Конституция РФ – основной закон государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2014 в 17:14, реферат

Описание работы

Конституция как основной закон государства обладает рядом признаков:
В отличие от других законодательных актов она имеет основополагающий характер (закрепляет основы общественно-экономического и государственного строя, права и свободы человека, систему органов государственной власти).
Конституция является ядром системы права, всего текущего законодательства, определяет его характер.
Обладает высшей юридической силой и верховенством.
В отличие от текущего законодательства характеризуется стабильностью (т.е. устойчивостью, неизменностью предписаний в течение длительного времени, что обеспечивается усложнённым порядком её пересмотра и внесения поправок).
Имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….. 3
Глава I. Законодательный процесс в Российской Федерации…………..……….. 4
Глава II. Права и обязанности граждан Российской Федерации………………. 10
2.1 Права и свободы граждан …………………………………………………….. 10
2.2 Обязанности граждан…...…………………………………………………….. 16
Глава III. Гражданство в Российской Федерации………………………………. 17
Заключение……………………………………………………………………….... 20
Библиографический список………………………………………………………. 21

Файлы: 1 файл

право.docx

— 62.42 Кб (Скачать файл)

Принятый Государственной Думой федеральный закон, федеральный конституционный закон, одобренный закон Российской Федерации о поправках к Конституции РФ в течение пяти дней передаются Государственной Думой на рассмотрение Совета Федерации.

Если принятый Государственной Думой федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со ст. 106 Конституции РФ и если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации, то в течение пяти дней этот федеральный закон направляется Государственной Думой Президенту РФ для подписания и обнародования.

Четвертая стадия - рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации. Члены Совета Федерации вправе организовать обсуждение закона в субъектах РФ и при наличии замечаний направляют их в соответствующий комитет.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты. В соответствии со ст. 105 Конституции федеральный закон считается принятым также в том случае, если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации обе палаты парламента могут создать согласительную комиссию из числа своих членов для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. При несогласии Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Думы.

Принятый в указанном порядке федеральный закон Председатель Государственной Думы в течение пяти дней направляет Президенту РФ для подписания и обнародования, одновременно уведомляя об этом Председателя Совета Федерации.

Несколько иной порядок предусмотрен Конституцией (ст. 108) и Регламентом Совета Федерации для одобрения федеральных конституционных законов. Они считаются принятыми, если одобрены большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Пятая стадия – подписание и опубликование Президентом. Конституция РФ (ст. 107) устанавливает, что принятый федеральный закон в течение пяти дней должен быть направлен Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Если он в течение этого срока отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают данный закон.

Принятый обеими палатами парламента РФ федеральный конституционный закон подлежит безусловному подписанию Президентом РФ в течение 14 дней и обнародованию.

Порядок обнародования нормативных актов парламента установлен Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». В соответствии с этим Законом федеральные конституционные и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней со дня их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием признается первая публикация полного текста законов в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

Федеральные законы вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня официального опубликования, если в самом законе не установлен другой срок введения его в действие [2]. 

Глава II. Права и обязанности граждан Российской Федерации

 

2.1 Основные права гражданин

Права гражданина - это права и свободы, закрепляемые за лицом только в силу его принадлежности к государству.

Отличия основных прав и свобод человека от основных прав и свобод гражданина РФ:

1) права и свободы граждан РФ предоставляются им на основании гражданства РФ, в то время как этим объемом прав не обладают иностранные граждане и лица без гражданства;

2) права и свободы человека принадлежат каждому с момента рождения и гарантируются на территории РФ вне зависимости от его гражданства, в свою очередь гражданские права и свободы возникают у лица только с момента принятия гражданства РФ и гарантируются только по отношению к гражданам РФ.

Понятия прав и свобод человека и прав и свобод гражданина РФ соотносятся как часть и целое, так как они оба представляют собой совокупность мер должного и возможного поведения субъектов, но при этом обладают различным объемом права и свободы человека принадлежат всем без исключения, а у граждан РФ есть еще дополнительные гражданские права и обязанности (например, гражданские права - право избирать и быть избранным в органы власти страны; гражданские обязанности - обязательная военная служба), которые возникают с приобретением гражданства РФ, поэтому объем правомочий гражданина РФ всегда несколько шире, чем объем прав человека.

Следует различать понятия «права» и «свободы».

Права - это обеспечиваемая и охраняемая государством возможность что-то делать, осуществлять, иметь, быть гарантированным от чего-либо.

Свободы - это отсутствие каких-либо ограничений в чем-то (например, в поведении, деятельности), что не запрещает закон.

Правам и свободам человека и гражданина посвящена самая большая в Конституции глава 2. Она включает 48 статей, подавляющее большинство которых выражает конкретные права и свободы. В этой главе зафиксированы также конституционные обязанности гражданина Российской Федерации.

