Контрольная работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 13:15, контрольная работа

Описание работы

Политическое лидерство - весьма важная, и в силу его личностного характера, одна из интереснейших проблем политологии. Известный французский профессор Жан Блондель в книге «Политическое лидерство», справедливо заметил, что лидерство так же старо, как и человечество. Оно универсально и неизбежно. Оно существует везде: в больших и малых организациях, в бизнесе и религии, в уличных шайках и массовых демонстрациях.
Мне кажется что знания о лидерстве никому и никогда не помешают, особенно в наше непростое бурное время, когда то там то тут возникают на пустом месте всевозможные политические организации.

Содержание работы

Введение………………………………………………2
Роль личностных качеств лидера в политике……….3
Образы политических лидеров………………………11
Библиографический список………………………….15

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 38.86 Кб (Скачать файл)

                          Министерство образования и науки  

                                        РФ ФГБОУ ВПО

«Сибирский Государственный  Технологический Университет»

 

 

                                     Факультет  ЗДО ЛТФ

                           Кафедра  Политологии и права

 

             Контрольная работа по дисциплине Политология

 

 

 

 

                                               

 

                                                                     

                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 Введение………………………………………………2

 Роль личностных качеств  лидера в политике……….3

 Образы политических  лидеров………………………11

 Библиографический список………………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Политическое  лидерство - весьма важная,  и в силу   его личностного

характера, одна из интереснейших  проблем политологии. Известный  французский  профессор Жан Блондель в книге «Политическое  лидерство»,  справедливо заметил, что лидерство так же старо, как и человечество. Оно универсально  и неизбежно. Оно существует везде: в больших и малых организациях,  в  бизнесе и религии, в уличных  шайках  и  массовых  демонстрациях. 

Мне  кажется  что знания о лидерстве никому и никогда не помешают, особенно в  наше  непростое бурное время, когда то там то тут возникают на  пустом  месте  всевозможные политические организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РОЛЬ  ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ЛИДЕРА В ПОЛИТИКЕ

 

Проводя параллель между  личными качествами и влиянием политического  лидера, определенно можно сказать, что связь между этими двумя  понятиями остается достаточно туманной. Несомненно, биографии и автобиографии  дают информацию о политическом лидере, расшифровав и детально проанализировав  которые можно понять и возможно спрогнозировать решения данного  лидера, что имеет большое значение в политической науке. В различных  психоаналитических и биографических исследованиях были проведены попытки  связать влияние политических лидеров  с особенностями их личностных качеств  или с различными событиями из детства, но все же роль личностных качеств остается недоказанной.Политология нуждается в осознании роли личности, чтобы определить потенциал лидера при влиянии на политический процесс. Очень важно суметь разложить черты личности на составные части, и определить их сочетания и влияние на лидера. Подробный системный анализ необходим для получения методики оценки корней личностного влияния, а также связать компоненты личности с влиянием лидера. Относительно политического лидерства исследования начались достаточно недавно, если не рассматривать многолетнюю традицию оценок конкретных политических деятелей.  стоит отметить, что исследований, проведенных в области психологии, гораздо больше исследований, основанных на общем анализе. Но даже в рамках общепринятой психологии пока ещё не выработано всеобъемлющего системного подхода, который можно было бы применить к политике, кроме того, результаты зачастую противоречили друг другу или были недостаточно точны. Проанализированные примеры обычно являлись достаточно простыми. Для оценки роли таких факторов, как социальное происхождение, сферы профессиональной деятельности, уровня образования и идеологических предпочтений в отборе лидеров, были предприняты попытки анализа их биографий. И хотя направленность этих исследований была более социологической, чем психологической, все же исследования индивидуальности и исследование элит в определенной степени дополнили друг друга. Психологический анализ стал более общим, например, проявилось внимание к определению “измерений”, применимых ко всем типам политических лидеров.

