Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2015 в 21:35, контрольная работа
Политическая система представляет собой сложное, многогранное явление. Она охватывает сферу политических отношений и процессов и обеспечивает объединение общества посредством политической власти. В самом общем виде назначение политической системы можно определить как управление делами общества посредством политической власти. Она призвана обеспечивать реальное практическое участие населения в разработке, принятии и осуществлении социально-экономических и политических решений.
1. Введение
2. Эффективность политической системы
3. Критерии политической системы
4. Заключение
5. Список литературы
План
Введение
Политическая система общества — это сложная, разветвленная совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, реализуемых через политическую власть.
Со времен старины люди испытывали на себе влияние политики, существовавших политических систем. Особенно ощутимо это воздействие стало в наши дни, когда политика проникла во все сферы жизнедеятельности социума. Она активно влияет на развитие экономических, социальных, национальных отношений, культуры, образования, науки. О ней люди судят, ее оценивают, а некоторые из них формируют политику. Правда, как отмечал древнегреческий политический деятель Перикл, «лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все».
Политика любой страны вырабатывается и осуществляется политической системой, которая представляет собой совокупность политических институтов, ролей, отношений, принципов организации общества. Политическая система - это одна из частей или подсистем совокупной общественной системы. В этой системе особо важную роль играет такой политический институт, как государство. Он представляет собой центральный институт власти и концентрированное осуществление этой властью политики. Не случайно и в теоретическом и обыденном сознании, и в действительности все три явления - государство, власть и политика - вполне естественно отождествляются.
Государство призвано быть представителем всех его граждан, регулировать взаимоотношения между ними, располагая при этом правом применения принуждения. Иную по сравнению с государством роль в политической системе играют политические партии. Они призваны выражать и проводить в жизнь интересы и волю отдельных классов, социальных групп и слоев или отдельных частей этих и других социальных общностей людей. Политические партии - связующее звено между названными элементами социальной структуры общества, с одной стороны, и государством - с другой. В качестве элементов политической системы выступают многочисленные организации - профсоюзы, молодежные, кооперативные, женские и другие объединения людей. Хотя по своей природе, характеру деятельности они не являются полностью политическими, тем не менее им в той или иной мере приходится участвовать в государственной и общественной деятельности, быть вовлеченными в решение экономических, социальных, демографических, культурных задач.
В процессе этого становления политическая система, все ее элементы приобретают новые очертания. Люди с надеждой воспринимают эти перемены. Фактор надежды, ожидания в годы реформ также увеличил нагрузку на политическую систему. Ведь в России исстари привыкли надеяться на власть. Однако ожидания не всегда сбываются и не всегда бывают оправданными. С ними связаны разочарования, переоценка результатов перемен.
В этой связи изучение изменений, произошедших и происходящих в политической системе общества, их осмысление приобретают особую актуальность. Интерес к проблемам, критериям политической системы обусловлен общественной потребностью научного познания закономерностей функционирования и развития политической власти, рационализации организации и управления общественной жизнью. Изучение этих критерий дает возможность составить представление об формировании теории политической системы, ее сущности, содержании, структуре, влиянии многих факторов на политическую жизнь современного общества, деятельность разнообразных политических институтов. Знание этих вопросов представляется важным для любого гражданина России. Тем более оно необходимо будущему специалисту. Современный учитель, инженер, врач, агроном или специалист любой другой отрасли знания должен обладать первичными политическими знаниями, которые явились бы теоретической базой для осмысления социально-политических процессов, формирования политической культуры, выработки личной позиции и более четкого понимания меры своей ответственности.
Собственно для реализации этих целей следует использовать учебное пособие. Оно написано в русле требований Государственного образовательного стандарта. Призвано помочь расширить представления студентов о сущности политической власти, ее формах, источниках, ресурсах, тенденциях развития; о политической системе общества, ее типах, основных чертах, политических режимах, проявлениях демократии; о политических элитах и политическом лидерстве, их сущности, природе, содержании деятельности.
Свое отношение к власти общество формирует, наглядно из личных стереотипов. Рассмотрим основные критерии политической системы и ее эффективности.
