Классификация политических идеологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 23:29, лекция

Описание работы

Классификация политических идеологий может быть осуществлена по следующим основаниям:
*по их носителям (группы, общности и объединения людей самого различного характера);
*особенностям мышления и масштабам притязаний их носителей;
*характеру выражаемого в идеологиях отношения к существующей социальной действительности и направленности выдвигаемых ими целей;
*предлагаемым способам реализации сформированных идеалов, ценностей и целей.

Файлы: 1 файл

Классификация политических идеологий.docx

— 33.09 Кб (Скачать файл)

Классификация политических идеологий

. Классификация политических идеологий  может быть осуществлена по  следующим основаниям:

*по их носителям (группы, общности  и объединения людей самого  различного характера);

*особенностям мышления и масштабам  притязаний их носителей;

*характеру выражаемого в идеологиях  отношения к существующей социальной  действительности и направленности  выдвигаемых ими целей;

*предлагаемым способам реализации  сформированных идеалов, ценностей  и целей.

Либерализм - доминирующее идейно-политическое течение Запада. Социальный либерализм

Либерализм (свободный). Теоретическими основами либерализма были учения о  «естественных правах» человека и «общественном договоре». В  нем существовали два разных подхода  по отношению к ценностям. Одни считали, что Л. Должен быть «ценностно нейтральным», кроме индивидуальной свободы его  ничего не должно интересовать. Другие считали, что Л. Воплощает ценности гуманизма, терпимости, солидарности, справедливости. Несмотря на неоднозначность  трактовок Л., существуют устойчивые принципы, которые позволяют говорить об идеологии либерализма как  о целостном социально-политическом учении:

-- Принцип частной собственности.  ЧС рассматривается в Л. Как  основа свободы и независимости  личности, социального и духовного  прогресса. Л. Мизес отмечал,что ЧС - это основа, а все другие требования либерализма вытекают из этого фундаментального требования.

-- Принцип индивидуализма. Он трактуется  как приоритет свободы человека  перед любыми посягательствами  на неё со стороны любого  коллектива, какими бы соображениями  целесообразности такие посягательства  не поддерживались.

-- Принцип конкуренции. К. - это  один из фундаментальнейших устоев. К. распространяется не только на экономические, но и на все социальные и человеческие отношения. К., переносимая с экономики на сферу социальной жизни, разрушает человеческие, семейные, нравственные связи. Достижение социальной гармонии предполагает признание свободы всех индивидуумов следовать собственным представлениям о счастье. Это признание реализуется посредством процедурных и институциональных механизмов.

Консерватизм - идеология и политика сохранения сложившихся форм общественной жизни. Неоконсерватизм

Консерватизм (сохранять). Английчанином Берком были сформулированы основные принципы К.

1.Человек - это религиозное существо, религия лежит в основе гражданского  общества.

2.Социальные институты как продукт  исторического развития воплощают  в себе мудрость предков.

3.Человек - существо инстинкта,  чувства, разума, следовательно больше руководствуется опытом, привычками, традициями, чем абстрактными теориями.

4.Зло заключено в самом человеке, а не в социальных институтах, следовательно, общество - форма  защиты человека от самого  себя, следовательно, должно цениться  выше прав индивида.

5.Люди от природы не равны,  след., неизбежны различия, право одних властвовать над другими.

6.существующий общественный строй  необходимо охранять, т.к. всякие  попытки устранить зло ведут  к причинению ещё большего  зла.

Неоконсерватизм. Существуют две трактовки  неоконсерватизма:

1.НК - это современный консерватизм, приспосабливающий традиционные  для него ценности и представления  к реалиям современной постиндустриальной  эпохи.

2.НК - это идеологическое течение,  обогащающееся и развивающееся  в процессе соперничества с  либерализмом и социал-демократизмом.

НК выступает защитником частной  собственности, свободного рынка, личной свободы индивида в обществе, но всегда подчиняя их требованиям политической и социальной стабильности и исторической приемственности.

Для Белоруссии. НК может войти  в идеологию бел. гос-ва в плане уважительного отношения к своему прошлому, недопустимости разделения людей по национальному, языковому, религиозному признаку, сохранение преемственности поколений, культурных традиций.

Социализм и его разновидности. Идейные доктрины социал-демократии и коммунистического движения

Социализм

Фундаментальной ценностью социализма является социальное равенство, которое  понимается как равенство возможностей индивидов для своей самореализации, для всестороннего развития своих  способностей.

