Контрольная работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2013 в 17:26, контрольная работа

Описание работы

Одним из видов политического прогнозирования является поисковый прогноз. При составлении поискового прогноза основной целью является определение возможных состояний объекта прогнозирования в будущем, причем, как отмечает И. Бестужев-Лада, в данном случае речь идет об условном продолжении в будущем существующих в настоящий момент тенденций. А задача нормативного прогноза - определить пути и сроки достижения желаемых состояний объекта прогнозирования в будущем.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 19.49 Кб (Скачать файл)

2)))))Одним из видов политического прогнозирования является поисковый прогноз. При составлении поискового прогноза основной целью является определение возможных состояний объекта прогнозирования в будущем, причем, как отмечает И. Бестужев-Лада, в данном случае речь идет об условном продолжении в будущем существующих в настоящий момент тенденций. А задача нормативного прогноза - определить пути и сроки достижения желаемых состояний объекта прогнозирования в будущем. Таким образом, нормативный прогноз представляет собой прогнозирование способов достижения желательных результатов на основе заранее заданных ресурсных и прочих ограничений.

Нормативный прогноз, строящийся по принципу <от уже заданного состояния  к существующим тенденциям>, действительно  крайне близок к процедуре принятия решения. Более того, принцип его  действия во многом дублирует этот механизм - ведь при принятии политического  решения также вначале ставится цель, которой необходимо добиться, - т.е. показывается то состояние политической системы или отдельной ее части, которого следует достичь, - а потом  уже ведется поиск оптимальных  путей реализации такой задачи.

Поисковый прогноз носит  более самостоятельный характер с точки зрения его связи с  процессом принятия политического  решения. Он в первую очередь соответствует  своему названию и выполняет функцию  поиска проблемных узлов. Поисковые  политические прогнозы довольно часто  публикуются в политологических журналах и периодической печати. Их авторы пытаются выявить основные тенденции в современном политическом процессе и стремятся продолжить их в будущее, конструируя тем  самым новые состояния политической системы.

Поисковый прогноз вполне может быть встроен в процедуру  принятия политического решения. Ведь если поисковый прогноз выявит, что  без изменения существующих тенденций  ситуация будет развиваться в  крайне неблагоприятном для политического  автора направлении, то тогда возникнет  необходимость в ее исправлении  и принятии соответствующих решений. Таким образом, поисковый прогноз, как и в ряде случаев анализ политической ситуации, призван выполнять диагностическую функцию, выявляя наличие или отсутствие проблемных ситуаций. При фиксации проблемы поисковый прогноз может стать основой политического решения, если политический автор все же сочтет необходимым вмешаться в ситуацию. Но в таком случае поисковый прогноз, как и ситуационный анализ, может быть разорван во времени и в пространстве с этой процедурой - подготовкой решения могут заняться уже другие эксперты, не связанные с группой прогнозирования.

Активные и пассивные, само сбывающиеся и само опровергающиеся прогнозы

Говоря о поисковых  и нормативных прогнозах, следует  отметить предложенное С. Вишневым деление на активные и пассивные прогнозы: первые из них оказывают существенное воздействие на объект прогнозирования, в то время как вторые на него не влияют. Очевидно, что любой прогноз, который получает развитие в политическом решении, является активным - таким образом, активными можно назвать все нормативные прогнозы, а также поисковые прогнозы в случае, если они стали основанием для начала разработки решения в целях изменения ситуации. Но, как мы уже сказали, поисковые прогнозы не имеют своей основной задачей послужить базисом для политического решения и поэтому по большей части носят пассивный характер.

В контексте проблемы воздействия  прогнозов на объект прогнозирования  следует выделить такие виды прогнозов, как само сбывающиеся и само опровергающиеся. В первом случае прогноз имеет настолько сильное воздействие, что сбывается даже несмотря на отсутствие реальных предпосылок для этого. Так, если влиятельные эксперты, выполняя заказ главы государства, находящегося в конфликтных отношениях с высшим органом законодательной власти, спрогнозировали неизбежность досрочного роспуска парламента, то это могло подвигнуть заказчика именно к такому развитию событий, хотя реально оставалась возможность для реализации иного сценария - например, были хорошие возможности для поиска компромисса с парламентом. Подобный прогноз является ошибочным, поскольку в нем неверно была истолкована ситуация, развитие которой предсказывалось. Но фактор большого влияния прогнозистов на лицо, принимавшее решения, позволило ему осуществиться.