Эффективность политической системы
Особенностью политической власти является её эффективность. Но как они правильно воспользуются ею, в немалой степени зависит от ее собственных качеств – сплоченности, способности входящих в нее людей к лидированию и управлению, наличия в их собственной среде полноценных источников власти всех типов. Этим, наряду с наличием ресурсов власти в самом обществе, также определяется мера влияния на общественные процессы, эффективность власти. Как оценить эту меру?
Для тех, кто реально управляет обществом, для политической элиты и государственных чиновников эффективность их власти определяется степенью достижения поставленных целей. Это – достаточно очевидный и поддающийся наглядной оценке критерий. В российской политологии такое понимание эффективности власти является преобладающим.
Но если критерием эффективности власти избрано достижение цели, то следует признать эффективной и власть, для общества разрушительную, если только разрушение является сознательно поставленной целью. Для властвующего субъекта это звучит нормально. В обществе же судят иначе. До тех пор пока данная власть хоть в малейшей степени служит людям символом их идентичности с обществом, пока органы власти в глазах большинства олицетворяет страну, − ее действия, идущие вразрез с интересами этого общества, воспринимаются как ошибки, как неэффективность.
Высшей целью, неотъемлемой функцией и предназначением власти, как и управления в целом, является сохранение и развитие, адаптация всей системы – в этом случае политической власти – общества. Поэтому наряду с эффективностью целедостижения следует иметь в виду и эффективность сохранения и развития общества – эффективность по предназначению.
По отношению к эффективности политической власти по ее предназначению, т. е. сохранению и развитию общества, все иные цели имеют подчиненное, второстепенное значение. Понимание этого является одним из основных показателей степени зрелости политической системы. И общество, в конечном счете, оценивает эффективность политической власти именно по этому критерию.
В первом приближении для простых людей власть тем эффективнее, чем лучше она обеспечивает поступательное развитие общества, выражающееся в повышении уровня и качества их повседневной жизни. На более глубинном уровне власть оценивают по предоставляемой ею возможности самореализации для каждого. Выражается эта оценка в различных проявлениях степени доверия к субъектам власти, в том числе на выборах.
Таким образом, проблема эффективности оказывается напрямую связанной с проблемой признания обществом правомерности, справедливости существующей политической власти. Признание данной политической власти − ее институтов, решений и действий − правомерными в политологии называют легитимностью. Таким образом, легитимность политической власти связана с ее эффективностью, а понятие легитимности, отражающее отношения к власти, становится конструктивным подспорьем в диагностике эффективности власти.
Легитимность политической власти обусловливается многими обстоятельствами, среди которых – соответствие режима, целей элиты, ее принципов и способов действия традициям, нашедшим или не нашедшим отражение в законах, популярность лидеров и т. п. Но более глубокие ее предпосылки коренятся в экономических интересах доминирующих социальных групп. Чтобы пользоваться устойчивым признанием общества, политическая власть должна иметь опору в тех классах и слоях, с интересами которых оно, прежде всего, связывает благополучие граждан.
Свое отношение к власти общество формирует, соотнося ее проявления с основными стереотипами собственного сознания. Всю совокупность такого рода стереотипов, из которых складывается нормативная основа политики, можно условно разбить на три основные части. И если согласиться с тем, что источником власти является народ, то эти части можно назвать тремя источниками легитимности:
Идеологический − содержит установки, ориентированные на интересы лишь части общества, но именно той части, с которой оно связывает свои перспективы. Идеологические стереотипы отражают существующее неравенство, но в них закреплен мало осознаваемый общественный договор о «социальном партнерстве». Не имеющие, например, средств производства (или государственных должностей, или принадлежащие низшим сословиям) соглашаются с тем, что это есть у других, за что эти другие соглашаются обеспечивать их существование на исторически приемлемом уровне.
Правовой – отражает потребность общества в правилах игры, в государственном регулировании отношений между сторонами общественного договора о «социальном партнерстве». И заключается еще один негласный общественный договор – на этот раз в классическом смысле, по Ж.-Ж.Руссо, закрепляющий сложившееся неравенство силой государственного принуждения.
