Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 22:27, реферат
На протяжении веков права и свободы человека в области мировоззрения провозглашались, ограничивались и регулировались в моральных понятиях добра и зла, в религиозных канонах греха и добродетели, в перечне юридически-правовых документов, а также в системе педагогических и бытовых рекомендаций. Центральное место среди этих прав и обязанностей занимали права и обязанности по отношению к религии. Это обусловлено кроме всего прочего и тем, что религия была и до сих пор остается наиболее массовым мировоззрением.
Введение.
Конституция Испании о свободе совести.
Контроль над законом.
Испания и католицизм до принятия закона.
Финансовая поддержка.
Заключение.
Литература.
Содержание.
Введение.
Конституция Испании о свободе совести.
Контроль над законом.
Испания и католицизм до принятия закона.
Финансовая поддержка.
Заключение.
Литература.
Введение.
Свобода совести справедливо характеризуется современными исследователями как одна из важнейших свобод. Вместе с тем и в начале XXI века свобода совести остается одной из самых неоднозначно понимаемых и вызывающих споры проблем.
Право выбирать религию или отказаться от нее, являясь, безусловно, одним из основных прав человека, тесно связано с тем, что неосязаемо и незримо — с человеческой душой, мыслями. Свобода совести неотделима от религии, однако, не тождественна ей. Она традиционно трактуется как свобода морально-этических воззрений человека. Однако в связи с тем, что на протяжении многих веков морально-этические воззрения и представления базировались на религиозном сознании, свобода совести тесно связывается со свободой вероисповедания.
Еще более 23 столетий тому назад великий древнегреческий ученый и философ Аристотель (384-322 г.г. до нашей эры) определил, что человек – “зоон политикон” (животное общественное), а поэтому он в своем поведении в качестве человека руководствуется не инстинктами, а общественным мнением. В идеале, общественное мнение для человека, как такового, должно быть тем, чем для животного являются инстинкты.
Но кроме свойств общественных человеку присущи также свойства свободного существа, - личности, которая поступает и действует по своему личному выбору. Для согласования интересов общества с интересами личности на протяжении веков вырабатывались и выработались правила взаимоотношения между ними, то есть взаимоотношения между обществом и человеком. Эти правила имеют сначала моральную, а потом – и правовую, юридическую, силу. Таким образом формировалась фиксированная система взаимных прав, свобод и обязанностей человека и общества.
В разные исторические эпохи, у разных народов существовали когда-то и существуют сейчас разные варианты прав, свобод и обязанностей человека. Это различие обусловлено социальными, этническими, историческими, географическими и другими неисчислимыми причинами . Сейчас человечество пришло к выводу, что среди всех прав и свобод человека центральное место принадлежит правам и свободам в сфере мировоззрения каждого отдельного человека. Ведь мировоззрение – это духовная основа личности человека. С этой точки зрение мировоззрение – это наиболее существенный признак личности человека. Каково мировоззрение, таков и человек в его социальном и личностном измерении. Процесс становления мировоззрения – это процесс становления самой личности человека. Отсюда, насилие в сфере мировоззрения – это насилие не в какой-то частичной сфере проявления человека, а насилие над человеком вообще.
На протяжении веков права и свободы человека в области мировоззрения провозглашались, ограничивались и регулировались в моральных понятиях добра и зла, в религиозных канонах греха и добродетели, в перечне юридически-правовых документов, а также в системе педагогических и бытовых рекомендаций. Центральное место среди этих прав и обязанностей занимали права и обязанности по отношению к религии. Это обусловлено кроме всего прочего и тем, что религия была и до сих пор остается наиболее массовым мировоззрением.
Конституция Испании о свободе совести.
На протяжении ряда последних веков, за исключением коротких периодов действия республиканских конституций в 1873 и 1931 гг., Испания была религиозным католическим государством. Подобная ситуация на деле продолжалась и при режиме Франко, хотя первые шаги по либерализации были сделаны. В 1967г. был принят закон о свободе совести. Однако действие некатолических конфессий на территории Испании было сильно ограничено.
