Контрольная работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 23:26, контрольная работа

Описание работы

1. Понятие «политическое сознание», его структурные компоненты.
2. Политическая идеология и психология. Их основные элементы, функции и особенности формирования.
3. В Конституции РФ записано, что создание государственной
идеологии запрещается. Объясните смысл такого запрета.

Файлы: 1 файл

Политология.контрольная работа.docx

— 20.67 Кб (Скачать файл)

образом к сфере политики.

Современная политическая идеология является многоуровневой. Обычно выделяют три

уровня функционирования идеологических систем: теоретико-концептуальный

(элитарный), программно-политический (пропагандистско-просветительный) и

актуализированный (житейский).

Для современного демократического общества характерен широкий спектр различных

типов идеологии, начиная с крайне реакционных (неофашизм, расизм),

неоконсервативных и либеральных и кончая левым экатремизмом.

Идеологической политической культурой специалисты называют специфическую

структуру индивидуальных и групповых ориентаций, вырабатываемых в процессе

перехода от традиционных обществ к секуляризированным общественным формам, в

рамках которых политика постепенно становится результатом переговоров и рационально

обоснованных проектов, не испытывая потребности в иррациональных стимулах.

Политическая психология нередко имеет более существенное значение для политики, чем

другие формы политического сознания. Она представляет собой совокупность по

преимуществу эмоционально-чувственных ощущений и представлений людей о

политических явлениях, складывающихся в процессе их (людей) политического

поведения и непосредственного взаимодействия с институтами.

Признание такого духовного образования ориентирует научные исследования на переход

от рассмотрения человека как носителя определенных политических функций, статусов,

прав и доктрин к анализу его конкретных чувств и психологических механизмов, которые

управляют поведением индивидов, групп и массовых общностей. В этом отношении

учитываются уже не свойства абстрактного «человека политического», а конкретные

способности индивидуальных или групповых субъектов к межличностному

(межгрупповому) общению и сплоченности, особенности их восприятия политических

явлений, интенсивность ожиданий, особенности темперамента (общительность, чуткость,

тревожность сознания), механизмы привлечения внимания и внушения, подражания и

заражения, структура предпочтений (социометрическая структура) и другие психические

реакции.

О принципиальном значении политических чувств и эмоций в политике говорили многие

ученые. Например, Аристотель, полагая политику как форму общения государства и

гражданина, писал, что правителям «...нужно знать настроения лиц, поднимающих

восстания, ...чем собственно начинаются политические смуты и распри»; Декарт писал о

шести чувствах, которые движут человеком в мире и власти; Макиавелли, утверждавший,

что «править - значит заставлять людей верить», специально указывал, что различия в

настроениях выступают основной причиной «всех неурядиц, происходящих в

государстве». Многие ученые были уверены в существовании «души народа» (В. Вунд, Г.

Лебон), описывали «психические эпидемии» (например, во время революций), приступы

народного самосуда, опьянение людей свободой или жаждой мести, массовые психозы и

т.д.

Политическая психология обобщенно характеризует подобные (от индивидуальных до

массовых) аффекты. При этом она включает в себя как универсальные чувства и эмоции

человека, специфически проявляющиеся в политической жизни (например, гнев, любовь,

ненависть и др.), так и те ощущения, которые встречаются только в политической жизни

(чувства симпатии и антипатии к определенным идеологиям или лидерам, чувства

подвластности государству и т.п.). Однако различная роль этих чувств и эмоций

предопределяет двоякое значение психологии в политической жизни.

С одной стороны, она выступает тем духовным явлением, которое опосредует все

разновидности политического мышления и поведения человека, придает форму всем

субъективным проявлениям его мыслительной и практической активности. В этом

отношении политическая психология представляет собой тот внутренний механизм

преобразования человеческих представлений, который органически вплетен в

политический процесс, но при этом может и не играть никакой самостоятельной роли в

поведении человека.

Неустранимость из политической деятельности универсальных психических способов

взаимодействия и общения людей превращает психологию в своеобразный

универсальный измеритель всей политики в целом. Иными словами, власть, государство,

партии, разнообразные политические поступки субъектов, а также другие явления

политики представляются как те или иные формы психологического взаимодействия

людей. В связи с этим в политологии сложилось целое направление, представители

которого абсолютизируют роль психологических факторов. Они однозначно сводят все

причины возникновения революций и тираний, демократизации или реформирования

государства и общества к психологическим основам политического поведения людей.

Даже массовые политические процессы объясняются психологическими качествами

индивида или малой группы (Э. Фромм, Г. Олпорт, Е. Богарус и др.). В этом случае

«человек политический» понимается как продукт личностных психологических мотивов,

перенесенных в публичную сферу (Г. Лассуэлл). Сама же политика практикуется как

«явление психологическое в первую очередь, а потом уже идеологическое, экономическое,

военное и др.».