 Совокупность прав  и свобод образует определенную систему, отражающую специфику отдельных групп прав и свобод, тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются. В зависимости от сферы общественных отношений, права и свободы разделяют на три группы:

  • гражданские (личные);
  • политические;
  • социальные, экономические и культурные;

Гражданские (личные) права - это права, принадлежащие человеку как биосоциальному существу. Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека. К данной группе прав относятся: 

  • право на жизнь;

  • право на свободу и личную неприкосновенность;

  • право на достоинство личности;

  • право на неприкосновенность жилища;

  • право на неприкосновенность частной жизни;

  • право на национальную и культурную самоидентификацию;

  • свобода совести и свобода вероисповедания;

  • свобода передвижения и выбора местожительства;

  • свобода выбора национальности и языка общения;

  • право на судебную защиту.

Набор этой группы прав и свобод в науке конституционного права наделяют следующими особенностями:

  1. они являются по своей сущности неотчуждаемыми, естественными правами человека, т.е. каждого, и не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства;
  2. они объединяют те права и свободы лица, которые необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства, и другие естественные права, связанные с его личностью, индивидуальной частной жизнью.

Право на жизнь - это основное естественное, неотъемлемое личное право каждого человека. Оно означает, что никто не может быть произвольно лишен жизни (ст. 23 Конституции РФ).

Право на свободу и личную неприкосновенность как недопустимость произвола при применении репрессивных мер. Согласно ст. 22 Конституции «арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов».

Право на охрану государством достоинства личности. В ст.21 Конституции говорится о недопустимости пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Право на неприкосновенность жилища - одно из личных прав человека, означающее, что «никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения» (ст. 25 Конституции РФ).

Неприкосновенность частной жизни, право на личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23 Конституции РФ) означает запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия, право лица на ознакомление с зарегистрированными сведениями о нем (ст. 24 Конституции РФ), а также право на тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений.

Свобода передвижения и выбора места жительства - личное право человека, означающее возможность каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, беспрепятственно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также право на свободный выезд за пределы России и возвращение без каких-либо помех при соблюдении требований закона (ст.27 Конституции РФ).

Свобода совести и свобода вероисповедания (ст. 28 Конституции РФ). Государство не вмешивается в вопросы определения человеком своего отношения к религии.

Право на национальную и культурную самоидентификацию означает, что никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности (ст. 26 Конституции РФ).

Экономические, социальные и культурные права и свободы — это права и свободы, обеспечивающие реализацию и защиту жизненных потребностей человека в экономической, социальной и культурной сферах. Права и свободы этой группы, как и личные права и свободы, не зависят от гражданства и принадлежат каждому человеку. Многие права данной группы детализируются в отраслевом законодательстве: трудовом, пенсионном, семейном, жилищном и др.

К политическим правам относятся права, обеспечивающие возможность участия граждан в общественной и политической жизни страны и осуществлении государственной власти. К данной группе прав относятся:

  • право на объединение (свобода союзов);

  • свобода собраний и манифестаций;

  • право на участие в управлении делами государства;

  • право обращений или петиций.

 

 Право на объединение (свобода союзов и ассоциаций) означает право каждого на образование любого союза в рамках закона, свободу деятельности общественных объединений и их равноправие (ст. 30 Конституции РФ). Особую роль в системе общественных объединений играют политические партии, целью которых является политическая деятельность. Они непосредственно участвуют в избирательных кампаниях, решении государственных проблем.

Свобода собраний и манифестаций означает возможность проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования мирно и без оружия (ст.31 Конституции РФ). Свобода собраний - это возможность собираться, как правило, в закрытых помещениях, в уведомительном или явочном порядке. Митинги как разновидность собраний проводятся обычно под открытым небом и представляют собой публичные выступления, которые завершаются принятием решений. Демонстрации проводятся в виде движения по улицам по установленному маршруту с плакатами и транспарантами, выражающими позицию или требования участников по политическим и социально-экономическим проблемам. Пикетирование представляет собой выражение своего отношения к чему-либо группы людей, стоящих или движущихся вблизи государственных или общественных объектов, правительственных учреждений и др.

Право на участие в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей включает в себя право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, право участвовать в референдуме, право на участие в отправлении правосудия (ст.32 Конституции РФ).

Экономические права и свободы - это совокупность конституционных прав, определяющих юридические возможности человека в экономической сфере и включающих в себя:

  • право частной собственности;
  • право наследования;
  • свободу предпринимательской деятельности;
  • свободу труда.

Право частной собственности. Конституция РФ в основах конституционного строя признает частную собственность, в том числе на землю и природные ресурсы, и ее равную защиту с другими формами собственности. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Информация о работе Конституция РФ – основной закон государства