С приходом демократии были созданы условия для обеспечения реальной свободы совести. В конституции 1978г. (ст. 16) провозглашена свобода идеологии, совести и вероисповедания. В соответствии с конституцией Испания – светское государство, тем не менее в основном законе прямо записано, что органы государственной власти, принимая во внимания религиозные убеждения испанцев, обязаны установить и поддерживать отношения сотрудничества с католической церковью, а также с другими религиозными конфессиями (ст. 16, п.3).
Основополагающие положения конституции получили развитие в законе – Генеральном акте о свободе совести 1980г. При его разработке испанские законодатели опирались на межд. опыт в этой сфере и, прежде всего, на нормы, установленные в Европейской конвенции о защите основных прав и свобод человека 1950г. Закон регулирует практические аспекты жизнедеятельности церкви. В нем установлена обязательная регистрация религиозных организаций и общин в минюсте (ст. 5), право создания религиозных ассоциаций (объединений), фондов, различных учреждений. В статье 7 Ген. акта конкретизировано положение конституции относительно сотрудничества властей с церковью, а именно: государство должно реализовывать такое сотрудничество в рамках соответствующих соглашений с религиозными объединениями, имеющими глубокие исторические корни в Испании.
Контроль над законом.
Законом предусмотрен механизм реального обеспечения записанных в нем прав и свобод. Контроль за исполнением норм, устанавливающих свободу совести, возложен на Рекомендательную комиссию по свободе вероисповедания, в деятельности которой участвуют представители правительства, религиозных организации и общин различных конфессии. На нее возложено изучение и рассмотрение вопросов, связанных с применением закона об организации и функционированием реестра религиозных организаций, подготовка соглашений о сотрудничестве между государством и религиозными организациями.
Целям обеспечения гарантируемых конституцией прав и свобод, в т.ч. свободы совести, призваны служить ряд статей уголовного кодекса, предусматривающих уголовное наказание за преступления, связанные с дискриминацией и насилием по религиозным убеждениям.
Порядок регистрации религиозных организаций определен в законе № 142 от 9 янв. 1981г. Религиозные организации получают правовой статус юр. лиц после соответствующей регистрации в реестре религиозных учреждений, который ведется в Ген. дирекции по делам религии минюста. Регистрация имеет достаточно либеральный характер и производится по просьбе заинтересованной стороны на основании нотариально заверенного устава религиозной организации. В нем излагаются ее религиозные цели, официальное название, режим функционирования, юридический адрес, места богослужения и другие. Единственным формальным основанием для отказа в регистрации является несоблюдение требований, предъявляемых к регистрационным документам. Решение о регистрации принимает министр юстиции. В отдельных случаях в порядке консультации он может запросить заключение Рекомендательной комиссии по свободе вероисповедания. После регистрации религиозные организации приобретают полную автономию и право устанавливать свои организационные нормы и внутренний режим. По истечении трехлетнего периода религиозные организации проходят символическую перерегистрацию.
Характерной особенностью законодательства, регулирующего деятельность церкви, является практика заключения государством в соответствии с ранее упомянутым Генеральным актом о свободе совести соглашений с религиозными организациями. Подобные соглашения имеются с католической церковью, протестантской и иудейской федерациями, а также мусульманской комиссией. В них регулируются различные аспекты жизнедеятельности церкви в сфере права, образования, культуры, экономики. Данные документы подлежат одобрению парламентом, после чего они приобретают статус закона.
Испания и католицизм до принятия
закона.
В соглашении по юридическим вопросам за католической церковью признается право свободного осуществления апостолической и благотворительной деятельности на территории Испании, право создания и преобразования епархий, приходов, отправления религиозных обрядов верующими, находящимися в исправительных учреждениях, больницах, гарантируется неприкосновенность культовых учреждений.
