Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 17:19, статья
К числу глобальных идеологических доктрин принадлежит консерватизм
(от лат. – охраняю, сохраняю) идеологическая ориентация и политическое дви-
жение, противостоящее новым тенденциям социального развития, отстаиваю-
щее необходимость сохранения традиционных ценностей и порядков.
Консерватизм
К числу глобальных идеологических
доктрин принадлежит
(от лат. – охраняю, сохраняю) идеологическая ориентация и политическое дви-
жение, противостоящее новым тенденциям социального развития, отстаиваю-
щее необходимость сохранения традиционных ценностей и порядков. Впервые
термин был употреблен французским писателем Ф. Шатобрианом и обозначал
идеологию феодально-аристократической реакции на Французскую буржуаз-
ную революцию конца XVIII в. К основоположникам консерватизма обычно
причисляют французских мыслителей Э. Бёрна (1729-1797), Ж. де Местра
(1753-1821), Л. Бональда (1754-1840). Э. Бёрн в своих «Раздумьях о Француз-
ской революции» (1790) сформулировал классическое консервативное утвер-
ждение: установленные социальные и политические учреждения должны защи-
щаться, потому что они существуют и выросли «органически».
Основой консервативной идеологии является традиционализм, т.е. ори-
ентация индивидуального или группового сознания в прошлое, которое обычно
противопоставляется настоящему. С точки зрения Э. Бёрна, следовать тради-
ционализму значит действовать в соответствии с естественным ходом вещей,
сообразовывать свои поступки с вековой мудростью, аккумулированной в тра-
диционных нормах и представлениях.
В первой половине XIX в. в консерватизме господствовали три основные
идеи: противостояние революции, критика рационализма и индивидуализма,
противоборство с социальной атомизацией буржуазной цивилизации. Эти три
идеи, органично взаимодействующие друг с другом, составили, с одной сторо-
ны, специфическую идеологическую позицию, ассоциирующуюся с определен-
ными, а именно консервативными политическими представлениями, позиция-
ми, партиями, а с другой консервативную модель поведения индивидов в повсе-
дневной жизни. Основные представители консерватизма Э. Бёрн, Ж. де Местр,
Л. Бональд, Р. Пиль, Дж. Сантаяна, О. Бисмарк. В России в Х1Х-ХХ вв. к этому
идеологическому течению принадлежали Н.М. Карамзин, К.Н. Леонтьев, К.П.
Победоносцев, Л.А. Тихомиров, В.В. Розанов, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк.
Один из наиболее влиятельных глашатаев консерватизма в США Томас
Стерн Элиот выдвигал три главных принципа данной идеологической док-
трины:
1) необходимость основать социальное благополучие на традиционных
ценностях;
2) оказывать организационное и эффективное противодействие эгалита-
ризму (социальному равенству); 3) необходимость каждому индивиду соблюдать социальную лояльность и
долг перед общностью.
Впоследствии эти три принципа получили дополнение еще несколькими
основополагающими консервативными идеями. Наиболее существенные из
них таковы:
а) отрицание мелиоризма (желательности улучшения общества);
б) осторожное, преимущественно критическое отношение к социальным
переменам;
в) критическое отношение к потенциальным возможностям совершенст-
вования общества и человека с помощью политических и экономических
средств;
г) вера в естественность и справедливость социальной иерархии в общест-
ве (наличие в нем высших и низших социальных слоев);
д) нравственный абсолютизм, выражающийся в признании вечных истин,
и неизменность нравственных ценностей;
е) прогресс и улучшение общественной жизни возможны, но бессмыслен-
ны.
Последовательные сторонники консерватизма отрицают идею, согласно
которой человеческая история представляет собой непреклонное совершенство-
вание общественной жизни и в силу этого гораздо более критичны по отноше-
нию к социальным изменениям, чем представители иных идеологических док-
трин. Иерархический характер общества, из которого проистекает социальное
неравенство, считают они, является неизменной формой современного страти-
фицированного общества, вытекающей из его естественного происхождения.
Отвергая перспективы возникновения авторитарной тирании, они утвер-
ждают, что последняя может возникнуть в двух случаях: 1) правление толпы; 2)
деспотизм, приведенный к власти в результате крушения хорошо организован-
ной социальной иерархии.
Консерваторы отрицают не саму по себе идею социального равенства, а
концепцию
осуществления равенства в
действий, которые, по их утверждениям, «мешают естественным и желатель-
ным различиям между людьми. Функции государства и особенно правительст-
ва, по их мнению, следует ограничивать в использовании ими власти и сконцен-
трировать преимущественно на «роли охранника», являющегося «необходимым
тормозом потенциального социального переворота (Д. Золл). Что же касается
народной демократии, то она, считают консерваторы, «подрывает и ухудшает
моральные ценности».
Стабильность политического порядка, по убеждению сторонников кон-
серватизма, обеспечивается постепенным реформизмом, в основе которого
должен лежать компромисс. Именно компромисс, с их точки зрения, составляет
единственную гарантию сохранения существующих экономических и полити-ческих отношений, а также, пусть и несовершенной, но все же реальной соци-
альной гармонии различных социальных сил.