Как учитываются региональные особенности при формировании экономической политики в социальном государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 22:22, сочинение

Описание работы

В силу исторических причин сложившаяся неоднородность экономического пространства России оказывает значительное влияние на эволюцию территориально-административного устройства, структуру и эффективность экономики, стратегию институциональных преобразований и региональную политику. Поэтому вопрос о регионально-экономической политике субъекта Федерации имеет важное значение с разных точек зрения.

Файлы: 1 файл

Эссе.docx

— 25.18 Кб (Скачать файл)

Министерство  науки и образования РФ

Новосибирский государственный университет

экономики и управления «НИНХ»

Кафедра истории и политологии

 

 

 

 

 

Эссе

«Как учитываются региональные особенности при формировании экономической  политики в социальном государстве».

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студентка

группы БМ-23,

Института Менеджмента 

Куроптева Маргарита Владимировна

 

 

 

 

 

                                               Новосибирск 2013

Проверила:

Преподаватель

Основ Социального Государства

Поломошнова Галина Борисовна

 

В силу исторических причин сложившаяся неоднородность экономического пространства России оказывает значительное влияние на эволюцию территориально-административного  устройства, структуру и эффективность  экономики, стратегию институциональных  преобразований и региональную политику. Поэтому вопрос о регионально-экономической  политике субъекта Федерации имеет  важное значение с разных точек зрения.

Проблема совершенствования  региональной экономической политики субъекта Федерации безусловно является одной из приоритетных в современных  исследований. Вместе с тем решение  этой проблемы  происходит в период становления всей системы  управления экономикой РФ, когда ещё формируются  представления о распределении  полномочий, адекватном распределению  бюджетных ресурсов, и разрешении  противоречий между правовыми полномочиями территориальных образований  различного уровня и финансово экономическими возможностями реализации этих прав.

В связи с этим появилась  необходимость в исследовании проблем  субфедеральной политики в целях  повышения уровня социально-экономического развития регионов и муниципальных  образований, обеспечения их экономического роста, а также в научном обосновании  приоритетов пространственного  социально-экономического развития в  условиях возрастания межрегиональной  конкуренции, перехода к новой системе  управления, усиления инновационной  направленности экономики, активизации  предпринимательской деятельности, обеспечения устойчивого развития регионов.

В экономической литературе рассматривают два уровня региональной политики: федеральный и субфедеральный (субрегиональный), которые различаются  между собой по объектам и субъектам  регулирования, масштабам решаемых задач, используемым методам. На федеральном  уровне регулируются главным образом  межрегиональные неравенства, на субфедеральном (субрегиональном)- внутрирегиональные.1

В экономических исследованиях  особенностей региональной экономической  политики учитываются следующие  аспекты: отношения между элементами среды региона, обеспечение комплексного социально-экономического развития региона, согласование интересов государства  и регионов, комплексное решение  проблем социально-экономического развития региона на основе использования  их конкурентных преимуществ, совокупность региональных аспектов различных видов  политик, взаимодействие интеграции и самостоятельности регионов в едином экономическом пространстве, неравенства в социальном и экономическом развитии регионов.2

Кроме вышеперечисленного, изучив данную тему, я выделила особенности, которые, на мой взгляд, так же влияют на региональную экономическую политику и впоследствии на экономическую политику в целом, на уровне государства.

 Таким образом, прежде  всего хочу выделить: организационные и финансовые аспекты (субрегиональный подход к территориальному развитию), развитие конкурентоспособности регионов, особенности демографической политики регионов, посткризисное развитие экономики региона, проблема бюджетной экономии на социальной сфере , региональная безопасность в системе национальной безопасности России, роль некоммерческих организаций в развитии региональной экономики, особенности решения одной из проблем молодежи, особенности природно-климатических условий отдельных регионов.

В данной работе я рассмотрю  несколько таких особенностей, которые влияют на региональную экономическую политику в социальном государстве, так же приведу соответствующие им примеры.

Организационные и финансовые аспекты (субрегиональный подход к  территориальному развитию).

Суть данного подхода  в том, что муниципальные образования, как и субъекты РФ, так же могут  объединяться в экономические районы мезоуровня или субрегионального уровня в рамках межтерриториального стратегического сотрудничества. Тогда субрегион- это территориальная социально-экономическая подсистема региона, также обладающая свойствами целостности, выделенная по каким-либо общим экономико-географическим, административным, природно-климатическим и другим взаимосвязанным между собой признакам. В соответствии с данным подходом на территории Республики Башкортостан было выделено 5 субрегионов, исходя из территориальной близости и уровня социально-экономического развития.3

Основные направления  данного подхода: создание рабочих  мест и снижение безработицы, повышение  уровня заработной платы, создание условий  для развития малого и среднего предпринимательства, решение жилищных проблем населения и повышение обеспеченности жильем, в том числе через субсидирование на жилищное строительство, улучшение инфраструктурной составляющей земельных участков и обеспечение эффективного их использования.

 Реализация этих мероприятий  позволит за счет этих фактов  повысить финансовую самостоятельность  муниципальных образований как  в части бюджетной обеспеченности, так и в части бюджетной  автономии муниципальных образований.4

На мой взгляд, данный подход не обеспечит получения должного результата. Все эти усилия носят  лишь формальный характер. Я считаю, что регион мезоуровня ничем не отличается от области или края. Это повлечет за собой только создания дополнительного аппарата управления, который, как мне кажется, абсолютно бесполезен, так как в областях есть федеральные органы власти, а в городах - муниципальные. Цели данного подхода определенно имеют важное значение для наших регионов, но основной задачей является жесткий контроль за действиями органов местных властей и борьба с коррупцией, которая имеет месть быть в нашем обществе.

