Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 15:51, контрольная работа
Институт главы государства является неотъемлемой составной частью механизма осуществления власти во всех современных государствах. Главой государства принято называть официальное лицо (орган), занимающее, как правило, формально высшее место в иерархии государственных институтов и осуществляющее верховное представительство страны во внутриполитической жизни и в отношениях с другими государствами. Юридически санкционированные исключения из этого правила встречаются крайне редко (например, в законодательстве Ирана).
Правительство - коллегиальный орган, осуществляющий наряду или совместно с Президентом Республики исполнительную власть. Правительство обладает во Франции весьма своеобразной структурой. Оно может выступать в форме Совета министров, объединяющего всех его членов под председательством Президента Республики, или как совокупность членов Правительства под руководством Премьер-министра. Заседание Совета министров проходит под председательством Президента. Иное возможно лишь в случае прямого делегирования полномочий, например Премьер-министру, для проведения конкретного заседания со строго определенной повесткой дня.
Конституция сравнительно четко указывает, какие вопросы подлежат обязательному рассмотрению в Совете министров.
Практически все наиболее важные проекты регламентарных нормативных актов, проекты законов, решение о постановке вопроса о доверии, о проведении референдума, назначении на высшие государственные должности и другие подлежат обсуждению в Совете министров.
В тексте французской Конституции используется преимущественно собирательный термин - Правительство. Он присутствует в заголовках разделов III и V Конституции. Однако основной закон не уточняет само понятие. О его содержании можно судить лишь косвенно. Так, согласно ст. 21 Конституции деятельностью Правительства руководит Премьер-министр. В соответствии со ст. 49 Конституции Правительство ставит перед Национальным собранием вопрос о доверии Правительству. Все это позволяет сделать вывод о том, что под Правительством понимается преимущественно совокупность его членов, руководимых Премьер-министром. Французская Конституция не устанавливает четко фиксированной заранее структуры Правительства. Этот вопрос решается конкретно всякий раз, когда формируется Правительство или осуществляется его реорганизация. Персональный состав Правительства зависит, как правило, от соотношения сил в Национальном собрании. При совпадении парламентского и президентского большинства решающую роль в правительственных назначениях играет Президент Республики. В условиях "сосуществования" его роль гораздо менее существенна.
Премьер-министр может также делегировать членам Правительства осуществление отдельных своих полномочий.
Конституция особо подчеркивает первостепенную роль Премьер-министра. Согласно основному закону Премьер-министр руководит деятельностью Правительства. Он несет ответственность за обеспечение национальной обороны, т. е., иначе говоря, наряду с Президентом Республики принимает непосредственное участие в решении вопросов военного строительства. На Премьер-министра возложено обеспечение исполнения законов. Он обладает собственной регламентарной властью.
2. Проведите
сравнительный анализ
Конституция была принята парламентом страны и вступила в силу 3 мая 1947.
По закону поправки к конституции должны быть инициированы парламентом и приняты 2/3 общего числа каждой из двух палат парламента, после чего проводится всенародный референдум, который должен засвидетельствовать их поддержку большинством населения. Вместо референдума возможно вторичное рассмотрение поправок новым составом парламента, для чего могут быть проведены специальные выборы. До настоящего времени поправки не вносились, хотя и выражалось недовольство в отношении ряда положений конституции, в частности – девятой статьи, констатирующей отказ от ведения войны и содержания армии.
Законодательную инициативу в Японии во многих случаях проявляют чиновники. Когда назревает необходимость пересмотра существующих законов или введения новых, они готовят соответствующие законопроекты, которые затем рассматриваются правительством и в случае одобрения представляются парламенту.
Парламент состоит из палаты представителей (нижняя) и палаты советников (верхняя). Палата представителей насчитывает 500 депутатов, 300 из которых избираются в одномандатных округах и 200 – от партий по системе пропорционального представительства в 11 избирательных округах. Срок их полномочий – четыре года, но он может быть сокращен в случае роспуска палаты представителей, например, если в результате вотума недоверия правительство сочтет необходимым объявить новые парламентские выборы. После этого выборы должны быть проведены в течение 40 дней. Палата советников насчитывает 252 члена, которые избираются на шесть лет.
Значительная часть законодательной работы в обеих палатах парламента осуществляется комитетами. Назначение депутатов зависит от степени влияния политических партий. Председательствуют в комитетах представители партии, имеющей большинство в палате. Членов кабинета министров часто вызывают на заседания комитетов, где представители оппозиции могут задавать острые вопросы; ход заседаний носит весьма оживленный характер. Когда законопроект получает поддержку в комитете, по нему проводится голосование всей палатой. Одобренные палатой документы направляются в палату советников.
