3.3 Местные бюджетыМестные
бюджеты составляют третий уровень
бюджетной системы Российской
Федерации.
Ст. 14 БК РФ определяет
бюджет муниципального образования
(местный бюджет) как форму образования
и расходования денежных средств,
предназначенных для обеспечения
задач и функций, отнесенных
в предметам ведения местного
самоуправления. За последние годы
на местные бюджеты были переложены
дополнительные расходы по финансированию
социальной инфраструктуры и ряд других
расходов, однако их доходная база не была
расширена. Существующая практика, при
которой до 60 % от суммы налогов, собранных
в муниципальном образовании, уходят в
региональный и федеральный бюджеты, а
собственные расходы покрываются иногда
лишь на 10 % (в муниципальных образованиях
Республики Марий Эл, в Удмуртии, в Камчатской,
Липецкой и др. областях), превращает органы
местного самоуправления в постоянных
просителей. В качестве одной из мер ля
решения вопроса бюджетного обеспечения
местных бюджетов в РФ принят закон «О
финансовых основах местного самоуправления
в Российской Федерации», установивший
единую методологию формирования местных
бюджетов для всех субъектов РФ. Однако
без закрепления за местными бюджетами
реальных размеров доходов, отвечающих
потребностям бюджетов муниципальных
образований, проблему решить невозможно
(в настоящее время БК РФ - ст. 60 -закрепил
за местными бюджетами в полном размере
только государственную пошлину и местные
налоги и сборы. 4. Заключение:За последние
несколько лет анализ экономики России
позволяет подтвердить действенность
и в российских условиях важнейших составляющих
успешной бюджетной политики, определенных
на основе международного опыта. Это -
базирующаяся на реалистичном уровне
государственных обязательств политика
жесткого ограничения государственных
расходов, обеспечивающая низкий уровень
(или полное отсутствие) бюджетного дефицита,
способствующая поддержанию на кредитном
рынке низких процентных ставок, увеличению
финансирования частного сектора. Такая
политика содействует достижению устойчивых
темпов экономического роста, снижению
безработицы, следовательно, и повышению
уровня народного благосостояния. Являясь
основным финансовым планом государства,
главным средством аккумулирования финансовых
средств, государственный бюджет, дает
политической власти реальную возможность
осуществления властных полномочий, дает
государству реальную экономическую и
политическую власть. С одной стороны,
бюджет, являясь всего лишь комплексом
документов, разрабатываемых одной ветвью
власти и утверждаемых другой, выполняет
довольно утилитарную функцию - фиксирует
избранный государством стиль осуществления
управления страной. Бюджет по отношению
к осуществляемой властью экономической
политике является производным продуктом,
он полностью зависит от избранного варианта
развития общества и самостоятельной
роли не играет.Однако именно бюджет, показывая
размеры необходимых государству финансовых
ресурсов и имеющихся резервов, определяет
налоговый климат страны, именно бюджет,
фиксируя конкретные направления расходования
средств, процентное соотношение расходов
по отраслям и территориям, является конкретным
выражением экономической политики государства.
Через бюджет происходит перераспределение
национального дохода и внутреннего валового
продукта. Бюджет выступает инструментом
регулирования и стимулирования экономики,
инвестиционной активности, повышения
эффективности производства, именно через
бюджет осуществляется социальная политика.Бюджет,
является ведущим звеном финансовой системы
любого государства и играет как важную
экономическую, так и политическую роль
в любом современном обществе. Объединяя
в себе основные финансовые категории
(налоги, государственный кредит, государственные
расходы).
2. Государственная поддержка
энергетики
На современном этапе
экономика России характеризуется
высокой энергоёмкостью, в 2-3 раза превышающей
удельную энергоёмкость экономики
развитых стран. Причинами такого положения,
кроме суровых климатических
условий и территориального фактора,
являются сформировавшаяся в течение
длительного периода времени
структура промышленного производства
и нарастающая технологическая
отсталость энергоёмких отраслей промышленности
и жилищно-коммунального хозяйства,
а также недооценка стоимости
энергоресурсов, прежде всего газа,
не стимулирующая энергосбережение.
