Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 22:22, сочинение
В силу исторических причин сложившаяся неоднородность экономического пространства России оказывает значительное влияние на эволюцию территориально-административного устройства, структуру и эффективность экономики, стратегию институциональных преобразований и региональную политику. Поэтому вопрос о регионально-экономической политике субъекта Федерации имеет важное значение с разных точек зрения.
Министерство науки и образования РФ
Новосибирский государственный университет
экономики и управления «НИНХ»
Кафедра истории и политологии
Эссе
«Как учитываются региональные особенности при формировании экономической политики в социальном государстве».
Выполнил: студентка
группы БМ-23,
Института Менеджмента
Куроптева Маргарита Владимировна
Проверила:
Преподаватель
Основ Социального Государства
Поломошнова Галина Борисовна
В силу исторических причин
сложившаяся неоднородность экономического
пространства России оказывает значительное
влияние на эволюцию территориально-
Проблема совершенствования региональной экономической политики субъекта Федерации безусловно является одной из приоритетных в современных исследований. Вместе с тем решение этой проблемы происходит в период становления всей системы управления экономикой РФ, когда ещё формируются представления о распределении полномочий, адекватном распределению бюджетных ресурсов, и разрешении противоречий между правовыми полномочиями территориальных образований различного уровня и финансово экономическими возможностями реализации этих прав.
В связи с этим появилась
необходимость в исследовании проблем
субфедеральной политики в целях
повышения уровня социально-экономического
развития регионов и муниципальных
образований, обеспечения их экономического
роста, а также в научном обосновании
приоритетов пространственного
социально-экономического развития в
условиях возрастания межрегиональной
конкуренции, перехода к новой системе
управления, усиления инновационной
направленности экономики, активизации
предпринимательской
В экономической литературе рассматривают два уровня региональной политики: федеральный и субфедеральный (субрегиональный), которые различаются между собой по объектам и субъектам регулирования, масштабам решаемых задач, используемым методам. На федеральном уровне регулируются главным образом межрегиональные неравенства, на субфедеральном (субрегиональном)- внутрирегиональные.1
В экономических исследованиях
особенностей региональной экономической
политики учитываются следующие
аспекты: отношения между элементами
среды региона, обеспечение комплексного
социально-экономического развития региона,
согласование интересов государства
и регионов, комплексное решение
проблем социально-
Кроме вышеперечисленного, изучив данную тему, я выделила особенности, которые, на мой взгляд, так же влияют на региональную экономическую политику и впоследствии на экономическую политику в целом, на уровне государства.
Таким образом, прежде всего хочу выделить: организационные и финансовые аспекты (субрегиональный подход к территориальному развитию), развитие конкурентоспособности регионов, особенности демографической политики регионов, посткризисное развитие экономики региона, проблема бюджетной экономии на социальной сфере , региональная безопасность в системе национальной безопасности России, роль некоммерческих организаций в развитии региональной экономики, особенности решения одной из проблем молодежи, особенности природно-климатических условий отдельных регионов.
В данной работе я рассмотрю несколько таких особенностей, которые влияют на региональную экономическую политику в социальном государстве, так же приведу соответствующие им примеры.
Организационные и финансовые аспекты (субрегиональный подход к территориальному развитию).
Суть данного подхода в том, что муниципальные образования, как и субъекты РФ, так же могут объединяться в экономические районы мезоуровня или субрегионального уровня в рамках межтерриториального стратегического сотрудничества. Тогда субрегион- это территориальная социально-экономическая подсистема региона, также обладающая свойствами целостности, выделенная по каким-либо общим экономико-географическим, административным, природно-климатическим и другим взаимосвязанным между собой признакам. В соответствии с данным подходом на территории Республики Башкортостан было выделено 5 субрегионов, исходя из территориальной близости и уровня социально-экономического развития.3
Основные направления данного подхода: создание рабочих мест и снижение безработицы, повышение уровня заработной платы, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, решение жилищных проблем населения и повышение обеспеченности жильем, в том числе через субсидирование на жилищное строительство, улучшение инфраструктурной составляющей земельных участков и обеспечение эффективного их использования.
Реализация этих мероприятий
позволит за счет этих фактов
повысить финансовую
На мой взгляд, данный подход не обеспечит получения должного результата. Все эти усилия носят лишь формальный характер. Я считаю, что регион мезоуровня ничем не отличается от области или края. Это повлечет за собой только создания дополнительного аппарата управления, который, как мне кажется, абсолютно бесполезен, так как в областях есть федеральные органы власти, а в городах - муниципальные. Цели данного подхода определенно имеют важное значение для наших регионов, но основной задачей является жесткий контроль за действиями органов местных властей и борьба с коррупцией, которая имеет месть быть в нашем обществе.
