Элита современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить сущность политической элиты, выявить общие тенденции эволюции политической элиты и концептуализировать положения о ее роли в обществе, рассмотреть социальную представительность современной российской элиты.
Задачи:
- рассмотреть понятие «элита» и ее типологии;
- охарактеризовать современную политическую элиту российского общества;

Файлы: 1 файл

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 2.doc

— 279.50 Кб (Скачать файл)

К отдельной  социальной группе, из представителей которых формировалась новая  политическая элита, можно отнести людей, которые смогли в годы приватизации приобрести предприятия и даже целые отрасли промышленности. Среди них можно выделить и так называемых бывших «теневиков», занимавшихся не совсем законной предпринимательской деятельностью, которые в условиях либерализации экономики способствовали их быстрому экономическому росту и политическому весу.

Наряду с  представителями бывшего советского управленческого слоя и «теневиков», в современную политическую элиту  начали попадать амбициозные и активные представители различных слоев общества. Например, лица научной интеллигенции, преимущественно с экономическим и юридическим образованием, стали активно участвовать в создании партийного и управленческого аппарата. Именно они стали главными идейно-теоретическими разработчиками либерально-демократических, рыночных реформ, новых для постсоветской России.

В ходе реконструкции  политической системы в 90-е гг. XX в. и начале XXI в. социально-представительный состав политической элиты и удельный вес политического влияния различных групп, влиявших на управление и развитие государства заметно меняется. В таблице 1 представлена динамика изменения политического влияния различных групп политиков.

 

Таблица 1 – Удельный вес политического влияния в 1993 – 2002 гг., %

Группы  политиков

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

18,4

20,4

16,7

15,5

14.9

14,3

12,2

15,9

22,7

22,7

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

2

23,8

18,4

16,2

31,2

23,5

17,7

28,6

15,7

16,6

19,6

3

8,6

10,5

11,5

8,5

9,2

8,8

8,0

13,8

11,7

11,8

4

14,8

14,3

16,4

8,3

9,7

6,5

8.1

6,1

6,5

5,3

5

10,3

8,0

10,5

8,8

8,1

7,0

5.0

3.9

2,9

3,5

6

11,2

16,7

17,8

15,3

16,6

21,8

15.9

12,7

10,3

9,2

7

2,3

3,2

3,5

3,7

5,6

5,7

4,1

4,8

1,7

0

8

0

0

0

1,2

9,8

12,3

11,9

14,3

14,5

16,8

9

10,6

8,5

7,4

7,6

2,6

5,9

6,2

12,8

13,3 

11,1


 

Остановим свое внимание на характеристике каждой группы политиков, представленных в таблице  и попытаемся проанализировать динамику и причины их трансформации.

К первой группе политиков следует отнести Президента РФ, его помощников, советников, руководителей Совета Безопасности и других органов, созданных  при Президенте РФ, полномочных представителей федеральных округов. Доля удельного вес первой группы в 1993 г. составила 18,4 % к общему объему политического влияния. Заметно наблюдается рост влияния политиков и в 1994 г. (20,4 %). Это связано в первую очередь с разгоном первого российского парламента в октябре 1993г. и расстрелом Белого Дома, а также новой для российского государства конституции, принятой             12 декабря 1993 г., в соответствии с которой Президент РФ наделен почти неограниченными полномочиями.

В дальнейшем, вплоть до 2000 г. наблюдается спад влияния первой политической группы, которое насчитывало всего лишь 12,2 % в 1999 г. Причинами такого заметного падения могли выражаться в неэффективной внешняя и внутренней политике президента и его окружения; поражением в 1994 – 1996 гг., в первой чеченской войне и общим падением рейтинга Президента РФ Б. Н. Ельцина (к концу 1999 г. он был около 5 %).

В 2000 г. с выборами В.В. Путина на должность Президента РФ начинается постепенный рост политического господства первой группы политиков, который прежде всего связан с общим укреплением вертикали власти, а именно введением института полномочных представителей Президента РФ в административных округах, отменой прямых выборов глав в субъектах РФ и введением порядка их назначения Президентом РФ с дальнейшим утверждением предложенной кандидатуры местными представительными органами власти; ограничением политического господства других политических институтов и групп.

Вторую группу политиков составляют руководители Правительства РФ и кабинет министров. Увеличение влияния второй группы политиков, как правило, происходило в периоды  ослабления политического доминирования  первой группы (1996 и 1999 гг.). В основном, в 2002 г. политическое влияние элит, возглавляющих основные органы исполнительные власти (а это группы 1, 2, 3), насчитывало 54,1 %. В дальнейшем  их влияние усилилось.

