Политическая идеология является
важным элементом общественного
сознания. Выступая в качестве стержневой
конструкции всей идеологической системы,
она играет значительную роль в политической
жизни общества. Для начала разберемся,
что представляет собой идеология.
Создателями теории идеологии являются
немецкие мыслители К.Маркс, Ф.Энгельс
и К.Мангейм. С точки зрения К.Маркса
и Ф.Энгельса, идеология представляет
собой духовное образование, появившееся
в результате социально-классовой
дифференциации общества. Она возникает
и развивается по мере того, как
на место однотипных первобытных
общин пришли социальные группы разного
типа, имеющие различные интересы
и занимающие неодинаковое социальное
положение. Идеология сформировалась
как инструмент выражения и защиты
интересов различных социальных
групп и классов. Можно дать такое
определение идеологии: идеология
— это функциональная характеристика
общественного сознания, отражающая
общественное бытие с позиций
интересов тех или иных социальных
групп, классов, общностей и обслуживающая
эти интересы. Социально-классовая
сущность идеологии предопределяет
ряд важных особенностей идеологического
стиля мышления. Идеология — это
одностороннее, социально-заинтересованное
отражение действительности. К.Маркс
и Ф.Энгельс неоднократно называли
идеологию «иллюзорным», «ложным
сознанием», поскольку в социально-классовой
направленности мышления заложены тенденция
к одностороннему, частичному отражению
действительности и стремление выдать
эту часть, сторону образа действительности
за целое, за наиболее полную ее картину.
Однако, с точки зрения марксизма,
сам по себе социально-классовый
подход не исключает возможности
объективного исследования общественных
явлений. Какой образ действительности будет
представлен в идеологических системах,
зависит, прежде всего, от ряда характеристик
субъекта идеологии: от положения класса,
социальной группы в системе определенных
общественных отношений, от того, какие
общественные тенденции выражают их классовый
интерес.
В том или ином обществе идеология
представляет собой целостное явление,
спаянное единой целью. Основой, объединяющим
началом той или иной идеологической
системы служат интересы тех или
иных социальных классов и групп.
Но эта система внутренне дифференцирована
в соответствии со сферами общественной
жизни. Исследователи выделяют политическую,
правовую, религиозную идеологии.
Политическая идеология образует
стержень идеологической системы. Политическая
идеология возникает из общественной
потребности в регуляции отношений
коренных интересов каждого класса
и социальной группы с интересами
других классов и социальных групп
с точки зрения их борьбы за государственную
власть или иных форм участия в
делах государства. С этой точки
зрения политическую идеологию можно
определить как специфическое учение
(доктрину), обосновывающее притязания
того или иного класса, социальной
группы на власть (или ее использование)
и добивающееся в связи с этими
целями подчинения общественного мнения
ее идеям.
Основными целями политической идеологии
являются: овладение общественным сознанием;
внедрение в него своих ценностных
оценок, целей и идеалов политического
развития; регуляция поведения граждан
на основе этих оценок, целей и идеалов.
В политической идеологии принято
выделять три уровня: теоретико-концептуальный,
программно-директивный и поведенческий.
Теоретико-концептуальный. На этом уровне
формируются основные положения
политической теории, обосновываются
определенные ценности и идеалы, которые
лежат в основе предлагаемого
типа общественного устройства. И
поскольку всякая идеологическая система
стремится к внутренней непротиворечивости,
создатели идеологической конструкции проводят
большую работу по отбору и обобщению
идейного материала, устранению противоречий
между различными его аспектами и стремятся
представить их как систему однородных
идей, т.е. стройную, непротиворечивую,
внутренне согласованную систему. От этого
качества идеологической системы в определенной
степени зависит ее восприятие массами.
Программно-директивный. На этом уровне
социально-философские принципы и
идеалы переводятся в конкретные
политические программы, лозунги и
требования политических элит, политических
партий, формируя, таким образом, стратегию
и тактику политической борьбы по
отношению к солидарным или враждебным
классам и социальным группам. Через
политические программы и директивы
осуществляется социальная регуляция
поведения классов и социальных
групп. Непосредственным носителем
этих программ и установок является
политическая элита. Однако без специфических
организаций, объединяющих классы и
социальные группы и направляющих их
усилия, такая регуляция была бы
невозможна. Поэтому источником программ
и директив выступают политические
партии, а также государства в
лице государственного аппарата.
