Контрольная работа по "Политологии "

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 06:18, контрольная работа

Описание работы

Политика, политология, или политическая наука — наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством. Оформилась как самостоятельная отрасль научного знания в конце 1940-х; до того рассматривалась как одно из направлений в философии

Содержание работы

Введение.
1.Предмет политологии.
2.Понятие микрополитика.
3.Понятие историческая роль насилия.
4.Коллективное право, право народа, права человека.
5.Тип лидерства. Функции лидера.
6.Основные признаки и типы демократии.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 35.32 Кб (Скачать файл)

 

Министерство сельского хозяйства

Факультет дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по политологии

 

 

 

 

 

                                                                  Выполнил:Ударцева Н.В.

                                                                  Группа: ЭБ-32

                                                                  №зачетки: БС-100456

                                                                  Проверил:

          

 

 

 

 

 

Тюмень,2012

 

 

Содержание:

   Введение.

1.Предмет политологии.

2.Понятие микрополитика.

3.Понятие историческая роль насилия.

4.Коллективное право, право народа, права человека.

5.Тип лидерства. Функции лидера.

6.Основные признаки и типы демократии.

   Список  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             

 

 

Введение

 

Политика, политология, или  политическая наука — наука о  политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности  людей, связанной с властными  отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими  институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между  людьми, обществом и государством. Оформилась как самостоятельная  отрасль научного знания в конце 1940-х; до того рассматривалась как  одно из направлений в философии. В СССР официально считалась буржуазной лженаукой. В рамках системно-управленческого  подхода в политологии объектом изучения политологии являются процессы и эффективность политического  управления всеми видами технологий и процессов жизнедеятельности  в государстве. В качестве логической основы системы политического управления рассматривается идеология. При  системно-управленческом подходе в  политологии формулируются Функции  и роли идеологии, политической культуры, гражданского общества (как субъекта и объекта политического управления), разработана система коэффициентов  для количественной оценки эффективности  политического управления и оценки деятельности политических субъектов (политических партий). 
Политология занимает видное место среди наук об обществе. Это место определяется тем, что политология изучает политику, роль которой в жизни общества очень велика. Политика связана со всеми сферами общества и активно воздействует на них. Она воздействует на судьбы стран и народов, на отношения между ними, влияет на повседневную жизнь человека. Вопросы политики, политического устройства, демократии, политической власти, государства касаются всех граждан, затрагивают интересы каждого. Поэтому проблемы политики, политической жизни никогда не утрачивали и тем более не утрачивают сейчас актуального значения буквально для всех членов общества.

 

 

1.В политологии, как и в подавляющем большинстве других обществоведческих наук, вопрос о её предмете трактуется далеко не однозначно. Можно выделить три основные точки зрения на этот счёт.

1. Политология представляет  собой лишь одну из наук  о политике, наряду с политической  философией, политической социологией,  политической психологией, политической  антропологией, политической географией  и т.п.

В рамках этого подхода  особое значение для понимания предмета политологии имеет соотношение  политологии и политической социологии. Как самостоятельная отрасль  науки политическая социология утверждается на Западе в 30-50 гг. 20 в. как наука  на стыке двух дисциплин – политологии  и социологии. Одним из авторов, наиболее активно пропагандирующим и формулирующим  специфику, особый предмет этой науки  является американский учёный Сеймур Липсет.

С. Липсет трактует предмет  политологии очень узко – это  изучение преимущественно институциональных  аспектов политики, прежде всего устройства и деятельности государства, других органов и механизмов политической власти. Политическая же социология определяется им как дисциплина, изучающая взаимоотношения  между обществом и государством, между социальным строем и политическими  институтами. Итак, специальной областью политической социологии С. Липсет объявляет отношения между политическими и другими социальными институтами. Большинством учёных на Западе политическая социология понимается как отрасль социологического знания, изучающая политику как сферу общественной жизни, как социальный институт.

