Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 01:24, контрольная работа
В истории политической мысли выделяются следующие концепции происхождения и сущности государства:
1) «Силовая» (Д. Юм, Л. Гумплович и др.), когда государство возникает в результате внутренней узурпации (внутренней или внешней) политической власти.
2) Договорная, теория общественного договора (Т. Гоббс, Д. Локк и др.) – государство является следствием заключения между индивидами общественного договора с целью сохранения безопасности жизни и собственности и происходит из «естественного состояния».
Достоинствами органической теории является следующее:
- восприятие государства как единого целого, целостно го и взаимосвязанного организма;
- признание роли конкуренции государств в совершенствовании их внутреннего механизма;
- оригинальность теории.
Недостатками органической теории является следующее:
- прямое проецирование биологических законов на жизнь общества;
- сильное влияние дарвинизма;
- отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным.
6) Теологическая (А. Августин, Фома Аквинский). Государство является отражением «небесных порядков», причем государственный суверен – «помазанник Божий».
Теологическая (религиозная) теория господствовала в средние века. В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Саудовская Аравия и др.) носит официальный характер. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средне вековой Европы христианские философы и богословы (Фома Аквинский — 1225 – 1274 XIII в., Аврелий Августин (Блаженный - 354 - 430 н. э.), идеологии ислама и современной католической церкви (неотомисты — Жак Маритен, Мерсье и др.).
Во всех религиях отстаивается идея богоустановленности государственной власти. Например, в послании апостола Павла римлянам говорится: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены".
Теократическая теория имела под собой реальные факты: первые государства имели религиозные формы, поскольку представляли собой правление жрецов. Божественное право придавало государственной власти авторитет, а решениям государства - обязательность. Так, в За конах древневавилонского царя Хаммурапи говорилось о божественном происхождении власти царя: "Боги поста вили Хаммурапи править "черноголовыми".
Суть теологической теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникло по воле Бога. Следовательно, государство, его институты, власть:
- вечны, незыблемы и святы;
- их возникновение и упразднение не зависит от человека;
- являются выразителями воли Бога на земле.
Теологическая теория призывает:
- принять государство и власть как данность, полученную свыше;
- признать власть монархов (распространенную в средние века) святой и происходящей от Бога (Папа Римский – представитель Бога на Земле, монархи - представители Папы и через него Бога в своих государствах);
- полностью и во всем подчиняться власти - небесной (божественной), то есть церковной и земной, являющейся представительницей небесной на Земле, - то есть монархам и государству; не пытаться изменить установленный Богом порядок.
Достоинства данной теории:
- способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности;
- препятствует насилию, революциям и гражданским войнам, переделу власти и собственности.
Недостаток теории в том, что она основана на вере (в Бога), а не на проверенном научном знании, то есть ненаучна. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть.
Современным инвариантом
теократической теории является христианско-
7) Расовая теория.
Согласно этой теории, в мире существуют "высшие" расы, которые призваны господствовать, и "низшие", которым самой природой предназначено находиться в подчинении у "высших" рас. Появление государства, по логике сторонников этой теории, не обходимо для обеспечения постоянного господства одних рас над другими.
Расовая теория имеет долгую историю, но наибольшего своего развития и даже практического применения она достигла в средние века - в период расцвета колониализма и в первой половине XX в. - в период появления в Европе фашизма. Сначала "цивилизованные" страны широко использовали ее для оправдания жестокого обращения с туземцами и за хвата их земель, а затем одни "цивилизованные" страны (фашистские Гер мания и Италия, милитаристская Япония) оправдывали с помощью расовой теории развязанную ими войну против других "цивилизованных" и "нецивилизованных" стран.
Идеи, лежавшие в основе расовой теории, широко использовались в послевоенный период в ходе ведения "холодной войны" между США и СССР.
Исторически расовая теория изжила себя и была полностью дискредитирована несколько десятилетий назад. Она не используется больше как официальная или даже полуофициальная идеология. Но как "научная", академическая доктрина, она имеет хождение в западных странах и в настоящее время.
С давних времен человек
в той или иной мере, оказывается
вовлечен в
политические отношения, участвует в политической
жизни своего государства,
выполняет различные политические роли.
В современных условиях развития демократического
общества в России
вовлеченность ее граждан в политическую
жизнь усиливается. От того,
насколько политически образован гражданин,
член российского общества,
насколько осознанно определяет он свою
роль и место в политике, зависит
успех демократического будущего России.
Политология выполняет задачу политического
образования и помогает
молодому человеку самоопределиться в
политической жизни страны.
Учебная дисциплина «Политология» имеет
целью формирование у
студентов знаний теории политики, законов
и закономерностей политической
жизни и умений использования политологических
знаний в будущей
профессиональной деятельности.
Политическое образование свойственно больше или меньшей степени любому современному обществу. Но особенно велика его роль в демократическом государстве, где от уровня политической компетенции граждан зависит качественный состав органов власти, решение многих жизненно важных вопросов.