С другой стороны, политическая психология представляет собой генетически первичную,

эмоционально-оценочную реакцию политического сознания и тот специфический

духовный фактор, который оказывает самостоятельное воздействие на выработку мотивов

и политическое поведение человека, отличаясь при этом от влияния, например, его

рациональных или ценностных побуждений. Как писал Й. Хейзинга, «непосредственные

проявления страсти», создавая внезапные эффекты, способны «вторгаться в политическую

жизнь в таких масштабах, что польза и расчет... отодвигаются в сторону». Общеизвестно,

что спокойствие чувств, эмоциональное привыкание людей к складывающейся в

государстве ситуации является главным фактором устойчивости режимов. Не случайно,

как отмечает ряд российских ученых, «власть интересуют не мнения общества... а

настроения», которые «могут охватывать миллионы. ...Настроения, охватившего массу,

достаточно, чтобы все изменилось».

3.В Конституции РФ записано, что создание государственной идеологии запрещается. Объясните смысл такого запрета.

В первой советской Конституции - Конституции РСФСР 1918 г. в качестве основной

ставилась задача уничтожения всякой эксплуатации человека человеком, полного

устранения деления общества на классы, беспощадного подавления эксплуататоров установления социалистической организации общества и победы социализма во всех странах. Кроме того, «руководствуясь интересами рабочего класса в целом», советское

государство лишало отдельных лиц и отдельные группы лиц прав, которые

использовались ими в ущерб интересам социалистической революции. Поскольку среди

этих прав значилась и свобода выражения мнений, то ни о какой иной идеологии, кроме

марксизма, в тот период, разумеется, не могло быть и речи.

Конституция СССР 1936 года предоставляла гражданам политические права и свободы

только «в целях укрепления социалистического строя». Это означало, что использование

данных прав в иных целях критики социалистического строя и его идеологии,

запрещалось.

Действующая Конституция РФ закрепляет принцип идеологического многообразия как

одну из основ конституционного строя страны. Этот принцип прежде всего исключает

возможность существования в России государственной или обязательной идеологии.

«Никакая идеология, - предусмотрено в Конституции, - не может устанавливаться в

качестве государственной или обязательной». Тем самым в Российской Федерации

должно быть обеспечено идеологическое многообразие, признанное государством.

Установление в Конституции принципа идеологического многообразия является одним из

важнейших демократических завоеваний народов России. Многообразие в сфере

идеологии позволяет каждому человеку, группам людей, их объединениям свободно

развивать свои научные теории и воззрения, распространять и защищать их с помощью

всех допускаемых Конституцией средств, активно способствовать их осуществлению

путем разработки программных документов, законопроектов и т.д.

Отсутствие государственной или обязательной идеологии не означает, что органы

государственной власти действует не зависимо от каких-либо идеологических взглядов и

находятся вне идеологической борьбы в обществе. Наоборот, именно возможность с

помощью государственного аппарата проводить идеологические воззрения в жизнь

обуславливает активную борьбу социальных групп населения и политических партий за

выдвижение своих сторонников в различные органы государственной власти и органы

местного самоуправления, прежде всего путем активного участия в избирательных

кампаниях.

Список литературы:

1. Макаренко В.П. Главные идеологии современности. – Ростов

н/Д: Феникс, 2000.

2. Гуревич П.С. Политическая психология: учебное пособие. –

М.: ЮНИТИ(ДАНА, 2008.

3. Политология. Лексикон. – М.: РОССПЭН, 2010.

4. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М.:

Аспект Пресс, 2010.

5. Сирота Н.М. Идеология и политика. – М.: Аспект Пресс, 2011.

6. Теория политики / под ред. Б.А. Исаева. – СПб.: Питер, 2007.

7. Флад К. Политический миф. – М.: Прогресс(Традиция, 2004.

8. Шестопал Е.Б. Политическая психология. – М.: АЙРИС

ПРЕСС, 2007.

9. Баранов Н.А. Политические отношения и политический про(

цесс в современной России: Курс лекций. В 3 ч. – СПб.: БГТУ, 2004. –

Лекции 17, 18. – URL: http://nicbar.narod.ru/Spetskurs.htm.

13. Бергланд Д. Либертарианство за один урок. – URL: http://

www.libertarium.ru/libertarium/one_lesson.

14. Денисов И. Политическое сознание современного россий(

ского общества. – URL: http://www.politnauka.org/library/teoria/

denisov.php.

15. Дилигенский Г.Г. Социально(политическая психология. –

URL: http://shulenina.narod.ru/Ucheb/Diligensky/contents.html.

16. Малинова О.Ю. Либерализм в политическом спектре Рос(

сии. – URL: http://www.yabloko.ru/Publ/Liber/olga.html.. 

.html.. 


Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"