Контрольная работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 20:06, контрольная работа

Описание работы

1.Понятие, природа и источники власти.
2. Механизмы реализации власти.
3.Легитимность и эффективность политической власти в России.

Файлы: 1 файл

Политология 29.docx

— 27.54 Кб (Скачать файл)

1.Понятие, природа и источники власти.

 

Понятие «власть» относится к числу  основополагающих категорий политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, самой политики и государства. Неразделимость власти и политики признается как само собой разумеющееся во всех политических теориях прошлого и  настоящего. Политика как явление  характеризуется прямой или косвенной  связью с властью и деятельностью  по осуществлению власти. Социальные общности и индивиды вступают в различные  отношения: экономические, социальные, духовные, политические. Политика же представляет собой такую сферу взаимоотношений  между социальными группами, слоями, личностями, которая касается главным  образом проблем власти и управления.

Феномену власти уделяли пристальное  внимание все выдающиеся представители  политической науки. Каждый из них внес свой вклад в разработку теории власти.

Современные концепции власти очень  многообразны. В рамках учебной лекции целесообразно сформулировать обобщающие положения.

В самом широком смысле слова  власть - это способность и возможность  осуществлять свою волю, оказывать  определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью  какого-либо средства - авторитета, права, насилия. В таком аспекте власть бывает экономическая, политическая, государственная, семейная и прочая. Такой подход также требует разграничения  классовой, групповой и личной власти, которые переплетаются между  собой, но не сводятся друг к другу.

Наиболее важным видом власти является политическая власть. Политическая власть - это реальная способность данного  класса, группы, индивида проводить  свою волю в политике и правовых нормах. Политическая власть характеризуется  или социальным господством, или  ведущей ролью, или руководством тех или иных групп, а чаще всего  различными сочетаниями этих качеств.

Надо еще заметить, что понятие  политическая власть шире понятия государственная  власть. Политическая власть реализуется  не только органами государства, но и  через деятельность партий, общественных организаций различного типа. Государственная  власть - своеобразное ядро политической власти. Она опирается на специальный  аппарат принуждения и распространяется на все население той или иной страны. Государство располагает  монопольным правом разрабатывать  законы и другие распоряжения, обязательные для всех граждан. Государственная  власть означает определенную организацию  и деятельность в осуществлении  целей и задач этой организации.

Источник власти.

Источники, или основания, власти разнообразны, поскольку многообразна структура  общественных отношений. Под основаниями (источниками) власти понимаются средства, которые используются для воздействия  на объекты власти с целью достижения поставленных задач. Ресурсы власти - это потенциальные основания  власти, то есть средства, которые могут  быть использованы, но еще не используются или используются недостаточно. Вся  совокупность используемых и возможных  оснований власти составляет ее потенциал.

Общепризнанным источником власти является сила. Однако сама сила также  имеет определенные источники. Источниками  силы могут быть богатство, занимаемое положение, владение информацией, знания, опыт, особые навыки, организация. Поэтому  обобщенно можно сказать, что  источник власти - это совокупность социальных факторов, создающих преобладающую, доминирующую, господствующую волю. Иными  словами, это экономические, социальные, психологические основы политической власти.

Государственная власть может добиваться своих целей различными средствами, в том числе идеологическим воздействием, убеждением, экономическим стимулированием  и иными косвенными способами. Но только она обладает монополией на принуждение с помощью специального аппарата в отношении всех членов общества.

Выделяют следующие источники  и основания власти:

- власть вознаграждения или  принуждения со стороны субъекта  власти;

- признание объектом власти  законного права субъекта предписывать  ему определенное социальное  поведение;

- идентификация объекта власти  с ее субъектом;

- основанием власти является  знание, которым обладает субъект.

существует наиболее полная классификация источников власти, предложенная Х. Хекхаузеном.

 Выделяются шесть источников  власти и даются их характеристики.

1. Власть вознаграждения. Ее сила  определяется ожиданием объекта  власти того, в какой мере субъект  в состоянии удовлетворить один  из его (объекта) мотивов, и  насколько субъект поставит это  удовлетворение в зависимость  от желательного для него поведения  объекта власти. Власть вознаграждения  в политике практически не  применяется, хотя использование  этого источника власти является  одним из самых эффективных  в управлении поведением человека.

