Наука – это сфера человеческой
деятельности, связанная с выработкой
и систематизацией достоверных
знаний об эмпирической действительности.
Отличие науки от идеологии заключается
в том, что наука занимается поиском
истины, а идеология сосредоточена
на идеалах (по этой причине наука
оперирует знанием, а идеология
– ценностями). Кроме того, в отличие
от идеологии, наука не ставит политических
целей и не оправдывает политических
действий.
В то же время между наукой
и идеологией существует тесная связь.
Во-первых, любые теоретики, будучи
людьми, склонны мыслить идеологически.
Во-вторых, и идеология, и наука
используют одни и те же понятия
и объяснительные схемы. В третьих,
когда выводы научного знания кому-либо
выгодны, они начинают использоваться
в политических целях и тем
самым превращаются в идеологемы.
Философия – это наука
о всеобщих законах развития природы,
общества и мышления. Подобно идеологии,
философия вырабатывает обобщенную
систему взглядов на мир и место
в нем человека. В отличие от
идеологии, которая во многом базируется
на вере, философия является сугубо
теоретической формой познания, которая
рационально обосновывает свои принципы.
Религия представляет собой
мировоззрение, мироощущение и соответствующее
поведение, основанные на вере сверхъестественное.
Французский социолог Э. Дюркгейм определял
религию как систему соотносимых
собластью сакрального убеждений
и ритуалов, назначение которых состоит
в объединении людей в социальные
группы. С точки зрения П. Тиллиха
религия представляет собой последовательность
ответов на дилеммы человеческого бытия,
наделяющую человеческий мир смыслом.
При таком понимании религии любой человек
может рассматриваться как существо религиозное,
посольку так или иначе он вынужден определять
свое отношение к вопросам рождения, смерти,
смысла жизни и т.п. Как биологическое
существо человек не имеет врожденных
поведенческих амплуа. Как социальное
существо он обладает определенной свободой
выбора, в силу чего его жизненная стратегия
и образ жизни в большей или меньшей мере
являются результатом его собственного
выбора. Упростить такого рода выбор человеку
позволяет религия. Если же общество секуляризовано
и выбор отношения к религии является
делом личного выбора человека, то функция
выработки смысложизненных ориентаций
частично переходит к идеологии. В связи
с этим У. Матц утверждает, что идеология
– это религиозно мотивированная система
ориентаций, имеющих светское содержание.
Как средство воздействия
на мотивационную структуру личности
идеология имеет много общего
не только с религией, но и с моралью.
Мораль (лат. moralis – нравственный) –
система воззрений на жизненное
назначение человека, охватывающая понятия
добра и зла, справедливости, совести,
смысла жизни. Мораль является одним
из основных способов нормативной регуляции
действий человека в обществе. Моральные
нормы распространяются на всех людей
и на все сферы общественной жизни.
Если правовые предписания формулируются,
утверждаются и проводятся в жизнь
специальными учреждениями, то требования
нравственности формируются в самой
практике общения людей. В отличие
от обычаев, нормы морали выполняются
не только силой привычки и совокупного
давления окружающих и их мнения на
индивида. Они также получают идейное
выражение в общих фиксированных
представлениях (заповедях, принципах)
о том, как должно поступать. С
моральных позиций можно оценивать
не только практические действия людей,
но и их мотивы, побуждения и намерения.
В связи с этим в моральной
регуляции особое значение имеет
способность индивида определять собственную
линию поведения в обществе и
придерживаться ее без внешнего контроля.
Моральные требования к человеку
предполагают не достижение каких-то частных
и ближайших результатов в
определенной ситуации, а следование
общим нормам и принципам поведения.
Их действенность проявляется не
в отдельных ситуациях, а в
масштабах исторического опыта
поколений. Ненадежность морали как
регулятора поведения людей заключается
в том, что в частных случаях
выполнение ее требований может противоречить
интересам практическим индивида.
Взаимодействие идеологии
и морали неоднозначно. Идеология
способна определять содержание общественной
морали, преобразовывать моральные
принципы, выдвигая и обосновывая
новые общественные идеалы. Ни политика,
ни идеология не подчиняются всецело
нормам морали, а функционируют по
своим собственным законам. Нередко
им удается использовать моральные
нормы в интересах тех или
иных социальных групп. В то же время,
сам процесс выработки и распространения
идеологий в определенной мере предзадан
морально-нравственными характеристиками
участников идеологических процессов.
