Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 20:21, реферат
В самом широком смысле политические процессы есть форма политической активности общества. Исключительное многообразие этой активности и тот факт, что каждый ее отдельный случай имеет свою причину и свою цель, разную степень предсказуемости результата и многие другие различия, весьма затрудняют научные исследования политических процессов, порождают многообразие точек зрения по одним и тем же вопросам. Можно без преувеличения сказать, что если провести конкурс на самый высокий уровень дискуссионности рассматриваемых политологией проблем, то тема, посвященная политическим процессам, займет первое место.
Введение……………………….……………………………………….3
Классификация политических процессов…………………………...4
Типология политических процессов…………………………………6
Структура политического процесса: ………….……………………..9
1) Общие и частные политические процессы……………………………9
2) Общий политический процесс и тенденции его развития………….10
3) Частные политические процессы: структура и характеристики……13
4) Этапы развития частного политического процесса…………………17
5) Типология частных политических процессов……………………….17
5. Общий политический процесс в современной России………………19
6. Различные концепции и подходы в оценке политических процессов…………………………………………………….………………22
Заключение……………………………………………………………….24
Список используемой литературы ……………………………………26
Нестабильные политические процессы
возникают и развиваются в
условиях кризисного состояния политической
власти и политической системы в
целом.
Они могут появиться в условиях экономической,
в частности финансовой, нестабильности
общества. Неспособность властных структур
исправить положение придает политическим
процессам нестабильный характер. Речь
идет о том, что часть политического процесса
или все его стадии деформируются.
Возникают и развиваются политические
процессы, инициируемые непримиримой
оппозицией. Такие процессы могут отражать
конфликт интересов различных групп или
даже слоев населения.
На политическом поле современной
России развивается множество
Известно, что по форме правления
СССР был республикой, то есть формально
источником власти в стране был народ,
который избирал на определенный
срок органы государственной власти.
Однако особенность данной формы
правления заключалась в том,
что все ветви власти концентрировались
в
Советах.
Практически разделения властей не
было. Вторая особенность республиканской
формы правления в СССР заключалась
в руководящей роли
Коммунистической партии. Все важнейшие
решения в стране принимались ее высшим
руководством. Таким образом, форма правления
в СССР была советским типом государственности,
которая отрицала важнейшие принципы
правового государства, прежде всего разделение
власти на законодательную, исполнительную
и судебную, контроль общества за органами
власти, верховенство закона над властью.
Современный политический процесс
в России высокими темпами перевел
в новое состояние ее политическую
систему. Это коснулось и формы
правления, и политического режима.
Начнем с формы правления. Современная
России, как это подчеркивается в
Конституции страны (статья 1), является
республикой.
Однако нынешняя республиканская форма
весьма существенно отличается по содержанию
от республиканского СССР. Общий политический
процесс в стране наполнил ее адекватным
ей содержанием. Республиканская форма
правления в современной России обрела
сущностью характеристики: разделение
властей, политический плюрализм, свободные
выборы как путь формирования высшей государственной
власти.
Вместе с тем российская республиканская форма правления сохраняет ряд черт советской государственности: государство стремится остаться в роли главного распределителя средств, продолжать контролировать различные стороны жизни общества, сохраняется в определенной мере номенклатурный принцип подбора руководящих кадров. Таким образом, нет оснований говорить о том, что для России характерна завершенная республиканская форма правления, отвечающая всем основным критериям.
То же самое можно сказать
о состоянии государственного устройства
России в части национально-территориального
ее деления. В этом отношении общий политический
процесс, развиваясь, породил много сложностей.
Современное федеративное устройство
Российского государства – одна из них.
В России среди субъектов Федерации сейчас
есть как национально- государственные
образования (в их числе республики, автономные
области, автономные округа), так и административно-
Развитие общего политического процесса в России и части смены формы политического режима также отличается серьезными подвижками. Установившийся режим не отвечает "чистому" типу ни одного из основных политических режимов. Общий политический процесс "вывел" его из тоталитарной формы, направил в сторону демократии, но еще далеко не ввел в эту форму в ее совершенном виде. Нынешний политический режим в России характеризуется как переходный от тоталитаризма к демократии. В качестве переходного он ближе всего к авторитаризму.
