Кконтрольная работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 11:20, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть политические роли, права и обязанности личности.

Содержание работы

Введение 3
1. Личность как субъект политики. Политические роли 4
2. Политические права и обязанности личности 6
Заключение 11
Список литературы 13

Файлы: 1 файл

Политические роли, права и обязанности личности.doc

— 70.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

Введение

Актуальность выбранной темы обусловлена  тем, что при всей важности макросоциологического  анализа политики, т.е. анализа ее на уровне общества и его структурных  элементов, он тем не менее не может  охватить всех аспектов этой политики, а прежде всего тех, которые связаны с действиями самой личности, с ее политическим поведением в конкретной ситуации. По этой причине такой анализ непременно должен быть дополнен микросоциологическим анализом, т.е. анализом политики на уровне личности и ее социально-психологической структуры.

При всей сложности взаимоотношений  между личностью и политикой  в них отчетливо выделяются две  основные внешнепротиворечивые, но внутренне  связанные между собой тенденции: повышение интереса к политике со стороны широких масс населения  и падение доверия к ее официальным представителям. Если иметь в виду первую тенденцию, то она находит свое выражение в многообразии демократических форм участия индивидов в политике.

Конкретные формы и уровень  политического участия в том  или ином обществе зависят от многих факторов: особенностей политического режима, политических традиций и политической культуры; стабильности политических институтов и четкого разделения функций между ними; расстановки социально-классовых и групповых сил; культурно-образовательного уровня, материального положения, а также половозрастных, нравственных и религиозных особенностей индивидов.

Цель работы – рассмотреть политические роли, права и обязанности личности.

 

1. Личность как субъект  политики. Политические роли

Политология выясняет роль и место человека в системе политических отношений, взаимоотношения между личностью и обществом1. Понятие личность многозначно. Но наиболее «политологично» является ее понимание как социального индивида, совокупность в ней социально значимых черт. Марксизм видел в личности совокупность всех общественных отношений. Влияние со стороны общества человек испытывает в ходе активного взаимодействия с социальной реальностью. По накоплении социального опыта он превращается в сознательного субъекта общественного развития. В то же время личность и общество находятся в диалектической взаимосвязи. «Как само общество производит человека как человека, так и он производит общество» (К. Маркс)2.

В системе общественных отношений  личность играет социальную роль. Процесс интеграции индивида в социальные общности посредством усвоения им культуры, социальных норм и ценностей называется социализацией личности. Процесс, в ходе которого он принимает на себя определенную политическую роль, называется политической социализацией личности. Объективной стороной политической социализации выступает вся совокупность социально-политических, экономических и духовных отношений. Субъективная сторона связана с сознательной, целенаправленной деятельностью общества по формированию у людей политических качеств.

В процессе политической социализации выделяют несколько этапов. Первый совпадает с детским и ранним юношеским возрастом; второй – с  обучением в различных заведениях, когда закладываются основы политической культуры; третий – с работой в государственных и общественно-политических организациях. На этом этапе человек формируется как гражданин. На четвертом этапе человек постоянно совершенствует свою политическую культуру, играет политическую роль.

Под политической ролью понимается политическая функция, образ политического поведения3. В зависимости от степени вовлеченности личности в политику политические роли классифицируются:

  • рядовой гражданин, не оказывающий никакого влияния на политику;
  • гражданин, являющийся членом политического объединения или участвующий в общественном движении;
  • гражданин, состоящий в выборных органах или являющийся активным членом политической организации;
  • общественный политический деятель.

Далее идут профессиональный политик  и политический лидер.

Политический процесс основывается не только на рациональном начале. Различие между сознательными политическими действиями и иными формами политической активности (зачастую нелогичными) отражается в понятии «политическое поведение». Единого мнения о содержании, сущности понятий «политическое поведение» и «политическое действие» нет. Политическая деятельность охватывает любую политическую активность – осознанную и неосознанную, организованную и спонтанную. С помощью понятия «политическое поведение» отражается реагирование (как осознанное, так и неосознанное) субъектов политики на требования среды.