В соответствии с положениями эконом. соглашения за католической церковью закреплено право принимать пожертвования от верующих, организовывать сборы. Церковь получает фин. поддержку от государства в виде ежегодно определяемой дотации из госбюджета. Наряду с этим на нужды церкви направляются средства, образуемые из части подоходного налога, уплачиваемого в госбюджет физ. лицами. С 1987г. испанский налогоплательщик может по своему усмотрению направить 0,5% от подоходного налога либо на нужды церкви, либо в госбюджет на соц. цели. На протяжении ряда последних лет количество средств, направляемых гражданами на нужды церкви, неуклонно растет. Государство освобождает от налогов средства и пожертвования, полученные церковью, а также деятельность, связанную с религиозным преподаванием, приобретением предметов культа, публикацией офиц. документов. Церковь освобождается также от уплаты налога на недвижимость за здания, используемые для религиозных целей.
Определено, что религиозное преподавание в учебных заведениях любого уровня не носит обязательного характера. Католическая церковь имеет право открывать свои учебные заведения, деятельность которых осуществляется на основе общего законодательства.
Создан институт военных капелланов, определены отсрочки от призыва для семинаристов, выбор альтернативной службы для священников, предусмотрено освобождение от прохождения воинской службы для епископов и приравненных к ним священнослужителей.
Содержание вышеупомянутых документов, за исключением положения о фин. поддержке государства, легли в основу соглашений, заключенных государством в 1992г. с другими конфессиями – протестантской и иудейской федерациями, а также мусульманской комиссией. Соглашения с этими тремя религиозными объединениями практически типовые, различия обусловлены лишь конфессиональными особенностями.
Испанские законодатели особое внимание уделили вопросу религиозного образования. Положение конституции, гарантирующее право получения религиозного образования в соответствии с религиозными убеждениями (ст. 27, п. 3), нашло свое развитие, помимо вышеупомянутых соглашений государства с религиозными объединениями, в других нормативных актах. В Ген. акте о правах на образование 1985г. определено, что как государственные, так и частные школы обязаны обеспечить идеологическую нейтральность преподавания и уважать религиозные и моральные убеждения учащихся (ст. 18, п. 1). В Ген. акте об общем регулировании образовательной системы 1990г. установлено, что религиозное образование в учебных заведениях должно соответствовать положениям, определенным в соответствующем соглашении между Испанией и Ватиканом, а также, где это возможно, соглашениями государства с другими конфессиями. И, наконец, детальная регламентация вопросов религиозного образования во всех возрастных группах от дошкольного до высшего, нашла отражение в королевском законе № 2438 от 24 дек. 1994г.
Финансовая поддержка.
Финансовая поддержка церкви – другая тема, получившая подробную проработку в испанском законодательстве. В конституции нет прямого указания на то, что государство обязано оказывать фин. помощь церкви. В то же время такая поддержка подпадает под расширительное толкование положения основного закона о необходимости сотрудничества государства с религиозными объединениями. Эти вопросы нашли отражение в упомянутом ранее экономическом соглашении с Ватиканом 1979г. В соглашениях с протестантской и иудейской федерациями и мусульманской комиссией оказание государством прямой фин. помощи не предусмотрено, тем не менее юридических препятствий для пересмотра этих положений в пользу этих религиозных организаций нет. Косвенным образом поддержка им все же оказывается. Это выражается в предоставлении им налоговых льгот, в освобождении от уплаты налогов на определенные виды деятельности. Особенность испанского законодательства в этом вопросе состоит в том, что в соответствии с Ген. актом о свободе совести 1980г. эти положения не распространяются на религиозные организации, не заключившие с государством соответствующие соглашения о сотрудничестве. Тем не менее на них распространяются такие же налоговые льготы, как и на некоммерческие благотворительные организации.
Заключение.
Современная правовая основа, регулирующая деятельность церкви в Испании, в основном была сформирована к началу 90-х гг. Поиски путей по ее совершенствованию продолжаются. Изучаются различные проекты правок к Ген. акту о свободе совести 1980г., суть которых – дальнейшая демократизация испанского общества. Признается, что одну из главных задач – содействие мирному, без потрясений переходу от авторитарного режима к демократии – испанское законодательство в этой сфере выполнило.
Литература.