Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 18:40, контрольная работа
В условиях трансформации общественных отношений и формирования рыночной экономики принципиально важное значение приобретает разработка проблем политической элиты, представляющих большой научно-познавательный интерес и серьезную практическую значимость.
В отечественной социологии постепенно утверждается мнение, что судьбы демократических преобразований и становления гражданского общества во многом определяются высоким качеством политических руководителей. Это предполагает раскрытие природы, сущности, закономерностей развития и отличительных черт политической элиты вообще и современной отечественной элиты в частности; ее структуры и функций применительно к российской действительности; особенностей формирования элитного слоя на этапе осуществления радикальных демократических реформ.
1. Элиты как общественное явление и их отражение в теории политики.
2. Классики элитистской теории:
а) В. Парето и теория элит;
б) Г. Моска и концепция управляющего класса;
в) Р. Михельс и “железный закон олигархии”.
3. Научные школы современной элитологии:
а) концепции макиавеллистской школы;
б) ценностные элитарные теории;
в) теории демократического элитизма;
г) концепции плюрализма элит;
д) леволиберальные концепции элит.
4. Структура политических элит.
5. Современные системы рекрутирования политических элит.
6. Основные типологии современных политических элит.
7.Современная политическая элита России: особенности формирования и динамика развития.
8. Региональные элиты в Российской Федерации.
Важным структурным
звеном элитного слоя является околоэлитное
окружение — ближайшие
Они выполняют многие
управленческие функции, играют своеобразную
интегрирующую роль между политиками,
управленцами-хозяйственниками, лидерами
духовной сферы и командирами
военно-промышленного
В совокупности собственно элита, контрэлита и околоэлитное окружение и представляют собой элиту в широком смысле слова. Без такой элиты, без гармонии и органического единства ее структурных элементов, а тем более без компетентности и профессионализма тех, кто обладает властью, не может нормально существовать ни одно социальное образование.
5. Современные системы
Большое влияние на социальную представительность,
качественный состав, профессиональную
компетентность и результативность
элиты в целом оказывают
Существуют две основные системы
рекрутирования элит: гильдий и антрепренерская
(предпринимательская). В чистом виде они
встречаются довольно редко. Антрепренерская
система преобладает в демократических
государствах, система гильдий — в странах
административного социализма, хотя ее
элементы широко распространены и на Западе,
особенно в экономике и государственно-
Каждая из этих систем имеет свои специфические черты. Так, для системы гильдий характерны:
1) закрытость, отбор претендентов
на более высокие посты
2) высокая степень
3) небольшой, относительно
4) подбор и назначение кадров
узким кругом руководителей,
5) тенденция к воспроизводству существующего типа элиты. По существу, эта черта вытекает из предыдущих — наличия многочисленных формальных требований, назначения на должность высшим руководством, а также длительного пребывания претендента в рядах данной организации.
Антрепренерская система рекрутирования элит во многом противоположна системе гильдий. Ее отличают: 1) открытость, широкие возможности для представителей любых общественных групп претендовать на занятие лидирующих позиций; 2) небольшое число формальных требований, институциональных фильтров; 3) широкий круг селектората, который может включать всех избирателей страны; 4) высокая конкурентность отбора, острота соперничества за занятие руководящих постов; 5) изменчивость состава элиты, первостепенная значимость для этого личностных качеств, индивидуальной активности, умения найти поддержку широкой аудитории, увлечь ее привлекательными идеями и программами.
Эта система больше ценит
выдающихся людей. Она открыта для
молодых лидеров и
Система гильдий также
имеет свои плюсы и минусы. К
числу ее сильных сторон относятся
уравновешенность решений, меньшая
степень риска при их принятии и меньшая вероятность внутренних
конфликтов, большая предсказуемость
политики. Главные ценности этой системы
— консенсус, гармония и преемственность.
В то же время система гильдий склонна
к бюрократизации, организационной рутине,
консерватизму, произволу селектората
и подмене формальных критериев отбора
неформальными. Она порождает массовый
конформизм и затрудняет исправление
ошибок и устранение недостатков по инициативе
снизу. Без дополнения конкурентными механизмами
эта система ведет к постепенной дегенерации
элиты, ее отрыву от общества и превращению
в привилегированнуюкасту.
6. Основные типологии современных политических элит.
Политическая система общества представляет собой упорядоченную на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т. п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.
Категория политической
системы выполняет в
По характеру исторического опыта и традиций выделяют национальные типы политических систем, характерные для определенных регионов (основанные на традициях, обычаях). По господствующим в политической системе способам управления и разрешения политических противоречий их подразделяют: на командную политическую систему, ориентированную на использование принудительных методов управления; соревновательную политическую систему, где управленческие задачи решаются в ходе противоборства различных политических сил; социопримирительную политическую систему, нацеленную на поддержание социального согласия и преодоление конфликтов.
В зависимости от характера господствующего политического режима политические системы бывают демократическими, авторитарными и тоталитарными.
Для политической системы демократического типа характерны:
– правление большинства;
– свобода критики и оппозиция правительству;
– защита меньшинства, которое со своей стороны лояльно по отношению к политическому сообществу;
– право народа на участие в решении государственных дел;
– уважение и охрана права человека.
Для политической системы авторитарного типа характерны:
- использование властных,
радикальных средств решения
социальных и политических
– ограничение политических свобод граждан, подавление оппозиции;
– централизация управления (сосредоточение власти в едином центре), подавление региональной и личностной автономии;
– концентрация функций управления обществом в одном лице или узкой социальной группе;
– навязывание обществу
властными структурами
Для политической системы тоталитарного типа характерны:
– отрицание или значительное ограничение прав и свобод личности, установление жесткого контроля государства над всеми сторонами жизни общества;
– отсутствие грани между личным и общественным, индивидуальным и публичным, смешение свободы с властью;
– ломка всесильным политическим механизмом автономии всех общественных отношений;
7. Современная политическая элита России: особенности формирования и динамика развития
В современных условиях политическая элита субъектов Российской Федерации все в большей мере вытесняется с арены действия политических факторов федерального масштаба, а ее интересы замыкаются на подконтрольной ей территории.
Взамен утраченных возможностей
оказывать общефедеральное
В качестве предпосылок
процесса институционализации
1) проведение административно-
2) рост политической
активности регионального и
3) заметное снижение
публичности конфликтов в
4) принятие латентной формы не только внутриэлитных конфликтов в регионах, но и конфликтов между элитой и массой.
Усиление административной составляющей в составе региональной политической элиты является характерной чертой нынешней российской ситуации в политической сфере: максимальная вероятность победы на выборах в законодательные органы власти субъектов РФ (64%) имеется у представителей глав исполнительной власти регионов.
Используя интегральный
административный ресурс, чиновники
высшего ранга надолго
В таких условиях элита более эффективно выполняет работу по обеспечению собственного устойчивого положения, которая традиционно ведется не по формальным принципам работы в высших органах власти, а по неформальным “правилам игры”, структурирующим элиту по принципам личной преданности.
Определяющей тенденцией формирования института местной власти является постепенное “сращивание” элиты с крупным бизнесом. Интересы чиновничества и крупных бизнесменов часто пересекаются, а в результате в регионе процесс принятия стратегических решений проводится по принципам реализации закулисных договоренностей между госаппаратом и руководством ведущих экономических структур.
Отмеченные тенденции институционализации региональной элиты согласуются с результатами анализа состава современных политических элит регионов РФ, проведенного методом выделения структурных групп - совокупности персон, имеющих схожие характеристики, выделенные по формально-функциональному признаку (должность, принадлежность к одной социально-экономической или социально-политической структуре, контроль над одного вида ресурсами и т.д.).
8. Региональные элиты в Российской Федерации
В результате развала партийно-государственной системы, приватизации госпредприятий, обновления органов власти, институционализации местного самоуправления начался процесс раскола и конфликтов внутри региональных российских элит. Некогда целостные номенклатуры стали разделяться на независимые конкурирующие и, порой, конфликтующие органы власти.
Конфликты между различными
фракциями и группировками
Одним из поводов недовольства политической реформой явилось неизбрание многих партийных и советских высших руководителей в народные депутаты, т. к. в начале 90-х гг. были проведены выборы на многомандатной основе в представительные органы власти, что позволило формировать политическую элиту не только из высших звеньев партийной номенклатуры.
Информация о работе Элиты как общественное явление и их отражение в теории политики