Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 12:32, контрольная работа
Сравните политическую мысль периода средневековья и Возрождения: выделите сходства и отличия. Дополните ответ на это задание сравнением идей двух мыслителей того и другого периода, например: Фомы Аквинского и Н. Макиавелли (или других).
Фома Аквинский. Идея духовного превосходства над государственной властью получила дальнейшее развитие в учении великого католического теолога Фомы Аквинского. Хотя любая государственная власть имеет божественное назначение, не исключено, что конкретные ее формы могут противоречить божественной воле: правители забывают о заповеди Христа, справедливость и общее благо. В этом случае церковь имеет право на сопротивление греховной власти. Политические взгляды излагаются в его труде «О правлении властей». По его мнению, государство берет свое начало от Бога и направляет развитие общества. Он пытается осмыслить роль и значение в жизни людей формы государства такие как: монархия, аристократия, олигархия, тирания, демократия.
Вопрос №1…………………………………………………………3
Вопрос №2…………………………………………………………6
Вопрос №3…………………………………………………………12
Вопрос №4…………………………………………………………17
Список использованной литературы………………
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ» КАФЕДРА ИСТОРИИ И ПОЛИТОЛОГИИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОЛИТОЛОГИИ
Вариант № 1
Ижевск 2012 |
Содержание.
Вопрос №1.
Сравните политическую мысль
периода средневековья и
Фома Аквинский. Идея духовного превосходства над государственной властью получила дальнейшее развитие в учении великого католического теолога Фомы Аквинского. Хотя любая государственная власть имеет божественное назначение, не исключено, что конкретные ее формы могут противоречить божественной воле: правители забывают о заповеди Христа, справедливость и общее благо. В этом случае церковь имеет право на сопротивление греховной власти. Политические взгляды излагаются в его труде «О правлении властей». По его мнению, государство берет свое начало от Бога и направляет развитие общества. Он пытается осмыслить роль и значение в жизни людей формы государства такие как: монархия, аристократия, олигархия, тирания, демократия. По его мнению, не одна из этих форм не является совершенной, хотя из них он предпочитал монархию. В то же время он утверждал, что «наилучшую форму власти представляет государство, в котором сочетаются элементы монархические, аристократические, и демократические». Фома Аквинский выступал против идеи социального равенства. Он истолковывал политическое и правовое неравенство существовавших сословий как вполне естественное, вытекающее из различий природных способностей людей.
Учение Фомы Аквинского были использованы в католицизме Средневековья для обоснования примата церкви над государством и права Римского Папы назначать и смешивать монархов. Практическое воплощение этих идей часто приводило к войнам между светскими и церковными властями.
Николо Макиавелли. В конце Средневековья государства начинают выходить из-под влияния церкви, происходит процесс становления современных государств. Эпоха Возрождения, пришедшая на смену, дала толчок развитию интеллектуальной жизни и распространению знаний. Центром Возрождения стала Италия. Именно с историей этой страны, и в частности с Флоренцией, которую называют колыбелью Ренессанса, связана судьба самого знаменитого политического мыслителя этого периода Николо Макиавелли. Отрицая философско-этическую и религиозную традиции предыдущих эпох, он разработал оригинальную концепцию политики. Макиавелли считал, что нравственные критерии добра и зла не могут распространяться на политику. Она имеет собственную автономную систему ценностей, главные из которых - интересы государства. Ради последних политик может пренебречь нравственностью. С его размышлений следовал вывод: "цель оправдывает средства". Обоснованный мыслителем принцип оказался очень востребован в политической практике для оправдания жестокости и террора интересами государства или другими высшими задачами. В политическом лексиконе утвердилось понятие "макиавеллизм", под которым понимают политику, основанную на попрании норм морали, на интригах и на насилии. Его работы: «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия». Политика по Макиавелли, есть взаимоотношение различных социальных сил (слоев общества, групп людей, отдельных личностей) по поводу осуществления власти в обществе. Таким образом, политика трактуется как общественное отношение между людьми. Тем самым указывается на социальную природу политики вопреки истолкованию ее как проявления исключительно естественной природы человека.
Если у мыслителей прошлого главной была проблема, как использовать государственную власть, чтобы добиться справедливости и общего блага, то для Макиавелли - проблема самой власти и средств, позволяющих эту власть завоевать, удержать и расширить. Раскрытию подобных властных технологий он посвящает свой главный труд "Правитель".
Идеалом для Макиавелли выступает политик, сочетающий черты льва и лисицы: силу, умение внушить страх у подданных и одновременно хитрость, способность к интригам. Макиавелли открыто заявляет о утилитарное использование религии. Для него религия - это средство воздействия в руках государства. Он признает целесообразность политических убийств. Не случайно прототипом для создания образа правителя для него стал Чезаре Борджа, прославившийся своей жестокостью и изменами.
Макиавелли вошел в
историю политологии как
Вопрос №2.
Покажите ключевые изменения в избирательном законодательстве России, произошедшие с 2000 года. Способствуют или препятствуют они развитию демократии? В чем особенности избирательных кампаний в России?
Федеральный закон от 06.05.2010 № 80-ФЗ "О внесении изменений в статью 32 Федерального закона "О политических партиях". Изменения касаются политических партий, представленных в региональных законодательных органах. Закреплено, как обеспечиваются гарантии равенства данных партий при освещении их деятельности региональными теле- и радиоканалами. Гарантии устанавливаются законами субъектов РФ. Определяется по одному региональному государственному теле- и радиоканалу. Если в субъекте их нет, то привлекаются иные каналы.
