Этапы развития политических идей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 12:35, контрольная работа

Описание работы

Целью работы стало рассмотрение различных этапов развития политических идей.
При написании работы решались следующие задачи:
- рассмотреть, охарактеризовать и проанализировать политико-правовые идеи античности, Нового времени и эпохи Возрождения, российскую политическую мысль ХХI- начала ХХ вв. и политическая концепцию марксизма, а также политическую теорию ХХ в.

Содержание работы

Введение
1. Политико-правовые идеи античности
2. Политическая мысль Нового времени и эпохи возрождения
3. Российская политическая мысль ХХI- начала ХХ вв.
4. Политическая концепция марксизма
5. Политическая теория ХХ в.
Заключение
Словарь терминов
Список литературы

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 47.12 Кб (Скачать файл)

Не обошло это течение  и Россию, где при Петре 1 завершилось  преобразование сословно-представительной монархии в абсолютную. Сам Петр неоднократно в официальных документах объявлял общее благо главной целью самодержавной власти. Идеолог петровских реформ Ф. Прокопович (1681-1736) обосновывал эту идею с помощью концепций «естественного права» и «общественного договора». В этом же направлении развивалась мысль В. Н. Татищева (1686-1750) - автора первой «Истории Российской».

XVIII век ознаменован бурным  развитием политической жизни  во Франции. Французские просветители (Вольтер, Дидро, Монтескье и  др.) предлагали установить равенство  всех перед законом, верховенство  закона, народный суверенитет, основываясь  на методологии рационализма. Ш.  Л. Монтескье (1689-1755) называют основоположником  «географической школы» в политической  науке. В работе «О духе законов»  он попытался исследовать, какие  факторы определяют форму государства  в различных странах. К таким  факторам он относил прежде всего климат, рельеф местности, размер территории географическое расположение. Ш. Л. Монтескье высказал мысль о большом значении социально-экономических факторов и культурных традиций, придал окончательный вид концепции разделения властей, показав необходимость самостоятельности судебной власти. Идеалом для него была конституционная монархия.

Возникают в этот период и радикально-революционные концепции. К ним следует отнести прежде всего идеи Жан-Жака Руссо (1712-1778). Последовательный республиканец и демократ Руссо исходил из приоритета принципа народного суверенитета. До государственное состояние людей он называет «золотым веком», так как в этот период не было главных зол - частной собственности и неравенства. Возникновение этих явлений он считал ошибкой людей и именно с их появлением связывал происхождение государства. Руссо первым четко разграничил гражданское общество и государство. Необходимо такое государство, утверждает он, в котором люди не теряли бы своих естественных прав и сохраняли свободу. Суверенитет народа неотчуждаем, принадлежит только ему, к поэтому Руссо отрицательно относится к народному представительству, доказывая необходимость прямого народоправства.

В конце XVIII в. сложились условия  для практической реализации идей французских  политических мыслителей. Американская война за независимость стала  первой такой попыткой. Политическая идеология этого революционного процесса изложена в Декларации независимости США: естественные права всех людей на жизнь, свободу, собственность, на безопасность и счастье, суверенитет народа, его право на восстание против нарушающего естественные права правительства, принцип разделения властей и пр. Впервые в истории эти положения политической теории легли в основу государственной политики. Выделяется плеяда выдающихся американских политических мыслителей, которые по-разному подходили к данным политическим принципам: для Т. Пейна, Т. Джефферсона был характерен более радикальный подход, для А. Гамильтона и Ф. Джея - более умеренный. В дальнейшем между радикалами и умеренными разгорелась идейно-политическая борьба по вопросу о конституционно-правовом устройстве США. Демократизм американских мыслителей причудливо сочетался с признанием необходимости сохранения рабства. Другой попыткой реализации-этих политических идей была Великая французская революция (1789-1794). Однако Франция конца XVIII в. оказалась еще не готова полностью воплотить великие политические идеи столетия.  

 

 

 

3. Российская политическая  мысль ХХI- начала ХХ вв

Развитие отечественной  политической мысли имело собственные  специфические особенности в  сравнении с западной политической традицией, которые были обусловлены  определенным своеобразием исторического  пути России. Занимая по своему географическому  расположению срединное, промежуточное  положение между Европой и  Азией, между Западом и Востоком, российский этнос формировался под  воздействием этих противоборствующих цивилизаций, испытывая постоянное напряжение в поисках культурной и политической самоидентификации.

До начала XIX в. российское государство (со времен Петра I) оставалось модернизирующимся, держа курс, пусть  и с переменным успехом, на европеизацию. Поэтому консервативные идеи и собственно традиционалистская критика этого  курса имела оппозиционный, полулегальный  характер. Но в первой трети XIX в. происходят определенные изменения в российском сознании и практике, которые были обусловлены целым рядом факторов: победа в войне с Наполеоном, а  также лидирующие позиции в анти наполеоновской коалиции привели к переоценке роли России в Европе; а некоторые трагические события и последствия французской революции вызвали определенный пессимизм и настороженность в русском обществе к европейским идеалам и ценностям. Все это послужило поводом к постановке в отечественной философской и политической мысли проблемы национального самосознания и самоопределения.

В целом русский консерватизм в XIX в. апеллирует, прежде всего, к практическому жизненному опыту народа, который объявляется исторической традицией, а консервативным идеалом выступает единство самодержавия и народа: соответствие духу и характеру русского народа делает самодержавие и правление сакральными и законными с исторической точки зрения.

Вместе с тем, нельзя рассматривать  русских консерваторов как некую  единую идейную общность. Под воздействием процессов модернизации, периодически происходивших в России, русский консерватизм, как и другие направления отечественной политической мысли, подвергался трансформационным изменениям, в результате которых его идеологи могли эволюционировать от умеренно-консервативных взглядов к охранительным (М.Н. Катков, К.П. Победоносцев), и даже пытались найти способ разрешения проблем модернизации в "союзе социализма с русским самодержавием" (К.Н. Леонтьев). Внутри самого консерватизма были "правые" и "левые" течения: на правом фланге консерватизм плавно перетекал в охранительство и реакцию, которая в начале ХХ в. вылилась в движение черносотенства, а на левом приобретал явные либеральные черты. В типологии русского консерватизма условно можно выделить: историософскую идеологему самодержавия Н.М. Карамзина; политическую философию славянофильства (К.С. и И.С. Аксаковы, И.В. Киреевский, А.С. Хомяков); концепции (в том числе геополитические) неославянофила Н.Я. Данилевского и Ф.И. Тютчева; теорию русского византизма" К.Н. Леонтьева; направление "официального монархизма" (М.Н. Катков, К.П. Победоносцев, Л.А. Тихомиров); концепции неомонархизма (И.А. Ильин, И.Л. Солоневич).

Либерализм, будучи плодом западноевропейской культуры и не имея глубоких исторических корней в России, тем не менее стал одной из интеллектуальных традиций русской политической мысли. Однако из-за отсутствия широкой социальной базы массового отклика в России идеи либерализма не находили, оставаясь по своему статусу довольно элитарным проектом общественного развития определенных групп российского общества. Только в начале ХХ в., в период революции 1905 г. русский либерализм смог окончательно оформиться как политическое движение.

"Либерализм утверждает  свободу лица, утверждает ее - в  случае необходимости - и против  власти, и против других лиц.  Каковы могут и должны быть  пределы этой свободе, - вопрос, конечно,  очень сложный", - писал русский  либеральный мыслитель П.Б. Струве. Действительно, представители всех  течений русского либерализма  в качестве социального идеала  принимали идеал буржуазного  общества, где интересы отдельной  личности и ее неотъемлемых  прав обладают несомненным приоритетом.  Отстаивая идею единства путей  развития России и западноевропейских  стран, они ратовали за осуществление  социальных реформ, преобразующих  самодержавие в конституционную  монархию, за осуществление на  практике идеала правового государства  и гражданского общества. Не принимая  революцию как способ преобразования  существующего общественно-политического  строя, русские либералы пропагандировали  теорию и практику реформизма. При этом идеи парламентаризма,  конституционализма и верховенства  права развивались с учетом  сложившихся традиций русской  государственности и общественности.

В своем историческом развитии русский либерализм, истоки которого некоторые исследователи относят  к XVIII в., прошел три этапа:

1) "правительственный"  либерализм, инициируемый "сверху" и уповающий на самоограничение  просвещенной монархии (конституционные  проекты М.М. Сперанского);

2) консервативный либерализм  пореформенного периода, возникший  как проект умеренной интеллигенции,  которая стремилась закрепить  и расширить общественные преобразования  на основе диалога с властью,  программы просвещения народа и участия в местном самоуправлении (Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, П.Б. Струве);

3) "новый" (социальный) либерализм начала ХХ в., предпринявший  попытку синтезировать либеральные  принципы и некоторые идеи  социализма в русле традиций  европейской социал-демократии (П.И.  Новгородцев, П.И. Кареев, Б.А. Кистяковский, С.И. Гессен и др.). Защищая идею правового государства от критики как справа, так и слева, теоретики "нового" либерализма создают концепции, в которых осмысливаются основные принципы и перспективы развития конституционализма и правовой государственности, прежде всего в российском контексте.