2. Власть принуждения. Определяется  ожиданием со стороны объекта  той меры, в какой субъект способен  наказать его за нежелательные  для него действия, фрустрацией  того или иного мотива и  того, насколько субъект сделает  неудовлетворение мотива зависящим  от нежелательного поведения  объекта власти. Принуждение заключается в том, что пространство возможных действий объекта власти в результате угрозы наказания суживается. Это самый часто применяемый и в политике, и в повседневной жизни источник власти. Традиционное выражение «Не пора ли власть употребить?» подразумевает, в первую очередь, применение силы по отношению к оппонентам.

3. Нормативная власть. Субъект власти  имеет право контролировать соблюдение  определенных правил поведения  и в случае необходимости настаивать  на них. Нахождение в иерархии  властных отношений подразумевается  должностным положением самого  носителя власти и обязательном  подчинении установленным правилам  и нормам объекта власти.

4. Власть эталона. Основана она  на идентификации объекта с  субъектом и желанием объекта  быть похожим на субъект власти  по различным параметрам и  характеристикам (основания могут  быть различными - личностными и  психологическими, профессиональными  и моральными и т.д.).

5. Власть знатока. Ее сила  зависит от величины приписываемых  субъекту власти со стороны  объекта особых знаний, умений, навыков,  относящихся к сфере того поведения,  о котором идет речь.

6. Информационная власть. О ее  наличии можно говорить в том  случае, когда субъект владеет  информацией, способной заставить  объект власти увидеть последствия  своего поведения в новом свете.

Для понимания и анализа психологических  механизмов использования источников власти в политической деятельности необходимо провести рассмотрение и  классификацию источников власти по двум основаниям: формам - психологические  и социальны

2. Механизмы реализации власти.

Силовые структуры - через армию, милицию, органы безопасности!  
Реализация внешней и внутренней политики, социальная и коммунальная инфраструктуры

Как показывает современная политическая практика демократических стран, механизм власти имеет довольно сложную иерархическую структуру. Рассмотрим ее основные компоненты.  
 
Первичным субъектом власти, ее источником является народ, который, реализуя часть властных функций непосредственно, другую часть из них передает (делегирует) своему официальному представителю - государству. Так, в Конституции Российской Федерации (ст. 3) говорится: “1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления”  
 
Государство, в свою очередь, распределяет властные полномочия между носителями власти. Это распределение властных полномочий называется разделением властей.  
 
Идея разделения властей, появившаяся в Новое время в европейской политической мысли (Дж. Локк, Ш. Монтескье), впервые нашла свое юридическое оформление в Конституции США, конституционных актах Великой французской революции, реализовавшись в политической практике целого ряда стран. Политический опыт этих стран свидетельствует о целесообразности разделения властей. Во-первых, это позволяет четко определить функции, компетенцию и ответственность каждой ветви власти, каждого государственного органа, осуществлять взаимный контроль, создать систему сдержек и противовесов, помогающую достигать единства действий в государственном управлении и поддерживать динамичное равновесие в обществе в процессе преодоления противоречий. Во-вторых, позволяет предотвращать злоупотребления властью, установление диктатуры, тоталитаризма. В-третьих, реализация принципа разделения властей дает возможность гармонично соединять такие противоречивые аспекты жизни общества, как власть и свобода, закон и право, государство и общество, под углом зрения самоценности личности (см.: Общая и прикладная политология / Под общ. ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. М., 1997. С. 220).  
 
Разделение властей реализуется в двух плоскостях: по горизонтали и по вертикали.  
 
Разделение властей по вертикали представляет собой разделение властных полномочий между субъектами государственного управления различного уровня. Таким образом создаются центральные, региональные и местные органы власти. В некоторых странах, например, в Великобритании, региональный уровень отсутствует.  
 
На практике совершенно очевидно разделение государств на Централизованные, где местные органы власти являются как бы “продолжением” центральных органов (Греция, Ирландия, Исландия, Португалия и др.); децентрализованные местные органы (провинции, земли, департаменты) наделены значительными полномочиями (Италия, Испания, Франция и др.