Поведенческий. Внедрение в общественное
сознание определенных идеологических
установок в виде программ, лозунгов
и требований приводит к определенному
типу политического поведения. Сильная
сторона идеологических систем, с
точки зрения К.Мангейма, как раз
в том и состоит, что они
способны сплачивать людей и аккумулировать
их энергию, направлять ее на определенные
формы действия. Сила той или иной
идеологической системы определяется
степенью освоения гражданами ее целей
и принципов, мерой их воплощения
в практических делах и поступках
широких слоев населения.
Таким образом, политическая идеология,
предстает как система воззрений
и концепций в отношении окружающего
мира, определенное миропонимание и
в то же время система политических
ориентации и установок. Это одновременно
учение (доктрина), программа и политическая
практика.
Противопоставление идеологии
и утопии
Впервые противопоставил утопию и
идеологию Карл Мангейм в 1929. Утопией Мангейм называет
«трансцендентной по отношению к реальности
ориентацию, которая взрывает существующий
порядок»; тогда как идеология «стремится
к сохранению или постоянному репродуцированию
существующего образа жизни». Категорию
бытия Мангейм трактует не «вообще», но
как «конкретную историческую форму общественного
бытия».
Природа человека отторгает грубый
рационализм. Если в бытовой сфере
рационализм находит себе устойчивую
нишу, то в политике он всегда бывает
посрамлен. Как пишет Мангейм, “в
ходе истории люди значительно чаще
ориентировались на трансцендентные
бытию, чем на имманентные ему
факторы, и, тем не менее, осуществляли на основе
подобного несоответствующего бытию “идеологического”
сознания вполне конкретное устройство
социальной жизни”. “Каждая стадия исторического
бытия обволакивалась представлениями,
трансцендирующими это бытие, однако до
тех пор, пока они “органически” (то есть,
не оказывая преобразующего воздействия)
входили в картину мира, соответствующую
данному периоду, они выступали не как
утопии, а как идеологии, присущие данной
стадии исторического развития”.
Таким образом, имеются две трансцендентные
насущному социальному бытию
представления – утопия и идеология.
Первая конструируется вне прямой связи
с этим бытием, вторая – опирается
на него, исходит из его текущих
задач. Объединяет оба представления
исходный пункт – ценностная система.
Различает – принцип реализации.
В отличие от утопии Томаса Мора и
построений “утопических социалистов”,
современные утопии не являются моделями
совершенства, созданными для осуждения действующих социальных моделей.
Утопия представляет собой сегодня скорее
мысленный эксперимент, исследующий ценности
определенного социального проекта, описание
воображаемого общества, построенного
на основе некоей социально-исторической
гипотезы: его организации, институциональной
формы, социальной диспозиции и т.п.
К.Мангейм пытается отделить утопию
от идеологии, закрепить за этими
понятиями внятные определения:
“Идеологиями мы называем те трансцендентные
бытию представления, которые никогда
не достигают реализации своего содержания.
Хотя отдельные люди часто совершенно
искренне руководствуются ими в
качестве мотивов своего поведения,
в ходе этой реализации их содержание
обычно искажается”. “Утопии также
трансцендентны бытию, ибо они ориентируют
поведение на элементы, не содержащиеся
в данном реальном бытии; однако они
не являются идеологиями, то есть не являются
ими в той степени и постольку,
поскольку своим противодействием
им удается преобразовать существующую
историческую действительность, приблизив
ее к своим представлениям. Если такое принципиальное и совершенно
формальное различие между утопией и идеологией
представляется постороннему наблюдателю
безусловным, то решить, в каком случае
что следует считать идеологией и что
утопией, невероятно трудно”.
Утопия практически не связана
с текущей политической ситуацией
и предлагает мысленную идеальную
реализацию социального порядка, основанную
на иных ценностях, игнорируя возможность
этой реализации и путь к ней исходя
из сложившегося порядка. И, тем не менее, утопия может быть в каком-то
виде реализована. Идеология, напротив,
не может не охватывать оценок текущей
ситуации и проектирует будущее, исходя
из имеющихся начальных условий, но не
реализуется на практике, как не может
быть реализован абстрактный принцип
или эмоциональный афоризм, которые всегда
присутствуют в идеологии. Если утопия
в какой-то форме подлежит реализации
(в результате процесса, который в самой
утопии не ясен), то идеология всегда указывает
на дальнейшее движение из реализованного
состояния и в избранном направлении.
Утопия – статическая модель, идеология
– динамическая. Вместе с тем, и идеология,
и утопия могут исходить из одной и той
же базовой системы ценностей. По всей
видимости, для прояснения терминов можно
было бы выстроить их в генетическую связку:
архаический миф – утопия (прообраз или
начальная стадия политического мифа,
насыщенная хилиастическими мотивами)
– идеология (развитый политической миф).