Нравственный − содержащий установки общечеловеческого характера: не укради, не обмани, не убий.
Позиции власти устойчивы, когда она легитимна во всех этих трех компонентах. Это – одна из сложностей легитимации власти в условиях всякой общественной трансформации. В условиях же кризиса, когда общество переходит из одного состояния в другое не плавно, а скачком и под впечатлением надвигающейся катастрофы, процесс отражения, формирования стереотипов не поспевает за изменяющейся реальностью. Прежние стереотипы переосмысливаются, вытесняются в неосознаваемое, а на их место приходят новые, наслаиваясь на старые, и в этой динамичной ситуации нарушается внутренняя непротиворечивость самих норм.
Имеет свою структуру и оцениваемая обществом политическая власть. Естественно рассматривать ее как единство субъекта, цели и средства. Субъекты – это осуществляющие власть лидеры, цели представляют собой идеологию власти, а средство – это ее структура, режим. Обществу небезразлично, кто ведет его, куда ведет и как. Различают, соответственно, и три уровня легитимности: персональный, идеологический, структурный. Чтобы власть была вполне легитимной, необходимо, чтобы общество признало правомерными ее цели, режим и лидеров, соотнеся их с общепринятыми нормами идеологии, права и морали.
Наконец, о правомерности данной политической власти судят не только в собственной стране, но и за ее пределами. Различают легитимность внутреннюю и внешнюю.
Итак, легитимность должена осуществляться по трем основаниям. Первое дает ответ на вопрос о зонах легитимности – кто судит о ней: собственный народ или международное сообщество. Второе – как судит, с чем сравнивает, каковы критерии: стереотипы общественного сознания, компоненты или источники легитимности. И третье – о чем судит, из чего складывается у людей представление о политической власти: ее структура, уровни легитимности.
Существует, однако, фактор, способный либо благоприятствовать этим усилиям власти, либо существенно их затруднять. Это – фактор эффективности. Неэффективная власть не может в течение длительного времени оставаться легитимной. Нелегитимная же власть не может долгое время быть эффективной − ни по целедостижению, ни по предназначению: по мере утраты легитимности действия власти начинают встречать все более активное сопротивление общества.
Легитимность власти обеспечивается, в конечном счете, ее эффективностью. Но и нелегитимная власть в долгосрочном отношении эффективной быть не может. В этом – диалектика эффективности и легитимности, оставляющая политической элите, преследующей собственные цели, относительно небольшое пространство для маневра в пределах стабильности.
Основным критерием эффективности политического режима является отношение этого режима к соблюдению прав и свобод человека. Там, где они долго не соблюдаются… Возможно, но это при демократии…
Когда мы говорим об авторитарных режимах, эффективность - это главный вопрос. Эффективность здесь заключается не в правах человека. Эффективность заключается в способности режима обеспечивать сбалансированное равновесное потребление всех граждан данного общества. Эффективность с точки зрения не важно - традиционалистской, правовой - способности режима обеспечивать правовое более или менее гармоничное взаимодействие с общественными интересами, и отсюда - жизнестойкость режима. Здесь нужно подходить не с каких-то универсальных позиций, а с точки зрения взаимоотношения режима власти и общества. Если режим смог добиться некого равновесного состояния, это приводило к эффективности, долговечности режима и более или менее нейтрального отношения к нему в обществе. Всех систем происходит быстрее всего там, где обнаруживается чудовищная несостоятельность экономической эффективности.
Критерии и подходы политической системы
Политической именуется универсальная управляющая система государственно-организованного общества, компоненты которой связаны отношениями власти и которая в конечном счете регулирует производство и распределение социальных благ на основе использования крупными социальными общностями государственной власти, обладает внутренней упорядоченностью (организационный критерий) и политической направленностью деятельности (политический критерий); она должна быть выражена нормативно в соответствующих уставах, программах, положениях, отражающих цель создания политической организации, ее социальное назначение, основную сферу деятельности, характер основных задач и функций, особенности их реализации, специфические принципы организации и деятельности и т.п. (программный критерий).