Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 18:23, курсовая работа
Цель работы: изучить сущность политической элиты, выявить общие тенденции эволюции политической элиты и концептуализировать положения о ее роли в обществе, рассмотреть социальную представительность современной российской элиты.
Задачи:
- рассмотреть понятие «элита» и ее типологии;
- охарактеризовать современную политическую элиту российского общества;
К отдельной социальной группе, из представителей которых формировалась новая политическая элита, можно отнести людей, которые смогли в годы приватизации приобрести предприятия и даже целые отрасли промышленности. Среди них можно выделить и так называемых бывших «теневиков», занимавшихся не совсем законной предпринимательской деятельностью, которые в условиях либерализации экономики способствовали их быстрому экономическому росту и политическому весу.
Наряду с
представителями бывшего
В ходе реконструкции политической системы в 90-е гг. XX в. и начале XXI в. социально-представительный состав политической элиты и удельный вес политического влияния различных групп, влиявших на управление и развитие государства заметно меняется. В таблице 1 представлена динамика изменения политического влияния различных групп политиков.
Таблица 1 – Удельный вес политического влияния в 1993 – 2002 гг., %
Группы политиков |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1 |
18,4 |
20,4 |
16,7 |
15,5 |
14.9 |
14,3 |
12,2 |
15,9 |
22,7 |
22,7 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
2 |
23,8 |
18,4 |
16,2 |
31,2 |
23,5 |
17,7 |
28,6 |
15,7 |
16,6 |
19,6 |
3 |
8,6 |
10,5 |
11,5 |
8,5 |
9,2 |
8,8 |
8,0 |
13,8 |
11,7 |
11,8 |
4 |
14,8 |
14,3 |
16,4 |
8,3 |
9,7 |
6,5 |
8.1 |
6,1 |
6,5 |
5,3 |
5 |
10,3 |
8,0 |
10,5 |
8,8 |
8,1 |
7,0 |
5.0 |
3.9 |
2,9 |
3,5 |
6 |
11,2 |
16,7 |
17,8 |
15,3 |
16,6 |
21,8 |
15.9 |
12,7 |
10,3 |
9,2 |
7 |
2,3 |
3,2 |
3,5 |
3,7 |
5,6 |
5,7 |
4,1 |
4,8 |
1,7 |
0 |
8 |
0 |
0 |
0 |
1,2 |
9,8 |
12,3 |
11,9 |
14,3 |
14,5 |
16,8 |
9 |
10,6 |
8,5 |
7,4 |
7,6 |
2,6 |
5,9 |
6,2 |
12,8 |
13,3 |
11,1 |
Остановим свое внимание на характеристике каждой группы политиков, представленных в таблице и попытаемся проанализировать динамику и причины их трансформации.
К первой группе
политиков следует отнести
В дальнейшем, вплоть до 2000 г. наблюдается спад влияния первой политической группы, которое насчитывало всего лишь 12,2 % в 1999 г. Причинами такого заметного падения могли выражаться в неэффективной внешняя и внутренней политике президента и его окружения; поражением в 1994 – 1996 гг., в первой чеченской войне и общим падением рейтинга Президента РФ Б. Н. Ельцина (к концу 1999 г. он был около 5 %).
В 2000 г. с выборами В.В. Путина на должность Президента РФ начинается постепенный рост политического господства первой группы политиков, который прежде всего связан с общим укреплением вертикали власти, а именно введением института полномочных представителей Президента РФ в административных округах, отменой прямых выборов глав в субъектах РФ и введением порядка их назначения Президентом РФ с дальнейшим утверждением предложенной кандидатуры местными представительными органами власти; ограничением политического господства других политических институтов и групп.
Вторую группу политиков составляют руководители Правительства РФ и кабинет министров. Увеличение влияния второй группы политиков, как правило, происходило в периоды ослабления политического доминирования первой группы (1996 и 1999 гг.). В основном, в 2002 г. политическое влияние элит, возглавляющих основные органы исполнительные власти (а это группы 1, 2, 3), насчитывало 54,1 %. В дальнейшем их влияние усилилось.
К третьей группе политиков относят, в основном, «силовиков», а именно руководителей Минобороны России, МВД России, Генпрокуратуры РФ, Генштаба, МЧС России, ГТК, Минюста России, различных спецслужб, а также командующих военными округами. Удельный вес политического влияния в третьей группе колеблется от 8 % в 1999 г. до 13,8 % в 2000 г. Высокий рост влияния «силовиков» сказывается в начале первой чеченской войны в 1994 – 1995гг. Далее следует период (1996 – 1999 гг.) значительного спада политического влияния представителей этой группы, который в первую очередь обусловлен поражением в Чечне и последовавшими кадровыми изменениями в силовых структурах.
Определенные успехи федеральных войск в начале второй чеченской войны заметно повысили удельный вес политического влияния «силовиков». В дальнейшем удельный вес политического влияния силовых структур постепенно снижался. К 2002 году он составлял порядка 11,8 %, а в 2004 – 2007гг. отчетливо прослеживалась тенденция к его увеличению. В этот период времени было увеличено финансирование «силовиков». Причины усиления влияния третей группы политиков могут скрываться в необходимой борьбе с терроризмом; общей военной угрозой разных внешних сил и назревающей необходимостью укрепления обороноспособности страны.
Динамика изменения
политического влияния
Политическое влияние пятой группы политиков, которую составляют представители политических партий, до середины 90-х гг. XX в. был весомым (1993 г. — 10,3 %; 1995 г. — 10,5 %). Однако во второй половине 90-х гг. и в начале XXI в. наблюдалась тенденция постепенного снижения политического влияния партий. Так, например, в декабре 2004 г. политическим партиям доверяли только 5 % россиян, а в сентябре 2005 г. Этот показатель составил всего лишь 7 %. Причина этого явления наблюдается в формальном влиянии партий на реальную политику государства.
