Контрольная работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 20:14, контрольная работа

Описание работы

Вся жизнь людей неразрывно связана с властью, которая является наиболее мощным средством защиты человеческих интересов, воплощения планов людей, урегулирования их противоречий и конфликтов. Ключевая разновидность власти - власть политическая - обладает колоссальными конструирующими способностями, представляет самый мощный источник развития общества, орудие социальных преобразований и трансформаций.

Файлы: 1 файл

к.р. по политологии.docx

— 30.25 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ФГОБУ ВПО

«Финансовый университет при Правительстве  Российской Федерации»

(ФИНАНСОВЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ)

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  политологии

 

Вариант 3

ПОЛИТИЧЕСКАЯ  ВЛАСТЬ

 

 

 

Выполнила

Студент Козлова Наталья Александровна

Факультет финансово-кредитный

Направление подготовки «Экономика»

Группа № 12180ФФ

Зачетная книжка № 100.26/120133

 

Преподаватель: к.и.н., доцент

Баринова  В.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тула 2013

Введение

Вся жизнь  людей неразрывно связана с властью, которая является наиболее мощным средством  защиты человеческих интересов, воплощения планов людей, урегулирования их противоречий и конфликтов. Ключевая разновидность  власти - власть политическая - обладает колоссальными конструирующими способностями, представляет самый мощный источник развития общества, орудие социальных преобразований и трансформаций.

Политическая форма власти может не только созидать или объединять общество, но и разрушать те или иные социальные порядки, дезинтегрировать человеческие сообщества. Она может быть жестокой и несправедливой силой, этаким злым демоном общества, потрясающим его устои и обрывающим судьбы стран и народов.

По своей  природе и происхождению власть - явление социальное. Складываясь и существуя в различных областях человеческой жизни, она способна проявляться в самых различных сферах общественной жизни и в разных формах: то в качестве морального авторитета, то в виде экономического или информационного господства, то в форме правового принуждения и т.д.

С момента  образования государства, т.е. в течение  последних 5 тыс. лет, власть существует и в своей политической, публичной форме. Причем начальные, патриархальные (традиционные) формы политической власти серьезно отличались от ее современных форм. В частности, в политическом пространстве того времени отсутствовали какие-либо посредники между населением и государственными структурами, институт разделения властей или какие-либо иные элементы организации сложной межгрупповой конкуренции. По сути дела власть, механизмы принуждения в значительной мере основывались на примитивных отношениях «дарообмена» (М. Мосс), кумовства, протекционизма и других аналогичных связях, которые и заложили традиции взяточничества и коррупции в развитии государства.

В настоящее  время в обществе складываются формы  надгосударственной политической власти, сосуществующие с аналогичными способами регулирования социальных отношений отдельными (национальными) государствами. Так, ООН формирует всемирную систему международных, а Евросоюз - региональную систему властных отношений, в рамках которых отдельные государства несут определенную ответственность за соблюдение ими прав человека, выполнение межгосударственных договоренностей, за охрану природы и т.д. Их соответствующие институты - Совет Безопасности и Европарламент - контролируют исполнение отдельными государствами и частными организациями обязательных для них решений, применяя для этого систему конкретных мер воздействия: от торговых санкций и приостановки членства в международных организациях до экономической блокады и проведения военных акций в отношении отдельных государств.

Вопросы, связанные с политической властью, интересовали многих политологов как  зарубежных (М.Вебер, Э.Хейвуд, Де Жувенель Б. и др.), так и российских (Б.А. Исаев, Ледяев В.Г., Н.А. Баранов, А.И. Соловьев, А.С. Тургаев и т.д.).

В данной работе будут рассмотрены сущность, структура и ресурсы политической власти, а также основные периоды  российской политической истории.

 

1.  

1. Политическая власть, ее сущность и отличительные признаки

1.1 Понятие  власти

В самом  широком смысле слова власть –  это способность и возможность  осуществлять свою волю, оказывать  определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью  какого-либо средства – авторитета, права, насилия.

Существуют  и другие определения власти. Так, в словаре-справочнике по политологии власть рассматривается, как «определенный тип отношений, при которых одни группы людей или индивиды могут оказывать влияние на поведение других, навязывать им свою волю, подчинять их себе, используя средства принуждения, в том числе государственный аппарат»1. Власть - это право, способность и возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо, оказывать воздействие на поведение людей с помощью принуждения, подчинения своей воле.