Нравственные устои общества задают
границы, идеологического творчества.
^ Идеология как уровень
понимания политики
В соответствии с уровнями
политической культуры общества, можно
выделить три уровня понимания политики:
познавательный, эмоциональный (аффективный),
оценочный.
Познавательный уровень
представлен знаниями о политике,
которые обеспечивает политическая
наука.
Эмоциональный уровень отражает
эмоции, чувства, переживания, настроения
людей, связанные с политической
деятельностью и политической властью.
Этот уровень является сферой проявления
политической психологии.
Оценочный уровень связан
с суждениями относительно политических
целей, формированием принципов
политической деятельности и представляет
собой сферу политической идеологии.
Структура идеологии
^ Политические теории
и учения. Благодаря им идеология
служит целям познания, необходимого
для социально-политической и
мировоззренческой ориентации.
Ценности и нормы, позволяющие
не только описать, но и объяснить
социальную действительность, оценить
ее и выработать к ней определенное
отношение. Ценность – это стандарт,
посредством которого субъектами отбираются
цели своих действий. Норма –
это предписание, служащее общим
указанием для социального действия.
^ Элементы утопии –
совокупность самоценных идеалов,
способных влиять на человеческую
мотивацию в социальной сфере
(коммунизм в марксизме-ленинизме,
американская мечта в американском
либерализме).
Проекты и программы политического
действия, служащие сплочению групп
вокруг планов воплощения общественных
идеалов.
^ Мифологическое начало
присутствует в идеологии за
счет того, что поведением людей
имеет не только предопределяется
не только интеллектуальными
и рассудочными факторами, но
также и психологическими, связанными
с чувствами, стереотипами и
верованиями.
^ Уровни идеологии
Процесс внедрения идеологии
в массовое политическое сознание всегда
наталкивается на своеобразное сопротивление
среды, т.е. массового сознания. В
зависимости от степени близости
идеологических систем к повседневной
жизни можно выделить три их уровня:
теоретико-концептуальный или элитарный;
программно-политический (пропагандистско-просветительный),
актуализированный (житейский).
Функции идеологии:
Легитимизационная. Оправдает
власть или притязания на власть.
Интегративная. Объединяет людей
в группы, консолидирует общество.
Мобилизационная (организационно-мобилизационная).
Приводит социальные силы в движение,
превращает идеи в действия.
Когнитивная (познавательная).
Способствует просвещению участников
политики и их более четкой самоидентификации.
Нормативная. Очерчивает критерии
оценки политических явлений, событий,
норм социального поведения.
Коммуникативная. Организует
общение, взаимопонимание внутри социальных
групп и между ними.
Конструктивная (прогностическая).
Служит постановке целей и задач,
являющихся ориентирами для политических
действий.
^ Социально-психологическая
(компенсаторная). Создает социальный
комфорт, компенсирует неудовлетворенность
жизнью.
Существует множество
классификации идеологий. Остановимся
на некоторых из них.
По отношению к социальным
изменениям можно выделить охранительные
идеологии, контридеологии и реформистские
идеологии.
^ Охранительные идеологии
обосновывают поддержание status quo,
защищают существующую систему
социальных отношений. Как правило,
такие идеологии являются господствующими.
Контридеологии не приемлют
того, что есть и требуют радикальных
преобразований (прогрессивных или
реакционных).
^ Реформистские идеологии
включают в себя черты первых
двух, т.е. обосновывают постепенные
изменения, обновление общества
через приспособление его к
новым условиям жизни при сохранении
фундаментальных ценностей.
^ По месту в идейно-политическом
спектре идеологии бывают правые,
левые и центристские. Правые
идеологии выступают за частную
собственность, конкуренцию, рыночную
экономику. Левые идеологии отстаивают
равенство, солидарность, обобществление
собственности, использование государственных
механизмов регулирования экономических
отношений.
^ По содержанию, т.е. в
зависимости от иерархии ценностей
все существующие идеологии можно
разделить на либеральные, консервативные
и социалистические (например, марксизм
и социал-демократизм), а также
их модификации и различные
сочетания.
^ Вопрос № 3. Идеология
государства как специфический
тип идеологии
Современный этап развития государственности
Беларуси ознаменовался поисками средств
воздействия на государственную
и гражданско-политическую идентичность
населения. В Новое время эту
проблему решали идеологии национализма,
вырабатывавшие в жителях европейских
стран чувство принадлежности к
соответствующей нации-государству
взамен прежней лояльности к монархам
и их династиям. Иногда подобные идеи
не ограничивались национальными масштабами,
а указывали всемирно-исторический
контекст национального самоопределения.
