Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 07:39, контрольная работа
Политология не разрабатывает собственных специфических методов исследования, а использует для изучения методы различных наук, на которых она базируется. Разнообразные методы, применяемые политической наукой, позволяют глубже и всесторонней познать ее предмет.
Методы политологии:
1.Общенаучные (подходы) – выражающие универсальные принципы мышления и отличаются направленностью на изучаемый объект:
а) социологический подход – рассматривает влияние на политическую систему экономических отношений и социальной структуры;
б) системный подход – рассматривает политику как сложный механизм, находящийся в непрерывном взаимодействии с окружающей средой;
Каковы методы исследования политологии
Политология не разрабатывает
собственных специфических
Методы политологии:
1.Общенаучные (подходы) –
а) социологический подход – рассматривает
влияние на политическую систему
экономических отношений и
б) системный подход – рассматривает политику как сложный механизм, находящийся в непрерывном взаимодействии с окружающей средой;
в) стуктурно-функциональный подход – политика является структурой, каждый элемент которой имеет конкретное назначение и выполняет определённую роль;
г) сравнительный (компаративистский) – предполагает сопоставление однотипных политических явлений (например, государств, партий) с целью выявления их общих черт и специфики;
д) историко-логический подход – политические явления изучаются в последовательном временном развитии.
2. Частнонаучные методы, которые относятся к эмпирическим исследованиям получения информации о политических фактах:
а) использование статистики (в первую очередь электоральной (3));
б) бихевиористский метод – исследование поведения отдельных личностей и групп.
Бихевиоризм (с англ. – поведение) – в буквальном смысле наука о поведении. Он возник в американской психологии в конце 19 в., достиг расцвета в 20-е годы 20 в., в 50 – 60-е гг. подвергся критике, а в последние десятилетия обновился. Бихевиоризм отвергает политические институты (2) в качестве объекта исследования и признаёт поведение индивидов в политических ситуациях. Этот метод во многом базируется на психологическом подходе и тесно с ним связан;
в) контент-анализ – изучение документов и политической информации;
г) факторный анализ – сведение множества данных к основным, определяющим. Этот методический приём позволяет фиксировать проявления того или иного политического поведения;
д) наблюдение, опрос. Метод наблюдения заключается в целенаправленном, систематическом, непосредственном восприятии и регистрации политических фактов. Наблюдение бывает 2х типов: невключенным и включённым. При невключённом наблюдении события и факты отслеживаются как бы со стороны. Включённое наблюдение предполагает участие наблюдателя в том или ином событии, деятельности организаций. Наблюдатель становится участником митинга, демонстрации, входит в состав или руководство партии, и т.д. Одним из самых распространённых методов сбора политической информации является опрос. В политологии опросы проводятся для изучения общественного мнения по самому широкому кругу проблем.
Каковы же функции политологии как учебной дисциплины?
Функции политологии:
1. Познавательная – т.е. познание политических явлений и отражение политической реальности.
2. Аксеологическая (оценочная) – т.е. оценка политических явлений, институтов, поведения и событий.
3. Политическая социализация – т.е. формирование гражданственности, демократической политической культуры населения.
4. Прогностическая – т.е.
Для раскрытия закономерностей
и перспектив политических процессов
необходимы теоретические знания, исследования,
поставляющие богатый фактический
материал. Политология способна дать
долговременный прогноз о возможностях
политического развития той или
иной страны на данном историческом этапе,
и краткосрочный прогноз
Для обобщенной характеристики
специфических подходов к анализу
и объяснению политики нередко используется
понятие парадигмы. Парадигма (1) –
это специфическая логическая, мыслительная
модель, определяющая способы восприятия
и интерпретации
Итак, центральными категориями политологии являются такие категории, как политика, политическая власть, человек, государство, государственная власть, политическая система общества, политическая культура, политическая деятельность и т.д.
На основе политологических исследований выделяются политически значимые общественные проблемы, обеспечивается необходимая информация, формируется социальная, национальная и оборонная политика правительства, разрешаются и предотвращаются социальные конфликты.
Основные черты современной плюралистической демократии
Демократия представляет собой форму правления, позволяющую многообразным общественным группам свободно выражать свои интересы и находить в конкурентной борьбе отражающие их баланс компромиссные решения.
Если обобщить разнообразные концепции плюралистической демократии, то можно выделить в них следующие общие основополагающие идеи:
1) заинтересованная группа —
центральный элемент
2) общая воля как результат
конфликтного взаимодействия
3) соперничество и баланс
4) сдержки и противовесы
5) «разумный эгоизм», личный и, особенно, групповой интересы как генераторы политики;
6) государство — не «ночной
сторож» (либерализм), а орган,
ответственный за нормальное
функционирование всех
7) диффузия, распыление власти между
разнообразными центрами
8) наличие в обществе
9) демократическая организация
самих базисных групп как
Плюралистическая теория демократии нашла признание и применение во многих странах мира. Однако ее идеи не бесспорны и подвергаются критике. Одним из исходных недостатков этой теории нередко считают идеализацию действительности, преувеличение групповой идентификации населения, участия граждан в группах интересов. В странах Запада реально лишь не более одной трети взрослого населения представлены в группах интересов. Поэтому построенная по плюралистическим рецептам модель демократии не будет властью большинства.
