Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 10:41, контрольная работа
1) 1. Как вы считаете, прав ли был политолог Г. Лассуэл, который считал, что политика — это наука о влиянии и влиятельных людях? Аргументируйте свою позицию.
2) Для Платона и Аристотеля характерно понимание знаний о политике как знаний о высшем благе человека и государства и наилучшем государственном правлении. Это знание о том, «как придать гражданам известного рода хорошие качества и сделать их людьми, поступающими прекрасно». Применимо ли такое понимание роли политических знаний в настоящее время?
3) Каждый режим представляет собою особый характер взаимоотношений граждан и государства. Охарактеризуйте права и обязанности граждан и государства, характерные для различных политических режимов.
1) 1. Как вы считаете, прав ли был политолог Г. Лассуэл, который считал, что политика — это наука о влиянии и влиятельных людях? Аргументируйте свою позицию.
Изначально я полагал, что слова Лассуэла характерны для тотарлитарного и авторитарного политического режима.
В нормальном демократическом режиме (в Европе, а не в США, представителем которой страны и являлся Лассуэл), народу отводится не меньшая роль.
Но сопоставив факты и события, которые происходят в мире и кто имеет влияние на них, расцениваю слова Лассуэла как верные.
2) Для Платона и Аристотеля характерно понимание знаний о политике как знаний о высшем благе человека и государства и наилучшем государственном правлении. Это знание о том, «как придать гражданам известного рода хорошие качества и сделать их людьми, поступающими прекрасно». Применимо ли такое понимание роли политических знаний в настоящее время?
Платон считал, что существует идеальное государство, главной основой которого является справедливость. Она состоит в том, чтобы каждому гражданину было определено особое занятие, подходящее к его натуре. Государство является идеальным, если каждый гражданин действует в согласии со своей собственной сущностью. Платон предлагает деление общества на сословия: философов, которые правят, воины - стражи, которые должны были иметь общих детей и жен и не иметь собственного имущества, и ремесленники - производители. Человек для Платона не представляет собой личности, претендующей на индивидуальную самооценку и полную свободу в поступках.
Аристотель также представлял государство как нечто прекрасное и считал его целью «благую жизнь». Он считал, что человек - существо политическое, стремящееся к общению и государство для него просто необходимо. Потому как всякое государство представляет общение, а общение организуется ради блага. Такое общение и называется государством или общением политическим. Аристотель считал гражданами тех, кто участвует в суде и народном собрании, но гражданин и человек, это не одно и то же. Он говорил, что ремесленники не принадлежат к гражданам, как и другие слои населения, деятельность которых не направлена на служение добродетели. И вообще, лучше было бы, если бы ремесленники были рабами, состоящими из разных национальностей, не обладающими горячим темпераментом. Здесь у Аристотеля проявляется тиранизм, хотя сам он выступал против тиранов! Значительную роль в государстве он отводил воинам.
Он говорил, что нужно заботу о военных делах считать прекрасной. И не думал о том, что государство, в котором не останется ремесленников, землепашцев и т.д., а будут только солдаты и правители, не будет считаться настоящим.
3) Каждый режим представляет собою особый характер взаимоотношений граждан и государства. Охарактеризуйте права и обязанности граждан и государства, характерные для различных политических режимов.
Различают 3 политических режима:
- Тоталитарный политический режим
- Авторитарный политический режим
- Демократический политический режим
Демократический режим - это политическая свобода человека, позволяющая ему оказывать влияние на управление обществом и государством.
Демократический режим
находит отражение к
Авторитарный режим - это отсутствие на деле демократических политических отношений. Оппозиция либо запрещается, либо ставится в такие условия, которые не позволяют ей нормально функционировать. Выборы проводятся под контролем властей. Все функции власти находятся в руках диктатора - президента или монарха или правящей олигархии. Разновидность авторитарного режима составляют военные диктатуры разного рода. Но экономика при этом может сохранять рыночный характер.
Тоталитарный режим - отличается от авторитарного тем, что в авторитарном -принуждение, а в тоталитарном уже происходят убийства. В обоих режимах одна тирания. Тоталитаризм претендует на контроль над мыслями, овладения обществом используя такой политический институт, как государственная партия, проникающая во все ячейки общества, семью и подчиняя их изнутри политике режима. Экономика полностью во власти диктата политической власти. Равноправие граждан на деле оборачивается дискриминацией. Привилегиями обладают лишь не многие, которые зависят не от деятельности человека, а от того, где или кем он был рожден.
4) Феномен власти является, пожалуй,
самым противоречивым и непредсказуемым
в общественной жизни.
Англичанину лорду Эктону принадлежит
крылатая фраза: «Власть – это зло, абсолютная
власть – зло абсолютное». М. Бакунин в
категоричной форме провозгласил: «Власть
– всегда аморальна». По словам английского
ученого Т. Мартина, «власть, как и любовь,
– это слово, постоянно используемое в
повседневной речи, интуитивно понимаемое
и редко определяемое». По мнению французского
философа Э. Шартье, «власть необъяснима,
и в этом ее сила»
Любая власть обладает рядом характерных признаков:
· Власть как отношение определенной зависимости между людьми в обществе;
· Власть носит характер волевого воздействия;
· Власть всегда определяется с помощью особых властных оснований;
· Субъекты и объекты власти являются относительно независимыми и часто меняются друг с другом местами.
Основания или источники власти весьма разнообразны, как многообразна сама общественная жизнь, структура общественных отношений. Основания власти могут типологизироваться по форме и способам реализации воли, влияния.