Противопоставление утопии и идеологии
выглядит достаточно надуманным, ибо
то и другое – элементы политического
мифа, границы между которыми условны:
утопия строится исходя из определенных
идеологических установок, а идеология
может включать в себя утопический
проект “идеального общества”. И
утопия, и идеология строятся на
основании представлений о “золотом
веке”, в котором лежат истоки
мысленного эксперимента утописта и
смысловые конструкции идеолога.
Одновременно утопия и идеология
являются продуктом политической мысли.
Таким образом, мы видим связь
того и другого как с мифом,
так и с политикой, а значит
– обусловленность политической
мифологией. Миф выступает в этой
взаимосвязанной тройке понятий
как система идеальных прообразов,
идеология – как система вытекающих
из них социальных ценностей, утопия
– как мысленный эксперимент
по реализации этих ценностей и оживлению
прообразов.
Мангейм пытается выделить типы утопического
сознания, которые отвечают стадиям
исторического развития и закрепляются
за тем или иным поднимающимся
социальным слоем. Им выделяются четыре
типа социально-исторических утопий –
хилиазм, либерализм, консерватизм и
социализм, сменяющих одна другую в
процессе исторического развития европейской
цивилизации. Причем эти типы, как
считает Мангейм, можно обнаружить
у каждого отдельного человека. В
них нет сконструированного единства
(подобно кантовскому “сознанию
вообще”) или метафизического содержания
вне сферы конкретного сознания
индивида (подобно гегелевскому “духу”). Индивидуальное
сознание содержит в себе ту или иную пропорцию
этих идеальных типов.
Между тем, данное теоретическое построение
вызывает два затруднения: первое относится
к целостности этих типов и
привязке к социальным слоям, второе
– к ограниченности существования
идеальных типов. Если хилиастское
сознание можно приписать в основном
бунтующей крестьянской массе и
угнетенным слоям средневековья, а
либерализм – буржуазии, то с консерватизмом
и социализмом такого рода привязка
не проходит. Если хилиастское сознание
можно считать ослабленным (хотя
бы в части публичных проявлений),
то даже по поводу либерализма такое
утверждение было бы слишком смелым.
Мангейм привязывает типы социально-политического
сознания к исторически преходящим
слоям общества и историческим периодам,
в которые эти типы доминировали.
Иной подход предполагает выявление
фиксированных признаков того или
иного типа и рассмотрение их трансформаций
во времени. Мы полагаем, что циклы,
в которых наблюдается поочередное
доминирование различных типов
сознания, постоянно возобновляются
и связаны с кризисными, переходными
периодами. В спокойной ситуации
доминирование отсутствует или
носит неявный и неактуальный
характер, в условиях стабильности
“чистые” типы встречаются редко
и не влияют на политику.
Конструктивной поправкой к
мангеймовской схеме было бы изъятие
хилиазма из сферы политического
и рассмотрение его в качестве
предполитического типа сознания, содержащего
в себе в основном набор архаических
мифологем. Остальные типы следовало
бы признать именно идеальными и не
подлежащими ликвидации до тех пор,
пока не исчерпана политика как таковая.
Тогда видимые трансформации
идейного содержания тех или иных
политических режимов или партий
следует считать отклонением
от чистых типов, их смешением.
Если остановиться лишь на связи
концепции времени с политической мифологией,
то выделяются три типа политических ориентаций
(исходя из разработки различных вариантов
верований):
1) Элитистская ориентация на
мистический опыт прошлого и
традицию, требует посредников-церемонимейстеров,
профессиональной и стабильной
жреческой или политической элиты,
наделенной харизмой “по должности”.
Следование традициям и традиционным
ритуалам становится мифологическим
фундаментом государственной идеологии.
При закреплении данной ориентации
в национальной идеологии божественное
замыкается в харизматическом
народоводителе-императоре, миф становится
иносказательным, магия вытесняется
из политики. Главным становится
не переживание личной ответственности,
а исполнение нравственных предписаний
и ритуала. Личный опыт свободных ассоциаций в значительной
мере угнетается, что может приводить
к всякого рода суевериям, подменяющим
живое Божество образами персонифицированных
стихий, предметов, растений, зооморфных
или антропоморфных символов.
