Контрольная работа по "Истории политических и правовых учений"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 14:09, контрольная работа

Описание работы

Работа содержит 2 ответа на вопросы по дисциплине "История политических и правовых учений"

Содержание работы

1. Составьте сравнительную таблицу по теме "Сходство и различие политико-правовых концепций Платона и Аристотеля" по следующим критериям: сущность и происхождение государств, учение о формах правления, собственность, земля, закон, справедливость, рабство, равенство.
2. Раскройте политико-правовую концепцию славянофилов (сер. XIX в.), ее теоретическую и философскую основу.

Файлы: 1 файл

_ИСТОРИЯ политических и правовых учений - копия.doc

— 81.00 Кб (Скачать файл)

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

 

 

 

 

 

 

 

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я       Р А Б О Т А

 

По предмету: История политических и правовых учений

Вариант I

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 1 курса

 

 

 

,2011

 

 

 

 

 

 

 

Вариант I

1. Составьте сравнительную  таблицу по теме "Сходство и  различие политико-правовых концепций  Платона и Аристотеля" по следующим критериям: сущность и происхождение государств, учение о формах правления, собственность, земля, закон, справедливость, рабство, равенство.

2. Раскройте политико-правовую  концепцию славянофилов (сер. XIX в.), ее теоретическую и философскую основу.

 

 

 

 

 

 

Задание №1

Таблица по теме "Сходство и различие политико-правовых концепций Платона и

Аристотеля

Критерии оценок

Платон

Аристотель

сходство

различие

сходство

различие

Сущность и происхождение  государств

Государство - это полис

Государство сходно с  личностью. Идеальное государство  – это полис, подразделенное на три  начала: совещательное - правители; защитное-воины; деловое-производители.

Государство - это полис

Органическая теория происхождения государства (возникает  по природе вещей). Государство подобно первичным формам общения: семья, поселение, государство, последнее высшее из них.

Учение о формах правления

Тирания - наихудшая форма правления

Пять форм правления: аристократия (наилучшая), тимократия, олигархия, демократия, тирания.

Тирания - наихудшая форма  правления

Формы правления различаются:    1) правильные (монархия, аристократия, полития - наилучшая)       2)неправильные    ( тирания, олигархия демократия).

Собственность

Собственность должна быть умеренных и средних размеров.

Отрицание частной собственности.

Собственность должна быть умеренных и средних размеров.

Оправдывает частную  собственность.

Земля

 

Пользование землей на правах владения.  Надел считается общей собственностью государства.

 

Отвергает форму коллективной собственности.




Продолжение таблицы

Критерии оценок

Платон

Аристотель

сходство

различие

сходство

различие

5.

Закон

 

Суровые законы, которые  жестко регламентируют все сферы  жизни общества и государства  в целом. Принцип законности.

 

Выделяет писанный и  неписанный закон. Под неписанным понимаются правовые обычаи. Принцип верховенства закона.

6.

Справедливость

 

Каждое начало должно заниматься своим делом и не вмешиваться  в дела других; иерархическая соподчиненность  всех начал во имя целого.

 

Единые представления  о справедливости. 2 вида справедливости: уравнивающая и распределяющая.

7.

Рабство

Оправдание рабства

Граждане будут снабжены достаточным количеством рабов.

Оправдание рабства

Отношения господина  и раба являются элементом семьи, а не государства. Государство-это общение между равными, а в семье отношения строятся на неравенстве.

8.

Равенство

Люди не равны по природе

Потребительское равенство. Разделение должно быть таким, чтобы  все части были вполне равны и  в отношении качества.

Люди не равны по природе

Равенство между членами  общины в зависимости от ценности каждого из них.




 

Задание №2

 

Становление самобытной русской философии началось в XIX веке с постановки и осмысления вопроса об исторической судьбе России.

На рубеже 30—40-х гг. в среде дворянской интеллигенции сложились два противоположных течения русской общественно-политической мысли: славянофильство и западничество.

В данной работе будет  раскрыта политико-правовая концепция  слвянофилов.

Славянофилы - представители либерально настроенной дворянской интеллигенции, поддерживающие учение о самобытности и национальной исключительности русского народа. Для них характерно неприятие западноевропейского пути социально-политического развития, даже противопоставление России Западу, защита самодержавия, православия, некоторых консервативных, точнее-патриархальных, общественных институтов. Но в отличии от теории «официальной народности», последователи которой также разделяли эти идеи, славянофильство было оппозиционным течением в русской общественной мысли.

