Консерватизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 13:31, реферат

Описание работы

Консерватизм (от лат conservar - охранять, сохранять) - идейно-политическое течение, выдвигающее в качестве основных требований сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм политической и общественной жизни, в первую очередь, ее правовых и нравственных устоев, лежащих в основе семьи, религии, собственности.

Файлы: 1 файл

Консерватизм.docx

— 17.79 Кб (Скачать файл)

Консерватизм (от лат conservar - охранять, сохранять) - идейно-политическое течение, выдвигающее в качестве основных требований сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм политической и общественной жизни, в первую очередь, ее правовых и нравственных устоев, лежащих в основе семьи, религии, собственности.

В консерватизме главной ценностью  принимается сохранение традиций общества, его институтов, верований и даже «предрассудков».

История консерватизма начинается со времен Великой французской революции, бросившей вызов самим основам  старого порядка, всем традиционным силам, всем формам господства аристократии. Впервые основные положения консерватизма  были сформулированы в работах Э.Берка, Ж. де Местра, Л. де Бональда и их единомышленников. Как правило, отправным пунктом современного консерватизма считается выход в свет в 1790 г. знаменитого эссе Э. Берка “Размышления о Французской революции”. Сам термин “консерватизм” вошел в обиход после основания Шатобрианом в 1815 г. журнала “Консерватор”.

Характеризуя общество как сплав  институтов, норм, моральных убеждений, традиций, обычаев, уходящих своими корнями  глубоко в историю, сам по себе факт их взаимосвязанности и единства консерваторы рассматривали как  чудо истории, поскольку этот факт невозможно объяснить рациональными доводами. Существующим институтам следует отдать предпочтение перед любой теоретической  схемой, какой бы совершенной они  ни казалась с рациональной точки зрения.

Основатели консерватизма считали, что политические принципы следует  приспосабливать к обычаям, национальным традициям, установившимся общественно-политическим институтам. В их конструкциях естественным и законным считалось лишь общество, основанное на иерархической структуре, отдельные части которой обеспечивают жизнеспособность и целостность  всего общественного организма.

Нередко консерватизм становился своего рода защитной реакцией тех средних  и мелких предпринимателей, фермеров, лавочников, ремесленников, жителей  сельской местности, которые испытывают страх перед будущим, несущим  с собой неопределенность и зачастую реальное ухудшение социального статуса.

Принимая существующее положение  вещей, консерватизм делает упор на необходимости  сохранения традиционных правил, норм, иерархии власти, социальных и политических структур и институтов. В духе гегелевской  формулы “все действительное разумно, все разумное действительно” консерватор  рассматривает существующий мир  как наилучший из возможных миров.

Конечно любая страна, нация нуждаются  в категории людей, партий и организаций, обосновывающих их интересы идеологией, призванной сохранять, защищать и передавать будущим поколениям то, что достигнуто к каждому конкретному историческому  периоду, ибо народ без памяти о прошлом - это народ без будущего. Вместе с тем истинный консерватизм, призванный защищать статус-кво, обосновывать необходимость его сохранения, должен учитывать изменяющиеся реалии и  приспосабливаться к ним. Свою способность  к этому консерватизм продемонстрировал  на поворотных этапах истории. В период господства свободнопредпринимательского капитализма он интегрировал идеи свободной конкуренции, свободного рынка, а после великого экономическогокризиса и особенно после второй мировой войны - идеи государственного регулирования экономики, социальных реформ, государства благосостояния

и т.д.

В целом для неоконсерваторов и  неоправых характерно амбивалентное отношение к государству и связанным с ним институтам. С одной стороны, в глазах консерваторов государство - это источник и защитник закона и морали. Без сильного государства общество может оказаться во власти анархии. Для них характерно позитивное, зачастую авторитарное отношение к государству, что, в свою очередь, предполагает или порождает антииндивидуализм. "Хотя, - пишет Н. Бэрри, - защита частной собственности, рынка, личной свободы является формальным выражением консерватизма, она редко имеет своим основанием индивидуалистическую философию и почти всегда подчинена требованиям стабильности и преемственности". С другой стороны, сильное государство может оказаться инструментом подавления индивидуальной свободы. Поэтому теоретики консерватизма постоянно подчеркивают "важность ассоциаций людей, меньших по размеру, чем государство".

При необходимости выбора между  индивидом и обществом значительная часть консерваторов ставит на первое место общество. По их мнению, последнее, будучи значительно шире правительства, исторически, этически и логически  выше отдельного индивида. Права отдельного человека носят одновременно и естественный и социальный характер: естественный, потому что принадлежат человеку, созданному богом в качестве части  великого плана природы, а социальный, потому что человек может пользоваться этими правами лишь в организованном обществе. Правительство является политическим орудием общества, призванным обеспечить и защищать естественные права человека, а стабильная и эффективная экономика - это слияние индивидуального  предпринимательства, групповой кооперации и правительственного регулирования.

Подводя итоги всему изложенному, можно констатировать, что современный  консерватизм, прошедший длительный путь исторического развития, представляет собой весьма сложное и многослойное образование, в котором уживаются  самые разнообразные, порой конфликтующие  между собой идеи, концепции, установки  и принципы, и поэтому естественно, что он пронизан глубокими противоречиями. Как отмечает П. Аллисон, консерваторы являются одновременно "индивидуалистами и коллективистами, приверженцами авторитаризма и свободы, мистиками и разумными практическими людьми". Разнородны и противоречивы выдвигаемые ими идеи и рецепты решения проблем, стоящих перед капиталистическим обществом. С одной стороны, они ратуют за восстановление принципов свободной конкуренции и свободнорыночных отношений. С другой стороны, всячески подчеркивают свою приверженность традиционным ценностям и идеалам с их акцентом на семью, общину, церковь и другие промежуточные институты, которые, как выше говорилось, подрываются в процессе реализации принципов свободнорыночной экономики. Вместе с тем традиционалистское и патерналистское течение консерватизма выступает в защиту сильной власти и государства, видя в них средство обеспечения закона и порядка, сохранения традиций и национального начала и т.д. Здесь, пожалуй, в наиболее отчетливой форме высвечивается противоречивость позиций консерваторов в трактовке проблем свободы, равенства, прав человека и соотношения последних с традицией, государством.

Такая позиция вполне объяснима, если учесть, что проблемы слишком сложны и деликатны и их невозможно объяснить  с помощью простых и однозначных  формул, доводов и аргументов. Особенно бережно и осторожно к трактовке  этих проблем следует подойти  в периоды крупных социально-экономических  сдвигов, когда людям свойственно  впадать в крайности, которые  почти всегда чреваты непредсказуемыми негативными последствиями.


Информация о работе Консерватизм