Наиболее полное выражение социалистические идеи получили в марксизме -- учении, основоположниками которого являются К. Маркс и Ф. Энгельс. В этом учении просматриваются две стороны исследования проблемы: теоретическая и политическая. В теоретической, или теоретико-концептуальной, стороне марксизма содержится анализ буржуазного (индустриального) общества и обосновывается закономерность его перерастания в социализм в ходе естественно-исторического процесса смены общественных формаций. Суть основных положений теоретической стороны марксистского понимания социализма состоит в следующем:

* общественное развитие представляет  собой процесс последовательной  смены первичной (архаической), вторичной  (экономической) и третичной (коммунистической  или, согласно современному обозначению,  постэкономической) общественных формаций; данный процесс обусловлен развитием материальных производительных сил общества; архаическая формация характеризуется собиранием и потреблением людьми готовых продуктов природы, отсутствием частной собственности, деления общества на классы и института государства; экономическая общественная формация отличается наличием частной собственности, обмена продуктами труда, социальных классов и института государства; третичная формация будет характеризоваться освобождением человека от физического труда, превращением науки в непосредственную производительную силу, отсутствием товарно-денежных отношений, классового деления общества и государства как орудия господства людей над людьми; каждая общественная формация в своем самодвижении проходит ряд прогрессивных ступеней; переход от одной формации к другой выступает как эпоха социальной революции;

* существующее на нынешнем этапе  общественного развития, или в  условиях экономической общественной  формации, разделение труда является  объективным источником отчуждения  человека, т.е. превращения деятельности  человека и ее результатов  в самостоятельную силу, господствующую  над ним и враждебную ему,  отчужденный труд равнозначен  существованию частной собственности;  такое положение делает человека  несвободным, превращает людей  в «частичных индивидов», а общество -- в социально неоднородное, раздираемое  противоречиями образование;

* социальное равенство и гармоничное  развитие индивида возможны лишь  в условиях полного преодоления  отчуждения человека от человека, власти, собственности, культуры, природы;  необходимыми предпосылками для  этого являются преодоление нынешнего  разделения труда, вытеснение  человека из непосредственного  процесса производства как его  главного агента и превращение  науки в основную производительную  силу, преодоление отчуждения человека  означает превращение накопленного  человечеством общественного богатства -- всей суммы материальных и духовных ценностей -- в источник свободного развития каждого индивида;

* социализм, или коммунизм, есть  общество, в котором отсутствует  отчуждение человека от результатов  его деятельности и, следовательно,  в котором налицо условия для  свободного развития каждого  индивида; иными словами, социализм  -- это безрыночное, бесклассовое и бесгосударственное общество или «ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех»;

- * становление социализма, т.е.  преодоление отчуждения человека  и утверждение социального равенства,  есть естественно-исторический процесс;  его объективной основой является  развитие материальных производительных  сил; действием социальных субъектов  данный процесс может быть  либо ускорен, либо замедлен; достигнутый  в современном буржуазном обществе  уровень развития материальных  производительных сил обусловливает  содержание наступающей исторической  эпохи -- эпохи замены данного общества новым типом общественного устройства.

Политическая, или программно-политическая, сторона марксистского учения посвящена  выяснению места и роли пролетариата в системе общественных отношений  буржуазного общества, выражению  его интересов и обоснованию  путей и средств их практической реализации. * современные рабочие, или пролетарии, в силу своего положения в системе капиталистических производственных отношений объективно призваны выполнить миссию замены буржуазного общества новым общественным устройством, свободным от эксплуатации человека человеком; освобождая себя, пролетариат тем самым освобождает от угнетения и все другие социальные слои; выполнение этой исторической задачи возможно только соединением усилий рабочих всего мира или по крайней мере цивилизованных стран (в этом состоит смысл знаменитого призыва коммунистического манифеста: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» [12];

* чтобы выполнить свое историческое  призвание, пролетариям необходимо  организовать себя в класс  или, иными словами, превратиться  в субъект социально-политических  отношений, для чего они должны  создать собственную политическую  партию; свою партию пролетариат  использует в качестве инструмента  завоевания политической власти  демократическим путем, а при  отсутствии такой возможности -- путем насильственных действий; завоевание рабочим классом власти или, иными словами, пролетарская революция, произойдет одновременно во всех индустриально развитых странах;

* обеспечив собственное господство, рабочий класс прежде всего преобразует государственный аппарат, превращая его в орудие реализации интересов всех трудовых слоев и подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских классов; в последующем политическая власть будет использоваться для обеспечения возможно более быстрого увеличения производительных сил общества; после завершения преобразования производственных отношений на началах добровольного сотрудничества индивидов исчезнут условия существования классовой противоположенности и классов вообще; с исчезновением классовых различий публичная власть потеряет свой политический характер;

На основе марксистского учения в XX в. сформировалось два общественно-политических движения -- социал-демократическое и коммунистическое.

Социал-демократизм. Лидеры СД провозгласили  своей целью построение «демократического  социализма». Это понятие включало в себя идею политической, экономической  и культурной интеграции рабочего движения в существующую капиталистическую  систему. После второй мировой войны  произошел окончательный разрыв СД с марксизмом и признание непреходящей ценности правового гос-ва, демократ, плюрализма и дем-го социализма.

Коммунистические идеи (общий, социальный). Составными эл-ми КИ явл-ся: коллективизм, общественная собственность на средства производства, солидарность, социальное равенство, справедливость, ликвидация классового разделения общества, отсутствие эксплуатации человека человеком.

Базовые идеи анархизма, национализма, фашизма, пацифизма, феминизма, глобализма, антиглобализма, религиозного фуендаментализма

Анархизм (от греч. anarchia -- безначалие, безвластие) -- общественно-политическое течение, отрицающее необходимость государственной и всякой иной власти, проповедующее неограниченную свободу личности, непризнание общего для всех порядка в отношениях между людьми.