Что касается предмета, то это:

 а) изучение влияния  политики на общество (т.е. социальных  последствий принимаемых политических  решений);                                                            б) изучение влияния общества на политику (общественного мнения, политических ожиданий – на принятие политических решений; механизмов влияния общества и различных социальных групп на политические партии, их лидеров, на процесс принятия политических решений);                           в) изучение неинституциональных элементов политики, таких как политическое сознание, политическая психология общества и отдельных групп (прежде всего, психология избирателей, неформальных лидеров, неформальных политических объединений), политическая социализация личности и др.

2. Отсюда – второй подход  к пониманию предмета политологии.  Он заключается в отождествлении  политологии и политической социологии. Его попыталась сформулировать  французский политолог М. Гравитц:  «...политическую науку можно определить  как изучение того, как люди  используют институты, регулирующие  их совместную жизнь, и изучение  идей, приводящих в движение людей... Можно сказать, что в предмете  политической науки тесно переплетены  идеи, институты и люди». Этой  же точки зрения придерживается  М. Дюверже и ряд других известных  политологов: М. Хеттих, О. Берг-Шлоссер  и др.

3. Согласно третьей точке  зрения политология понимается  как общая, интегральная наука  о политике во всех ее проявлениях,  включающая в качестве составных  частей политическую социологию, политическую философию, политическую  психологию и т.д. Как отмечает  итальянский политолог Дж. Сартори,  необходимо отказаться от «скверной  привычки превращать политическую  науку в единственном числе  во множественные политические  науки».

Итак, большинство ученых согласно в том, что политическая наука едина в своей основе и в то же время внутренне дифференцирована. В связи с этим встает вопрос об отраслях, или разделах политической науки.

2. Микрополитика - это устойчивая целенаправленная деятельность руководителя и сотрудников организации по осуществлению с помощью влияния на власть и организационный порядок личных интересов, противоречащих официальным целям, ценностям и предписаниям организации.

 

 

Аспекты микрополитики:

1. Микрополитика - это не любые  противоречащие официальной линии  действия, а устойчивая перспективная  целенаправленная деятельность;

2. Микрополитика - деятельность  по реализации личных интересов,  не совместимых с провозглашёнными  в организации ценностями и  целями, противоречащих официальным  установкам. В этом смысле микрополитика  противоречит макрополитике;

3. Питательная среда микрополитики  - конфликты между личными и  организационными интересами;

4. Главные цели микрополитики  - власть в организации, её обретение,  использование и удержание, а  также влиятельные должности  или позиции, связанные с распределением  ресурсов;

5. Микрополитика - это индивидуальная  или складывающаяся на индивидуальной  основе групповая деятельность (в  основе - личные, индивидуальные действия);

6. Микрополитика - это неформальные  отношения, противостоящие формальным  структурам;

7. Микрополитика представляет собой  скрытую, теневую, закамуфлированную  деятельность; внешне она не видна;

8. Микрополитика наиболее полно  проявляется в запретном или  свободном от организационного  регламента пространстве .

Проявления микрополитики:

- Коррупция. (от лат. corrumpere — растлевать, лат. corruptio — подкуп, порча) — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам.

- Протекционизм (от лат. protectio - прикрытие, покровительство) - политика государства, направленная на защиту внутреннего рынка, с одной стороны, и активное поощрение выхода национальных компаний на внешние рынки - с другой.

 

3. Политика издавна связывается или даже отождествляется с насилием. Как уже отмечалось, ее важнейшим отличительным признаком является применение организованного насилия. Легальное политическое насилие на своей территории осуществляет лишь государство, хотя его могут применять и другие субъекты политики: партии, террористические организации, группы или отдельные личности.

Насилие представляет собой  преднамеренное действие, направленное на уничтожение человека (или других живых существ) или нанесение  ему ущерба и осуществляемое вопреки  его воле. Насилие может быть физическим, экономическим, психологическим и  др. Применительно к политике, говоря о насилии, обычно имеют в виду физическое насилие (или ненасилие) как средство ее осуществления.                                        Политическое насилие отличается от других форм не только физическим принуждением и возможностью быстро лишить человека свободы, жизни или нанести ему непоправимые телесные повреждения, но также организованностью, широтой, систематичностью и эффективностью применения. В относительно спокойные, мирные времена его осуществляют специально подготовленные для этого люди, обладающие оружием и другими средствами принуждения, объединенные жесткой организационной дисциплиной и централизованным управлением, хотя в периоды восстаний и гражданских войн круг субъектов насилия значительно расширяется за счет непрофессионалов.