2) Народовольческая ориентация
на настоящее отчасти позволяет
непосредственное общение с потусторонним,
сверхъестественным миром. В этом
случае харизма все же возникает
в связи с прошлым опытом. Народ
и Герой при ориентации на
настоящее легче находят друг
друга, сужая посредническую функцию
действия элиты. Политическая
мифология балансирует между
традиционализмом и футуризмом,
элитизмом и охлократизмом. Первенствующая
роль политического Героя делает
необходимыми его видимые победы, что, в
конечном счете, приводит к переходу к
более устойчивой религиозно-политической
ориентации.
Алексис де Токвиль писал о демократии
американского типа, которая основана
на народовольческой ориентации: “…демократия
не только заставляет каждого забывать
своих предков, но отгоняет мысли
от потомков и отгораживает его от
современников; она постоянно принуждает
его думать лишь о самом себе,
угрожая в конечном счете заточить
его в уединенную пустоту собственного
сердца”.
3) Охлократическая ориентация на
будущее вынуждает согласиться
с размытостью перспективы в
расчете на ведущие к “светлому
завтра” победы и чудеса. Личность
становится заготовкой для человека
будущего или же богом для
самой себя (в зависимости от
выбора скрытой олигархической
группировки). Вариантом этой ориентации
является вера в близкий конец
света, вслед за которым (или
накануне) будет реализована чаемая
утопия.
Идеология включает в себя науку (наукоподобие)
в качестве элемента, но в целом
идеология ненаучна и соткана
из мифов, связанных некоей концепцией
(для мифотворца, возможно, научной;
для мифопотребителя — безусловно, мифологичной). В основе всякой
идеологии лежит концепция, теория, научное
или духовно адекватное отражение мира.
Концепция без мифа не существует для
общества, миф без концепции – только
сказка, в которую могут поверить только
дети, а политически взрослые граждане
воспримут как приукрашенный обман. Если
миф не концептуален, тогда его трудно
отличить от пустых выдумок или злонамеренной
лжи.
Идеология — способ поставить архетип
на службу задачам сегодняшнего дня.
Его воплощение в современном
обществе возможно преимущественно
в сфере политики. Только в политике
есть группы людей, способных не только
породить миф, но и вполне практично
приять его в качестве основы политической
программы. Для таких групп миф
— не иллюзия или заблуждение.
Миф лежит в основе всякого
мировоззрения, в основе картины
мира, в том числе и политической.
Современные мифы только и существуют
для того, чтобы вовлечь в политику
массу, двинуть в том направлении,
который указывает концепция, зачастую
игнорирующая интересы отдельных личностей.
Миф снимает конфликт между личными
устремлениями и высшими целями
и существует для того, чтобы люди
жертвовали сиюминутными интересами во
имя будущего. Но современный человек
не погружен в миф тотально. Он может
посмотреть на миф, воспринимаемый кем-то
как реальность, как на сказку, вымысел
или обман. Отсюда и разнообразие
политических мифов, их столкновение между собой, сопутствующее
политической конкуренции, идеологической
борьбе.
Проблема современной политики
— отсутствие целостных концепций.
Поэтому сказочный миф (или же
вполне оформленный религиозный
миф) в наш рационализированный
век и в нашем секуляризированном
обществе может быть понят превратно
или не понят вообще. Он вынужден
замыкаться в эзотерическом круге
сообщников, ограничивая свое публичное
воспроизведение политикоподобными
проектами. Часто такая ситуация
заканчивается смертью мифа.
Национальная идеология, как один
из вариантов политического мифа,
является воплощением национальной
мифологии и выражается в концепции
исторического времени — пути
нации от сверхъестественного рождения
до настоящего времени и футуристического
предвкушения грядущей национальной истории
— до утопической картины будущего
идеального государства и эсхатологических
прозрений. Национальная идеология
в той или иной степени фиксирует
также и структуру пространства,
в котором пребывает “священная
земля”, данная нации свыше и
зримо обозначающая образ Отечества. Наконец,
субъектом, действующим в этом пространственно-временном
образовании, является сверхчеловек, осуществляющий
национальной идеал.
Плотность мифологического пространства,
выделение доминирующего мифа является
важной характеристикой состояния
нации. Карл Шмитт писал, что “сила
мифа является критерием того, имеет
ли народ историческую миссию и пробил
час его национального величия”.
Политическая идеология может
претендовать на превращение в идеологию
национальную только в том случае,
если она опирается на национальную
мифологию, то есть обращена к национальным
архетипам. Если архетип угадан, то
соответствующая ему мотивация
может стать общезначимой в масштабах
всего общества, если угадывание не
состоялось, то идеология эмоционально
отторгается и рано или поздно находятся аргументы,
изобличающие ее в противоречии интересам
нации.
