Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 09:08, реферат
Либерализм стал исторически первой формой идеологий в Новое время. Он оформился в борьбе против феодальных порядков в XVII–XVIII вв. С тех пор вплоть до настоящего времени либерализм является одним из ведущих направлений в области социально-философской, политической мысли и одним из влиятельнейших социально-политических течений.
Введение…………………………………………………………………………………...3
Классический либерализм………………………………………………………………..6
Заключение……………………………………………………………………………….14
Список использованной литературы…………………………………………………...17
С формированием и утверждением идеи индивидуальной свободы все более отчетливо вычленялись проблема отношений государства и отдельного человека и, соответственно, проблема пределов вмешательства государства в дела индивида. Сфера индивидуальной активности человека, не подлежащей вмешательству со стороны внешних сил, рассматривалась как сфера реализации естественной свободы и, стало быть, естественного права. Поскольку это право призвано защищать отдельного человека от неправомочного вмешательства в его личную жизнь со стороны государства или церкви, оно является формой "юридического протестантизма". Адепты естественного права исходили из идеи, согласно которой человек появился на свет раньше общества и государства. Уже в дообщественном, догосударственном, "естественном" состоянии он был наделен некоторыми неотчуждаемыми правами, руководствуясь которыми каждый получал то, что заслуживал.
Исходя из этого постулата, были
сформулированы политэкономическая, правовая
система и государственно-
Суть идеи государства - "ночного сторожа" состояла в оправдании так называемого минимального государству, наделенного ограниченным комплексом самых необходимых функций по охране порядка и защите страны от внешней опасности. Здесь приоритет отдавался гражданскому обществу перед государством, которое рассматривалось как необходимое зло. Из воззрений Дж. Локка, например, можно сделать следующий вывод: верховный государственный орган можно сравнивать не с головой, увенчивающей общество, а со шляпой, которую можно безболезненно сменить. Иначе говоря, общество - постоянная величина, а государство - производное от него.
Признавая за либерализмом приоритет в формулировании концепции государства - "ночного сторожа", следует вместе с тем иметь в виду, что его представители, особенно умеренного крыла, отнюдь не отвергали позитивные функции государства во всех без исключения сферах общественной жизни. Напомню здесь о том, что для либералов с самого начала была аксиомой мысль об обязанности государства защищать права и свободы отдельного человека. В этом смысле исключительно важное место в либерализме занимал постулат, по-разному сформулированный А. Смитом и И. Кантом. Первый говорил, что собственность дает права, но эти последние нужно использовать таким образом, чтобы не нарушать права других членов общества. Как утверждал Кант, "свобода кончается там, где начинается свобода другого человека". В обоих случаях подразумевалось действие государства по защите прав и свобод человека.
Но у либералов речь шла не
только о таких имманентно присущих
государству прерогативах и полномочиях,
как обеспечение правопорядка внутри
страны и защита национального суверенитета
и территориальной
В либерально-демократической
Либерализм и демократия обусловливают
друг друга, хотя их и нельзя полностью
отождествлять друг с другом. Под
демократией понимается форма власти,
и с этой точки зрения она представляет
собой учение о легитимизации
власти большинства. Либерализм же подразумевает
границы власти. Существует мнение,
что демократия может быть тоталитарной
или авторитарной, и на этом основании
говорят о напряженном
Новейшие тенденции и сдвиги
в развитии западного общества, характерные
для 70-80-х гг., оказали значительное
влияние на всю систему западной
общественно-политической мысли, на все
ее течения, направления и школы.
Не является с этой точки зрения
исключением и либерализм. Поскольку
значительная доля ответственности
за решение социальных и экономических
проблем в течение всего
Показателем разброда и растерянности
среди либералов стало
Подобные суждения отражали состояние послевоенных десятилетий, которое подтвердило факт действительного ослабления позиций либеральных партий (за исключением демократической партии США), их отхода на периферию политической жизни. Либерализм, представленный в качестве течения общественно-политической мысли сохраняет значимость и в наши дни. Более того, наблюдается своеобразный парадокс: на фоне подрыва веры в либерализм у политиков и избирателей есть оживление интереса в академических и университетских кругах к политической и социальной философии либерализма. Хотя большинство либеральных партий очутилось в состоянии глубокого кризиса, сам либерализм, несмотря на все трудности, сохраняет жизнеспособность.
Заключение
Либерализм отличается рядом особенностей в рамках разных национальных традиций. Отдельные аспекты его теории (экономические, политические, этические) иногда противопоставляются друг другу. Таким образом, есть определенный смысл в заключении, что либерализма как чего-то единого никогда не было, была лишь семья либерализмов. По-видимому, мы имеем дело с множеством теорий, объединенных некими общими принципами, приверженность которым отличает либерализм от других идеологий. Причём принципы эти допускают разные интерпретации, могут комбинироваться, весьма причудливым образом, являются основанием для самых неожиданных, подчас опровергающих друг друга аргументов.
К числу этих принципов
относится, во-первых, индивидуализм, приоритет
интересов индивидов перед
Во-вторых, для либерализма характерна приверженность идее прав человека и ценности свободы личности. Хотя содержание прав, как и интерпретация свободы в ходе долгой истории либеральных идей претерпели существенные изменения, приоритет свободы как главной для либералов ценности остался неизменным. Сторонники “классического” либерализма трактуют свободу негативно, как отсутствие принуждения и видят её естественные ограничения в равных правах других людей. Равенство формальных прав они считают единственным видом равенства, совместимым со свободой в качестве приоритетной ценности. Права индивидов сводятся ими к сумме “основных прав”, в число которых входят политические свободы, свобода мысли и свобода совести, а также права, касающиеся независимости личности, подкрепленные гарантиями частной собственности. “Новые либералы” предлагают позитивное понимание свободы, дополняющее свободу равенством возможностей в качестве гарантии осуществления прав.
Но так или иначе, главной
посылкой либерализма является представление
о том, что у каждого человека
есть свое представление о жизни,
и он имеет право реализовывать
это представление в меру своих
способностей, поэтому общество должно
проявлять терпимость к его мыслям
и поступкам, если последние не затрагивают
права других людей. За свою долгую
историю либерализм выработал целую
систему институциональных
В-третьих, важным принципом,
характерным для либерального подхода,
является рационализм, вера в возможность
постепенного целенаправленного
Большинство либералов отдают предпочтение равенству возможностей перед социальным равенством. По их мысли, государство гарантирует равенство всех без исключения граждан перед законом, равные права участия в политической жизни и равенство возможностей в социально-экономической сфере, что, собственно, и обеспечит реализацию принципов справедливости. Это, пожалуй, самое уязвимое место в позициях либералов. Ни одному из них, в сущности, не удалось разрешить извечную антиномию между равенством и свободой, между равенством, свободой и справедливостью. Да вряд ли есть смысл упрекать их в этом. Ведь это одна из кардинальных проблем самого человеческого существования. А кардинальные проблемы не могут иметь окончательных решений.
“Новые либералы” пересмотрели
классическую теорию собственности. Источником
всех прав, по их мнению, является общество,
и если доход не соответствует
вкладу человека в общее благо, то
часть его может быть через
налоги присвоена государством и
перераспределена на социальные нужды.
Улучшение условий жизни
Список использованной литературы
1. Гаджиев К.С. “ Политическая наука. Учебное пособие.” М 1994 - 256 с
2. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. “Политология: Учебник” М.: Юрист,
2002. – 511 с
3. Пугачев В.П., Соловьев А.И. “Введение в политологию” М 2000 - 386 с
4. Политология. Курс лекций. / Под ред. М.Н.Марченко. – М., 2006.