Представители политических элит ни когда не состояли в пропорциональном соотношении с руководимыми ими народными массами различных социальных групп. В основном люди, приходящие к власти и претендующие на роль политических лидеров – это мужчины старше 50 лет; достаточно небольшая доля, которых (около 2%) имеют высшее образование и в массе своей принадлежат к среднему или высшему классам.  Данное соотношение, конечно, может меняться в зависимости от страны, региона и государственного строя конкретного государства, так, представителей рабочего класса значительно больше в политических кругах в коммунистических странах.  Но в целом гражданские служащие, военнослужащие, юристы, преподаватели имеют больше шансов стать политическими лидерами. Существует такая точка зрения, что возраст или сфера профессиональной деятельности не оказывают ощутимого влияния на эффективность работы политического лидера. В связи с этим факторы, определяемые социальным происхождением, не осуществляют заметного воздействия на влияние лидеров. Такой вывод нашел косвенное подтверждение в работе Рийэя и Филлипса, посвященной революционным лидерам . Многие революционеры позиционировали себя как представитель низшего, чтобы усилить свой рейтинг доверия среди основного населения государства, однако биографические исследования показывают, что основная масса революционеров — из того же социального слоя, что и предыдущие политические лидеры.Среди них были и юристы, и военные, значительное большинство получило высшее образование; это не были очень молодые люди; они в основном представляли этнические и политические группы. Большинство из них вы росло в “нормальных” семьях.Хотелось бы рассмотреть один достаточно интересный фактор, который определенно оказывает воздействие на приоритеты лидера и его эффективность: каким по счету ребенком он родился в семье. что касается британских премьеров и американских президентов, то прослеживается явная взаимосвязь меж-ду тем, были ли они единственными детьми в семье, а также были ли они старшими или младшими. Исходя из этого, можно сделать два вывода:

- единственные или первые дети с кризисными ситуациями справляются лучше, чем с обычными. Самое интересное в данной ситуации — это то, что электорат, видимо подтверждает данный факт.  Если выборы президента в США разделить на «кризисные» и «некризисные», единственные или первые сыновья избирались в восьми из девяти случаев кризиса, в то время как младшие сыновья избирались в двенадцати из двадцати одного случаях в ходе «некризисных» выборов;