Данное обстоятельство приводит к
мысли о том, что идеологии
неравнозначны, среди них есть “правильные”
и “неправильные”, “зрелые” и “незрелые”.
Зрелая идеология, по всей видимости, всегда
консервативна. К консерватизму
подталкивает идеологов знание человеческой
природы и желание улучшить ее
(а не просто использовать), знание особенностей
конкретной нации. Следовательно, некоторые
черты оптимальной идеологии
могут быть сконструированы. Причем
успех конструирования будет
зависеть от того, насколько уникален
и проявлен национальный архетип. Иными
словами, национальная идеология создается
традиционалистами, исповедующими
консервативные ценности и допускающая
прогрессизм только в рамках традиции.
Функции идеологии в обществе
Политическая идеология выполняет следующие основные функции:
- формирует и развивает политическое сознание
людей (индивидуальное, коллективное,
общественное), дает необходимые ценностные
ориентиры и обосновывает мировоззренческие
позиции;
- обеспечивает ценностное восприятие,
осмысление, выражение групповых и общественных политических интересов,
приучает к анализу социально-политических явлений
и процессов через призму определенных
интересов и политических целей;
- является важным инструментом политической и
общественной организации. Она объединяет,
сплачивает близких по своему социальному
статусу, политическим устремлениям людей;
- обладает значительным воспитательным
потенциалом и обеспечивает решение задач политической социализации
личности, формирование и развитие политической культуры
граждан.
Итак, политическая идеология, будучи целостной
системой воззрений и концепций в отношении
окружающей действительности, в то же
время представляет собой систему политических ориентаций
и установок.
Типы политических идеологий
Классические идеологии
К основным типам политических идеологий,
которые определяются наукой как классические,
относятся либерализм, консерватизм, социализм.
Как самостоятельное идеологическое
течение либерализм сформировался
на базе политической философии английских
просветителей в конце XVII – XVIII веках.
Термин «либерализм» вошел в широкое
употребление в первой половине XIX века
в ряде западноевропейских государств
и происходит от латинского «свободный»,
«имеющий отношение к свободе». Именно
поэтому все определения либерализма
включают в себя идеи личной свободы.
Истоки
либерального мировоззрения восходят
к Ренессансу. Вклад в формирование
комплекса идей либерализма внесли представители
европейского и американского Просвещения,
немецкой классической философии, европейской
классической политэкономии.
С момента своего возникновения
либерализм отстаивал критическое
отношение к государству, принципы политической
ответственности граждан, веротерпимость,
гуманизм. В комплекс идей классического
либерализма входят:
- в социальной сфере: утверждение абсолютной
ценности человеческой личности и равенство
всех людей, признание неотчуждаемых человеческих
прав на жизнь, свободу, собственность;
- в экономике: признание частной собственности,
на основе которой базируется общественное
хозяйство, требование отмены ограничений
и регламентаций со стороны государства;
- в политической сфере: признание прав
человека, разделение законодательной
и исполнительной властей, признание конкуренции.
Главной
проблемой либеральной идеологии
всегда являлось определение допустимой
степени и характера государственного
вмешательства в частную жизнь человека,
совмещение демократии и свободы.
Попытки решить эти вопросы и
воплотить в жизнь идеи классического
либерализма привели к возникновению
в XX веке концепции «нового либерализма»
или «неолиберализма». Неолибералисты
проводят попытки реформирования классического
либерализма, изменения его формы и идейного
содержания. В основу политической программы
неолибералов были положены идеи необходимости
участия масс в политическом процессе,
согласия между управляющими и управляемыми.
В целом неолиберализм пытается смягчить
некоторые крайности в идеях либерализма.
В России в конце XVIII века либерализм
зарождался в постоянном противостоянии
и преодолении традиций самодержавия
и крепостничества, бюрократической безответственности.
Он был направлен на признание за индивидом
права на достойное существование. Для
русской либеральной мысли в период ее
появления характерна антидемократическая
тенденция. На грани XIX – XX веков наметилась
тенденция сближения концепции либерализма
и демократических идей. Развитие либеральной
мысли в России шло главным образом в русле
исследования философско-правовой проблематики.
Таким образом, либерализм на разных
этапах своего развития включал различные
компоненты, разрабатывал новые доктрины.
Это усиливало его дееспособность,
привлекало сторонников, но и делало
более противоречивым и неоднородным.
Политическая идеология либерализма
все менее стала отвечать требованиям
к научным доктринам. Произошло ослабление
идейных и политических позиций либерализма.
