Карибский кризис

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 19:16, реферат

Описание работы

Биполярный мир, где обе стороны обладали ядерным оружием в количестве, достаточном для полного уничтожения, как главного противника, так и его соседей и союзников, дальних и близких, был в силу ряда причин структурой нестабильной. Оба полюса – СССР и США были непримиримыми врагами. Вражда их своими корнями уходит в идеологию и геополитику, и задачей–минимум каждой из сторон было если не уничтожение оппонента, то, по крайней мере, обеспечение своего военно-стратегического превосходства, территориального доминирования.

Содержание работы

Вступление………………………………………………………………………………3

Последствия возможного ядерного конфликта………………………………..4

Предыстория кризиса………………………………………………………………...6

Наши отношения с Кубой………………………………………………………….…8

Реакция США…………….…..………………………………………………………….8

Техническое отступление……………………………………………………………9

События лета-осени 1962 года.…………………………………………………...10

Блокада Кубы………………………………………………………………………….11

Второе послание Хрущева …….…………………………………………………..14

Ликвидация кризиса ………………………………………………………………...15

Заключение: последствия Карибского кризиса.……………………………..17

Список используемой литературы………………………………………………20

Файлы: 1 файл

Карибский кризис.DOC

— 127.50 Кб (Скачать файл)

Надо сказать, что руководящие деятели СССР и США много раз встречались в эти годы за столом переговоров. Так, в июне 1967 года состоялась встреча в Гласборо Председателя Совета Министров СССР Косыгина с президентом США Линдоном Джонсоном, в связи с необходимостью урегулировать арабо-израильский конфликт. Были достигнуты принципиальные договоренности относительно подписания Договора о нераспространении ядерного оружия, а также о желательности двусторонних переговоров об ограничении стратегических вооружений. Договор о нераспространении ядерного оружия, подписанный 1 июля 1968 года представителями СССР, США и Великобритании, имел большое значение для улучшения советско-американских отношений и международной обстановки в целом. Также американской стороной был поднят вопрос о взаимном отказе от создания систем противоракетной обороны, т.к. развертывание таких систем дестабилизирует общую стратегическую обстановку и повлечет за собой новый дорогой виток гонки ракетно-ядерных вооружений без реального обеспечения безопасности обеих сторон. Косыгин ответил фактическим отказом, т.к. против всяческих ограничений на системы ПРО выступали советские военные: к этому времени в СССР уже начали создаваться первые, хотя и несовершенные, элементы таких систем вокруг Москвы и Таллина, тем более, ограничения ПРО были далеко не в интересах СССР.

Примечательно, что этот вопрос до сих пор по некоторым аспектам (несмотря на договор 1972 года) остается предметом разногласий  и упорных переговоров обеих  правительств. Так, в марте 1997 года на встрече в Хельсинки Борис  Ельцин и Билл Клинтон вновь сочли необходимым опубликовать специальное заявление по ПРО и ее различным типам.

В июне 1968 года вступила в силу советско-американская консульская конвенция, была открыта  авиалиния Москва – Нью-Йорк, начал  осуществляться обмен в области  науки, культуры и спорта.

Однако Карибский  кризис имел и серьезные негативные последствия долгосрочного плана. Советское руководство не могло  забыть унизительной, как ему казалось, потери своего престижа, когда ему  на глазах всего мира пришлось вывозить обратно свои ракеты с Кубы. Советский военный истеблишмент воспользовался этим для того, чтобы добиться новой большой программы наращивания ракетно-ядерных вооружений. Таким образом, Карибский кризис по-своему дал новый импульс гонке вооружений, что делало нестабильной военную, а значит, и политическую обстановку в мире.

В то же время  у обеих держав в тот момент был неплохой шанс начать взаимно  контролировать эту гонку, по крайней  мере, в отдельных областях. Надо было приложить все усилия, чтобы  расширить договоренность о выводе ракет средней дальности из Турции и Кубы путем взаимного запрета на размещение всего класса таких ракет средней дальности. Однако США не стремились к этому, т.к. они уже имели подобные ракеты также в Италии и Великобритании, а Советский Союз не размещал их в других странах, кроме Кубы.

Понадобилось  более десяти лет, чтобы весь вопрос был поставлен в плоскость  переговоров, когда уже СССР сам  стал инициатором новой гонки  так называемых «евроракет», созданных  в СССР и США и нацеленных на Евразию с территории разных европейских стран.

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. П.ред. Г.В. Фокеева, История международных отношений и внешней политики СССР, М. Межд. отн. 1987
  2. В.Х. Владимиров, Куба в межамериканских отношениях,          М. Межд. отн. 1984
  3. Кристофер Эндрю, Олег Городиевский, КГБ. История внешнеполитических операций от Ленина до Горбачева,          Nota Bene 1992
  4. Роберт Макнамара, Путем ошибок – к катастрофе, Наука, 1988
  5. А. Добрынин, Наши отношения с США // Международная жизнь,  1997, №8

 

 

 

 


Информация о работе Карибский кризис