Данный пример показывает, что осуществимость прогноза - не всегда признак его успешности. Качество прогноза скорее определяется способностью верно решить поставленные задачи - в рассмотренном случае такой задачей являлось прогнозирование возможных вариантов развития ситуации исходя из существующих тенденций, чего реально не было сделано. Вероятность реализации одного из сценариев была ошибочно завышена, что привело к не оптимальному решению, хотя сам прогноз и осуществился.

Наоборот, само опровергающиеся прогнозы не реализуются на практике, однако именно в этом и заключается их задача. Для них важно показать негативные последствия осуществления одного из возможных вариантов развития политической ситуации для того, чтобы лица, принимающие решения, могли сосредоточить на данной проблеме повышенное внимание и предотвратить подобное развитие событий. В результате прогноз не сбывается, но, несмотря на это, оказывается эффективным, так как его задачей являлась генерация такого воздействия на объект прогнозирования, которое позволило бы с прогнозированному сценарию не реализоваться в действительности.

 

4)))) Власть-всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя взаимодействие ее субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения. Мотивация подчинения достаточно сложна. Она может основываться на страхе перед санкциями; на долголетней привычке к повиновению; на заинтересованности в выполнении распоряжений; на убежденности в необходимости подчинения; на авторитете, вызываемом руководителем у подчиненных; на идентификации объекта с субъектом власти.

Все эти мотивы существенно  влияют на силу власти, т. е. способность  ее субъекта влиять на объект. Высокая  сила воздействия и вероятность  подчинения отличают власть от влияния -- более широкой, чем власть, категории, характеризующей как властное, так и более слабое и менее эффективное воздействие субъекта на объект.

Сила власти, основанная на страхе, вызываемом угрозой санкций, прямо пропорциональна тяжести  наказания и обратно пропорциональна  вероятности избежать его в случае непослушания. Такая власть имеет  тенденцию к ослаблению вследствие естественного стремления людей  избавиться от этого неприятного  эмоционального состояния.

Привычка была одним из ведущих мотивов подчинения государству  в традиционных обществах. Она -- надежный фактор стабильности власти до тех пор, пока не приходит в противоречие с требованиями реальной жизни. Если же это происходит, то власть, основанная лишь на привычке к повиновению, быстро разрушается, как только люди замечают, что «король то голый», что власть изжила себя и недостойна повиновения.

Наиболее стабильной является власть, построенная на интересе. Личная заинтересованность побуждает подчиненных  к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение негативных санкций. Она способствует развитию у людей других типов  позитивной мотивации подчинения- повиновения на основе убежденности, авторитета и идентификации.

 

Подчинение по убеждению  связано с мотивационным воздействием достаточно глубоких слоев сознания; менталитета, ценностных ориентации и  установок, составляющих «вторую природу» личности (ее «первая природа» образуется под воздействием первичных, преимущественно  биологических потребностей и повседневных интересов индивида). Готовность подчиняться  государству или другому носителю власти ради каких-либо более высоких, чем непосредственные индивидуальные интересы, целей (патриотических, нравственных, религиозных и т. п.) - важный источник силы власти.

Одной из наиболее благоприятных  для власти мотиваций подчинения является авторитет. Он формируется  на базе общей заинтересованности объекта  и субъекта власти и убежденности подчиненных в особых способностях руководителя. Авторитет представляет собой высоко ценимые качества, которыми подчиненные наделяют руководителя и которые детерминируют их повиновение  без убеждения или угрозы санкций. Он основывается на согласии и означает уважение к руководящей личности или институту, доверие к ним. Авторитет может быть истинным, когда  руководитель действительно обладает теми качествами, которыми его наделяют подчиненные, и ложным, основанным на заблуждениях относительно личности руководителя. В зависимости от лежащих в его основе качеств авторитет бывает научным (качество учености), деловым (компетентность, навыки, опыт), моральным (высокие нравственные качества), религиозным (святость), статусным (уважение к должности) и т. п.

Власть, основанная на интересах, убежденности и авторитете, часто  перерастает в идентификацию  подчиненного с руководителем. В  этом случае достигается максимальная сила власти и субъект воспринимается объектом как свой представитель и защитник. Субъективная идентификация исполнителей с руководителем может объясняться двумя причинами:быть свойством реального двойственного положения людей в отношениях власти, как это имеет место в демократических организациях, где индивиды выступают и субъектом власти- выбирают и контролируют руководство, и ее объектом- исполняют его решения. В этом случае оба агента власти совпадают, хотя и не полностью;

выступать результатом общности интересов и ценностей руководителя и исполнителя и возникновения  у последнего чувства единения со всей организацией или группой. В  конечном счете, у объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но все же выбор-погибнуть, но не подчиниться, что нашло, в частности, свое выражение в свободолюбивом лозунге «лучше умереть, сражаясь, чем жить на коленях».


Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"