Сегодня либерализм стоит перед необходимостью
пересмотра своей идейной базы, поиска
новых внутренних течений и модификаций.
Следующим основным видом политической
идеологии можно назвать консерватизм.
Предпосылкой возникновения консерватизма
стали неудачи либерализма после
Французской буржуазной революции
в XVIII веке. Впервые термин «консерватизм»
был употреблен французским писателем
Ф. Шатобрианом и обозначал идеологию
феодально-аристократической реакции
на буржуазную революцию. Сам термин происходит
от латинского «сохраняю, охраняю».
Консерватизм как политическая
идеология представляет собой не
только систему политического сознания,
предпочитающего прежнюю систему
правления новой, независимо от ее целей
и идейного содержания, но и принципы политического
участия, отношения к государству, личности,
общественному устройству.
Идейное и политическое значение консерватизма
с трудом определяются, поскольку для
этого существует ряд причин. Во-первых,
наблюдается внутренняя разнородность
политической идеологии консерватизма.
В его структуре существуют два идейных
направления. Одно из которых считает
необходимым поддержание устойчивости
общественной структуры в ее неизменной
форме. Второе направлено на искоренение
противодействия политических сил и предлагает
воспроизводство прежних политических
сил. Здесь консерватизм выступает как
политическая идеология:
- поддерживающая существующие порядки;
- возвращающая к утраченному.
Но различные
направления консерватизма имеют
общие характерные черты: признание
несовершенства человеческой природы
и существования всеобщего морально-религиозного
порядка, убеждение в неравенстве людей
с рождения, необходимость классовой и
социальной иерархии. В этом проявляется
нехарактерный для консерватизма радикализм,
стремление к силовым методам разрешения
конфликтов, хотя в консерватизме присутствует
уверенность в способности политики смягчать
напряжение между социальными слоями.
Последние десятилетия в мире обычно
выделяют три идеологических течения:
традиционалистское, либертаристское
и неоконсерватизм. Последнее сформировалось
в качестве ответа на кризис мировой экономики
в 70-е годы XX столетия.
Неоконсерватизм признает необходимость
государственного вмешательства в экономику,
но отводит значительную роль рыночным
механизмам регулирования. В политической
доктрине неоконсерватизма присутствует
ряд приоритетных положений: подчинение
индивида государству, обеспечение политической
и духовной общности нации. Государство
неоконсерваторов должно основываться
на моральных принципах, обеспечивать
индивиду необходимые жизненные условия
на основе законности и правопорядка,
при этом развивая институты гражданского
общества, сохраняя уравновешенность
отношений человека с природой. При этом
всегда существует готовность неоконсерватизма
использовать в отношениях с противником
крайне радикальные средства.
В современной России консерватизм
проявляет себя своеобразно. В период
господства либерализма термин «консерватор»
использовался для обозначения оппонентов
из КПСС. Но вскоре консерватизму был возвращен
истинный смысл и он заявил о себе как
о мощном политическом течении. Сегодня
консерватизм сохраняет и приумножает
свое влияние, но не как политическая доктрина,
а в роли интеллектуального течения.
Третья политическая идеология, условно
определенная как классическая, - социализм.
Возникновение социализма связано
с многовековым желанием общественных
масс социальной справедливости, социальной
защиты личности. Следы мечтаний встречаются
уже в античности, играют заметную роль
в средние века, бросают вызов либерализму
в конце XIX начале XX веков.
В период развития промышленного капитализма,
которое вело к росту численности
класса наемных рабочих, стали необходимостью
выражение и защита интересов этого класса.
В связи с этим складываются доктрины,
предусматривающие коренное изменение
структуры общества, замены капитализма
социализмом без эксплуатации народных
масс буржуазией. С распространением этих
идей среди рабочих они стали называться
социалистическими идеями и теориями.
К середине XIX века сложились, а в конце
окончательно оформились главные направления
социалистической идеологии, имеющие
определенную программу, теоретическое
обоснование, многочисленных сторонников.
Последователи считали, что социализм
– это общество, на знамени которого
начертано «Все во имя человека, все для
блага человека». Это общество, в котором:
- средства производства в руках народа,
навсегда покончено с угнетением человека
человеком, социальным угнетением, нищетой
и неграмотностью миллионов людей;
- научно-технический прогресс ведет не
к безработице, а к неуклонному повышению
благосостояния народа;
- обеспечено равное право на труд и его
вознаграждение в соответствии с принципом
«От каждого по способностям каждому по
труду»;
- устранено национальное неравноправие,
утверждены равенство, дружба и братство
всех наций;
- идеи свободы, прав человека, обеспечивается
единство прав и обязанностей, действуют
одни законы и нормы нравственности, одна
дисциплина для всех, складываются все
более благоприятные условия для всестороннего
развития личности;
- сложился основанный на социальной справедливости,
коллективизме и взаимопомощи социалистический
образ жизни, дающий человеку уверенность
в будущем.