Следующая особенность - это развитие конкурентоспособности регионов.
Рассматривая эту особенность, хочется связать её с особенностями формирования молодежной политики, так как и проблемы молодежи и особенности развития конкурентоспособных регионов, на мой взгляд, имеют серьезные точки соприкосновения. Самая главная проблема - это сохраняющаяся тенденция оттока населения из регионов с неблагоприятными социально-экономическими условия. В связи с этим происходит усиление территориального неравенство в России.
Почему данные проблемы я
объединила? - На сегодняшний день огромное
количество выпускников, оканчивая
школу, выбирают для себя высшее учебное
заведение не в своем регионе,
а в регионах, имеющих высокий
уровень социально-
Что касается конкурентоспособности, то кроме абитуриентов и студентов, многие граждане так же меняют свое место жительство, уезжая из "бедных" регионов в "богатые". Это обуславливается также низкой развитостью социально-экономической политики. Отсутствие рабочих мест, низкая заработная плата, отсутствие условий для развития бизнеса, невозможность получения качественного образования (повышения квалификации) и многое другое. !Принимаемые в связи с этим меры, в частности выравнивания бюджетной обеспеченности регионов на основе передачи регулирующих доходов с вышестоящего уровня в бюджеты субъектов Российской Федерации, не приводят к желаемым результатам!
Изучив огромное количество литературы, я сделала вывод о том, что одной из предпосылок развития и выравнивания экономической диспропорции регионов может стать развитие их конкурентоспособности. Существует несколько подходов к развитию регионального конкурентного преимущества. На мой взгляд, объединение и согласование различных концепций помогут дать толчок в развитии конкурентных преимуществ регионов. Данное развитие станет одним из причин ослабления массовой миграции в нашей стране.
К примеру, в Китае, главный способ предотвращения массовой миграции и повышения конкурентоспособности - это, можно сказать, принудительный. Власти создают все возможные условия, чтобы гражданин не мог спокойно переезжать из одного города в другой. Люди, которым все-таки удалось переехать, очень долгое время не могут получить ни регистрации, ни основных социальных услуг, а их детей не принимают в школы. Так же студенты, которые приехали в центральные города, долгое время не могут социализироваться в новом обществе, серьезно этих ребят не воспринимают. Многие не выдерживают и возвращаются в свои маленькие города. Таким образом развиваются маленькие города.
Я считаю, что это очень жестоко, каждый в праве выбирать свое место жительство там где ему угодно. И никто не должен ущемлять права человека, если он находится за пределами своего провинциального города.
Следующая особенность - демографическая
политика региона. Несмотря на то что
главное и ведущее значение демографической
составляющей среди региональных подсистем
общепризнано, на фоне почти постоянных
финансово-экономических
Конечно, данная проблема играет огромное значение при формировании экономической политики в социальном государстве. Только от людей зависит уровень развитости региона и страны в целом. Если отсутствует оптимальный режим воспроизводства населения, слабо развито медицинское обслуживание, то ни какого экономического развития в этом регионе быть не может.
В данной работе я описала только минимальные особенности формирования экономики на региональном уровне.
В заключение. Хочется, чтобы все программы и методы их регулирования были обязательно реализованы. А также люди, которые непосредственно этим занимаются, ответственно подходили к вопросам данного характера.
Небольшое пояснение. Остальная литература проработана и изложена своими мыслями.
1) Аганбегян, А.Г. Модернизация
реального сектора экономики:
пространственный аспект. // Регион:
экономика и социология.-2012.-
2)
1 Сборник научных трудов под редакцией А.С. Новоселова Проблемы регионального и муниципального управления; ИЭОПП СО РАН Новосибирск, 2011 Стр. 5-23
2 Сборник научных трудов под редакцией А.С. Новоселова Проблемы регионального и муниципального управления; ИЭОПП СО РАН Новосибирск, 2011 Стр. 5-23
3 Атаева, А.Г. Субрегиональный подход к территориальному развитию: организационные и финансовые аспекты // Научное обозрение. - 2012.-№1 Стр. 208-216.
4 Атаева, А.Г. Субрегиональный подход к территориальному развитию: организационные и финансовые аспекты // Научное обозрение. - 2012.-№1 Стр. 208-216.