Федеральный закон от 31.05.2010 № 112-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" в связи с изменением порядка досрочного голосования на выборах в органы местного самоуправления " - вступил с законную силу с 15.06.2010. В данном законе определен исчерпывающий перечень оснований для досрочного голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и на референдуме Российской Федерации. Установлено, что в случаях и порядке, предусмотренных законом, соответствующая комиссия вправе разрешить провести досрочно (но не ранее чем за 15 дней до дня голосования) голосование всех избирателей, участников референдума на одном или нескольких избирательных участках, участках референдума, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях. В случаях и порядке, предусмотренных законом, соответствующая комиссия вправе разрешить провести досрочно в течение нескольких дней (но не ранее чем за 15 дней до дня голосования) голосование групп избирателей, участников референдума, находящихся в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено (в труднодоступных или отдаленных местностях, на полярных станциях и в тому подобных местах) и где в связи с этим невозможно провести досрочное голосование в целом по избирательному участку, участку референдума. В случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации Центральная избирательная комиссия РФ вправе разрешить провести досрочно (но не ранее чем за 15 дней до дня голосования) голосование всех избирателей, участников референдума на одном или нескольких избирательных участках, участках референдума, образованных за пределами территории Российской Федерации, и (или) голосование групп избирателей, участников референдума, проживающих за пределами территории Российской Федерации.
Иные основания для
досрочного голосования (в частности
отсутствие в день голосования по
уважительной причине - отпуск, командировка,
режим трудовой деятельности и т.п.)
сохранены в отношении
Федеральный закон от 04.06.2010 № 116-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях". Скорректирован Закон о политических партиях. Тем из них, которые не представлены в Государственной Думе, разрешено не менее 1 раза в год участвовать в ее пленарном заседании. Партиям, не представленным в законодательном органе субъекта РФ, - в пленарном заседании данного органа. Партия считается представленной, если ее список кандидатов допущен к распределению депутатских мандатов или ему передан мандат (мандаты). Определено, кто принимает решение об участии соответствующей партии в пленарном заседании, а также о лицах, уполномоченных выступать там от ее имени. Согласно поправкам это коллегиальный постоянно действующий руководящий орган партии (либо ее регионального отделения, если такое правило предусмотрено Уставом).
Федеральный закон от 04.06.2010 № 117-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" в связи с изменением срока полномочий избирательных комиссий". Срок полномочий ЦИК России, а также региональных, муниципальных и территориальных избиркомов увеличен с 4 до 5 лет. Это связано с тем, что срок полномочий Государственной Думы теперь составляет 5 лет. Аналогичный срок полномочий у большинства законодательных органов регионов, представительных органов и должностных лиц местного самоуправления. Указанные органы непосредственно участвуют в формировании избирательных комиссий. Таким образом, поправки синхронизировали сроки формирования избиркомов и их участия в организации выборов в соответствующие органы. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Увеличение срока полномочий касается избиркомов, которые сформированы после этой даты.
Федеральный закон № 118-ФЗ от 04.06.2010 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта РФ " в связи с повышением представительства избирателей в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов РФ и установлением требований к условиях осуществления депутатской деятельности".
Изменения касаются предоставления гарантий депутатам всех партий для работы в законодательных собраниях на постоянной основе. Уточнен порядок формирования фракций политических партий. Ранее фракция включала в себя всех депутатов, избранных в составе соответствующего списка кандидатов, допущенного к распределению мандатов. Предусмотрено, что фракция может включать в себя одного депутата, избранного в составе списка кандидатов, допущенного к распределению мандатов и получившего один мандат. Депутат, избранный в составе списка кандидатов, которому передан мандат, не может входить ни в одну из фракций, но вправе образовывать иные депутатские объединения. Для такого депутата предусмотрен ряд возможностей. Например, он вправе предлагать кандидатов на должности, избрание на которые производится законодательным органом региона, выступать в указанном органе, получать и распространять материалы и документы. Если деятельность политической партии, списку кандидатов которой передан мандат, прекращена, то депутат утрачивает права, предоставленные ему наравне с представителями фракций. Это происходит со дня внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи. В дальнейшем он может входить в ту или иную фракцию. Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 01.07.2010 №133-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ".
Федеральным законом закреплен перечень информации о кандидатах, которая не указывается при опубликовании (доведении до сведения) решений избирательных комиссий. Речь идет о серии и номере паспорта, о дате его выдачи и др. Предполагается, что вместо адреса места жительства кандидата отражается наименование региона, района, города или иного соответствующего населенного пункта. Федеральным законом за избирательными объединениями закрепляется право выдвигать списки кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, которое в настоящее время предусмотрено законами ряда субъектов Российской Федерации, а также устанавливаются единые требования к заверению таких списков и основания отказа в их заверении. В соответствии с Федеральным законом список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам вместе с иными документами, которые перечислены в Федеральном законе, представляется уполномоченным представителем избирательного объединения в организующую выборы избирательную комиссию. Указанная комиссия в 3-дневный срок заверяет список либо отказывает в его заверении, если не соблюдены требования закона. Копии заверенного списка (заверенные выписки из списка) направляются организующей выборы избирательной комиссией в соответствующие окружные избирательные комиссии, в которые кандидаты после заверения списка представляют документы для регистрации. Основаниями отказа в заверении списка являются отсутствие документов, необходимых для его заверения, а также несоблюдение требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных федеральными законами «О политических партиях» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Основная особенность избирательной системы в России состоит в том, что она является смешанной, т.е. складывается из мажоритарной и пропорциональной систем представительства.
Мажоритарная избирательная
система есть процедура избрания
от каждого избирательного округа одного
депутата, при которой избранным
считается тот кандидат, кто набрал
на выборах большинство голосов.
Существуют две разновидности мажоритарной
системы — абсолютного