В целом социализм недооценивает
и даже вовсе отрицает значение экономической
свободы индивидов, конкуренции
и неодинакового вознаграждения
за труд как предпосылки роста материального
благополучия человека и общества.
Таким образом, главными преимуществами
в социалистической доктрине обладает
государство, а не индивид, политика, а
не экономика.
Для характеристики социализма в России
основным является то, что социалистические
идеи подкреплялись еще и практической
организацией дела. Наиболее широко это
отразилось в «народничестве» - этапе
истории русского социализма. Средства
реализации идей «народничества» были
весьма разнообразными – от «хождения
в народ» до « всеобщего бунта» с целью
захвата власти народом. То есть социализм
допускал любые приемы политической борьбы
по принципу: «цель оправдывает средства».
Весьма характерной чертой XX-го
столетия были многочисленные попытки
модернизировать теоретическую основу
социалистической идеологии. Но расхождение
идей социализма с тенденциями мирового
развития в XX веке и их явная склонность
к силовым методам управления значительно
ослабили политическое влияние социалистической
идеологии в современном мире.
Радикальные и национальные
идеологии
Важную часть политических идеологий
современности составляют идеологии,
развивающиеся в русле радикальных
традиций. Радикальные идеологии
находят необходимым изменение
политического и общественного
строя коренным образом. Различают
правый и левый радикализм. Праворадикальная
идеология проявила себя в различных формах
и главным образом в виде фашистского
движения.
В настоящее время сложилось
двойственное восприятие фашизма.
Одни понимают под ним конкретную
форму политической идеологии,
сформировавшуюся в Германии, Италии,
Испании в 20-е годы XX столетия и служившие
средством выхода этих стран из послевоенного
кризиса. Другие считают, что фашизм –
это идеология, не имеющая определенного
содержания и возникающая там, где политические
силы ставят цель подавления демократии,
захвата и использования власти.
Политическая основа фашизма везде
выражала интересы кругов общества, оказывавших
финансовую и политическую поддержку
и стремившихся подавить демократию.
Исторической родиной фашизма
считается Италия и Германия, а
родоначальником фашизма является
бывший лидер итальянских социалистов
Бенито Муссолини.
В центре фашистской идеологии находятся
идеи военной экспансии, воинствующего
антикоммунизма, расизма, шовинизма, а
также применение крайних форм насилия
против рабочего класса и всех трудящихся,
широкое распространение государственно-монополистических
методов регулирования политики и экономики,
демагогия с целью создания массовой базы
для фашистских партий и организаций.
Классической формой фашизма являлся
национал-социализм А. Гитлера. Немецкая
версия фашизма отличалась особым реакционным
иррационализмом, высоким уровнем тоталитарной
организации власти и крайним расизмом.
В концепции германского фашизма основным
являлось сохранение чистоты крови и расы.
Теоретики германского национал-социализма
выстроили свою идеологию, отдав приоритетное
место в ней некоемому выдуманному народу
– «арии». Следовательно, к настоящим
«ариям» были отнесены немцы, англичане
и ряд североевропейских народов. Государству
отводилась второстепенная роль, первостепенным
же стояло сохранение чистоты расы.
Фашизм сыграл решающую роль в развязывании
Второй мировой войны, но потерпел военное
и моральное поражение. Однако вскоре
он возродился в форме неофашизма. Неофашистские
силы применяют т.н. «стратегию напряженности»,
организуя террористические и другие
акции, чтобы создать у политически неустойчивой
части населения мнение о неспособности
действующего правительства обеспечить
общественный порядок, таким образом,
толкая группы избирателей в «объятия»
неофашистов. Действия «неофашистских»
групп и движений ставили под угрозу демократические
институты в различных странах, служили
и служат возбудителем политических кризисов
и напряженности.
Таким образом, наиболее предпочтительной
идейной основой фашизма (правого
радикализма) явились доктрины, содержащие
признание превосходства тех или иных
расовых, социальных, классовых, этнических
групп общества. Поэтому от фашистского
перерождения не застрахованы ни национальные,
ни коммунистическая, ни социалистическая
идеология, основанные на принципе социального
переустройства общества, сохраняя привилегированное
положение для какой-либо социальной группы,
слоя и предлагающие радикальные методы
и средства для обеспечения этим группам
соответствующего социального статуса.