За почти полувековой период после своего провозглашения 1 октября 1949 г. КНР прошла сложный и противоречивый путь развития, основные этапы которого были закреплены Конституциями Республики, принятыми в 1954, 1975, 1978 и 1982 годах. До принятия в 1954 г. первой Конституции КНР функции Основного закона выполняли Общая программа Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК) и ряд других законодательных актов, в том числе Закон об организации Центрального народного правительства, принятый в сентябре 1949 г. пленарной сессией НПКСК. В этих документах КНР провозглашалась "государством новой демократии", которое "ведет борьбу против империализма, феодализма, бюрократического капитала, за независимость, демократию, мир, единство и создание процветающего и сильного Китая"1.
В 1954 году высший представительный орган государства - Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) - приняло первую Конституцию КНР, которая определила КНР как "государство народной демократии, руководимое рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян", определила основы механизма власти при руководящей роли Коммунистической партии Китая (КПК) и сформулировала цель своего дальнейшего развития - построение "процветающего и счастливого социалистического общества"2. Конституция 1954 г. стала законодательной основой начавшихся кардинальных преобразований во всех областях государственной и общественной жизни Китая, которые базировались на социалистической доктрине и вместе с тем проводились с учетом китайской национальной специфики.
Серьезные деформации государственного и общественного строя Китая, слом основных конституционных институтов государственной власти, происшедшие в период "культурной революции" (1966-1976 гг.), нашли свое отражение в Конституции 1975 г., которую можно рассматривать как законодательное закрепление ее результатов. Эта Конституция просуществовала немногим более двух лет и была заменена в 1978 г. новой Конституцией, которая сформулировала в нормах основного закона политическую линию руководства КНР и новые политические реалии, возникшие после смерти Мао Цзэдуна и отстранения от власти его ближайшего окружения. Конституция выдвинула в качестве важнейшей основной задачи китайского государства осуществление "четырех модернизаций", что означало превращение КНР к 2000 году в "мощное государство с современным сельским хозяйством, современной промышленностью, современной обороной, современной наукой и техникой". Вместе с тем эта Конституция носила во многом компромиссный противоречивый характер, ее положения были по большей части нечеткими и не отражали требований времени. Внесенные же в последующий период конституционные поправки не смогли устранить эти недостатки, и в итоге в сентябре 1980 г. Всекитайское собрание народных представителей приняло решение о пересмотре Конституции 1978 г., для чего была сформирована специальная комиссия. Проект новой (так называемой "исправленной") Конституции был вынесен на всенародное обсуждение (так же как и проект Конституции 1954 г.) и после этого - на рассмотрение 5-й сессии ВСНП пятого созыва. 4 декабря 1982 г.
Высшим законодательным органом является Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП). Депутаты ВСНП избираются на пятилетний срок депутатами СНП провинций.
Законы, а также другие решения принимаются Всекитайским собранием народных представителей простым большинством голосов. Что касается конституционных поправок, то предложение о внесении изменений в Конституцию может вноситься Постоянным комитетом ВСНП или 1/5 депутатов ВСНП и принимаются квалифицированным большинством в 2/3 голосов всех депутатов ВСНП.
Высшим органом
В рамках полномочий ВСНП депутаты (группа не менее 30 человек) имеют право вносить предложения о принятии определенных законов и решений, т. е. обладают правом законодательной инициативы; в период проведения сессий - обращаться с запросами в Государственный совет, министерства и госкомитеты, которые обязаны безотлагательно дать ответы. Важнейшая конституционная обязанность депутатов - поддержание тесной связи с населением и избравшим его органом, неукоснительное соблюдение Конституции и законов. Депутаты СНП уездов, городов, городских районов, волостей, национальных волостей и поселков подконтрольны избирателям. Депутаты вышестоящих СНП и ВСНП подконтрольны нижестоящим СНП, их избравшим.
Законодательство устанавливает определенные гарантии депутатской деятельности. В частности, депутат освобождается от юридической ответственности за свои выступления или голосование на сессии ВСНП, депутаты не могут быть арестованы или привлечены к уголовной ответственности без согласия президиума сессии ВСНП, а в период между сессиями - без согласия Постоянного комитета ВСНП.
Список литературы:
1Законодательные акты Китайской Народной Республики. М., 1952. С. 51.
2Конституция и основные законодательные акты Китайской Народной Республики. М.,1955. С. 29.