К третьей группе политиков относят, в основном, «силовиков», а именно руководителей Минобороны России, МВД России, Генпрокуратуры РФ, Генштаба, МЧС России, ГТК, Минюста России, различных спецслужб, а также командующих военными округами. Удельный вес политического влияния в третьей группе колеблется от 8 % в 1999 г. до 13,8 % в 2000 г. Высокий рост влияния «силовиков» сказывается в начале первой чеченской войны в 1994 – 1995гг. Далее следует период (1996 – 1999 гг.) значительного спада политического влияния представителей этой группы, который в первую очередь обусловлен поражением в Чечне и последовавшими кадровыми изменениями в силовых структурах.

Определенные  успехи федеральных войск в начале второй чеченской войны заметно  повысили удельный вес политического  влияния «силовиков». В дальнейшем удельный вес политического влияния силовых структур постепенно снижался. К 2002 году он составлял порядка 11,8 %, а в 2004 – 2007гг. отчетливо прослеживалась тенденция к его увеличению. В этот период времени было увеличено финансирование «силовиков». Причины усиления влияния третей группы политиков могут скрываться в необходимой борьбе с терроризмом; общей военной угрозой разных внешних сил и назревающей необходимостью укрепления обороноспособности страны.

Динамика изменения  политического влияния четвертой  группы политиков, а конкретно парламента, является вполне закономерной для государства с присутствием в нем исполнительной власти. Значительную долю удельного веса политического влияния парламент имел только в период с 1993 по 1995 года. Именно в это время Совет Федерации и Государственная Дума предприняли попытки сопротивления диктату исполнительной власти. В последующие годы же наблюдается значительный процент снижения политического влияния парламента (1996 г. – 8,3 %; 2002 г. – 5,3 %).

Политическое  влияние пятой группы политиков, которую составляют представители политических партий, до середины 90-х гг. XX в. был весомым (1993 г. — 10,3 %; 1995 г. — 10,5 %). Однако во второй половине 90-х гг. и в начале XXI в. наблюдалась тенденция постепенного снижения политического влияния партий. Так, например, в декабре 2004 г. политическим партиям доверяли только 5 % россиян, а в сентябре 2005 г. Этот показатель составил всего лишь 7 %. Причина этого явления наблюдается в формальном влиянии партий на реальную политику государства.

Особой оценки заслуживает некая так называемая партия власти — «Единая Россия». С помощью мощного административного ресурса на парламентских выборах в 2003 году ей удалось набрать 37 % всех голосов, тем самым став доминирующей партией в Государственной Думе и способной единолично принимать или отвергать федеральные законы. В декабре 2007 г. за нее отдали свои голоса  чуть более 64 % избирателей. Следует отметить, что основу «Единой России» составляют высшие государственные чиновники, число которых с каждым годом стремительно увеличивается, поскольку членство в партии стало теперь почти обязательным критерием успешной карьеры. Так, если за 2003 г. партия насчитывала примерно 30 руководителей субъектов РФ, то есть губернаторов и президентов республик, входящих в состав Российской Федерации, то к концу 2007 г. их число возросло до 70. Следовательно, можно добавить, что политическое влияние «Единой России» состоит не столько в партийном потенциале, сколько в административно – государственном ресурсе. Такая позиция руководителей партии трансформирует ее в один из элементов системы государственного управления, а не в представительный политический институт.

Конституция РФ законодательно закрепила федеративное устройство России. Региональные элиты  получили весомые полномочия, позволяющие управлять в полной мере своими регионами. В некоторых субъектах РФ наблюдался рост сепаратистских настроений. Федеральная власть, которая была значительно ослаблена неудачами в проведении реформ и войной в Чечне, а также своими внутренними конфликтами, не особо заостряла пристальное внимание на региональной политике. В следствие этого удельный вес политического влияния шестой группы политиков, а именно представителей региональных элит, с 1994 по 1999 года включительно можно было оценивать как значительный.

В условиях демократизации и гласности с начала 90-х гг. можно наблюдать рост политического  влияния седьмой группы политиков – представителей средств массовой информации, журналистов (1993г. – 2,3 %, 1998 г. – 5,7 %). Однако спустя некоторый период времени происходит стремительное снижение их влияния (2001 г. – 1,7 %, 2002 г. – 0 %). Причина такой динамики заключена в том, что одновременно с началом укрепления вертикали власти исполнительные органы РФ начали планомерное «наступление» на независимые средства массовой информации и оппозиционно настроенных журналистов. Особенно значительный урон это нанесло телевидению. Так, например, с 2000 по 2005 гг. телеканалы как НТВ, ТВС, ТВ-6, потеряли свою независимость, а точнее, были перепрофилированы; были сняты с эфира многие популярные телепередачи, среди них: «Основной инстинкт», «Куклы», «Итоги», «Глас народа», «Свобода слова», «Поединок»  и др. Многим известным журналистам пришлось покинуть телевидение.