Сходство взглядов славянофилов и западников заключается в том, что и те и другие выступали  за отмену крепостного права сверху и проведение ряда реформ -- судебной, административной и др., буржуазных по своей сущности, ратовали за развитие промышленности, торговли, просвещения, за свободу слова и печати, не принимали николаевскую политическую систему.

Но противоречивость взглядов славянофилов, сочетание в  их воззрениях прогрессивных и консервативных черт до сих пор вызывают споры об оценке славянофильства как идейного направления и о его месте в русской общественной мысли. Следует также иметь в виду, что и среди самих славянофилов не было единства мнений. Их споры между собой порой носили не менее острый характер, что с западниками.

Славянофильство как  идейное течение русской общественной мысли заявило о себе в 1839 г., когда  два его основоположника Алексей  Степанович Хомяков и Иван Васильевич Киреевский выступили со статьями: первый "О старом и новом", второй - "В ответ Хомякову" (с несогласием некоторых положений Хомякова). В этих статьях, несмотря на разные подходы к проблеме прошлого, настоящего и будущего России, были сформулированы основные, общие для обоих авторов, положения славянофильской доктрины. Обе статьи не предназначались для печати, но широко распространялись в списках и оживленно обсуждались.

Конечно, и до этих статей различными представителями русской  общественной мысли высказывались  славянофильские идеи, но они тогда  еще не обрели стройной системы. Славянофильство как идейное направление оформилось к 1845 г. - ко времени выпуска трех славянофильских по содержанию книжек журнала "Москвитянин". Редактор журнала М. П. Погодин придерживался, как было сказано, консервативных взглядов, но он охотно предоставлял славянофилам печатать в нем свои статьи, так как правительство не разрешило им иметь свой периодический орган.

В 1839-1845 гг. сложился и славянофильский кружок. Его составляли высокообразованные и безусловно талантливые люди. Душой кружка был А. С. Хомяков.

В общество славянофилов входила и замечательная семья Аксаковых - братья Константин и Иван, а также их отец - известный писатель. Позже в кружок вошли публицисты А.И. Кош и Ю. Ф. Самарин, впоследствии о активно участвовавшие в подготовке и проведении реформ; ученые-публицисты Ф. В. Чижов и Д. А. Валуев.

Славянофилы оставили богатое  наследие в различных областях человеческого  знания. Иван и Петр Киреевские считались  признанными авторитетами в области  богословия и истории литературы, Алексею Хомякову не было равных в знании всех тонкостей богословия, Константин Аксаков и Дмитрий Валуев занимались русской историей, Александр Кошелев и Юрий Самарин - социально-экономическими и политическими проблемами, Федор Чижов - историей искусства.

Для теоретического обоснования национального пути развития России славянофилы обращались к западно-европейской, главным образом, немецкой классической философии.

Термин "славянофилы", по существу, случаен. Это название им было дано в пылу полемики их идейными оппонентами западниками. Сами славянофилы первоначально открещивались от этого названия, считая себя не славянофилами, а "русолюбами" или "русофилами", подчеркивая, что их интересовала преимущественно судьба России, русского народа, а не славян вообще. А. И. Кошелев указывал, что их, скорее, всего следует именовать "туземниками" или, точнее, "самобытниками", ибо основная их цель состояла в защите самобытности исторической судьбы русского народа не только в сравнении с Западом, но и с Востоком.

Славянофильство как  идейно-политическое течение русской общественной мысли сходит со сцены примерно к концу 70-х годов XIX в.

Основная идея славянофилов-доказательство самобытного пути развития России, точнее - требование "идти" по этому пути. Община в представлении славянофилов - "союз людей, основанный на нравственном начале", - типично русское учреждение. "Община, - писал А. С. Хомяков, - одно уцелевшее гражданское учреждение всей русской истории. Отними его - не останется ничего; из его же развития может складываться целый гражданский мир". Община импонировала славянам тем, что в ней с ее регулярными переделами земель царит особый нравственный климат, который проявляется в "мирском согласии на мирском сходе", а в древности - на вече.