); полуцентрализованные - местные органы власти в ряде сфер, к примеру, в сферах образования, здравоохранения, строительства и т.п., пользуются значительной самостоятельностью, а в остальном зависят от центральных властей (Великобритания, Нидерланды).  
 
Разделение властей по горизонтали реализуется на практике как распределение власти между тремя властными органами (иногда их нестрого называют “ветвями” власти) - законодательной, исполнительной и судебной.  
 
Законодательная власть основывается на принципах конституции и верховенства права, формируется в результате выборов. В различных странах функции законодательной власти различны и по объему, и по содержанию. Но, как правило, законодательная власть вносит поправки в конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает государственный бюджет, обсуждает и принимает законы, обязательные для исполнительных органов и граждан, контролирует их исполнение.  
 
В подавляющем большинстве стран носителем законодательной власти выступает представительный орган - парламент, который бывает двух- или однопалатным. К примеру, однопалатный парламент действует в 8 из 18 западноевропейских стран (в Исландии, Люксембурге, Португалии, Греции, скандинавских государствах). В ряде стран существует двухпалатная парламентская система, при которой одна палата формируется в результате прямых выборов, а другая на основе территориальной пропорциональности. При чем, в некоторых странах (Бельгии, Италии, Швейцарии) обе палаты – равноправны, принимают одинаковое участие в формировании правительства и в законотворческом процессе.  
 
В нашей стране высшим законодательным органом является Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации (ст. 94 Конституции РФ). Этот орган состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.  
 
Исполнительная власть в различных странах еще более разно образна. В некоторых странах(США) главой исполнительной власти является президент, одновременно занимающий пост главы государства. В других - эти функции разделены. К примеру, в Великобритании глава государства - монарх, глава исполнительной власти - премьер-министр. В государствах с республиканским устройством (Германия, Франция, Италия и др.) главой исполнительной властиявляется премьер-министр, а главой государства - президент.  
 
Особенностью исполнительной власти является то, что она не только организует выполнение решений законодателей, но и сама может издавать нормативные акты или выступать с законодательной инициативой.  
 
Исполнительную власть в нашей стране осуществляет Правительство Российской Федерации, состоящее из Председателя, его заместителей и федеральных министров.  
 
Судебная власть стоит на страже конституционного устройства государства, законности и порядка, прав и свобод граждан.

В ее систему включены организации  и учреждения, независимые от других органов власти: это конституционные суды (в Австрии, Испании, Португалии, Германии, России и др.) или другие судебные органы (во Франции Конституционный совет, в Греции – Верховный специальный суд и т.д.). Назначение этих органов состоит в том, чтобы быть гарантом защиты демократической системы от чрезмерных притязаний на власть со стороны законодательной, исполнительной и в какой-то мере общественной власти. Помимо конституционных судов практически во всех странах существуют особые административные суды, которые разрешают конфликты, возникающие между гражданами и органами правительства. За соблюдением законов следят прокуратуры, другие контрольные органы (государственный контроль, налоговая инспекция и т.д.).  
 
По Конституции Российской Федерации (ст. 118) судебная власть в стране “осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства”. Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам является Верховный Суд РФ (ст. 126), а по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, - Высший Арбитражный Суд РФ (ст. 127).  
 
Кроме органов государственной власти, властные полномочия имеют и органы общественной власти. Здесь в первую очередь нужно назвать органы местного самоуправления, которые не входят в систему государственной власти, к примеру, в Российской Феде-Рации (ст. 12 Конституции РФ). Они призваны самостоятельно управлять, муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и осуществляют охрану общественного порядка, а также ре- иные вопросы местного значения (ст. 132).  
 
В соответствии с Конституцией РФ Федеральный закон “Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации от 28 августа 1995 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 22 апреля 1996 г. и 28 ноября 1996 г.)” определяет роль местного самоуправления восуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления,устанавливает общие принципы организации местного самоуправления. В соответствии сданным за коном практически на всей территории страны организованы органы местного самоуправления (муниципальные органы), основная задача которых (п. 1, ст. 2) - решение вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

3.Легитимность и эффективность политической власти в России

Легитимность и делегитимация политической власти в России

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"