Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 23:26, контрольная работа
1. Понятие «политическое сознание», его структурные компоненты.
2. Политическая идеология и психология. Их основные элементы, функции и особенности формирования.
3. В Конституции РФ записано, что создание государственной
идеологии запрещается. Объясните смысл такого запрета.
образом к сфере политики.
Современная политическая идеология является многоуровневой. Обычно выделяют три
уровня функционирования идеологических систем: теоретико-концептуальный
(элитарный),
программно-политический (пропагандистско-
актуализированный (житейский).
Для современного демократического общества характерен широкий спектр различных
типов идеологии, начиная с крайне реакционных (неофашизм, расизм),
неоконсервативных и либеральных и кончая левым экатремизмом.
Идеологической политической культурой специалисты называют специфическую
структуру индивидуальных и групповых ориентаций, вырабатываемых в процессе
перехода от традиционных обществ к секуляризированным общественным формам, в
рамках которых политика постепенно становится результатом переговоров и рационально
обоснованных проектов, не испытывая потребности в иррациональных стимулах.
Политическая психология нередко имеет более существенное значение для политики, чем
другие формы политического сознания. Она представляет собой совокупность по
преимуществу эмоционально-чувственных ощущений и представлений людей о
политических явлениях, складывающихся в процессе их (людей) политического
поведения и непосредственного взаимодействия с институтами.
Признание такого духовного образования ориентирует научные исследования на переход
от рассмотрения человека как носителя определенных политических функций, статусов,
прав и доктрин к анализу его конкретных чувств и психологических механизмов, которые
управляют поведением индивидов, групп и массовых общностей. В этом отношении
учитываются уже не свойства абстрактного «человека политического», а конкретные
способности индивидуальных или групповых субъектов к межличностному
(межгрупповому) общению и сплоченности, особенности их восприятия политических
явлений, интенсивность ожиданий, особенности темперамента (общительность, чуткость,
тревожность сознания), механизмы привлечения внимания и внушения, подражания и
заражения, структура предпочтений (социометрическая структура) и другие психические
реакции.
О принципиальном значении политических чувств и эмоций в политике говорили многие
ученые. Например, Аристотель, полагая политику как форму общения государства и
гражданина, писал, что правителям «...нужно знать настроения лиц, поднимающих
восстания, ...чем собственно начинаются политические смуты и распри»; Декарт писал о
шести чувствах, которые движут человеком в мире и власти; Макиавелли, утверждавший,
что «править - значит заставлять людей верить», специально указывал, что различия в
настроениях выступают основной причиной «всех неурядиц, происходящих в
государстве». Многие ученые были уверены в существовании «души народа» (В. Вунд, Г.
Лебон), описывали «психические эпидемии» (например, во время революций), приступы
народного самосуда, опьянение людей свободой или жаждой мести, массовые психозы и
т.д.
Политическая психология обобщенно характеризует подобные (от индивидуальных до
массовых) аффекты. При этом она включает в себя как универсальные чувства и эмоции
человека, специфически проявляющиеся в политической жизни (например, гнев, любовь,
ненависть и др.), так и те ощущения, которые встречаются только в политической жизни
(чувства симпатии и антипатии к определенным идеологиям или лидерам, чувства
подвластности государству и т.п.). Однако различная роль этих чувств и эмоций
предопределяет двоякое значение психологии в политической жизни.
С одной стороны, она выступает тем духовным явлением, которое опосредует все
разновидности политического мышления и поведения человека, придает форму всем
субъективным проявлениям его мыслительной и практической активности. В этом
отношении политическая психология представляет собой тот внутренний механизм
преобразования человеческих представлений, который органически вплетен в
политический процесс, но при этом может и не играть никакой самостоятельной роли в
поведении человека.
Неустранимость из политической деятельности универсальных психических способов
взаимодействия и общения людей превращает психологию в своеобразный
универсальный измеритель всей политики в целом. Иными словами, власть, государство,
партии, разнообразные политические поступки субъектов, а также другие явления
политики представляются как те или иные формы психологического взаимодействия
людей. В связи с этим в политологии сложилось целое направление, представители
которого абсолютизируют роль психологических факторов. Они однозначно сводят все
причины возникновения революций и тираний, демократизации или реформирования
государства и общества к психологическим основам политического поведения людей.
Даже массовые политические процессы объясняются психологическими качествами
индивида или малой группы (Э. Фромм, Г. Олпорт, Е. Богарус и др.). В этом случае
«человек политический» понимается как продукт личностных психологических мотивов,
перенесенных в публичную сферу (Г. Лассуэлл). Сама же политика практикуется как
«явление психологическое в первую очередь, а потом уже идеологическое, экономическое,
военное и др.».