Насилие — неотъемлемая сторона всей человеческой истории. В политической и общественной мысли  встречаются самые различные, в  том числе прямо противоположные  оценки роли насилия в истории. Некоторые  ученые, например Евгений Дюринг, приписывали  ему решающую роль в общественном развитии, сломе старого и утверждении  нового.

Близкую к такой оценке насилия позицию занимает марксизм. Он рассматривает насилие как  неотъемлемый атрибут классового общества. Согласно марксизму, на протяжении всего  существования частнособственнического  общества движущей силой истории  является классовая борьба, высшим проявлением которой выступает  политическое насилие. С ликвидацией  классов из жизни общества постепенно исчезнет и социальное насилие. Попытки  на практике реализовать марксистские идеи обернулись для человечества эскалацией социального насилия, огромными  людскими потерями и страданиями, но так и не привели к безнасильственному миру.

4. Наряду с индивидуальными правами человека существуют и, коллективные права: право народа, право нации, право общности и ассоциации. Они не являются естественными правами, поскольку формируются и кристаллизуются по мере становление интересов той или иной общности или коллектива. Их нельзя рассматривать как сумму индивидуальных прав лиц, входящих в ту или иную общность или коллектив. Это качественно иные свойства, определяемые целями и интересами коллективного образования. Однако как бы ни были многообразны эти права, их правомерность должна неизменно проходить проверку «человеческим измерением» — правами индивидуума. Коллективные права никогда не должны игнорировать права человека, противоречить им либо подавлять их (исключением являются чрезвычайные ситуации, представляющие угрозу жизни народа, нации). Если коллективные права ведут к ущемлению прав отдельного человека, значит, цели, объединяющие такую общность, антигуманны и противоправны. Они должны находиться в гармонии с индивидуальными правами, проверяться ими на «качество». 
В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

Основными из них являются:

  • признание прав и свобод человека высшей ценностью, принадлежность их человеку от рождения;
  • осуществление прав и свобод человеком без нарушения прав и свобод других лиц — равенство всех перед судом и законом;
  • равенство мужчины и женщины;
  • приоритет общепризнанных международных норм перед законами России;
  • строго определенные условия, допускающие ограничение нрав законом;
  • запрещение использования прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти для пропаганды насилия и войны.

 

 

5. Лидерство – это управленческие взаимоотношения  между  руководителем  и последователями, основанные на эффективном  для  данной  ситуации  сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к  достижению общих целей.

Обязательное  условие  лидерства  -  обладание  властью  в   конкретных

формальных или неформальных организациях самых разных уровней  и масштаба  от государства  и  даже  группы  государств  до  правительственных  учреждений,

местного самоуправления  или  народных  и  общественных  групп  и  движений. Формализованная власть лидера  закрепляется  законом.  Но  во  всех  случаях лидер имеет социальную и психологическую,  эмоциональную  опору  в  обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют.

Выделяют формальное и  неформальное лидерство. В первом  случае  влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности.  Процесс  влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы получил  название неформального лидерства.

Считается, что идеальным  для лидерства является  сочетание  двух  основ

власти: личностной и организационной.

Функции:

Планирование. В каждой организации должен существовать план, желательно согласованный, чтобы лучше стимулировать выполнение поставленной задачи. Лидер должен не только знать, как добраться из точки, в которой он находится в данный момент туда, куда нужно, но и знать какие усилия надо приложить, чтобы это осуществить, добиться прогресса.

Определение целей. Хоть это и звучит довольно просто, но справиться с этой функцией достаточно тяжело, так как цели должны быть четко согласованы с теми, кто их будет добиваться, а не просто поставлены перед каждым работником.

Общение. Лидер должен уметь максимально четко разъяснять планы и цели, знать ответ на вопрос: «Почему мы делаем так, а не иначе?»

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии "