Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 00:19, реферат
История становления украинской элиты представляет собой перманентную борьбу региональных ФПГ за создание благоприятных условий для процветания собственного бизнеса. Политическая жизнь страны уподобилась конкуренции между производителями проектов украинского развития.
При чем такая нездоровая конкуренция приобрела характер противостояния не только в экономическом, плане но и в политико-идеологическом. Помимо всего, такое противостояние поддерживается геокультурным фактором, т.к. Украина никогда в истории не была в таком территориальном виде, в котором она есть сейчас.
1. История и предпосылки развития отечественной политической элиты в Украине
2. Развитие политической элиты после "Оранжевой революции"
3. Значение личности для политической элиты
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Содержание:
1.
История и предпосылки
2. Развитие политической элиты после "Оранжевой революции"
3.
Значение личности для
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Политическая элита - внутренне
сплоченная, составляющая меньшинство
социальная общность, выступающая субъектом
подготовки и принятия важнейших
стратегических решений в сфере
политики и обладающая необходимым
для этого ресурсным
Украина
в течение ряда лет проводят модернизацию
единой для всех них в прошлом
советской политической системы. В
свою очередь, политическая, социальная
и экономическая трансформация
общества в значительной мере детерминирована
состоянием и поведением его политической
элиты, а также (в кризисные моменты)
сменой правящих элит. Современное
украинское общество, его институты
и элементы находятся в процессе
становления. В этом смысле элита
– часть новой общественно-
Методологической основой анализа политической элиты являются основные положения меритократического и властного подходов. В рамках первого подхода элита рассматривается как "класс людей, обладающих наивысшими индексами в своей сфере деятельности", в рамках второго подхода – как "класс, который правит… выполняет все политические функции, монополизирует власть и наслаждается преимуществами, которые дает эта власть". Таким образом, можно сказать, что элитой является социальный слой, занимающий ключевые позиции в составе населения определенной страны, определяющий цели и задачи этой страны, принимающий решения для реализации этих целей и задач и контролирующий процесс их достижения с помощью использования национальных ресурсов.
Использовать методологию меритократического подхода к изучению элит Украины на данный период времени не целесообразно, поскольку власть не передается по заслугам и талантам, а чиновники, занимающие высшие позиции в своих элитных стратах, не являются лидерами харизматического типа. В данном докладе при анализе трансформаций современной украинской политической элиты используются позиционный и институциональный подходы, являющиеся наиболее оптимальными как с точки зрения доступности эмпирической информации, так и с точки зрения отражения реального соотношения политических сил. [1]
С
учетом этих замечаний к современной
украинской элите можно отнести
высшие и средние эшелоны
В
чем же заключается противоречивость
условий формирования и трансформации
элиты Украины? В течение советского
периода истории Украины
Своеобразной
точкой отсчета можно считать 1990
г., когда был избран новый состав
Верховного Совета Украины, провозгласивший
суверенитет и независимость, объединивший
в своих рядах партийную
Идея
национально-государственного строительства
явилась "идеологической основой
достижения стратегического единства
коммунистов и части
Иными словами, процесс становления и трансформации элиты в период с 1990 по 1995 г. осуществлялся путем рекрутирования в традиционные элитные круги (руководители компартии, секретари обкомов, парткомов, министры и заместители министров). Большинство конформистских лидеров контрэлиты состояло из писателей-политиков (Д. Павличко, В. Яворивский, И. Драч); лидеров национально-демократического движения "Народный Рух Украины" (В. Черновил, Л. Лукьяненко); политических диссидентов (С. Хмара, братья Горыни и др.).
2. Развитие политической элиты после "Оранжевой революции"
Режим Л.Кучмы оказался наиболее стабильным и подходящим для экономической элиты Донбасса. Период с 1997 по 2004 был довольно спокойным. Кучма умело маневрировал между Востоком и Западом, давая обещания первому, и частично проводя прозападную политику. Однако западноориентированную элиту такой курс Кучмы не устраивал. Кроме того сам президент стал терять свой рейтинг в связи с низким материальным благополучием народа, "кассетным скандалом" и набравшими силу оппозиционными силами ("Украина без Кучмы"). Оппозицию Кучме составили не только националистические НСНУ и Батькивщина, но и социалисты с коммунистами. Тогда президент договорился с Ющенко, который тогда возглавлял самую крупную партию, и дал ему пост Главы Нацбанка. Но и такой расклад сил не устроил экономическую оппозицию. К президентским выборам 2004г. оппозиция подготовилась заблаговременно. Не зависимо от результатов выборов оранжевый бунт должен был состояться. Искрой для его возгорания стало оглашение результатов второго тура выборов, в котором победу одержал "приемник" В.Янукович. В мгновение ока Майдан Независимости заполонила толпа. В данном случае профессионально сработала оранжевая команда. Оппозиция сыграла на недовольстве половины страны, развешала обещания и прикупила определенное количество людей, необходимых для создания психологического эффекта толпы. Доводить сложившееся положение до кровопролития не желал никто, т.к. это поставило бы крест на всей политической карьере и "демократической" оппозиции, и прежней власти. Поэтому было решено уступить в данном случае В.Ющенко, чтобы реваншировать позже. События 2004г. – это ярчайшая демонстрация схватки двух финансовых гигантов: СКМ с одной стороны, и Привата, с другой.
Как и предполагалось ранее, популистская предвыборная кампания В.Ющенка не оправдала оказанного избирателями доверия. Правительственная волна реприватизации означала откровенную войну экономической элите Донбасса, начало нового передела, а БТР у ворот дачи Р.Ахметова показали решительность власти Ю.Тимошенко на самые радикальные действия. Подобные деструктивные действия Тимошенко и внутренний раскол оранжевой команды в конечном итоги привели в правительство Ю.Еханурова, оптимальную компромиссную фигуру для обеих ФПГ. Это событие одно из немногих иллюстраций способностей поляризованных по интересам украинских элит к совместным договоренностям. Вместе с тем, назначение на должность премьера Еханурова означало больше перемирие, нежели долгосрочный консенсус, т.к. ни одна из сторон не имела от этого значительного материального и политического капитала. [15]
На парламентских выборах 2006г. с незначительным отрывом от Партии Регионов побеждает Демократическая коалиция. Она же и приступает к длительному процессу по формированию состава КабМина. Продолжительные переговоры и торги ни к чему плодотворному не приводят, т.к. должность спикера Верховной Рады становится камнем преткновения для коалиции. А.Мороз, жертвуя политическим будущим своей партии, вступает в Антикризисную коалицию с регионалами и коммунистами, которые не поскупились на должность главы парламента ради создания жизнеспособного правительства, в котором так нуждалась страна после изнурительных выборов и безвластия. Таким образом, Партии Регионов все-таки удалось взять реванш за поражение на последних президентских выборах, а финансовые элиты БЮТа и НСНУ, одержимые идеей скорейшего возвращения во власть, оказались в проигрыше. Поэтому, уже в ноябре того же года вполне закономерными были кулуарные разговоры по назначению внеочередных выборов. Действия парламентской коалиции по созданию конституционного большинства еще больше стимулировали президента к подписанию противозаконного указа о назначении внеочередных парламентских выборов, т.к. абсолютное большинство в Верховной Раде означало бы, в первую очередь, импичмент президенту, и во вторую, переиначивание конституции.
3. Значение личности для
Можно по-разному трактовать роль личности в истории, но отрицать, что лицо страны – это, прежде всего, наиболее яркие представители ее населения, невозможно
За годы независимости в Украине произошло восхождение на общественный Олимп целого ряда публичных людей, без которых уже не мыслится новейшая история государства. Определить, кто из них более всего заслуживает упоминания в контексте подведения итогов пройденного за шестнадцать лет пути, довольно сложно. Поскольку история страны включает слишком много разнообразных сфер деятельности, составить общий рейтинг было бы весьма интересно, но практически невозможно. Можно лишь сделать попытку разобраться в общих чертах, в персоналиях, которые персонифицируют современное украинское государство, спорт, культуру и пр.
Среди государственных деятелей независимой Украины, так или иначе, особняком стоят Президенты. Независимо от отношения к ним в обществе, эти три человека для своего времени – олицетворение государства.
Среди других государственных деятелей периода независимости, наибольшей известности достигли, пожалуй, те, кто пребывает в гуще политических событий сейчас. "Оранжевая революция", прежде всего, "подстегнула" интерес к политике внутри украинского общества, а кроме того – со стороны мирового сообщества, так или иначе обратившего внимание на новые веяние в Украине. Таким образом, "лицами независимости" являются нынешний премьер Виктор Янукович и один из лидеров оппозиции Юлия Тимошенко. Последняя, правда, была достаточно заметной фигурой и до осени 2004 года. Так или иначе, личность Юлии Владимировны, включающая в себя нестандартный имидж, выделяющийся на фоне многих других политикесс, во внешности которых так и читается совдеповский стандарт колхозницы, харизму и влиятельность, которым может позавидовать значительная часть мужского политикума, в центре внимания уже не один год. Ее действия и заявления можно поддерживать или категорически не принимать, но не считаться с нею вряд ли возможно. Виктор Янукович, оказавшийся в центре событий осени – зимы 2004 года, связанных со скандальными выборами Президента, в силу ряда причин оказался воплощением лидера Юго-Востока страны. И хотя пик влиятельности бывшего Премьера в связи с пресловутыми разногласиями внутри "бело-голубого" лагеря, похоже, уже позади, в истории эта личность останется. Как лидер половины Украины или как высший чиновник, допускающие несуразные "ляпы" при заполнении анкет и публичных выступлениях. [15]