Контрольная работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 00:44, контрольная работа

Описание работы

Понятие "избирательная система" и ее структура.
Термин «избирательная система» используется в широком и узком смысле.
В широком смысле избирательная система - это упоря­доченные общественные отношения, связанные с выборами органов публичной власти, составляющие порядок выборов. В своей основе эта система регулируется как конституционным правом, так и неправовыми нормами - корпоративными нормами общественных объединений, участвующих в выборах (уставы и другие документы политических партий), обычаями и традициями, нормами политической морали, этики и т. д.

Содержание работы

Вопрос 1...................................................................стр.1
Вопрос 2...................................................................стр.2-3
Вопрос 3...................................................................стр.4-5
Литература...............................................................стр.6

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 17.98 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное  государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего  профессионального  образования

«Всероссийский заочный  финансово-экономический институт»

(ВЗФЭИ)

Филиал ВЗФЭИ в г.Туле

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

по  дисциплине  «Политология»

Вариант 13

       

 

 

 

 

 

                                            Выполнил: студент  1 курса

                                                    факультета  ФК

                                              направления бакалавр экономики

                                                    группы вечерней

                                                   

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Тула 2011г.

 

 

 

                                Содержание

 

Вопрос 1...................................................................стр.1

Вопрос 2...................................................................стр.2-3

Вопрос 3...................................................................стр.4-5

Литература...............................................................стр.6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      Вопрос 1

Понятие "избирательная  система" и ее структура.

 

Термин «избирательная система» используется в широком и узком  смысле.

В широком смысле избирательная  система - это упоря­доченные общественные отношения, связанные с выборами органов публичной власти, составляющие порядок выборов. В своей основе эта система регулируется как  конституционным правом, так и  неправовыми нормами - корпоративными нормами общественных объединений, участвующих в выборах (уставы и  другие документы политических партий), обычаями и традициями, нормами политической морали, этики и т. д.

В узком смысле избирательная  система - это способ распределения  депутатских мандатов между кандидатами  в зависимости от результатов  голосования избирателей или  других управомоченных лиц.

Виды избирательной системы. Исторически первой изби­рательной системой стала мажоритарная система, где из­бранными считаются те кандидаты, которые получили уста­новленное большинство голосов. В зависимости  от того. ка­кое это большинство - относительное, абсолютное или ква­лифицированное, мажоритарная система имеет разновидно­сти. Эта система может применяться  как в одномандатных, так и  в многомандатных избирательных  округах.

В 40-е гг. XIX в. проекты пропорциональных избиратель­ных систем предложили американец Томас Джильпин и швейцарец Виктор Консидеран. Смысл данного вида избира­тельной системы заключается в том, что  число мандатов, получаемых политическим объединением, соответствует чис­лу поданных за его кандидатов голосов. К началу XX в. насчи­тывалось 152 ее разновидности  и в настоящее время она  существует более чем в 60 странах  мира.

Полупропорциональные системы  стремились сгладить недостатки мажоритарной системы, не переходя к пропорци­ональной. Данная система направлена на обеспечение  час­тичного меньшинства, для чего применяяись системы огра­ниченного вотума, система единственного непередаваемого  голоса, система комуляяивного вотума.

В интересах соединения достоинств мажоритарной и про­порциональной  систем и исключения присущих каждой из них недостатков наряду с сочетанием обеих систем в одних стра­нах в некоторых других стали применять  систему единствен­ного передаваемого  голоса, смешанные системы.

Установление той или  иной избирательной системы есть результат субъективного выбора, который нередко определя­ется  соотношением политических сил в  законодательном органе. Те или иные способы определения итогов выборов  часто оказываются более выгодными  отдельным партиям, и они добиваются включения в избирательное законодатель­ство  именно этих выгодных им способов.

 

 

 

 

 

 

                                Вопрос 2

Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, их достоинства  и недостатки.

 

Мажоритарная избирательная  система — система выборов  в коллегиальный орган (парламент) или должностного лица, при которой  избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей  по избирательному округу, где они  баллотируются.

Достоинства:

    Позволяет попасть  в парламент мелким партиям  и самовыдвиженцам, популярным  в том или ином месте.

    Деятельность члена  всякой партии связана не только  ее уставом, а чаще карьерными  соображениями ее членов, приспосабливающихся  к внутренним тенденциям и  исключающих противоречия руководству  лоббирующего интересы бюрократии.

    Необдуманные предложения  независимого депутата, или лоббирующие  криминал, слабость его позиций  при обсуждении вопроса и голосовании  по решениям, всегда будет легкой  мишенью для фракций и партий.

 

    В отличие от  партийных списков, у избирателя  есть возможность выбрать не  «тёмную лошадку», и кандидат  должен представить не только  декларативные обещания, но и  реальные заслуги перед обществом.

 

Недостатки

    Разбросанные по  стране меньшинства не могут  добиться большинства в каждом  отдельно взятом округе. Чтобы  «протолкнуть» своего депутата  в парламент, требуется компактное  проживание.

    Избиратели, чтобы  их голос «не ушёл впустую», голосуют не за того, кто им  нравится, а за наиболее приемлемого  из двух лидеров.

    Поэтому мажоритарная  избирательная система в конце  концов приводит к двухпартийной  системе в государстве (закон  Дюверже).

    Чревато такими  нарушениями, как подкуп избирателей  и джерримендеринг.

 

 

Пропорциональная избирательная  система — одна из разновидностей избирательных систем, применяемых  на выборах в представительные органы. При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты  распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти кандидаты  преодолели процентный барьер.

