Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 13:08, реферат
Любая власть для осуществления своих функций нуждается в стабильности. К основным условиям стабильности политической власти относятся: господство, легитимность власти и ее эффективность.
Политическое господство представляет собой форму организации власти в обществе. Это, по определению М.Вебера, высокая вероятность того, что приказы будут, безусловно, исполняться большинством управляемых. Политическое господство предполагает наличие трех условий:
1) институциализации властных отношений, то есть появления у власти устойчивых институтов, устанавливающих такой порядок, который одним дает право принимать решения, отдавать приказы, запрещать или разрешать, а других обязывает повиноваться;
Эффективность политической власти
Любая власть
для осуществления своих
Политическое господство представляет собой форму организации власти в обществе. Это, по определению М.Вебера, высокая вероятность того, что приказы будут, безусловно, исполняться большинством управляемых. Политическое господство предполагает наличие трех условий:
1) институциализации властных отношений, то есть появления у власти устойчивых институтов, устанавливающих такой порядок, который одним дает право принимать решения, отдавать приказы, запрещать или разрешать, а других обязывает повиноваться;
2) структуризации
власти, четкое распределение
3) консолидации власти, отсутствие между институтами власти серьезных противоречий и конфликтов, взаимодействие между ними на принципах партнерства и сотрудничества.
Ценностное отношение к власти, то есть отношение с позиций господствующей политической культуры, норм нравственности, менталитета населения, отражается в понятии «легитимность власти».
Термин легитимность (legitime) означает «законность», или «узаконенность». Однако легитимность – явление политическое, а не юридическое. Легитимность власти – это признание и принятие той или иной формы власти как законной, то есть правильной, надлежащей, справедливой со стороны большинства управляемых. Именно согласие большинства с властью дает ей возможность править и управлять людьми.
Всякая власть стремится к своей легитимизации. Легитимизация – это процедура общественного признания какого-либо института, действия, события или лица. Легитимизация сочетается с противоположным ей процессом делегитимизации – утраты властью общественного кредита доверия, лишения ее поддержки. Показателями степени легитимности власти выступают:
· результаты выборов;
· социологические рейтинги электорального поведения, доверия и др.;
· уровень принуждения в обществе;
· степень проявления гражданского неповиновения;
· массовость демонстраций в поддержку власти (оппозиции);
· наличие попыток смещения правительства.
В зависимости
от мотивации добровольного
Традиционное
господство характерно для власти,
основанной на силе традиции, на привычке,
обычае повиноваться. Этот тип господства
опирается на веру подданных в
то, что власть является законной в
силу того, что она существовала
всегда. В качестве примеров традиционной
легитимности можно привести монархические
режимы в таких странах, как Саудовская
Аравия, Оман, Кувейт, Непал, Бруней с
их наследственно-династическим
Харизматическое господство основано на вере подданных в исключительные качества, чудесный дар, то есть харизму вождя (правителя), в его святость, величие, всемогущество, непогрешимость. В отличие от традиционного господства, харизматическое предполагает перемены, инновации, иногда радикальные. К харизматическим лидерам Вебер относил революционных вождей, государственных деятелей, спасающих свои государства от кризисов, религиозных пророков и т.п. Харизма – это исключительно персональное качество, которое в отличие от королевского титула по наследству не передается.
Рационально-легальное
господство – это власть права
и процедуры. Мотивом подчинения
населения власти является правильно
понятый людьми свой собственный
интерес (рациональность), побуждающий
их избирать правительство в соответствии
с общепризнанными
Свою легитимность власть стремится зафиксировать с помощью законов, оформить юридически. Юридическое оформление власти обозначается термином легальность власти, то есть закрепление в правовых актах происхождения власти, ее полномочий и методов действий.
Для власти ее законный статус дает дополнительные гарантии правления и возможность международного признания. Для общества также появляется возможность действовать в пространстве четко сформулированных правил, однако, такая возможность может быть реализована при условии, что все стороны, прежде всего власть, будут придерживаться установленных законов, которые отвечают установкам и потребностям общества.
Существует не только ценностное, но и инструментальное отношение к власти, когда управляемые оценивают ее с точки зрения того, что она дает или может дать людям. Такое инструментальное отношение между гражданами и властью характеризуется понятием эффективность власти.
Эффективность власти – это ее результативность, степень выполнения ею своих функций в политической системе и в обществе, реализации ожиданий граждан и, прежде всего, влиятельных слоев, элит. Как показывает историческая практика, власть часто оказывается экономически и социально неэффективной. Для измерения эффективности государственной власти используются вполне конкретные показатели:
· демографические
(соотношение между
· уровень материального благосостояния (ВВП на душу населения, реальная заработная плата, минимальный потребительский бюджет, прожиточный минимум, паритет покупательной способности и др.);
· уровень физической безопасности граждан (количественные показатели и структура преступности, процент раскрываемости преступлений и др.);
· уровень образования населения (доступность образования, количество учебных заведений, уровень грамотности, количество специалистов с высшим и средним специальным образованием и др.);
· занятость населения (уровень безработицы, создание рабочих мест и др.);
· уровень налогов (количество, величина налогов и т. д.);
· величина управленческого аппарата (количество чиновников на душу населения, расходы на содержание управленческого аппарата и др.);
· степень конфликтности в обществе.