С другой стороны, политическая психология представляет собой генетически первичную,
эмоционально-оценочную реакцию политического сознания и тот специфический
духовный фактор, который оказывает самостоятельное воздействие на выработку мотивов
и политическое поведение человека, отличаясь при этом от влияния, например, его
рациональных или ценностных побуждений. Как писал Й. Хейзинга, «непосредственные
проявления страсти», создавая внезапные эффекты, способны «вторгаться в политическую
жизнь в таких масштабах, что польза и расчет... отодвигаются в сторону». Общеизвестно,
что спокойствие чувств, эмоциональное привыкание людей к складывающейся в
государстве ситуации является главным фактором устойчивости режимов. Не случайно,
как отмечает ряд российских ученых, «власть интересуют не мнения общества... а
настроения», которые «могут охватывать миллионы. ...Настроения, охватившего массу,
достаточно, чтобы все изменилось».
3.В Конституции РФ записано, что создание государственной идеологии запрещается. Объясните смысл такого запрета.
В первой советской Конституции - Конституции РСФСР 1918 г. в качестве основной
ставилась задача уничтожения всякой эксплуатации человека человеком, полного
устранения деления общества на классы, беспощадного подавления эксплуататоров установления социалистической организации общества и победы социализма во всех странах. Кроме того, «руководствуясь интересами рабочего класса в целом», советское
государство лишало отдельных лиц и отдельные группы лиц прав, которые
использовались ими в ущерб интересам социалистической революции. Поскольку среди
этих прав значилась и свобода выражения мнений, то ни о какой иной идеологии, кроме
марксизма, в тот период, разумеется, не могло быть и речи.
Конституция СССР 1936 года предоставляла гражданам политические права и свободы
только «в целях укрепления социалистического строя». Это означало, что использование
данных прав в иных целях критики социалистического строя и его идеологии,
запрещалось.
Действующая Конституция РФ закрепляет принцип идеологического многообразия как
одну из основ конституционного строя страны. Этот принцип прежде всего исключает
возможность существования в России государственной или обязательной идеологии.
«Никакая идеология, - предусмотрено в Конституции, - не может устанавливаться в
качестве государственной или обязательной». Тем самым в Российской Федерации
должно быть обеспечено идеологическое многообразие, признанное государством.
Установление в Конституции принципа идеологического многообразия является одним из
важнейших демократических завоеваний народов России. Многообразие в сфере
идеологии позволяет каждому человеку, группам людей, их объединениям свободно
развивать свои научные теории и воззрения, распространять и защищать их с помощью
всех допускаемых Конституцией средств, активно способствовать их осуществлению
путем разработки программных документов, законопроектов и т.д.
Отсутствие государственной или обязательной идеологии не означает, что органы
государственной власти действует не зависимо от каких-либо идеологических взглядов и
находятся вне идеологической борьбы в обществе. Наоборот, именно возможность с
помощью государственного аппарата проводить идеологические воззрения в жизнь
обуславливает активную борьбу социальных групп населения и политических партий за
выдвижение своих сторонников в различные органы государственной власти и органы
местного самоуправления, прежде всего путем активного участия в избирательных
кампаниях.
Список литературы:
1. Макаренко В.П. Главные идеологии современности. – Ростов
н/Д: Феникс, 2000.
2. Гуревич П.С. Политическая психология: учебное пособие. –
М.: ЮНИТИ(ДАНА, 2008.
3. Политология. Лексикон. – М.: РОССПЭН, 2010.
4. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М.:
Аспект Пресс, 2010.
5. Сирота Н.М. Идеология и политика. – М.: Аспект Пресс, 2011.
6. Теория политики / под ред. Б.А. Исаева. – СПб.: Питер, 2007.
7. Флад К. Политический миф. – М.: Прогресс(Традиция, 2004.
8. Шестопал Е.Б. Политическая психология. – М.: АЙРИС
ПРЕСС, 2007.
9. Баранов Н.А. Политические отношения и политический про(
цесс в современной России: Курс лекций. В 3 ч. – СПб.: БГТУ, 2004. –
Лекции 17, 18. – URL: http://nicbar.narod.ru/
13. Бергланд Д. Либертарианство за один урок. – URL: http://
www.libertarium.ru/
14. Денисов И. Политическое сознание современного россий(
ского общества. – URL: http://www.politnauka.org/
denisov.php.
15. Дилигенский Г.Г. Социально(политическая психология. –
URL: http://shulenina.narod.ru/
16. Малинова О.Ю. Либерализм в политическом спектре Рос(
сии. – URL: http://www.yabloko.ru/Publ/
.html..