательных  округов,   а избиратели  «партии  меньшинства»,   напротив,   добьются   хотя   бы   даже ничтожного, но преимущества в большинстве избирательных округов. Ведь после того, как планка в 50 процентов + 1 голос взята, получившему абсолютное большинство кандидату никакие дополнительные голоса уже не нужны.

У мажоритарной системы абсолютного  большинства есть свой специфический  дефект - частая не результативность, причем она тем более вероятна, чем  больше конкуренция кандидатов. Речь идет о случаях, когда ни один из баллотирующихся кандидатов (или списка кандидатов) не получил из-за раскола голосов требуемого большинства. Такая опасность увеличивается, если требуемое абсолютное большинство отсчитывается от общего числа поданных голосов: даже при двух кандидатах в одномандатном округе может получиться, что ни один не наберет абсолютного большинства, если какая-то часть избирателей проголосовала против обоих кандидатов, или подала недействительные голоса. Если же абсолютное большинство отсчитывается от общего числа действительных голосов, то к такому результату может привести только голосование части избирателей против обоих кандидатов. Разумеется, при условии, что в голосовании принял участие установленный минимум избирателей; в противном случае выборы недействительны независимо от всех прочих обстоятельств.

Существуют  различные способы преодолеть данную не результативность. Один из наиболее распространенных способов - это перебаллотировка  кандидатов, собравших определенную долю голосов. Это второй тур  выборов  или  повторные выборы.  Чаще  можно  встретить   перебаллотировку   двух   кандидатов, получивших наибольшее число  голосов  в  первом  туре. Но в тоже время при  выборах  во французское Национальное собрание во  второй  тур  проходят  все  кандидаты, получившие в первом туре голоса не менее  12,5  процента  зарегистрированных избирателей округа.

Для избрания  во  втором  туре достаточно только  относительного  большинства голосов, и поэтому такую систему называют системой двух туров.  Если  же  во втором туре тоже требуется абсолютное большинство голосов, как, например,  в Германии при выборах Федерального президента особой коллегией -  Федеральным собранием, а относительного большинства достаточно лишь в третьем туре,  то система именуется системой трех туров.

Другой способ  -  так  называемое  альтернативное   голосование. Оно

предполагает, что избиратель в одномандатном избирательном  округе  голосует не за одного кандидата, а за нескольких, указывая цифрами против их  фамилий их  предпочтительность  для  него.  Против   фамилии   самого   желательного кандидата   он   ставит   цифру   1,   против    фамилии    следующего по предпочтительности (т.е. кого бы он хотел видеть избранным, если первый  не пройдет)  -  цифру 2  и так далее.   При   подсчете   голосов   бюллетени раскладываются по первым предпочтениям. Кандидат, получивший более половины первых предпочтений, считается избранным. Если  же  не  избран  ни  один  из кандидатов, из распределения исключается кандидат, у которого  меньше  всего первых  предпочтений,  а его бюллетени передаются  другим  кандидатам   в соответствии с указанными в них вторыми предпочтениями. Если и  после  ни  у одного из кандидатов нет  абсолютного  большинства  бюллетеней,  исключается кандидат с  наименьшим  числом  первых  и  вторых  предпочтений,  и  процесс продолжается до тех пор, пока  у какого-либо  из  кандидатов  не  соберется абсолютное большинство бюллетеней. Преимущество этого способа в том,  что можно обойтись  однократным голосованием.  Применяется он,  например,  при выборах нижней  палаты   Парламента   в   Австралии.   Теоретики,   правда, сомневаются,  насколько  обоснованно  приравнивание  второго  и  тем   более третьего предпочтения к первому.

 

2.2 Правовой анализ  пропорциональной системы

 

Система  пропорционального  представительства политических партий  и  движений, сокращенно называется  пропорциональной системой. Ее основная идея заключается в том, чтобы каждая партия  получала  в  парламенте или ином представительном органе число мандатов,  пропорциональное числу голосов, поданных  за  ее  кандидатов  на   выборах.   Требование   пропорционального представительства подчас  поднимается на  конституционный уровень.

Однако пропорциональная система имеет не только плюсы, но и  минусы.  К числу последних  относится, во-первых, то  что  голосование  при пропорциональной  системе проводится  по  многомандатным  избирательным округам, в которых,  соперничают списки кандидатов,  выдвинутые  политическими партиями и движениями, следовательно, избиратель должен  выбирать  не  между персонами, как при мажоритарной системе (хотя  и  при  ней  практически  для избирателя зачастую больше значима партия,  нежели  личность  кандидата,  ею выдвинутого),  а  между  партиями  (движениями)  и  голосовать   за   список кандидатов, из которого избирателю известны  в  лучшем  случае  несколько  лидеров. Правда, с другой стороны, руководство партии (движения) может,  таким  образом, наряду с громогласными ораторами провести в  парламент  неизвестных  широкой публике  людей,  которые,  будучи  профессионалами,  в  различных  сферах,  в состоянии  компетентно  участвовать  в  разработке  законов  и  контроле  над деятельностью  исполнительной  власти.  Впрочем,  следует  оговориться,  что может сложиться и  такая  ситуация,  когда  эти  неизвестные  люди  окажутся не компетентными личностями.

Во-вторых, неограниченное использование пропорциональной системы  может привести к появлению в  палате множества мелких фракций, объединенных  вокруг маловлиятельных, но амбициозных  лидеров,  которые,  не  будучи  способны  к конструктивному  сотрудничеству,  путем  обструкции  препятствуют   принятию необходимых  для  страны  или  соответствующего   регионального   сообщества решений. Характерный пример представлял  собой  польский  Сейм  в  1989-1993 годах, где при общей численности 460  депутатов  одной из  крупных фракций оказалась насчитывавшая менее полутора  десятков  депутатов фракция Партии любителей пива. Такие ситуации  особенно  нежелательны  в условиях,  когда правительство должно  опираться на  парламентское большинство.  Даже  если такое большинство удается создать, оно обычно  недолговечно,  и  раскол  его приводит  к  правительственным  кризисам.  Например,  в  Италии  в  условиях действия Конституции 1947  года,  учредившей  парламентарную  республику,  и пропорциональной системы выборов палат  Парламента  правительство  держалось обычно не более года.

Чтобы  избежать  нежелательной  политической  дробности   парламентских палат, которая порождается  пропорциональной системой выборов, в  ряде  стран введен так называемый заградительный пункт «или оговорка, в соответствии с которой обязательным условием участия партии в распределении мандатов является получение ею не менее определенного процента голосов избирателей»8. Одной из первых, заградительный  пункт в виде  5-процентной  оговорки   установила Федеративная   Республика  Германия,  где закон допустил  к   распределению мандатов  в Бундестаге  только  партийные списки, собравшие не менее  5 процентов действительных голосов. В дальнейшем заградительный пункт  стал  применяться  довольно  широко, включая  постсоциалистические  страны,  и  обычно  колеблется  от  3  до   5 процентов. «При выборах депутатов в Государственную Думу установлен 5-проценный барьер»9.

В странах со сложившейся партийной системой  ущерб  от  заградительного пункта незначителен.  Напротив,  там,  где четкой  партийной системы еще нет, в  результате  действия  заградительного  пункта  пропадает значительная часть  голосов  избирателей.  Из этого следует, что  нужны крупные политические объединения.

Распределение мандатов  при пропорциональной  системе происходит  по нескольким схемам.

Одна из них  заключается в определении избирательной  квоты  (раньше  она именовалась  избирательным метром),  то  есть  того  числа  голосов,  которое  необходимо для избрания  одного  депутата.  Затем  на  квоту  делится  число голосов, собранных каждой из допущенных к распределению мандатов  партий,  и частное от этого деления дает  число  мандатов,  полагающихся  этой  партии.  Определяется квота разными способами.

Информация о работе Избиратеные системы