 

2. Политические права  и обязанности личности

Политические права связаны с участием в общественно-политической жизни, с формированием органов государства. Эти права принадлежат, как правило, лишь гражданам данного государства . К числу политических прав относится свобода мысли, слова, печати или свобода выражения мнений. Это означает отсутствие цензуры. Автор вправе публиковать или иными способами делать общедоступными свои мнения и убеждения, однако за нарушение законов о печати, о СМИ он несет ответственность.

Почти во всех конституциях говорится о свободе  объединения в политические партии, профессиональные организации и  иные общества. Конституции содержат обычно три положения о роли партий: устанавливают многопартийность, говорят о роли партий, устанавливают, что их организация и методы деятельности должны соответствовать принципам демократии и национальной независимости. Детально положение общественных объединений обычно регулируется тремя видами законов: о политических партиях, о социально-экономических и иных объединениях и об акционерных обществах4.

Право на объединение  реализуется также путем создания и деятельности общественных учреждений, которые не имеют членства. Общественные объединения создаются явочным порядком, предварительного разрешения на это не требуется. Однако организации имеющие свои уставы, должны зарегистрироваться.

Важнейшим политическим правом граждан является свобода собраний, митингов и демонстраций5.

Промежуточное место между политическими и личными правами занимает право граждан на равный доступ к государственной службе6. В данном случае речь идет, прежде всего, о так называемой классифицированной государственной службе с ее чинами и рангами. К государственной службе приравнивается участие в суде в качестве присяжных, народных заседателей.

В отличие  от политических прав, которые касаются, прежде всего, граждан, личные права и свободы определяют положение личности как таковой. К их числу относится, прежде всего, право на жизнь. Юридически это означает, что человек может быть лишен жизни только по приговору суда с обязательным участием присяжных заседателей.

Важнейшие права личности — свобода и  личная неприкосновенность, физическая и психическая. Лишение свободы  опять-таки возможно лишь по приговору суда. Личная неприкосновенность означает прежде всего, что временное лишение человека свободы (арест и полицейское задержание) может быть осуществлено только на определенный срок и с обязательным соблюдением установленных законом процедур.

Среди личных прав конституции называют достоинство  личности. Запрещаются пытки, жестокое и негуманное обращение, унижающее  человека, медицинские и иные эксперименты без согласия лица.

Конституции всех стран провозглашают свободу  совести. Это право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, вести пропаганду религиозных и иных взглядов. Никто не обязан заявлять о своих религиозных или антирелигиозных убеждениях. Верующие вправе совершать религиозные культы, которые не должны нарушать общественный порядок, мораль; запрещается дискриминация на религиозной основе.

Неприкосновенность  жилища как право личности означает, что вход в жилище посторонних  возможен только с разрешения хозяина.

Кроме того конституционными правами личности являются тайна переписки и свобода передвижения.

Кроме прав у гражданина существуют и обязанности. Установленные конституциями основные обязанности могут относиться одновременно и к человеку, и к гражданину, а могут обязывать только гражданина. К первой группе относятся следующие обязанности: соблюдать конституцию и законы (иностранец, как и гражданин не может ссылаться на незнание закона); платить налоги (между многими государствами заключены соглашения об исключении двойного налогообложения, согласно которым на основе взаимности гражданин платит налоги в своей стране).

Гражданин несет дополнительные обязанности: его долг — защита родины (всеобщая воинская повинность). Гражданин обязан иметь основное общее образование (число необходимых классов школы  может быть неодинаковым в разных странах), в ряде стран в соответствии с законами (там, где предусмотрено обязательное голосование) он должен участвовать в выборах.

Гарантии конституционных прав граждан зависят от уровня демократии, развития экономики, правовой культуры общества, от степени независимости судебной власти и др. факторов. Эти гарантии принято подразделять на экономические, политические и юридические.

В развитых странах экономическим  и политическим гарантиям в конституционном праве уделяется мало внимания, акцент делается на детально разрабатываемых юридических гарантиях. Социально-экономической гарантией прав граждан считается обладание собственностью, что дает человеку возможность независимо осуществлять свои права, свободу выбора занятий. Политические гарантии прав связываются с различными формами осуществления власти народа, особенно со свободными и регулярными выборами, проведением референдумов, разделением властей, многопартийностью, свободой оппозиции, с участием граждан в управлении. Важнейшей юридической гарантией является существование правового государства.