Сила традиционных оснований:
- во все времена – богатство;
- в эпоху индустриального
- в эпоху научно – технического прогресса – информация.
Сила и богатство является главным источником власти в обществах, где еще формируется гражданское общество, не развиты интересы и культура принятия общего для всех порядка. В индустриальных обществах богатство перестает быть гарантом власти. Властвовать может только тот, кто усвоил законы организации и возможности ее использования в мобилизации и координации. В эпоху научно – технического прогресса резко возрастает роль и значение информированности: власть не может быть без преимуществ в информации. Формула «знание - сила» может означать господство над людьми.
Структурными основаниями
Психологические основания власти основаны на мотивах поведения объекта и субъекта, выявления человеческого компонента в прогрессе властвования. Источником власти здесь могут быть страх, интерес, убеждение. Грани, отделяющие одно основание от другого, условны. Каждый тип оснований имеет свои условия реализации и эффективности, наиболее удобные объекты и время действия. Всякая проявившаяся власть состоит из трех взаимосвязанных элементов: субъекта власти, объекта власти и содержания властных отношений между ними. Люди, как реальные обладатели социальной власти действуют двояко: либо в качестве исключительно самостоятельного и индивидуального субъекта, либо, помимо своей первичной власти, одновременно владеют делегированной извне властью. Эту последнюю власть называют вторичной или производной, ибо она отчуждена и, как правило, ограничена определенными сроками.
5) Дайте развернутую характеристику политической системы (форма правления, форма государственного устройства, политический режим, избирательная система). Одна страна на выбор из следующего списка: 6) Великобритания
Форма правления. Характер формы правления, существующей в данном государстве, зависит от организации верховной государственной власти, точнее - от определения правового положения одного высшего органа государственной власти - главы государства. В Великобритании - монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Современная монархия - конституционная , ее предшественник - абсолютная, которая еще сохраняется в некоторых странах. Конституционная монархия делится на дуалистическую и парламентарную. Современная Великобритания является типичным примером парламентарной монархии. Полномочия британского монарха не подвергались значительным юридическим ограничениям, но в силу действующих конституционных соглашений, нигде не зафиксированных, но неукоснительно соблюдающихся, корона практически лишена каких-либо дискреционных полномочий. Все юридические акты, исходящие от монарха, нуждаются в министерской скрепе, причем ответственность за них несет только правительство, что находит свое выражение в известной формуле «король не может поступить неправильно».
Избирательная система
Мажоритарная избирательная система - та избирательная система, которая в основу определения результатов голосования закладывает принцип большинства. Различают 2 основных вида мажоритарной системы: абсолютного большинства и относительного большинства. В Великобритании присутствует мажоритарная система относительного большинства. Избранным считается тот кандидат (или список кандидатов), который набрал голосов больше, чем каждый из его противников в отдельности, даже если он набрал меньше половины.
Форма государственного устройства
Великобритания - сложное государство с автономией и с особенностями управления в некоторых историко-географических единицах.
С точки зрения особенностей самоуправления и управления в состав Великобритании входят несколько частей: Англия, Шотландия, Уэльс, Северная Ирландия («исторические единицы») и несколько мелких островов вокруг Великобритании (Сарк, Мэн, Нормандские острова и др.). Кроме того Великобритания имеет колониальные владения - о-в Святой Елены, др. мелкие о-ва, Гибралтар. Все эти части различаются по этническим особенностям населения, по условиям быта, по уровню развития.
Англия особых органов управления не имеет, ею управляют общегосударственные органы. Шотландия и Уэльс юридически пользуются административной автономией своеобразного характера, но на деле управление ими осуществляется из центра - министрами по делам Шотландии и Уэльса, на местах - в главных городах Шотландии (Эдинбурге) и Уэльса (Кардиффе) - существуют ведомства этих министров.
Северная Ирландия с 1920 г. обладает политической (законодательной) автономией, но с 1972 г. местный парламент не действует, осуществляется прямое правление из Лондона (через министра по делам Сев.Ирландии). Прибрежные острова рассматриваются как коронные владения, имеют местные законодательные органы, но их решения вступают в силу после королевской санкции. Монарх представлен здесь лейтенант-губернатором. Некоторые из островов до сих пор считаются состоящими в вассальной зависимости от короны и управляются местным владельцем.
Территория Англии и Уэльса разделена на графства (39 - в Англии, 8 - в Уэльсе), а графства - на округа (их всего 339). Шотландия разделена сначала на регионы (области), их 9, а затем на округа (53). Сев.Ирландия делится непосредственно на округа (26). После реорганизации управления Большим Лондоном (с прилегающими окрестностями) на этих территориях также созданы округа.
Округа (в каждом из них
д/б не более 10 тыс. человек населения)
делятся на приходы или общины
- низовое звено административно-
Тип политического режима
Политический режим
- представляет собой
Основное качество авторитарного метода - управление осуществляется либо единолично, либо небольшой группой. Люди, составляющие авторитарную общность, управляются, но сами участия в управлении не принимают. Волевые решения, принимаемые авторитарным руководством, осуществляются насильственно, через соответствующий аппарат принуждения.
Основное качество демократического метода - управление человеческой общностью осуществляется по воле ее участников. Демократическая общность создает систему учреждений, с помощью которой выявляется и осуществляется воля большинства, оформленная в виде соответствующих актов. При демократии меньшинство участвует в принятии решений, выдвигает свои альтернативные предложения и борется за их принятие, но когда решение принято по воле большинства, меньшинство обязано выполнять содержащиеся в нем предписания, правила поведения.