Следующая особенность - это  развитие конкурентоспособности регионов.

Рассматривая эту особенность, хочется связать её с особенностями формирования молодежной политики, так как и проблемы молодежи и особенности развития конкурентоспособных регионов, на мой взгляд, имеют серьезные точки соприкосновения. Самая главная проблема - это сохраняющаяся тенденция оттока населения из регионов с неблагоприятными социально-экономическими условия. В связи с этим происходит усиление территориального неравенство в России.

Почему данные проблемы я  объединила? - На сегодняшний день огромное количество выпускников, оканчивая  школу, выбирают для себя высшее учебное  заведение не в своем регионе, а в регионах, имеющих высокий  уровень социально-экономического развития. Это и понятно, регионы с высоко развитой экономикой имеют больше перспектив, и молодые люди, приобретая образования в таких регионах имеют больше возможностей и преимуществ, чем ребята, которые учатся в "отсталых" регионах. На мой взгляд - это естественный процесс, и каждый в праве выбирать для себя где учиться, общаться, развиваться и в будущем строить свою самостоятельную жизнь. Экономически и социально развитые регионы в состоянии предоставить молодым людям огромное количество  возможностей.

Что касается конкурентоспособности, то кроме абитуриентов и студентов, многие граждане так же меняют свое место жительство, уезжая из "бедных" регионов в "богатые". Это обуславливается также низкой развитостью социально-экономической политики. Отсутствие рабочих мест, низкая заработная плата, отсутствие условий для развития бизнеса, невозможность получения качественного образования (повышения квалификации) и многое другое. !Принимаемые в связи с этим меры, в частности выравнивания бюджетной обеспеченности регионов  на основе передачи регулирующих доходов с вышестоящего уровня в бюджеты субъектов Российской Федерации, не приводят к желаемым результатам!

Изучив огромное количество литературы, я сделала вывод о  том, что одной из предпосылок  развития и выравнивания экономической  диспропорции регионов может стать  развитие их конкурентоспособности. Существует несколько подходов к развитию регионального  конкурентного преимущества. На мой  взгляд, объединение и согласование различных концепций помогут дать толчок в развитии конкурентных преимуществ регионов. Данное развитие станет одним из причин ослабления массовой миграции в нашей стране.

К примеру, в Китае, главный способ предотвращения массовой миграции и повышения конкурентоспособности - это, можно сказать, принудительный. Власти создают все возможные условия, чтобы гражданин не мог спокойно переезжать из одного города в другой. Люди, которым все-таки удалось переехать,  очень долгое время не могут получить ни регистрации, ни основных социальных услуг, а их детей не принимают в школы. Так же студенты, которые приехали в центральные города, долгое время не могут социализироваться в новом обществе, серьезно этих ребят не воспринимают. Многие не выдерживают и возвращаются в свои маленькие города. Таким образом развиваются маленькие города.

Я считаю, что это очень  жестоко, каждый в праве выбирать свое место жительство там где  ему угодно. И никто не должен  ущемлять права человека, если он находится за пределами своего провинциального города.

Следующая особенность - демографическая  политика региона. Несмотря на то что  главное и ведущее значение демографической  составляющей среди региональных подсистем  общепризнано, на фоне почти постоянных финансово-экономических кризисов и процессов стагфляции негативному состоянию демографической региональной полсистемы не уделяется должного внимания. Предлагаемые властными структурами разного уровня меры по осуществлению демографической политики не привели к преодолению депопуляции русского населения в регионах. Восстановление нормального демографического развития российских территорий является наиболее сложной задачей из всего комплекса региональных проблем, поскольку как настоящее, так и будущее регионов связано с проблемами количества и качества населения, обусловленными низкой рождаемостью в сочетании с ухудшением здоровья, уменьшением продолжительности жизни населения.

Конечно, данная проблема играет огромное значение при формировании экономической политики в социальном государстве. Только от людей зависит  уровень развитости региона и  страны в целом. Если отсутствует оптимальный режим воспроизводства населения, слабо развито медицинское обслуживание, то ни какого экономического развития в этом регионе быть не может.

В данной работе я описала  только минимальные особенности  формирования экономики на региональном уровне.

В заключение. Хочется, чтобы  все программы и методы их регулирования  были обязательно реализованы. А  также люди, которые непосредственно  этим занимаются, ответственно подходили  к вопросам данного характера.

 

 

 

Небольшое пояснение. Остальная литература проработана и изложена своими мыслями.

1) Аганбегян, А.Г. Модернизация  реального сектора экономики:  пространственный аспект. // Регион: экономика и социология.-2012.-№4  Стр. 7-44

2)

1 Сборник научных трудов под редакцией А.С. Новоселова Проблемы регионального и муниципального управления; ИЭОПП СО РАН Новосибирск, 2011 Стр. 5-23

2 Сборник научных трудов под редакцией А.С. Новоселова Проблемы регионального и муниципального управления; ИЭОПП СО РАН Новосибирск, 2011 Стр. 5-23

3 Атаева, А.Г. Субрегиональный подход к территориальному развитию: организационные и финансовые аспекты // Научное обозрение. - 2012.-№1 Стр. 208-216.

4 Атаева, А.Г. Субрегиональный подход к территориальному развитию: организационные и финансовые аспекты // Научное обозрение. - 2012.-№1 Стр. 208-216.


Информация о работе Как учитываются региональные особенности при формировании экономической политики в социальном государстве