Второе, важнейшее направление
критики теории плюралистической демократии
обвиняет ее в игнорировании или
недостаточном учете
В современной политической мысли не только подвергается сомнению соответствие плюралистической теории реальной жизни, но и критикуется сама модель такой демократии. Утверждается, что плюралистическая демократия консервативна, поскольку для принятия решений требует широкого согласия всех заинтересованных групп, что трудно обеспечить на деле, особенно в периоды политического реформирования. Такая демократия сводит общую волю к низшему порогу достижимого в обществе согласия. Кроме того, в плюралистической системе с большим трудом пробивают себе дорогу и получают признание всеобщие, глобальные, долгосрочные и новые интересы.
Типология, социальная результативность и рекрутирование элиты
Политическая элита — это составляющая меньшинство общества
внутренне дифференцированная, неоднородная,
но относительно интегрированная группа
лиц (или совокупность групп), в большей
или меньшей степени обладающих качествами
лидерства и подготовленных к выполнению
управленческих функций, занимающих руководящие
позиции в общественных институтах и (или)
непосредственно влияющих на принятие
властных решений в обществе. Это относительно
привилегированная, политически господствующая
группа, претендующая на представительство
народа и в демократическом обществе в
той или иной мере подконтрольная массам
и относительно открытая для вхождения
в ее состав любых граждан, обладающих
необходимой квалификацией и политической
активностью.
Ее существование обусловлено действием
следующих основных факторов:
1) психологическим и социальным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;
2) законом разделения труда, который требует профессионального занятия управленческим трудом как условия его эффективности;
3) высокой общественной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием;
4) широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения социальных привилегий (поскольку политико-управленческий труд прямо связан с распределением ценностей);
5) практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями;
6) политической пассивностью
Эти и некоторые другие факторы обусловливают элитарность общества. Сама политическая элита неоднородна, внутренне дифференцирована и существенно различается на разных исторических этапах и в разных странах. Это, а также специфика исследовательских подходов усложняют ее классификацию.
В зависимости от источников влияния элиты подразделяются на наследственные, например аристократия, ценностные — лица, занимающие высокопрестижные и влиятельные общественные и государственные позиции, властные — непосредственные обладатели власти и функциональные — профессионалы-управленцы, имеющие необходимую для занятия руководящих должностей квалификацию. Среди элит различают правящую, непосредственно обладающую государственной властью, и оппозиционную (контрэлита); открытую, рекрутирующуюся из общества, и закрытую, воспроизводящуюся из собственной среды, например, дворянство.
Сама элита делится на высшую и среднюю. Высшая элита непосредственно влияет на принятие решений, значимых для всего государства. Принадлежность к ней может быть обусловлена репутацией, например, неофициальные советники президента, его «кухонный кабинет», или положением в структурах власти. В западных демократиях на каждый миллион жителей приходится примерно 50 представителей высшей элиты. Среди самой высшей элиты часто выделяют ядро, характеризующееся особой интенсивностью коммуникаций, взаимодействия и насчитывающее обычно 200—400 человек.
К средней элите относят примерно
5 процентов населения, выделяющихся
одновременно по трем признакам —
доходу, профессиональному статусу и образованию.
Лица, обладающие высшими показателями
лишь по одному или двум из этих критериев,
относятся к маргинальной элите. Как отмечает
Карл Дойч, «в целом люди, чей образовательный
уровень гораздо выше, чем их доход, обычно
более критичны к существующим отношениям,
в своих политических убеждениях тяготеют
к центризму или левому радикализму. Лица,
чей доход заметно превышает уровень образования,
также зачастую не удовлетворены своим
положением, престижем и, как правило,
занимают правые политические позиции.
Таким образом, взгляды 5 процентов взрослого
населения страны, составляющего элиту
общества, определяемые соотношением
доходов, профессионального статуса и
образовательного уровня, могут многое
поведать о том, что политически приемлемо
и что не приемлемо для данной страны».
Многие политологи отмечают тенденцию возрастания роли средней элиты, особенно ее новых слоев, называемых «субэлитой», — высших служащих, менеджеров, ученых, инженеров и интеллектуалов — в подготовке, принятии и реализации политических решений. Эти слои обычно превосходят высшую элиту в информированности, организованности и способности к единым действиям.