Степень повышения энергетической
эффективности предопределит долгосрочные
перспективы развития не только энергетического
сектора, но и экономики Российской
Федерации в целом. Ориентация экономики
на энергоёмкий рост угрожает консервацией
технологической отсталости и опережающим
ростом внутреннего спроса на энергоресурсы,
в результате которого даже при достижении
максимальных технически реализуемых
показателей роста их производства
спрос на них сможет быть обеспечен
путём расширения импорта или (и)
ограничения экспорта.
Поэтому целью политики государства
в данной сфере является жесткое
и безусловное достижение намеченных
стратегических ориентиров роста энергоэффективности
с использованием широкого спектра
стимулирующих потребителей энергоресурсов
мер, обеспечивающих:
- структурную перестройку российской экономики в пользу малоэнергоёмких обрабатывающих отраслей и сферы услуг;
- реализацию потенциала технологического энергосбережения.
Для интенсификации энергосбережения
необходимы обоснованное повышение
внутренних цен энергоносителей
экономически оправданными, приемлемыми
для потребителей темпами; постепенная
ликвидация перекрестного субсидирования
в тарифообразовании, прежде всего
в электроэнергетике; продолжение
реформирования жилищно-коммунального
хозяйства. Вместе с тем эффективное
ценовое регулирование является
абсолютно необходимым, но недостаточным
условием интенсификации энергосбережения.
Необходимо осуществление системы
правовых, административных и экономических
мер, стимулирующих эффективное
использование энергии, в том
числе:
- изменение в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" существующих норм, правил и регламентов, определяющих расходование топлива и энергии, в направлении ужесточения требований к энергосбережению; совершенствование правил учета и контроля энергопотребления, а также установление стандартов энергопотребления и предельных энергопотерь и обязательная сертификация энергопотребляющих приборов и оборудования массового применения для установления их соответствия нормативам расхода энергии;
- проведение регулярного надзора за рациональным и эффективным расходованием энергоресурсов предприятий;
- создание дополнительных хозяйственных стимулов энергосбережения, превращающих его в эффективную сферу бизнеса;
- широкая популяризация государством эффективного использования энергии среди населения, массовое обучение персонала; создание доступных баз данных, содержащих информацию об энергосберегающих мероприятиях, технологиях и оборудовании, нормативно-технической документации; проведение конференций и семинаров по обмену опытом, пропаганда энергосбережения в средствах массовой информации и т.д.
Задача состоит в том,
чтобы за счёт целенаправленной государственной
политики обеспечить заинтересованность
потребителей энергоресурсов в инвестировании
в энергосбережение, создать более
привлекательные условия для
вложения капитала в эту сферу
деятельности, снизив возможные финансово-экономические
риски.
Одним из инструментов государственной
политики станет поддержка специализированного
бизнеса в области энергосбережения,
пока слабо развитого в России,
что позволит сформировать экономических
агентов (энергосберегающие компании),
предлагающих и реализующих оптимальные
научные, проектно-технологические
и производственные решения, направленные
на снижение энергоёмкости. Поддержка
энергосберегающего бизнеса предполагает
переход от прямой финансовой помощи
со стороны государства к формированию
системы реализации эффективных
бизнес-проектов в соответствующей
сфере, страхования коммерческих и
некоммерческих рисков.
Мероприятия по энергосбережению
и эффективному использованию энергии
должны стать обязательной частью региональных
программ социально-экономического развития
регионов, в том числе региональных
энергетических программ.
Бюджетная эффективность
энергетики
Энергетический сектор связан
сложными и разнообразными взаимоотношениями
с государственным бюджетом, являясь
основным источником формирования его
доходной части и получателем
государственных средств, оказывая
влияние на формирование и исполнение
бюджетов всех уровней. Обеспечение
эффективности указанных взаимоотношений
является важнейшей государственной задачей
и основной целью политики, направленной
на достижение бюджетной эффективности
энергетики.
Основными принципами этой
политики являются:
- устойчивая перспектива – заблаговременное и обоснованное определение государством необходимых прогнозных объёмов прямых поступлений в бюджет от организаций энергетического сектора;
- комплексная оценка – учёт текущих и перспективных результатов изменения структуры и стоимости государственной собственности, сокращения будущих расходов в смежных отраслях;
- сбалансированность – соответствие роста капитализации энергетического сектора и объёма обеспечиваемых им бюджетных поступлений;
- последовательность и целенаправленность в использовании государственных средств, а также инвестиций, осуществляемых под контролем государства.
Государственная инвестиционная
политика в ТЭК предусматривает
решение задач наращивания объёма
инвестиций и изменения их структуры.