Когда мы говорим о власти вообще, то имеем в виду самые разные ее выражения, причем отнюдь не только политические. Это и власть родителей над ребенком, педагога над учеником, менеджера над сотрудником, власть мужчины над женщиной; властными мы называем некоторые явления, связанные с сознанием: власть идей, общественного мнения, религии.

Политическая  власть есть политическое господство в обществе в различных формах или система государственных органов или круг лиц, обладающих правом регулирования жизнедеятельности людей, общества с помощью издания законов и средств принуждения2.

В настоящее  время в научной литературе можно  насчитать более 300 определений власти. Большинство из них, трактуя ее как  явление социальное, тем самым  раскрывают и природу политической власти. Многообразные теоретические представления о власти делают акцент на ее разнообразных сторонах и аспектах, то представляя ее как особый тип поведения (бихевиоральные концепции) или способ организации целенаправленной деятельности (структурно-функциональные подходы), то подчеркивая психологические свойства ее носителей, то указывая на функциональное значение принуждения, то выделяя способности власти к силовому воздействию на объект и контролю над ресурсами и т.д. Если попытаться систематизировать все более-менее значимые представления о природе власти с точки зрения ее основополагающих источников, то можно выделить два наиболее общих класса теорий, на основе которых удается объяснить все ее атрибуты: основания, объем, интенсивность, формы и методы принуждения, а также другие основные параметры.

 

При этом власть может различаться и по объему (семейная, международная и др.), и по объекту (личная, партийная, общественная и т.д.), и по характеру применения (демократическая, бюрократическая, деспотическая и т.д.), и по другим признакам.

 

Первое из этих направлений  можно условно назвать атрибутивно-реляционистским. Его сторонники связывают сущность власти с различными свойствами человека и сторонами его индивидуальной (микрогрупповой) деятельности. По своей сути такой теоретический подход развивает своеобразную «философию человека», заставляя его приверженцев усматривать сущность власти в волевых (Гегель), силовых (Т. Гоббс), психологических (Л. Петражицкий) и прочих свойствах и способностях индивида или в использовании им определенных средств принуждения (инструменталистские теории) и поведенческого взаимодействия (Г. Лассуэлл).

В качестве типичных примеров такого подхода можно назвать  теорию «сопротивления» (Д. Картрайт, Б. Рейвен, К. Леви), согласно которой власть возникает в результате преодоления  одним субъектом сопротивления  другого. Такова же по существу и «теория  обмена ресурсов» (П. Блау, Д. Хиксон), авторы которой предполагают, что власть формируется в результате обмена одним

В других случаях В. рассматривается  как: а) способ организации общественной жизни для достижения намеченных целей,

средство интеграции общества; б) проявление личностных

свойств человека, его воли, наличие  определенной предрасполо-

женности к господству или подчинению; в) организованное гос-

подство одного класса (экономически доминирующего) над дру-

гими общественными классами, средство защиты классовых ин-

тересов.

Истоками В. являются сила, страх, неравенство  людей, автори-

тет, уважение, понимание необходимости  управления обществом

для достижения общих целей.

 

 

власть бывает экономическая, политическая,

государственная, семейная и пр. 

Множество попыток объяснить сущность

власти так или иначе сводились к

двум основным тезисам: 1) признанию  наличия

некоей абстрактной власти, оказывающейся

самотождественной; 2) понима- нию власти как какого-то качества или

силы, которая может находиться в распоряжении ее временных храните-

лей, быть переданной по наследству, захваченной, узурпированной и т.д.

Иной подход ввел в современную  науку немецкий социолог и теоретик

политики Макс Вебер, который определял власть как отношение, предполагающее

согласие обеих сторон — управителя и управляемого — в нем

участвовать. Анализ власти (точнее, господства) Вебера касался не только

политических институтов (государства, партий, профсоюзов), но и корпораций

вроде Церкви, предприятий. Он рассмотрел власть как действие, направленное

по отношению к чему-либо или  к кому-либо. Для проявления

власти нужно, таким образом, чтобы  в наличии было два человека или  две

группы людей — субъект и  объект. Собственно говоря, нынешние кратоло-

гия и политология в целом  по преимуществу исходят из веберовских  концептуальных

тезисов.

Вебер полагал, что власть — это  возможность теми или иными особыми

способами добиться подчинения со стороны  определенной группы людей,

однако он не имел в виду некую  вероятность (шЯнс) применить могущество

или влияние ради подчинения: власть — это самые разные мотивы__ послушания: от обычной привычки до рациональных (рассудочных) соображений.