Таким образуй можно сделать вывод: развитие общего политического процесса в современной России привело к созданию переходного типа государства устремленного, к демократии. Такое развитие определено в нашей литературе как либерализация. Ее суть заключается в том, что усилия государства направлены в первую очередь на создание экономической основы демократии. Речь идет о необходимости развития социально ориентированного рыночного хозяйства. В свою очередь, это предполагает равноправие всех форм собственности, совершенствование проводимой в стране приватизации, формирование среднего класса как социальной силы, способствующей экономической и политической стабилизации страны. Либерализация должна затронуть и политическое поле страны.
Успешное дальнейшее развитие общего политического процесса России призвано обеспечить:
1) повышение уровня
2) достижение устойчивости
3) интенсификацию деятельности
по созданию правового и
4) новые взаимоотношения
5) совершенствование
6) эффективные мероприятия по формированию среднего класса;
7) дальнейшие демократические
8) развитие политического
9) проведение эффективной
10) создание и реализацию четкой геополитической
программы развития страны, соблюдения
ее национальных интересов.
6. Различные концепции и подходы в оценке политических процессов
Как уже было отмечено, научные исследования политических процессов сопровождаются многочисленными дискуссиями. Остановимся на двух проблемах.
1. Проблема определения
"политический процесс" трактуется
как смена состояний политической системы
общества.
2. Проблема типологизации политических
процессов. Главный объект дискуссий –
общий политический процесс. Например,
американский политолог Л
Пай, сравнивая общие политические процессы
разных стран, выделяет два их типа – западные
и не западные политические процессы.
В своей работе "Не западный политический
процесс" Л. Пай назвал основные черты
отличия политических процессов не западного
типа от западных.
1) В не западных странах
2) В данных странах
3) Весьма существенные различия
в политических ориентациях
4) Велико влияние на
5) На политический процесс в
не западных странах
Всего Л. Пай назвал около двух десятков таких отличий.
Второй тип классификации
Вертикально организованный политический
процесс отличается тем, что всемерно
стремится формировать и
Заключение
Политическая жизнь
Необычна их включенность в избирательные
кампании. Одни выступают сторонниками
реформ и модернизации общества, другие
являются противниками обновления страны,
всей системы общественно политических
отношений. Раскрыв в своей работе данную
тему мы попытались понять сущность структуру
политического процесса, а также способы
его реализации.
Характеристики политической жизни
как совокупности действий, осуществляемых
ее субъектами, отражается в понятии
политический процесс. В содержательном
смысле его можно рассматривать
как производство и воспроизводство
политической системы, средств политического
властвования способов презентации
интересов классовых, социально - этнических
и иных социальных групп в институтах
власти, форм принятия и реализации властных
(управленческих) решений, политического
участия, типов политической культуры
и т.д.
Понятие политического процесса фиксирует
отношение «общество –
Политический процесс
В современном общение постоянно воспроизводится
и обновляется политическая и бюрократическая
элита (выборные политики и назначаемые
управленцы), непосредственно обеспечивающие
политический процесс. Эта своего рода
«центральная политическая система»,
как совокупность органов управления
политическим процессом и его координации
(парламент, правительство, администрация),
имеет своей задачей трансформацию потребностей,
интересов и требований общественности
в политические решения.
Претензии организаций на компетентное
разрешение все большего количества проблем
на уровне формализованной структуры
принятия решений дополнится действиями
неформальных организаций и лиц, располагающих
доверием власти.
Обнаружение механизмов выдвижения людей на государственные должности и выявление источников централизации и децентрализации процессов принятия политических решений – центрального звена политического процесса – является актуальной задачей политологии.
Список используемой литературы:
Борисов В.К. “Теория политической системы.” СПН. 1992.
Демидов А. И., Федосеев А. А. - Основы политологии. - М.: Высшая школа, 1995. - 272 с.
Игнатовский В. И. - Единство политики и морали. - Л.: Знание,1979 - 136 с.
Мальцев В. А. - Основы политологии. - Пермь: ПГУ, 1993. - 304 с.
Малышевский А. Ф., Карпунин В. А., Пигров К. С. - Введение в философию. - М.: Просвещение, 1995. - 256 с.
Политическая культура России, выпуск IV. - М.: Институт молодежи, 1990. - 231 с.
Основы теории политических систем -М : НАУКА 1985.
1 Краткий словарь по политологии. М., Политиздат, 1988
2 Краткий словарь по политологии. М., Политиздат, 1988
3 Краткий словарь по политологии. М., Политиздат, 1988
4 Политологический словарь М,: Луч, 1994. Ч. П. С. 105