Развитию этих качеств  как нельзя лучше способствует православная церковь. Она рассматривалась теоретиками славянофильства как решающий фактор, определивший характер русского народа. Православная церковь, в отличие от рационалистического католицизма, никогда не претендовала на светскую власть, всецело ограничиваясь сферой веры и духа. Именно поэтому развитие России шло по пути "внутренней правды", нравственного совершенствования и "развития духа", в то время как на Западе - по пути "внешней правды", т. е. по пути развития формальной законности, "вовсе не заботясь о том, нравственен ли сам человек".

Славянофильство приняло  версию о "добровольном призвании" власти как начальном моменте  русской государственности. Вследствие этого власть здесь, в отличие  от Запада, не противостояла народу, напротив, она была желанной защитницей, "званым гостем" народа, осознавшего необходимость установления государства. В России не сложились и классы в западноевропейском понимании этого слова.

В результате в русской  истории не было социальной розни, внутренних потрясений. По мнению славянофилов, революционные потрясения в России невозможны и потому, что русский народ политически индифферентен. Он никогда не претендовал на политические права и государственную власть, жил в своем общинном мире, совершенствуя те высокие нравственные качества, которые ему свойственны. Власть, в свою очередь, выполняла присущие ей функции, не вмешиваясь в дела "земли" (мира), в необходимых случаях собирала земские соборы и спрашивала мнение "земли" по тем или иным общегосударственным вопросам. Эти силы развивались как бы параллельно, не вмешиваясь в дела друг друга. Поэтому между властью и "землей" установились добрые, патриархальные отношения.

Славянофилы стремились доказать, что русскому народу органически  присущи социальный мир и неприятие  революционных переворотов. Если и были смуты в прошлом, то они были связаны не с изменой высшей власти, а с вопросом о законности власти монарха. Русский народ (по своей природе негосударственный) не должен вмешиваться в политику, предоставив монарху всю полноту власти. Но и самодержец должен править, не вмешиваясь во внутреннюю жизнь народа, но считаясь с его мнением. Отсюда требование славянофилов созыва совещательного Земского собора, который выражает мнение народа, выступает в роли "советчика" царя. Отсюда также и требование свободы слова и печати для свободного выражения общественного мнения.

Защита самодержавия как наиболее приемлемой для русского народа формы власти уживалась у  славянофилов с критикой конкретного  носителя этой власти и его политической системы, в данном случае Николая I.

Славянофилы даже допускали  мысль об ограничении самодержавия, но считали, что в России пока нет  еще такой силы, которая была бы способна это сделать. Не может ограничить власть монарха и представительное правление, ибо в нем главную роль будет играть дворянство - "самое гнилое у нас сословие". Поэтому самодержавие в данный момент в России необходимо.

Славянофилы приветствовали блага современной им цивилизации - распространение фабрик и заводов, строительство железных дорог, внедрение достижений науки и техники. Они нападали на Петра I не за то, что он использовал достижения западноевропейской цивилизации (это они считали его заслугой), а за то, что он "свернул" Россию с ее "истинных" начал. Они полагали, что заимствуя у Запада полезное, можно было бы вполне обойтись без ненужной ломки коренных русских устоев, традиций и обычаев.

Таким образом, они вовсе  не считали, что будущее России в  ее прошлом. Приверженцы славянофильских  идей призывали идти вперед по тому "самобытному" пути, который убережет страну от революционных потрясений. Характерно, что крепостное право они считали одним из "нововведений" Петра I (хотя и не западным) и выступали за его отмену не только из экономических соображений-считали его очень опасным в социальном смысле. "Из цепей куются ножи бунта",- писал К. С. Аксаков.

А.И. Кошелев в 1849 г. даже задумал создать "Союз благонамеренных  людей" и составил программу "Союза", предусматривавшую постепенное  освобождение крестьян с землей. Эту  программу одобрили все славянофилы.

Петровская европеизация России, как считали славянофилы, коснулась, к счастью, только верхушки общества - дворянства и "власти", но не народных низов. Вот почему такое большое внимание славянофилы уделяли простому народу, изучению его быта, ибо, как они утверждали, "он (народ) только и сохраняет в себе народные, истинные основы России, он только один не порвал связи с прошедшей Русью". В изучении народных традиций и быта особенно значительный вклад внес П.В.Киреевский. Однако его труды из-за цензурных стеснений не могли появиться в печати в николаевскую эпоху и были опубликованы в 10 томах уже в пореформенное время.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории политических и правовых учений"