Леворадикальное течение исторически
возникло как реакция на социальную
дифференциацию, ограниченность либеральной
доктрины, элитарный характер демократии
и т.д. В период победы нескольких буржуазных
революций в Европе возникли самостоятельные
леворадикальные движения. Одновременно
с этим в Европе возникла леворадикальная
идеология, которая при внутренней неоднородности
и неопределенности имела ярко выраженный
антиконсервативный и антилиберальный
характер.
Развитие леворадикальной идеологии,
комплекса идей и концепций происходит
постепенно. Левый радикализм все чаще
обращается к принципам и идеям, развивающимся
в русле социалистической мысли, но главное
в том, что леворадикальное течение всегда
пыталось найти точку опоры, которая могла
бы не только обосновать его позиции, но
и быть символом протеста. Концепция левого
радикализма опирается на широкий круг
идей и принципов, что объясняется его
скорой эволюцией в течение нескольких
десятилетий и неоднородностью внутренней
структуры. Объектом критики левого радикализма
становились большой бизнес, военно-промышленный
комплекс. На первый план выдвигались
политические требования. Несмотря на
правомерность большинства требований
и их закрепление в Конституции, они воспринимались
властью как некий вызов, политическая
агрессия и встречали резкое противодействие.
Поэтому в дальнейшем стали выдвигаться
требования, носившие бунтарский характер,
направленные на разрыв с устоявшейся
системой и ее разрушение. Но система выстояла,
и левый политический радикализм пошел
на спад. Его участники разошлись по экстремистским
и террористическим группам.
Вместе с вышеуказанными идеологиями
в мире большую роль играют национальные
идеологии, особенно в странах, где
идет процесс становления национальных
общностей. Национализм трактует «нацию»
как высшую внеисторическую и надклассовую
форму общественного единства. Для национализма
характерны идеи национального единства
и исключительности, получающие развитие
в зависимости от исторической обстановки
и межнационального общения.
В целом, идеологии этого типа выражают
политические требования граждан, чьи
интересы в повышении своего социального
статуса связаны с национальной принадлежностью.
В соответствии с внешними условиями и
уровнем национального самосознания населения
политические силы могут выдвигать требования
защиты культурной самобытности, увеличения
геополитического пространства или защита
собственных территорий и суверенитета
от внешних посягательств.
В России в настоящее время национализм
часто трактуется как принцип, требующий,
чтобы совпадали политические и
этнические единицы, а также, чтобы
управляющие и управляемые силы
внутри этих политических единиц принадлежали
к одному этносу (Э. Геллнер). При
таком подходе национализм может
выступать как поле творческого раскрытия
нации, средство ее очищения и саморазвития.
В этом качестве национализм выступает
не только на постсоветских территориях,
но и в России, на ее исконно русских территориях.
Мощной поддержкой национальных идеологий
идет со стороны религиозных вероучений.
В целом, сфера национальных отношений
необычайно сложна. С позиций национальных
идеологий может осуществляться политика
защиты культурной самобытности и политических
прав нации, собственных территорий и
национального суверенитета от внешних
посягательств. С этих же позиций могут
стимулироваться настроения этнического
гегемонизма, провоцироваться конфликты
и прямые военные действия.
Концепция о «конце идеологии»
В середине XX века появилась концепция
деидеологизации, суть которой –
в «конце идеологии», освобождении
от нее. В современном мире решение
вопросов должно быть свободным от
влияния идеологии, рассматриваемой
как искаженное субъективное выражение
интересов социальных групп (Д. Белл).
Речь идет о том, что, во-первых, назрела
необходимость отказа от идеологизации
общественной жизни индивидов и
групп, во-вторых, требовался пересмотр
ее принципов, в соответствии с которыми
идеология трактуется как «навязывание»
интересов одних социальных групп
другим. Однако уже в 70-гг. XX в. на смену
концепции деидеологизации приходит
концепция реидеологизации, суть которой
в признании зависимости общественной
жизни от идеологии. Идеология предстает
как некий конструкт, способствующий
сохранению стабильности в обществе,
поскольку опирается на ценностные
основания и детерминирует деятельность
индивидов и групп. Идея консолидирующей,
интегрирующей, мобилизующей роли идеологии
была высказана еще в трудах К. Мангейма,
Т. Парсонса, В. Парето и др. теоретиков
прошлого столетия.
Политические идеологии современной
России |