В политическом поведении выделяются формы рациональных политических действий и формы бессознательного политического  поведения. Политическое поведение систематизируется: по субъектам (от индивида до народа); психическим склонностям и состояниям (поведение импульсивное, эмоциональное, инстинктивное и т.п.); ситуационному контексту (стабильные, кризисные и т.п.); организационным формам (организованные, стихийные, неформальные и т.п.); продолжительности (единичный акт или процесс); характеру отклоняющегося поведения (случайное, стихийное, неизбежное и т.п.) и др.

Для обозначения рациональных, осознанных форм политического поведения используется термин «политическое участие». Под ним понимается деятельность граждан, направленная на формирование институтов власти, определение содержания их работы, осуществление контроля. Современные демократические системы основаны на праве участия масс в политическом процессе. Формы политического участия делятся на активное участие и пассивное, или иммобильное (лат. immobilis – неподвижный). Активное участие проявляется в реакции (позитивной или негативной); участии в избирательных действиях; участии в работе партий и организаций; выполнении политических функций в рамках институтов; участии в прямых политических действиях – митингах, шествиях и т.п. Политическое бездействие может проявляться в неучастии в политической деятельности; разочаровании в эффективности политической системы; политической апатии; политическом бойкоте и др.

Наиболее распространенной формой политического участия является электоральное. Ограничений на него в современных условиях почти  нет. На мотивах голосования, выборе политических предпочтений сказываются общественное положение; уровень образования и доходов; религиозность и местожительство избирателей. К партиям либерального и левого направлений тяготеют люди с невысоким уровнем образования и скромным достатком. Высокообразованные, с хорошими доходами – к консервативным. Одновременно почти во всех странах большое число избирателей не участвует в выборах. Это уклонение называется абсентеизмом (лат. absentia – отсутствующий). Причины абсентеизма всегда индивидуальны и разнообразны. Тотальное неучастие граждан в голосовании может парализовать основные институты политической системы. Возможности политического участия во многом предопределяются средствами массовой информации.

Бессознательная активность проявляется  в форме аффективного, патологического и рутинного поведения. При аффективном поведении частично или полностью вытесняется сознательный контроль субъекта за своими действиями. Условия для проявления бессознательного поведения создает политизированная толпа. Ее участников объединяют вера, цель, эгоизм, импульсивность и т.п. В толпе действуют специфические механизмы формирования политического поведения. Питательным источником эмоциональных реакций людей являются слухи. Господство толпы, охлократия (греч. ochlos – толпа, чернь и kratos – власть) поглощают формы осознанного политического действия.

Сложной является проблематика бессознательного, патологического политического  поведения. Оно имеет самые разнообразные  проявления: аффективное состояние; потребность в агрессии и вражде; болезненное стремление к власти; маниакальные политические предубеждения; хроническое чувство раздражения, усталости и т.п.

Рутинное политическое поведение  представляет собой автоматические и зачастую символические действия, имеющие политическое значение. Повторяясь, сознательные и целенаправленные действия становятся автоматическими. Рутинное поведение может приводить к нежелательным результатам.

 

Заключение

В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для людей  и через людей. Какую бы значительную роль ни играли социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, в конечном счете ее главным субъектом выступает личность, ибо сами эти группы, движения, партии и другие организации состоят из реальных личностей и только через взаимодействие их интересов и воли определяются содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни общества. Подлинным субъектом политических отношений личность может стать только в демократическом обществе, где человеку предоставлены широкие политические права, свободы и возможности для удовлетворения своих политических потребностей. При этом важное значение имеют знания людей о политике, их политический опыт, ориентации, умение организоваться. Превращению индивида в сознательный и активный субъект политики способствует такая система политической социализации, которая не только предоставляет ему мотивации к активности и создает возможности участия в политической жизни, но и одновременно с этим обеспечивает индивида необходимыми знаниями и навыками практической деятельности, формируя у него способности к пониманию политической действительности и самоопределению в ней на основе адекватного отношения к политическим реалиям.

Информация о работе Кконтрольная работа по "Политологии"