Консерватизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 17:19, статья

Описание работы

К числу глобальных идеологических доктрин принадлежит консерватизм
(от лат. – охраняю, сохраняю) идеологическая ориентация и политическое дви-
жение, противостоящее новым тенденциям социального развития, отстаиваю-
щее необходимость сохранения традиционных ценностей и порядков.

Файлы: 1 файл

Консерватизм.doc

— 33.00 Кб (Скачать файл)

Консерватизм 

 

К числу глобальных идеологических доктрин принадлежит консерватизм

(от лат. – охраняю, сохраняю) идеологическая ориентация и  политическое дви-

жение, противостоящее новым тенденциям социального развития, отстаиваю-

щее необходимость сохранения традиционных ценностей и порядков. Впервые

термин был употреблен французским  писателем Ф. Шатобрианом и обозначал 

идеологию  феодально-аристократической  реакции  на  Французскую  буржуаз-

ную революцию конца XVIII в.  К  основоположникам  консерватизма  обычно

причисляют  французских  мыслителей  Э.  Бёрна (1729-1797), Ж.  де  Местра

(1753-1821), Л. Бональда (1754-1840). Э. Бёрн  в своих «Раздумьях о Француз-

ской  революции» (1790) сформулировал  классическое  консервативное  утвер-

ждение: установленные социальные и политические учреждения должны защи-

щаться, потому что они существуют и выросли «органически».

Основой консервативной идеологии  является традиционализм, т.е. ори-

ентация индивидуального или группового сознания в прошлое, которое обычно

противопоставляется настоящему. С  точки зрения Э.  Бёрна, следовать  тради-

ционализму значит действовать  в соответствии с естественным ходом  вещей,

сообразовывать свои поступки с  вековой мудростью, аккумулированной в тра-

диционных нормах и представлениях.

В первой половине XIX в. в консерватизме  господствовали три основные

идеи:  противостояние  революции,  критика  рационализма  и  индивидуализма,

противоборство с социальной атомизацией  буржуазной цивилизации. Эти три 

идеи, органично взаимодействующие друг с другом, составили, с одной сторо-

ны, специфическую идеологическую позицию, ассоциирующуюся с определен-

ными, а именно консервативными  политическими представлениями, позиция-

ми, партиями, а с другой консервативную модель поведения индивидов в повсе-

дневной жизни. Основные представители  консерватизма Э. Бёрн, Ж. де Местр,

Л. Бональд, Р. Пиль, Дж. Сантаяна, О. Бисмарк. В России в Х1Х-ХХ вв. к этому 

идеологическому течению принадлежали Н.М. Карамзин, К.Н. Леонтьев, К.П.

Победоносцев, Л.А. Тихомиров, В.В. Розанов, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк.

Один  из наиболее влиятельных глашатаев  консерватизма в США Томас 

Стерн Элиот выдвигал три главных принципа данной идеологической док-

трины: 

1)  необходимость  основать  социальное  благополучие  на  традиционных

ценностях; 

2) оказывать организационное и  эффективное противодействие   эгалита-

ризму (социальному равенству);  3) необходимость  каждому индивиду соблюдать социальную лояльность и 

долг  перед общностью. 

Впоследствии эти три принципа получили дополнение еще несколькими 

основополагающими консервативными  идеями. Наиболее существенные из

них таковы: 

а) отрицание мелиоризма (желательности  улучшения общества); 

б) осторожное, преимущественно критическое  отношение к социальным

переменам;

 в) критическое отношение  к потенциальным возможностям  совершенст-

вования  общества  и  человека  с  помощью  политических  и  экономических 

средств; 

г) вера в естественность и справедливость социальной иерархии в общест-

ве (наличие в нем высших и  низших социальных слоев); 

д) нравственный абсолютизм, выражающийся в признании вечных истин,

и неизменность нравственных ценностей; 

е) прогресс и улучшение общественной жизни возможны, но бессмыслен-

ны. 

Последовательные  сторонники  консерватизма  отрицают  идею,  согласно

которой человеческая история представляет собой непреклонное совершенство-

вание общественной жизни и в  силу этого гораздо более критичны по отноше-

нию к социальным изменениям, чем  представители иных идеологических док-

трин. Иерархический характер общества, из которого проистекает социальное

неравенство, считают они, является неизменной формой современного страти-

фицированного общества, вытекающей из его естественного  происхождения.

Отвергая  перспективы возникновения авторитарной тирании, они утвер-

ждают, что последняя может возникнуть в двух случаях: 1) правление толпы; 2)

деспотизм, приведенный к власти в результате крушения хорошо организован-

ной социальной иерархии.

Консерваторы  отрицают не саму по себе идею социального равенства, а

концепцию осуществления равенства в результате спланированных социальных

действий, которые, по  их утверждениям, «мешают  естественным и желатель-

ным различиям между людьми. Функции  государства и особенно правительст-

ва, по их мнению, следует ограничивать в использовании ими власти и  сконцен-

трировать преимущественно на «роли охранника», являющегося «необходимым

тормозом  потенциального социального переворота (Д. Золл). Что же касается

народной  демократии, то она, считают консерваторы, «подрывает и ухудшает

моральные ценности».

Стабильность  политического  порядка, по убеждению  сторонников  кон-

серватизма,  обеспечивается  постепенным  реформизмом,  в  основе  которого

должен  лежать компромисс. Именно компромисс, с их точки зрения, составляет

единственную  гарантию сохранения существующих экономических  и полити-ческих отношений, а также, пусть и несовершенной, но все  же реальной соци-

альной  гармонии различных социальных сил.


Информация о работе Консерватизм