Меры государственной поддержки
инвестиций в ТЭК предусматривают:
- улучшение предпринимательского климата, создание ясных и стабильных правил экономической деятельности компаний, в первую очередь на основе предсказуемого и сбалансированного режима налогообложения и нормативно-правовой базы, защищающей и гарантирующей соблюдение прав инвесторов;
- совершенствование амортизационной политики;
- совершенствование государственного ценового (тарифного) регулирования в сфере естественных монополий;
- содействие снижению предпринимательских и некоммерческих рисков инвестирования, поддержка программ комплексного страхования;
- совершенствование нормативно-правовой базы в сфере участия инвесторов (в том числе иностранных) в создании объектов добычи, производства и транспортировки топливно-энергетических ресурсов (в том числе обоснованное использование соглашений о разделе продукции и концессионных соглашений для реализации уникальных и дорогостоящих проектов);
- совершенствование лицензионной политики, устранение необоснованных административных барьеров;
- развитие лизинговых отношений.
Государственная поддержка
будет направлена прежде всего на
стимулирование экономической мотивации
частных инвестиций, её характер будет
различаться в зависимости от
отраслевой специфики. Прямая поддержка
в виде финансирования из бюджетов
всех уровней будет осуществляться
в соответствии с проектами, имеющими
стратегическое значение или высокую
социальную значимость.
Несмотря на ограничение
прямого бюджетного финансирования,
государственная поддержка инвестиций
в ТЭК отнюдь не предусматривает
отказа от инвестиций, осуществляемых
под контролем государства. В
частности, инвестиционные программы
развития государственной атомной
энергетики, единой национальной электрической
сети (осуществляемые федеральной сетевой
компанией), системы магистральных
газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов,
комплексного освоения месторождений
в новых регионах и портовой инфраструктуры
будут рассматриваться и утверждаться
Правительством Российской Федерации
или уполномоченными им федеральными
органами исполнительной власти и финансироваться
за счёт собственных средств организаций
и привлеченных средств инвесторов
при обеспечении с использованием
регулируемых цен (тарифов) на услуги
соответствующих организаций экономически
обоснованной доходности инвестированного
капитала.
Государственная инвестиционная
политика предусматривает поддержку
субъектами Российской Федерации инвестиционных
проектов, связанных с производством
и транспортировкой энергетических
ресурсов, (в большей степени малых
и средних объектов), создание специальных
экономических условий, обусловливающих
рост производства и занятости на
территориях соответствующих регионов.
Важным направлением государственной
промышленной политики является развитие
производства в России современного
энергетического, угольного и нефтегазового
оборудования и технологий, основных
материалов для ТЭК.
В соответствии с принципами
политики бюджетной эффективности
предполагается дальнейшее совершенствование
форм и методов государственной
поддержки отечественного машиностроения
для ТЭК. Продолжится поддержка
перспективных инвестиционных проектов
в первую очередь за счёт субсидирования
из федерального бюджета процентных
ставок по кредитам, привлекаемым для
осуществления проектов, а также
путём предоставления гарантий от коммерческих
и некоммерческих рисков. Важными
резервами повышения инвестиционной
привлекательности машиностроительных
компаний станут их интеграция и укрупнение.
Исходя из основных принципов
национальной промышленной политики,
будет активно поддерживаться кооперация
с ведущими зарубежными компаниями
как в части организации совместных
производств на территории России в
различных формах, так и в части
развития производств на основе передовых
зарубежных технологий.
Повышение конкурентоспособности
продукции предприятий топливно-энергетического
машиностроения приведет к росту
спроса на их продукцию, росту доходов,
формированию источников для активизации
инновационной деятельности и модернизации
производства и в конечном счёте к существенному
увеличению доходной части бюджетов.
Продолжится государственная
поддержка деятельности ТЭК путём
субсидирования процентных ставок по
кредитам, привлекаемым для создания
сезонных запасов топлива и ремонта
энергооборудования, компенсации разницы
в тарифах для промышленных потребителей
в отдельных регионах, финансирования
завершения работ по ликвидации особо
убыточных шахт и разрезов, и финансирования
отдельных мероприятий федеральных
целевых программ.
Список литературы
1.Бюджетный кодекс Российской
Федерации. Принят ГД РФ и
одобрен СФ РФ 17.07.98.