- первые, а так же единственные и младшие дети придерживаются трех разных стилей лидерства. в экспансионистских ситуациях и различных внешних конфликтах лучше проявляют себя первенцы; к компромиссам больше склонны младшие сыновья, стремясь урегулировать возникшие проблемы; ликвидации противоречий в обществе уделяют свое внимание единственные сыновья. Явно прослеживается влияние типов социализации и воспитания, заложенные в детстве и юности. таким образом, в семье могут воспитываться различные типы лидерства. Эти выводы служат достаточным доказательством того, что порядок рождения в семье влияет на тип лидерства и что население (или, по крайней мере, политики) приходят к пониманию этих различий в своём подходе к лидерству. Как правило, биографические работы рассматривали отдельно взятых лидеров и исторические события и носили больше описательный, нежели аналитический характер. Известные биографические исследования предоставляют редкие и богатые материалы, но они не описывают процесс создания различных типов личностей. Биографические работы концентрируют свое внимание на лидерах, которые оставили свой отпечаток в истории. Как правило, это исключительные личности.  Но они не рассматривают обычных лидеров, что не дает полного понимания проблемы. Психологический анализ политических лидеров исходит не из биографических исследований. в них нет возможности узнать, надо ли политическому лидеру быть «упорным», «способным к воображению», «образованным» или, наконец, «умным», чтобы достичь успеха; также не было получено информации о том, какие характеристики личности наиболее важны для одних политических ситуаций, а какие — для других. Это очень важно, так как при детальном изучении вопроса можно было бы сделать вывод, что в одном случае упорство является очень полезным, а в другом случае обрекает на провал. Так как в политической науке обозначился рост интереса к изучению политического лидерства, то появилась тенденция замены биографических исследований более детальному и тонкому анализу.  Становится заметным расстановка акцентов в пользу аналитического метода изучения биографий. Призыв  Лассуэлла изучать “психопатологию” руководителей привел к созданию целого ряда “психологических биографий”, где много внимания уделено событиям, происшедшим в отдаленном прошлом и, прежде всего, в детстве. Отсылка к процессу формирования личности в юности или даже в детстве помогает объяснить, почему данный лидер поступил определенным образом; но она не может подсказать, почему конкретная черта  личности этого лидера в значительной мере способствовала приходу его к власти и почему он, находясь у власти, оказывал то или иное влияние . Кажется что на «неуравновешенных» и «эксцентричных» лидерах  идет концентрация психоаналитических исследований, будто ненормальность – главная черта личности, заслуживающая внимания. Однако такие изучения зачастую становятся субъективными, так как не рассматривают причины ненормального поведения данного лидера и обстановку, сложившуюся вокруг него.  Несомненно, что каждый такой случай необходимо подробно изучать не только с психологической точки зрения, но и с политико-исторической, подтверждая аргументы конкретными документами. Психоаналитические работы являются очень важной частью изучения составных элементов личности.  Однако целесообразнее проводить системный анализ воздействия личности на эффективность лидерства по определенным упорядоченным этапам изучения.  Во-первых, необходимо установить действительную значимость лидера, во-вторых, следует попытаться установить, в какой степени влияние лидеров определяется их личностными качествами, а в какой – различными структурными механизмами управления. Только после того как определим, что личностные качества являются значимым фактором, можно задаться вопросом: каковы причины возникновения определенного набора личностных черт в конкретном лидере? Изучение личностных характеристик общенациональных политических лидеров во второй половине 20 века стало более интенсивным.  Формулировались и разрабатывались методики, необходимые для изучения роли влияния личностных качеств на достижения лидеров. Проведенные психологами исследования показывают, насколько компоненты личности влияют на развитие лидерских качеств. Одна из важнейших проблем, с которой пришлось столкнуться исследователям – это определение понятия личности. Сложно определить, каковы составные элементы личности. Определенно, что личность должна состоять из элементов стабильных, которые определяют связь многим казалось бы раз-розненным реакциям и акциям (интеллектуальным и эмоциональным) лидера на временном отрезке. Не представляется возможным провести глубокий анализ, если в контексте личности не могут быть обобщены личностные качества. Так как непосредственные лидеры оказывали достаточно большое влияние на политические процессы. Зачастую это влияние было гораздо большим, чем у других политических лидеров. В связи с этим требуется уделить большое влияние изучению причин непоследовательного поведения лидеров. Также большая проблема состоит в том, что личностных черт очень много, и проводить глубокий анализ по всем является достаточно трудоемким процессом, требующим большой кропотливости.  В “Учебнике по лидерству” на основе 160 статей  Стогдилла, опубликованных с 1904 по конец 1960-х годов, классифицировано более 40 элементов, связанных с психологическими “чертами” лидеров. В свою очередь, эти 40 элементов сгруппированы по 6 основным рубрикам: физические данные, возраст, энергичность, социальное происхождение, интеллект, приспособляемость, энтузиазм, уверенность в себе, способность к постановке целей и социальные характеристики (куда включены такие свойства, как административные способности, популярность и такт). Данные личности в ряде исследований связывают с лидерством. При этом в них не раскрыто понимание того, какие компоненты личности больше связаны с лидерством, не говоря уже о том, на каком месте в иерархии каждый из них должен быть поставлен. В основном речь идет о том, что такие черты, как самообладание, энергичность, ум, стремление к результату, уверенность в себе позитивно влияют на лидерство. При этом мало рассматриваются такие черты, как воспитанность, такт, экстравертность. Но это не означает, что с лидерством данные черты личности не связаны. Однако психологи настаивают на том, что первый ряд свойств наиболее важен для лидерства. Можно сказать, что связь многих составляющих личности человека и лидерства существует. Так же, как и существует определенная система отбора, в соответствии с которой наибольших результатов добивается тот, кто четко ориентирован на данный результат, кто может взаимодействовать с социальной системой во имя близкой цели. Эти качества позволяют отличить лидеров от последователей, лидеров низкого уровня от лидеров более высокого уровня. В фундаментальном исследовании американских ученых М.Х. Мескона          М. Альберта и Ф. Хедоури “Основы менеджмента” говорится о том, что ни подход с позиции личных качеств, ни анализ поведений не смогли определить логического соотношения между личными чертами и поведением лидера, с одной стороны, и эффективностью, с другой. Это не означает, что личные черты и поведение не имеют значения для лидерства. наоборот, они являются главными компонентами успеха.Однако более поздние исследования показали, что в эффективности руководства решающую роль могут сыграть дополнительные, ситуационные факторы, которые включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия среды, а также имеющуюся у руководителя информацию. Эти выводы, безусловно, очень важны при определении роли личностных качеств лидера на влияние общенациональных политических лидеров. кроме этого, пока еще неясно, какая существует связь между личностными качествами и демографическими факторами. Психологи отмечают, что карьера, возраст или происхождение играют свою роль, но не проводят анализа возможной связи между этими элементами и психологическими переменными величинами. Необходимо указать, что энергичность идет на убыль с возрастом и что пожилые лидеры, в конечном счете, менее эффективны (хотя существует целый ряд убедительных исключений). Также можно сказать, что качественное образование имеет положительную связь с интеллектом, что оно может, в свою очередь, привести к появлению чувства превосходства, которое превращается в желание господствовать. На этом основании лидеры появляются скорее среди лиц с качественным образованием, и из них выходит больше эффективных лидеров. Все это говорит о том, что исследование требует большей точности, чем просто обозначение влияния некоторых личностных качеств или отдельных системных факторов. Необходимо точно оценить это влияние в конкретных ситуациях, определить, как различные факторы взаимодействуют в данной группе лидеров. Но такое измерение возможно только при наличии переменных величин, поддающихся измерению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБРАЗЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ

 

Под политическим образом мы будем понимать отражение политической власти, личности лидера и аналогичных феноменов политической сферы в массовом и индивидуальном сознании граждан. Таким образом, политический образ, с одной стороны, является проекцией реальных характеристик объекта восприятия (политической власти, личности лидера и прочее), а с другой стороны, проецирует ожидания субъекта восприятия. Структура образов власти многослойна, в связи с чем выделяют их эмоциональный, когнитивный и поведенческий аспекты. В рамках данного исследования были рассмотрены актуальные образы российской власти (их эмоциональный и когнитивный аспекты) сквозь призму сознания интернет-пользователей – анонимных авторов демотивационных постеров на политическую тематику. В методологическом плане исследование представляет собой качественный анализ визуальных компонентов актуальных образов российской власти, представленных в демотивационных постерах на политическую тематику, для чего было отобрано более 150демотиваторов в период ноябрь-декабрь 2010 г. Формализованная интер-претация полученных в ходе исследования данных проводилась на основе анализа изображения и слогана демотиватора как целостного, интегрального объекта с выделением таких параметров образов власти, как эмоциональный знак, субъектность, степень когнитивной четкости образа, а также актуальные потребности и интенции, стоящие за определенным образом.Прежде всего, следует отметить преобладающее число негативных социальных настроений, преимущественно нерадикального, пассивного характера, транслируемых посредством демотивационных постеров. В содержательном плане данные тематические блоки включают, в первую очередь, нерешенные практические проблемы населения, электоральные прогнозы, а также тему коррупции, бюрократизации, крайней отчужденности власти и ее тотальной дистанцированности от народа, что создает определенное смысловое поле для формирования образов власти. Абсолютное большинство представленных образов власти персонифи-цировано в лице президента Дмитрия Медведева и главы правительства Владимира Путина как двух центров власти, партии “Единая Россия”, а также теневых структур.  Образ Дмитрия Медведева, представленный в демотивационных  постерахна политическую тематику, упрощен и противоречив. С точки зрения авторов демотивационных постеров, президентство для Медведева – это скорее возможность реализовать мечты, чему посвящена серия демотиваторов “мечты сбываются” (“Медведев загадал желание между двумя Путиными, и оно сбылось на 70 процентов”).

Авторами демотиваторов он скорее воспринимается как фанат рок-музыки (“Дмитрий Медведев – он ведь тоже слушает тяжелый рок”), “продвинутый” адепт высокотехнологических новшеств и зарубежных практик (“Теперь по Кремлю в ковбойских сапогах и с новым iPhone”, “официальное лицо компании Apple”), чем государственный лидер. Демотиваторы, в которых образ Медведева отчетливо позитивен, отражают доверие президенту: “Я ему верю, а ты мусори на улицах, ничего не делай на учебе, ленись и жалуйся на жизнь”. С другой стороны, категория доверия используется и в негативном контексте (“Кто-то верит в деда Мороза, а кто-то – в президента”; “я верю в честность президента и в неподкупность постовых, в заботу банка о клиентах, в русалок верю, в домовых”). Если сопоставить итоги анализа демотиваторов на политическую тематику с результатами исследования образов власти, проведенными кафедрой социологии и психологии политики МГУ им. М.В.Ломоносова в период с ноября 2010 по январь 2011 г., то можно сделать вывод о том, что образ Дмитрия Медведева в сознании рядовых граждан и интернет-пользователей во многом совпадает, однако интернет-пользователи более радикальны в своих взглядах, в абсолютном большинстве случаев акцентируют негативные стороны иигнорируют положительные черты образа президента. Значительная часть респондентов полагают, что ключевым мотивом стремления к власти для Дмитрия Медведева является его амбициозность (26,2%). Признавая его интеллектуалом, модернизатором и открытым к различного рода новшествам человеком, тем не менее, респонденты видят в этом и другую сторону – излишнюю мягкость, не соответствующую образу жесткого администратора Взять хотя бы Twitter; “Игра в строгого человека, я не верю, это смешно. Поведение его иногда слишком фамильярное, не в тему”. Оценивая образ Дмитрия Медведева в концептуальном пространстве демотивационных постеров, надо подчеркнуть, что противоречивые черты его личности подчас абсолютизируются и представляются в ироничной форме.   Оценки образа Владимира Путина, представленные в демотиваторах, также амбивалентны. С одной стороны, данный образ конструируется с акцентом на авторитет личности Путина, его несомненные заслуги на посту президента (“Он попал в историю и правил великой страной, а у тебя нет дома и детей”; “Стань таким, как он: учись, работай, занимайся спортом”; “Не пьет, не курит,не ругается матом”). Однако, с другой стороны, в демотиваторах четко прослеживается его роль в закреплении статуса России как сырьевого придатка (“Боря, я за тобой слежу, взболтнешь про газ – убью”; “Тhe lord of the gas: они забирают нашу прелесть”; “И продал он газ, и увидел, что это хорошо”). 