В случае серьезной утраты властью своего ресурса и резким снижением большей части показателей эффективности, мы наблюдаем явление, которое обозначается как кризис власти, или неспособность власти осуществлять свои управленческие функции.
В переходных обществах легитимность является куда более важным фактором стабильности власти, нежели ее эффективность. Политическим лидерам многое прощается, если проводимая ими политика соответствует культуре и менталитету населения.
Эффективность власти – величина меняющаяся. Она может нарастать, и тогда власть в обществе пользуется поддержкой, но может и снижаться, что часто становится причиной наступающего кризиса.
Кризис (от лат. krisis = «поворотный пункт», «исход», «решение») всегда характеризуется нарушением стабильности в обществе. Одной из разновидностей социального кризиса является кризис власти – это состояние общества, которое характеризуется нарушением привычных взаимоотношений между властью и народом, между отдельными персонажами политики.
В современных
условиях легитимность и
Любая
власть стремится расширить
Поскольку
власть имеет тенденцию к
Накоплению
власти препятствует и
- Скрытая и открытая.
- Конструктивная (выдвигает программу действий, отличную от официальных программ) и деструктивная.
- Лояльная (борется за власть в рамках действующих законов. Ее победа возможна только в результате честной политической конкуренции) и нелояльная (исходит из того, что если она не уничтожит власть, то власть уничтожит ее).
В управлении под властью понимают прямую связь в субъект-объектных отношениях, воздействие субъекта на объект. Политическая власть – это совокупность функций политического управления, через которые управляющие воздействуют на управляемых, подчиняют их себе.
Это, в частности,
означает, что делить государственные
функции на политическую власть и
управление, как это нередко делается,
неправомерно. Как и управление,
власть государства может быть политической
и неполитической (технологической).
В свою очередь, политической властью
не исчерпываются и политические
функции государства: в его структуре
находят также место
Принцип необходимого
разнообразия У.Эшби не только устанавливает
сиюминутные пределы
Рассмотренные выше функции выхода политической системы - выработка правил, применение правил, контроль за соблюдением правил, - есть не что иное, как результат декомпозиции прямой связи в субъект- объектных отношениях политического управления - политической власти. В управлении этим функциям соответствуют функции принятия решения, организации, регулирования (контроль сверху). Теория управления выделяет также функцию учета (сбор и анализ информации о среде и механизме управления), которому в политической науке места пока не нашлось. Но функция эта существует и по мере развития общества приобретает для политического управления все возрастающее значение. Будем рассматривать и ее как самостоятельную функцию власти.
В ходе эволюции человечество сформировало и соответствующие этим функциям организационные формы, специальные институты:
· принятие решений – государь, диктатор, хунта, парламент;
· организация – исполнительная власть, администрация;
· регулирование – арбитраж, суды, репрессивные органы;
· учет – статистические ведомства, социологические службы, аналитические центры.
В странах с развитым демократическим механизмом первые три института разведены как относительно самостоятельные ветви власти. Их независимость стала одним из основополагающих принципов функционирования большинства реальных политических систем и закреплена в соответствующих конституциях.
Ни для кого не является секретом, что одно дело получить власть, добиться ее и совершенно другое – ею распоряжаться. Для распоряжения необходимо встраиваться в высокий темп жизни, формировать инструменты контроля, осуществлять прямую и косвенную регуляцию взаимодействия людей и системы общественных отношений, поддерживать оптимальный режим общественного существования. Выделим ряд принципов власти, позволяющих наиболее оптимально использовать ее для достижения поставленных целей. Наиболее полный список принципов приведен в книге «Философия власти» под редакцией В.В.Ильина. Нами предлагается переработанный и систематизированный по формально-логическим и содержательно-семантическим признакам список принципов эффективности власти. Он включает в себя следующие принципы.
Принцип сохранения. Он требует от политика и властителя отношения к власти как к единственно подлинной ценности, которая у него имеется и за которую необходимо бороться до конца. Все остальные ценности (в том числе богатство и жизнь) – лишь производные от власти и с ее потерей исчезают безвозвратно. Здесь можно провести условную аналогию с традиционными законами сохранения, фиксирующими инвариантность значений основных величин относительно функции времени. Данное положение требует стабильности, воспроизводимости, пролонгируемости власти, ее независимости, неколебимости и незыблемости перед всякого рода перипетиями (перестройками, изменениями, возмущениями) текущей жизни. Основная идея данного принципа – удержание и умножение власти всякими способами. С властью добровольно не расстаются (за редчайшим исключением); за власть борются и борются до конца, несмотря на жертвы и цену, которая может быть заплачена за ее сохранение. Власть подобна наркотику, от нее трудно отказаться, она не дает обратного хода, ставит человека в пожизненную зависимость от себя. Акцентируя это положение, Т.Гоббс вводит постулат максимизации собственной власти (жажда власти как логическое завершение сознательных внутренних стремлений), характеризующий человека политического.