Значит, по Веберу, всякое подлинное  отношение господства содержит

интерес, внешний или внутренний, к подчинению (см. ≪Экономика

и общество≫).

Формула власти Вебера выглядит следующим  образом: власть состоит

в способности индивида А добиться от индивида Б соответствующих воле

А поведения или воздержания  от действий, с которыми Б в противном случае

не согласился бы. При более внимательном рассмотрении этой формулы

власти легко заметить: недостаточно, чтобы объект Б вообще как-ни-

будь реагировал, а нужно его поведение в соответствии с волей А. Очевидно,

что не всякие отношения означают власть. Кроме того, в данной формуле

сравниваются реальный факт и гипотеза (≪в противном случае делать бы

не стал≫), но мы не знаем этого точно — ведь можно представить себе ситуацию,

когда воли А и Б совпадают или Б случайно поведет себя так, как

хотелось бы А. Значит, Вебер подразумевал, с одной стороны, навязывание

воли и подчинение — с другой.

Концепции власти

Власть как  разновидность 

отношений                          

Реляционистские теории («Сопротивления» «Раздела зон влияния» «Обмена  ресурсов»)

 

Бихевиористская теория (Власть как результат «сделки между субъектами» )

 

Системная теория   (Власть как обобщенный  посредник )

 

Реляционистские теории

Теории «сопротивления» 

• власть как  способность преодолевать сопротивление  объекта власти. Ресурсы

– авторитет, право, угроза санкций.

 

Теории «обмена  ресурсов» 

• властные отношения возникают тогда, когда  объект нуждается в ресурсах, которыми распоряжается субъект.       (П. Блау)

 

Теория «разделения  зон влияния» 

• власть оказывается  функцией наиболее важной социальной роли. В зависимости от ситуации и разделения ролей и будет  меняться и субъект власти (Д. Ронг).

 

Бихевиористская теория

Рассматривает политические отношения как рынок власти. Социальные и политические субъекты на этом рынке стремятся с наибольшей выгодой реализовать свои ресурсы.  Аналогом денег является власть, «товаром» – имидж кандидата, его предвыборная программа, а «покупателями» – избиратели, делегирующие власть в обмен на предвыборные обещания. Основой обмена является взаимное стремление сторон к наибольшей выгоде от «сделки».

 

Системная теория

Т. Парсонс. Власть рассматривается как атрибут  социальной системы, как обобщенный посредник. Ее роль в политике подобна  той, какую играют деньги в экономике. Власть ориентирована на выполнение элементами системы своих обязательств,  достижение коллективных целей и  предполагает в случае неповиновения  применение негативных санкций.

Виды власти

В политической науке власть анализируется или как политический феномен, или

как явление, не ограничивающееся сферой политики. В первом случае любая

власть является политический. Правда, в этом случае происходит стирание разли-

чия между приватным и  политическим. Скажем, власть родителей  над детьми

также становится политической. Согласно второму подходу, не все  виды власти

являются политическими. Так, могут существовать различные  виды власти: эко-

номическая, социальная, культурно-информационная. Среди многочисленных

разновидностей власти политическая имеет верховенствующий характер. Это

проявляется, во-первых, прежде всего в том, что политическая власть устанавли-

вает и определяет основные политические нормы и законы конкретного  общества,

которые регулируют и упорядочивают  экономические и социальные отношения.

Во-вторых, политическая власть в отличие от других видов власти обладает уза-

коненным правом на применение насилия (М. Вебер). Правда, в этом случае мы

сводим всю политическую власть к государственной, ибо только государство в со-

временном обществе обладает правом на легитимное насилие.

Функции политической власти

Политическая власть выполняет  ряд важнейших функций в обществе:

• определяет основные цели развития общества и осуществляет выбор  альтерна-

тив общественного развития;

• обеспечивает интеграцию общества, сохранение порядка и целостности;

• регулирует возникающие  в обществе социальные конфликты, осуществляет

деятельность, направленную на их разрешение;

• осуществляет обязательное для всех распределение наиболее дефицитных цен-

ностей и благ, т. е. определяет порядок доступа к наиболее важным в обществе

ресурсам.

  1. Структура и ресурсы политической власти. Принцип разделения властей. Понятие «легитимность власти».

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"