 

 

 

 

 

Достоинства

 

    Система пропорционального  представительства позволяет каждой  политической партии получить  число мест пропорционально числу  голосов. Вот почему эта система  может показаться более справедливой, чем мажоритарная система.

    Если квота достаточна  низкая, то мелкие партии тоже  получают места.

    Самые различные  группы избирателей могут обеспечить  места для своих представителей, и поэтому результат выборов  рассматривается населением как  справедливый.

    При этой системе  избиратели более склонны голосовать  за кандидатов, близких к их  собственной позиции, а не за  кандидатов, которые имеют больше  шансов быть избранными.

    Система пропорционального  представительства при открытых  списках позволяет избирателям  выбирать и кандидата, и политическую  партию, и таким образом уменьшается  влияние партий на персональный  состав своих представителей  в парламенте.

    Пропорциональная  система с низким проходным  барьером позволяет наиболее  адекватно отразить в парламенте  весь спектр политических сил  страны согласно их реальному  влиянию на массы.

 

Недостатки

 

    При закрытых  списках возможно использование  «технологии паровоза», когда  во главу избирательного списка  ставятся популярные личности, которые  затем отказываются от своих  мандатов, в результате чего в  парламент попадают никому не  известные личности из конца  списка («вагоны»).

    Коалиционное правительство,  если оно состоит из идеологических  противников, будет не в состоянии  провести какие-либо крупные реформы.

    В регионах, где  имеются многочисленные разнородные  группы избирателей, может появиться  большое число мелких партий, и таким образом будет затруднено  создание работоспособной коалиции. Однако использование избирательных  квот может уменьшить эту проблему.

    Если партийные  списки «закрытые» и избиратели  голосуют за весь список, то  ослабевает связь между избирателями  и их выборными представителями.  Эта проблема не возникает  в случае «открытых» партийных  списков.

    Закрытые партийные  списки дают большую власть  партийным лидерам, которые определяют  очередность кандидатов в списке  партии, и это может привести  к диктатуре внутри партии. Хотя, вероятно, разные партии решают  этот вопрос по-разному.

    Система распределения  голосов зачастую непонятна плохо  информированным избирателям, и  это может сделать систему  пропорционального представительства  непопулярной.

 

 

 

                                     Вопрос 3

Опишите основные параметры  и особенности современной российской избирательной системы. Объясните  политический смысл перехода к пропорциональной системе на выборах а Государственную  Думу РФ.

 

Современная избирательная  система России очень молода и  катастрофически несовершенна. Это  связано с тем, что она формировалась  в сложных условиях: отсутствие прочной  правовой базы, трудное социально-экономическое  положение, неимение собственных демократических  традиций – все это сделало  избирательный закон 1994 года, во многом коньюнктурной мерой, реакцией власти на шок результатов выборов 1993 года.

Эти и многие другие факторы  обусловили целый ряд пробелов и  проблемных моментов в избирательном  законодательстве России: и концептуальных, и технических, исследование которых  особенно актуально в преддверии новых выборов в федеральный  парламент.

Состояние российской современной  демократии таково, что единственное значимое её достижение – это проведение формально свободных (скорее свободных, но не справедливых) выборов пока не ведет ни в центре, ни на местах, к  формированию ответственного правительства. На выборах действительно, вполне возможно поражение кандидатов действующей  власти, но зато потом, в большинстве  случаев, победитель получает все - он освобождается фактически от любой  ответственности, в том числе, и  уголовной. Новый режим в России дал больше свободы избирателям  на выборах президента и Государственной  Думы, но при этом не дал возможности  контролировать органы исполнительной власти. Что можно сделать, если выборы всего лишь декорация, создающая  иллюзию свободного выбора, когда  одно непопулярное правительство заменяется другим, ничуть не лучше?

Нынешней российской элите  пока малодоступно понимание ответственности  за проводимую политику перед отдельными избирателями, обществом в целом.

Успешно развиваются внешние  демократические формы (в регионах, например, институт президентства, парламентаризма  и т.п.), обладатели власти с гордостью  называют себя спикерами, главами, президентами и т.д. Но на самом же деле они остаются партийными, комсомольскими, профсоюзными функционерами (с учетом прихода  во власть новых людей, которые смогли удержаться, приняв господствующие правила  игры). За расплодившимися в РФ демократическими сферами влияния,  вовсе не проглядывается стремление представителей власти заимствовать действительно демократические механизмы,  то есть, в первую очередь, допущение по отношению к себе действенной системы контроля.

О контроле «снизу» в условиях слабости, неструктурированности гражданского общества в России говорить пока кажется  наивным. Все попытки создать  нечто подобной, хотя бы на уровне местного самоуправления, пока эффективно блокирутся, а проводить управляемые выборы власть учится все успешнее. «Выбираем, выбираем - а живем все хуже» - довольно типичный настрой для российского  избирателя. Искушение решить проблему корыстных и своевольных «бояр» за счет контроля «сверху», со стороны  «строгого, но справедливого царя»  в один прекрасный момент может стать  для российского человека непреодолимым  соблазном.

Таким образом, шок  и разочарование  от реального воплощения демократии по-российски тем более велики, чем более завышены и неоправданны были первоначальные ожидания. Завышенные и максималистские ожидания, надежда  на чудо, перенесенное с коммунизма, в  возможностях построения которого уже успели разочароваться, на демократию и выборы, которые были чем-то новым  и в которым увидели панацею, стали основой для последующих  разочарований.


Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"