Политическое  влияние «олигархов», которые входят в восьмую группу стало проявляться лишь только со второй половины 90-х гг. В результате приватизации государственной формы собственности небольшой группе приближенных к Б.Н. Ельцину лиц удалось обрести миллиардные состояния. Именно с этого момента олигархи стали непосредственно участвовать во влиянии на политическую судьбу государства [13, c. 28].

Что касается девятой  группы политиков, то ее составляют руководители судебных и финансовых органов. Весомое  влияние судебные органы оказывали  в 1993 г. Это объясняется тем, что в споре между Президентом РФ и российским парламентом Конституционный Суд РФ примерил на себя роль арбитра. Новое повышение политического влияния судебных органов с 2000 г. связано с приходом к власти В.В. Путина и его команды. Именно с этого момента начинается новый передел собственности, в котором ключевую роль играют суды. Кроме того, суды стали предметом преследования властью оппозиции и отстранения неугодных кандидатов и партий от их участия в выборах. Рост политического влияния финансовых органов с 2000 г. связан с тем, что в результате резкого повышения цен на нефть и роста налогообложения  существенно увеличилось финансирование государственного бюджета.

Некое иное видение  политического влияния элит в  России имеют простые граждане страны. В ходе социологического опроса, проведенного Институтом социологии РАН в ноябре 2005 г., гражданам был задан вопрос: «В чьих руках находится реальная власть в России?» Ответы распределились следующим образом и отражены в диаграмме.

 

Рисунок 1 –  Распределение власти в России, %.

 

В приведенных  данных следует обратить внимание на то, что Президент РФ, имевший  в 2005 г. весьма высокий рейтинг (порядка 65 – 75 %), занимает лишь вторую позицию (18,9 %), а на первом месте с большим отрывом расположились олигархи (32,4 %). Не исключено, что такое мнение сложилось у многих россиян по причине того, что олигархи и естественные монополии не перестают наращивать свои капиталы, а реального улучшения в жизни простых граждан почти не происходит и большинство обещаний Президента РФ остаются только благими пожеланиями.

Третье место  по обладанию властью, согласно данным опроса, занимают российские бюрократы (15,6 %), которые представляют собой достаточно консолидированный, коррупционный слой, обложивший «данью» все общество и паразитирующий на бизнесе и социальных программах.

Данные опроса также свидетельствуют о том, что народ фактически отстранен  от власти (0,8 %). Соответственно, элита  правит страной без всякого контроля снизу, реализуя прежде всего собственные  интересы и не обращая никакого внимания на просьбы и требования народа. Поэтому большинство преступлений, совершаемых представителями правящей элиты, остаются безнаказанными.

Также следует обратить внимание на результат опроса, проведенного в декабре 2011 года Левада - Центром. Данные представлены в таблице 2 (см. Приложение А).

Два первых места  с списке, как и годом ранее, занимают Д. Медведев и                                                                          В. Путин, однако в 2010 году их фамилии назывались чаще – 76 % и 64 % россиян соответственно. Практически многим представителям крупных политических сил удалось сохранить свою позицию в этом списке – Г. Зюганов,                                   В. Жириновский. Стремительно вырос рейтинг М. Прохорова на 55 пунктов в 2011 году, по сравнению с его позицией 2010 года (66 место). Это обусловлено с его приходом в политику и успешной президентской предвыборной компанией.  По сравнению с прошлым годом, значительно поднялись в рейтинге: С. Миронов ( с 33 на 9 позицию), А. Кудрин ( на 19 позиций),                  Г. Явлинский (на 106 позиций), Д. Рогозин ( с 133 на 53 место). Следует наблюдать падения, например, рейтинг А. Ткачева заметно упал на несколько позиций и оказался 97-м в общем списке. А. Громов опустился с 74 на 119 место, Т. Голикова с 40-й на 85-ю строчку. Безусловно, падение рейтинга многих политических лидеров связаны как с пассивностью управленческого аппарата в последние годы и неэффективностью проводимого им реформирования, так и с успехами деятелей других общественных сфер на общероссийском и международном поприще. Также сказывается  приток новых людей во власть, омоложение политических кадров и несоответствие некоторых политических программ современным реалиям.

Информация о работе Элита современной России