Особой оценки заслуживает некая так называемая партия власти — «Единая Россия». С помощью мощного административного ресурса на парламентских выборах в 2003 году ей удалось набрать 37 % всех голосов, тем самым став доминирующей партией в Государственной Думе и способной единолично принимать или отвергать федеральные законы. В декабре 2007 г. за нее отдали свои голоса чуть более 64 % избирателей. Следует отметить, что основу «Единой России» составляют высшие государственные чиновники, число которых с каждым годом стремительно увеличивается, поскольку членство в партии стало теперь почти обязательным критерием успешной карьеры. Так, если за 2003 г. партия насчитывала примерно 30 руководителей субъектов РФ, то есть губернаторов и президентов республик, входящих в состав Российской Федерации, то к концу 2007 г. их число возросло до 70. Следовательно, можно добавить, что политическое влияние «Единой России» состоит не столько в партийном потенциале, сколько в административно – государственном ресурсе. Такая позиция руководителей партии трансформирует ее в один из элементов системы государственного управления, а не в представительный политический институт.
Конституция РФ законодательно закрепила федеративное устройство России. Региональные элиты получили весомые полномочия, позволяющие управлять в полной мере своими регионами. В некоторых субъектах РФ наблюдался рост сепаратистских настроений. Федеральная власть, которая была значительно ослаблена неудачами в проведении реформ и войной в Чечне, а также своими внутренними конфликтами, не особо заостряла пристальное внимание на региональной политике. В следствие этого удельный вес политического влияния шестой группы политиков, а именно представителей региональных элит, с 1994 по 1999 года включительно можно было оценивать как значительный.
В условиях демократизации и гласности с начала 90-х гг. можно наблюдать рост политического влияния седьмой группы политиков – представителей средств массовой информации, журналистов (1993г. – 2,3 %, 1998 г. – 5,7 %). Однако спустя некоторый период времени происходит стремительное снижение их влияния (2001 г. – 1,7 %, 2002 г. – 0 %). Причина такой динамики заключена в том, что одновременно с началом укрепления вертикали власти исполнительные органы РФ начали планомерное «наступление» на независимые средства массовой информации и оппозиционно настроенных журналистов. Особенно значительный урон это нанесло телевидению. Так, например, с 2000 по 2005 гг. телеканалы как НТВ, ТВС, ТВ-6, потеряли свою независимость, а точнее, были перепрофилированы; были сняты с эфира многие популярные телепередачи, среди них: «Основной инстинкт», «Куклы», «Итоги», «Глас народа», «Свобода слова», «Поединок» и др. Многим известным журналистам пришлось покинуть телевидение.
Политическое влияние «олигархов», которые входят в восьмую группу стало проявляться лишь только со второй половины 90-х гг. В результате приватизации государственной формы собственности небольшой группе приближенных к Б.Н. Ельцину лиц удалось обрести миллиардные состояния. Именно с этого момента олигархи стали непосредственно участвовать во влиянии на политическую судьбу государства [13, c. 28].
Что касается девятой группы политиков, то ее составляют руководители судебных и финансовых органов. Весомое влияние судебные органы оказывали в 1993 г. Это объясняется тем, что в споре между Президентом РФ и российским парламентом Конституционный Суд РФ примерил на себя роль арбитра. Новое повышение политического влияния судебных органов с 2000 г. связано с приходом к власти В.В. Путина и его команды. Именно с этого момента начинается новый передел собственности, в котором ключевую роль играют суды. Кроме того, суды стали предметом преследования властью оппозиции и отстранения неугодных кандидатов и партий от их участия в выборах. Рост политического влияния финансовых органов с 2000 г. связан с тем, что в результате резкого повышения цен на нефть и роста налогообложения существенно увеличилось финансирование государственного бюджета.
Некое иное видение политического влияния элит в России имеют простые граждане страны. В ходе социологического опроса, проведенного Институтом социологии РАН в ноябре 2005 г., гражданам был задан вопрос: «В чьих руках находится реальная власть в России?» Ответы распределились следующим образом и отражены в диаграмме.
Рисунок 1 – Распределение власти в России, %.
В приведенных данных следует обратить внимание на то, что Президент РФ, имевший в 2005 г. весьма высокий рейтинг (порядка 65 – 75 %), занимает лишь вторую позицию (18,9 %), а на первом месте с большим отрывом расположились олигархи (32,4 %). Не исключено, что такое мнение сложилось у многих россиян по причине того, что олигархи и естественные монополии не перестают наращивать свои капиталы, а реального улучшения в жизни простых граждан почти не происходит и большинство обещаний Президента РФ остаются только благими пожеланиями.
Третье место по обладанию властью, согласно данным опроса, занимают российские бюрократы (15,6 %), которые представляют собой достаточно консолидированный, коррупционный слой, обложивший «данью» все общество и паразитирующий на бизнесе и социальных программах.
Данные опроса также свидетельствуют о том, что народ фактически отстранен от власти (0,8 %). Соответственно, элита правит страной без всякого контроля снизу, реализуя прежде всего собственные интересы и не обращая никакого внимания на просьбы и требования народа. Поэтому большинство преступлений, совершаемых представителями правящей элиты, остаются безнаказанными.
Также следует обратить внимание на результат опроса, проведенного в декабре 2011 года Левада - Центром. Данные представлены в таблице 2 (см. Приложение А).
Два первых места
с списке, как и годом ранее, занимают
Д. Медведев и