На образ Путина серьезно повлиял факт его принадлежности к спецслужбам, что вызывает определенную тревогу и настороженность среди населения (“Путин – Штирлиц и Вовочка”; “Обыкновенный советский школьник, но уже глядит с прищуром, как бы запоминая”; “ФСБ: я пошутил, а оно уже выехало”; “Админ всея Руси – он наблюдает за вами”). Образу главы правительства свойственны в первую очередь жесткость и самодостаточность (“У Путина нет мечты – он и так уже Путин”; “Трудно не быть богом”). Реформы Путина, как правило, вызывают примитивные ассоциации среди интернет-пользователей и не воспринимаются как приоритетные государственные проекты (“План Путина… вставляет лишь его самого”; “Сказка о том, как Путин Россию с колен поднял”). В то же время восприятие Владимира Путина обычными респондентами происходит несколько под иным углом. Треть всех респондентов полагают, что власть Путину необходима для дела, ставя акцент на поведенческом компоненте образа премьер-министра (“Мы должны быть благодарны Путину,что живем в мирной стране. Он постоянно в диалоге с народом и с зарубежными странами, а это дорогого стоит”; “Дело Ходорковского все же довел до конца”). Особенно респонденты выделяют психологические и поведенческиехарактеристики премьер-министра, которые, впрочем, оцениваются неоднозначно (“Уверенность, выдержка, умение соблюдать жесткую линию, обаяние”; “Ум, умение общаться, деловые качества. Потому что чувствуется компетентность в вопросах, которые он решает. Всегда выглядит подготовленным”; “Скромность, честность. У нас первый такой президент: сказал – сделал. Есть своя линия”;  “Слишком картинно губернаторов ставит на место, слишком много его везде”). Бескомпромиссность, принципиальность, конкретика Владимира Путина воспринимаются позитивно, потому что российской политической культуре свойственен запрос на авторитарного, деятельного, справедливого лидера, а такие качества, как излишняя замкнутость, прямолинейность, жесткость воспринимаются скорее негативно.

Можно сделать вывод, что  в концептуальном пространстве демотиваторов в образе Владимира Путина абсолютизируются факты его карьерного про-шлого, наложившие отпечаток на поведенческие и психологические харак-теристики, кроме того, его деятельность на посту как президента, так и премьер-министра подвергается остракизму и воспринимается как безрезультатная. В то же время он является примером для подражания в плане образа жизни. И тем не менее восприятие Владимира Путина виртуальной аудиторией отличается отсутствием системного видения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                

 Библиографический список

 

 

Образы российской власти: от Ельцина до Путина. 2009. Под ред. Е.Б. Шестопал. М.: РОССПЭН.

Шестопал Е.Б. 2008. Образ и имидж в политическом восприятии: актуальные проблемы исследования. – Образы государств, наций и лидеров. Под ред. Е.Б. Шестопал. М.: Аспект Пресс.

http://www.vestnik-mgou.ru

Политология. Курс лекций. / Под ред. М.Н.Марченко. – М., 2006.

Вятр Е. Социология политических отношений. – М., 2008.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"