Революционный радикализм являлся  одним из основных направлений общественно-политической мысли России XIX - начала ХХ в., включая в себя политические концепции декабризма, революционного демократизма, народничества и марксизма. Будучи специфической идейной и практической реакцией интеллигенции на процессы модернизации России, на противоречивые условия ее социально-экономического и политического развития, русский радикализм был критически настроен на преодоление несправедливых и антигуманных сторон как феодально-крепостнических, так и новых буржуазных отношений. Недооценка эволюционных факторов социального развития, революционизм, а также нигилизм, атеизм, волюнтаризм и анти историзм - вот основные характерные черты, присущие радикальному мышлению. Стремясь любой ценой ускорить социальные преобразования и реализовать на практике свой метафизически сконструированный общественный идеал, представители русского радикализма уповали на особую роль отечественной интеллигенции в этом процессе, призванную, с их точки зрения, организовать и возглавить движение общества в сторону прогресса. В этой связи политическая теория разрабатывалась как совокупность знаний о способах воздействия на массы и их организации. В целом же направление русского радикализма, постепенно утрачивая демократические и гуманистические черты, эволюционировало закономерно к волюнтаристским и тоталитарным концепциям (анархизм, большевизм).

Наиболее значительной и  яркой формой политического радикализма  в России начала ХХ в. явилась политическая идеология большевизма, становление  и формирование которой было непосредственно  связано прежде всего с теоретической и практической деятельностью В.И. Ленина (Ульянова), а также его соратников по партии - Л.Д. Троцкого, Н.И. Бухарина, И.В. Сталина и др. Стержнем этой идеологии явилась идея осуществления пролетарской революции и установление диктатуры пролетариата под руководством большевистской партии, для членов которой революция стала "профессиональным делом" и которая сумела в октябре 1917 г., воспользоваться сложившейся в России исторической ситуацией для захвата власти.

Таким образом, отмеченные особенности  эволюции отечественной политической мысли и общая характеристика ее основных направлений в XIX - начале ХХ вв. позволяют нам говорить о  чрезвычайном многообразии, оригинальности и вместе с тем противоречивости различных идей, теорий и концепций, составивших пространство политической традиции в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Политическая  концепция марксизма 

Основоположниками материалистического  учения о политике и власти были Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895).Они жили и создавали свои произведения в условиях революционных  преобразований в странах Западной Европы. Опираясь на материалистическое понимание истории, они много  внимания уделяли изучению сущности политики, политической власти, характеру  политической деятельности, определили пути, формы и методы прихода к  власти трудящихся масс, рабочего класса.

Марксистская теория системы  политических отношений включает в  себя следующие положения :

1. политические отношения,  вытекающие из борьбы за власть  и осуществления власти, появляются  на основе общественно-экономических  отношений, ими обусловлены и  представляют собой политическую  надстройку, с соответствующими  формами общественного сознания;

2. хотя базис первичен, а надстройка вторична, надстроечные  институты тем не менее играют активную роль в социально-экономическом базисе. Политика выступает не только как отражение экономических отношений, но и как важный инструмент их формирования;

3. государство есть продукт  классовых противоречий и служит интересам экономически господствующего класса. Это положение К.Маркс обосновал в работе «Капитал», подчеркивая особую роль насилия в возникновении первого классового разделения и появления государства

4. экономически господствующий  класс- он и политически и идеологически господствующий класс;

5. на основании такого  понимания сущности государства  и классового господства марксизм  создает теорию политического  сознания. Исходным пунктом ее  является утверждение о том,  что общественное бытие людей  определяет их сознание ;

6. анализ общественного  положения классов, слоев и  социальных групп является исходным  пунктом для понимания политического  поведения масс, их интересов,  отдельных лидеров;

7. политика в марксизме  рассматривается лишь в конечном счете подчиненной экономике, и в то же время она имеет относительную самостоятельность и влияет на экономические отношения, убыстряя или замедляя ход экономических процессов.

Марксистские традиции в  исследовании политической жизни в  конце XIX в.в ХХ столетии находят свое выражение и развитие в двух основных направлениях : революционном и реформистском. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Политическая  теория ХХ в.

Информация о работе Этапы развития политических идей