Так, в середине XIX в. в Греции была
провозглашена «великая идея» народа
– посредника между Западом и
Востоком. Аналогичная идея существует
в России, а также в Польше и
в некоторых других странах Восточной
Европы.
Возникновение и развитие
суверенного государства Республика
Беларусь актуализировало вопрос о
том, какой должна быть идеология, принятая
в качестве основы для внутри- и
внешнеполитического курса белорусского
государства. Кроме того, государственная
независимость Беларуси создала
проблему устойчивой поддержки курса
государства со стороны граждан,
их активного участия в достижении
общественно значимых целей. В таких
условиях идеология государства
оказалась востребована как специфический
тип идеологии, обеспечивающий большую
или меньшую степень социального
консенсуса и ощущение принадлежности
к государственно-организованному
сообществу, причастности к исторической
судьбе Отечества.
Поиск идеологии как средства
достижения консенсуса по базовым ценностям
актуален сегодня в силу того, что
государственное строительство
Республики Беларусь происходит в условиях
преодоления последствий экономического
кризиса начала 90-х годов ХХ в.
и отказа от радикальных социально-экономических
преобразований. Ценности общественно-политических
групп Беларуси многообразны. В связи
с этим перед руководством страны
стоит проблема поиска системы ориентиров,
способных консолидировать общество
и гармонизовать устремления
всех социальных групп. На сегодняшний
день наиболее универсальной ценностью,
несущей в себе консолидирующий
потенциал, является суверенное белорусское
государство. Не случайно отечественные
авторы привносят новые нюансы в
понимание термина «идеология»,
трактуя ее как «совокупность
идей, взглядов, учений, которая дает
возможность людям осознать цели
и идеалы, на которые ориентируется
государство».1
Без усвоения общественным сознанием
никакая идеология не может быть
средством достижения поставленных
целей, поэтому с 2003 г. в Беларуси
начата активная идеологическая работа
с населением по месту жительства
и работы.
В демократическом обществе
наличие консолидирующей общество
системы ценностей не ликвидирует
идеологического плюрализма. Существование
различных политико-идеологических
течений не расшатывает консолидированных
демократий. Поэтому идеология белорусского
государства разрабатывается в
соответствии с центристскими установками.
С одной стороны, она охватывает
все основные сферы жизни общества
(экономическую, собственно политическую,
социальную, культурно-информационную),
с другой стороны, она достаточно
гибка, чтобы более чутко реагировать
на социальные запросы, нежели это свойственно
классическим идеологиям. Важнейшей
задачей идеологической работы в
Беларуси является консолидация различных
групп общества вокруг национально-государственной
идеи, предотвращение конфликтов и
налаживание сотрудничества. Идеология
белорусского государства призвана
направить духовный и интеллектуальный
потенциал белорусов на созидательный
труд на благо общества и государства.
Таким образом, идеология белорусского
государства – это система
взглядов, соответствующих целям
и особенностям белорусского пути общественного
развития.
В структурно-функциональном
измерении идеология белорусского
государства представлена четырьмя
блоками:
^ 1) теоретико-методологический,
отражающий сущность, структуру,
специфику и правовую основу
идеологии белорусского государства,
ее историю и методологию изучения;
^ 2) процессуальный блок
представлен различными проявлениями
политической культуры Беларуси:
идеологическими процессами в
белорусском обществе, а также
задействованными в них структурами
и явлениями, воздействующими
на массовое сознание, в особенности,
профсоюзами, средствами массовой
информации и избирательными
кампаниями;
^ 3) институциональный блок
включает в себя «центры принятия
идеологических решений», т.е. государственные
институты – президента, правительство,
парламент, органы местного управления
и самоуправления;
^ 4) инструментальный блок
проявляется в механизмах реализации
принятых государством решений,
в том числе, реализации идеологической
политики белорусского государства
в социальной сфере, в молодежной
среде, в экономике, в сфере
межконфессиональных отношений,
во внешней политике.
Идеология белорусского государства
базируется на 4 основах:
1. Мировоззренческой основой
идеологии белорусского государства
в современных конкретно-исторических
условиях является белорусская
идеологическая доктрина, сформулированная
главой государства как национальная
идея. Мировоззренческая основа
идеологии белорусского государства
включает четыре фундаментальных
понятия: