Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 17:37, контрольная работа
XVI в. - век великих духовных, культурных, политических, религиозных перемен и потрясений в жизни Европы. В ряде стран (Франция, Испания, Австро-Германия, Англия, Россия и др.) складывались большие и сильные дворянские монархии. В процессе преодоления феодальной раздробленности лишались прежней власти и привилегий крупные феодалы. Централизованные абсолютистские государства способствовали образованию и консолидации наций, притязали на объединение и представительство нации, народа, страны. Одновременно падал политический авторитет католической церкви, до того бывшей единственной объединяющей силой Западной и Центральной Европы.
Исходя из разработанной им концепции суверенитета, Боден ставил вопрос о сложных государствах. Он различал два вида государственных соединений. К соединениям, основанным на неравенстве, он относил государственные образования, включающие части, находящиеся в вассальной или иной зависимости от суверена, а также федерацию, которая, по мысли Бодена, основана на неравенстве, ибо суверенитетом обладает только союз в целом, а не отдельные его части (примером федерации он считал Священную Римскую империю германской нации). Второй вид соединений государств основан на равенстве - такова Швейцарская конфедерация, каждый из членов которой сохраняет суверенитет.
§ 7. Заключение
Новое политико-правовое мышление наметило тенденцию перехода от сословного к гражданскому обществу в общеевропейском масштабе. В XVI в. обозначились правовые и политические основы гражданского общества. Во-первых, утверждалась идея природного, морального, правового, религиозного равенства людей, идея, лежащая в основе и новых политико-правовых концепций, и массовых религиозно-политических движений. Во-вторых, после почти полуторатысячелетнего перерыва государство рассматривалось как общественное явление, не только самостоятельное по отношению к религии и церкви, но и даже имеющее превосходство над ними.
Новая политико-правовая идеология основывалась на рационалистической методологии и изучении государственно-правовой практики. За главную предпосылку, обусловливающую необходимость и деятельность государства, бралась "природа человека", его склонности и интересы. Государство и право логически выводились из этой посылки, рассматривались в связи с интересами людей, их отношениями, историей и природной средой. Эти методологические положения были подчинены задаче обоснования антифеодальной программы, ряда общечеловеческих ценностей. Такова идея личности, освобожденной от феодальных оков и наделенной рядом прав и свобод. Концепция прав человека сложилась на последующих этапах развития политико-правовой идеологии, но ее теоретические основы заложены в трудах мыслителей XVI в.
В XVI в. речь шла еще преимущественно о преодолении религиозного и церковного отчуждения: опирающиеся на многовековую традицию церковь и религия, когда-то созданные людьми, превратились в чуждую им силу противостоящего народу духовенства, иррациональных обрядов, догм. Стремление преодолеть это отчуждение и породило Реформацию. Большинством реформаторов проблема политического отчуждения рассматривалась как производная от религиозной и церковной проблем.
В то же время раскованность
мысли в период Возрождения положила
начало созданию множества рационалистических
политико-правовых концепций. Среди
теоретиков той эпохи наиболее значителен
Макиавелли, однако он много сделал
для теоретического обоснования
политического отчуждения. Коль скоро
сфера политики - это область деятельности
политиков, то народ от политики неизбежно
отчужден. Именно поэтому Макиавелли
- республиканец, а не демократ: он высоко
ценит нравственные качества народа,
но народу в государстве не отводится
активная роль (только утверждение
законов, выбор должностных лиц,
оценка их деятельности, охрана государственного
строя). Можно истолковать концепцию
смешанной республики как идею защиты
гражданского общества от произвольной
власти тирана; но сама власть в любом
ее виде и проявлении рассматривается
как нечто принципиально
Многие программные идеи
XVI в. получили развитие в буржуазной
политико-правовой идеологии последующих
веков; таковы идеи незыблемости частной
собственности и договорных отношений,
свободы промыслов и торговли,
осуществление которых при
Ранние социалисты теоретически
доказывали недостаточность лишь формального
равенства людей. Идея производства
и распределения на основе общественной
собственности более всего была
порождена стремлением достичь
социального равенства и