Национализм. Во-первых, под национализмом  принято понимать идеологию и  политику, исходящую из представления, что основой организации политической, хозяйственной и культурной жизни  является нация. Во-вторых, это идеология, психология и политика отдельных  индивидов и групп людей, утверждающие приоритет национальных ценностей  перед всеми прочими социальными  ценностями, абсолютизирующие национальную историю и признающие развитие нации  в качестве единственного пути общественного  прогресса.

Фашизм. Фашизм опирается на массовую военизированную политическую партию и непререкаемый авторитет «вождя», «фюрера». Его отличают абсолютная нетерпимость к инакомыслию внутри общности, а также агрессивность  во внешней политике.

Пацифизм. Термином «пацифизм» принято  обозначать принципиальное отрицание  войны и всех форм насилия, а также  общественное движение, участники которого выступают против всяких войн вне  зависимости от их характера и  целей.

Феминизм. Феминизм -- теоретическая установка, лежащая в основе общественного движения, ставящего своей целью уравнение в правах женщин с мужчинами, повышение роли женщин в обществе и, в конечном счете, достижение равенства полов.

Экологизм. Термином «экологизм» принято называть систему взглядов, т.е. идеологию, характеризующуюся критическим отношением к индустриальной модели развития экономики, ведущей к возрастающему загрязнению и деградации окружающей человека природной среды.

Глобализм. Глобализация представляет собой объективный и отчасти  управляемый процесс изменения  всех сторон жизни общества, ведущий  к превращению мирового сообщества в целостный организм.

Антиглобализм. Антиглобализм -- международное протестное движение, направленное против политики глобализации, осуществляемой транснациональными финансово-экономическими структурами и руководством индустриально развитых западных стран во главе с США, и одновременно выступающие за разработку и реализацию демократической модели глобализации.

Религиозный фундаментализм. Термин «фундаментализм» обозначает образ  мыслей, предполагающий существование  определенных глубинных и окончательных  истин, не подлежащих сомнению каково бы ни было их содержание, этот способ мышления чаще всего характерен для  религиозно настроенных групп людей, которые склонны трактовать и  политику и все стороны жизни человека и общества как вторичные по отношению к «данной свыше истине» религиозных учений.

3.Идеология белорусского государства на современном этапе начала формироваться в 2003г., когда президент РБ обосновал необходимость формирования белоруской национальной идеи и государственной идеологии: «общество не может существовать без целостного свод идей, ценностей и норм, объединяющих всех граждан. Государство без идеологии, как человек без мысли, не может жить, развиваться, тем более противостоять внутренним и внешним угрозам и вызовам.» А.Г. Лукашенко.

Основными принципами идеологии белорусского государства являются: 
1) социальная справедливость, основанная на принципах народовластия и гуманного отношения к человеку 
2) историческая преемственность выражается в сохранении, воспроизведении и развитии лучших сторон белоруской национальной культуры, обычаев и традиций. Белорусский народ имеет богатую историю, где глубокие корни христианства и гуманизма 
3) человеческая солидарность, основана на взаимопомощи, социально-политическом партнерстве власти и народа, который является первоисточником власти   
4) межнациональное соглашение в первую очередь между восточнославянскими народами: белорусским, русским, украинцами. 
5) Стратегический курс на создание союзного государства России и Беларуси, основанного на принципах суверенитета, территориальной целостности, независимости. Создание союзного государства является гарантией национальной безопасности и независимости РБ. 
Республиканский референдум 17 октября 2004г. продемонстрировал, что белорусский народ поддерживает сильную власть, основанную на принципах социальной справедливости и ориентированного на защиту интересов белорусского народа. В формировании белоруской государственности и национальной идеи значительную роль играет СМИ. По данным социологических исследований рейтинг телевидения, радио и прессы, как основных СМИ выглядит следующим образом: на 1 месте телевидение поддерживают 80% респондентов, 2 – пресса 70%, 3 – радио 50%.  
В Беларуси много делается для сохранения самобытности национальной культуры и развития высокой классической культуры. В РБ успешно работают и несут людям высокие гуманные идеалы, духовно-нравственные и этические ценности: национальный академический театр оперы и балета, драматический театр Я. Купалы, белорусская государственная консерватория и филармония. Ежегодно в Витебске проводится славянский базар. 
21 век формирует общество знаний, где приоритетом дается непрерывному образованию, развитию культуры и нравственных ценностей. Сильная и процветающая Беларусь – государство для народа с социально-ориентированной рыночной экономикой, устойчивым политически и экономическим развитием. 
. 2 апреля 1996г. подписан договор о создании содружества РБ и РФ. 2 апреля 1997г. – договор о создании союзного государства. 23 мая 1997г. принят устав союзного государства. 8 декабря 1999г. подписан договор о развитии союзного государства и программа действий РБ и РФ по реализации основных положений. Союзное государство основывается на принципах суверенных государств-участников, добровольности, добросовестности выполнения взаимных обязательств.

Информация о работе Классификация политических идеологий