Контрольная работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 14:26, контрольная работа

Описание работы

Феномену власти уделяли пристальное внимание все выдающиеся представители политической науки. Уже античные мыслители Платон, Аристотель и другие пытались проникнуть в сущность, социальную природу политической власти. В средние века и новое время к проблемам политической власти большой интерес проявляли Макиавелли, Гоббс, Локк, Кант и многие другие философы и теоретики политики. Новую главу в социологическом анализе власти открыл Вебер. Он понимал под властью любую возможность проводить внутри данных социальных отношений собственную волю, даже вопреки сопротивлению, независимо от того, на чем такая возможность основана. Такое понимание власти носит универсальный характер.

Содержание работы

Вопрос №1: Политическая власть, ее сущность и отличительные признаки ……3
Вопрос № 2: Структура и ресурсы политической власти. Принцип разделения властей. Понятие «легитимность власти» ……….………………………………….4
Вопрос №3: Используя классификацию типов легитимного политического господства М.Вебера, охарактеризуйте последовательно основные периоды российской политической истории...………………………………….…………… 6
Список используемой литературы……………….……………………………….. ..8
Приложение 1…………………………………………………………………………9

Файлы: 1 файл

Контрольная по политологии.docx

— 34.96 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки РФ

Федеральное государственное образовательное  бюджетное

учреждение высшего профессионального  образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Владимирский филиал финансового  университета

Факультет менеджмента и маркетинга

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Политология»

 

 

Вариант 3

 

 

Исполнитель: Коптева Екатерина  Игоревна

Специальность: бакалавр менеджмента

Группа: 2 курс (вечер)

№ зачетной книжки: 100.06/120044

Руководитель: Андреева Людмила Сергеевна

 

 

 

Владимир 2013 г.

Содержание

Вопрос  №1: Политическая власть, ее сущность и  отличительные признаки ……3

Вопрос  № 2: Структура и ресурсы политической власти. Принцип разделения властей. Понятие «легитимность власти» ……….………………………………….4

Вопрос  №3: Используя классификацию типов  легитимного политического господства М.Вебера, охарактеризуйте последовательно основные периоды российской политической истории...………………………………….…………… 6

Список  используемой литературы……………….……………………………….. ..8 

Приложение 1…………………………………………………………………………9  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос№ 1: Политическая власть, ее сущность и  отличительные признаки

Феномену  власти уделяли пристальное внимание все выдающиеся представители политической науки. Уже античные мыслители Платон, Аристотель и другие пытались проникнуть в сущность, социальную природу политической власти. В средние века и новое  время к проблемам политической власти большой интерес проявляли  Макиавелли, Гоббс, Локк, Кант и многие другие философы и теоретики политики.

Новую главу  в социологическом анализе власти открыл Вебер. Он понимал под властью  любую возможность проводить  внутри данных социальных отношений  собственную волю, даже вопреки сопротивлению, независимо от того, на чем такая  возможность основана. Такое понимание  власти носит универсальный характер.

Большая заслуга в дальнейшем развитии теории власти принадлежит структурному функционализму. Один из крупнейших его представителей Парсонс утверждал, что власть занимает в анализе политических систем место, во многих отношениях сходное с тем, которое занимают деньги в экономических  системах, т.е. подчеркивал ее ключевое значение.

Сторонники  функционального подхода определяли власть как способность или потенциальную  возможность людей принимать  решение, оказывающее влияние на действие других людей. власть выполняет  функции контроля и руководства, немыслима без организационной  и институциональной основы. главное  внимание уделяется формам осуществления  власти, а вопрос о ее источниках зачастую отодвигается на задний план.

Марксистские  же взгляды отличаются тем, что они  концентрируют внимание на классовом  характере политической власти, видят  источник власти в экономическом  господстве определенных классов.

В самом  широком смысле власть – способность  и возможность осуществлять совою  волю, оказывать определяющее воздействие  на деятельность, поведение людей  с помощью какого-либо средства –  авторитета, права, насилия.

Наиболее  важным видом власти является политическая. Политическая власть – реальная способность  данного класса, группы индивида проводить  свою волю в политике и правовых нормах. Политическая власть характеризуется  или социальным господством, или  ведущей ролью, или руководством тех или иных групп, элит, а чаще всего различными сочетаниями этих качеств.

Понятие «политическая власть» шире понятия  «государственная». Политическая власть реализуется не только органами государства, но и через деятельность партий, общественных организаций различного типа. Однако центральным институтом политической власти является государство. Государственная власть – своеобразное ядро политической власти. Она опирается  на специальный аппарат принуждения  и распространяется на все население  той или иной страны Государство  располагает монопольным правом разрабатывать законы и другие распоряжения, обязательные для всех граждан. Государственная  власть означает определенную организацию  и деятельность в осуществлении  целей и задач этой организации.

Таким образом, политическая власть – сложное общественное явление, которое находится в  системе многочисленных связей с  другими явлениями политической сферы и всеми остальными областями  жизни общества. Она направлена на регулирование общественных отношений. Является инструментом, основным средством  управления всеми сферами общественной жизни. Главными критериями эффективности  политической власти следует считать  социально-политическую стабильность общества, полноправное функционирование и успешное развитие всех сфер общественной жизни, экономический, социальный и  духовный прогресс. 

Вопрос  № 2: Структура и ресурсы политической власти. Принцип разделения властей. Понятие «легитимность власти»

Отношения власти предполагают наличие субъекта и объекта (или второго пассивного субъекта), отношений господства и  подчинения, побуждения к действию и его совершения по желанию первого  субъекта. Власть возникает в отношениях между людьми, группами людей, обществом  и его частями, т.е. субъектами, наделенными  сознанием, волей, способностью действовать. Возникает немало ситуаций, когда  объект и субъект власти совмещаются  в одной личности, в одном коллективе. Это имеет особое политическое значение для формирования самоуправляющихся  процессов в обществе. Первичными субъектами являются индивиды, вторичными — политические организации, субъектами более высокого уровня — политические элиты и лидеры.

В политологии  используется понятие» источник власти» - совокупность социальных факторов, создающих  преобладающую, доминирующую, господствующую волю. Источник политической власти –  ведущая в данном обществе социальная сила, экономически господствующий или  ведущий класс. В демократических  системах в качестве главного источника  власти выступает народ.

Важнейшей чертой демократической власти является разделение властей. Теория разделения властей впервые выдвинута Локком, затем развита Монтескье. В соответствии с современным уровнем этой теории для правильного функционирования государства в нем должны существовать независимо друг от друга власти законодательная (парламент), исполнительная (правительство) и судебная Принцип разделения властей закреплен конституционно. Данная теория является обоснованием политико-правового принципа разделения властей. По этому принципу построены конституции многих государств, в т.ч. РФ.

В правовом государстве объективно невозможно поддержание и углубление подлинного демократизма всей политической жизни  и неукоснительное обеспечение  прав человека при осуществлении  власти из единого цента, без четкой реализации принципа разделения властей.  Существенное значение для стабильности демократии и реализации всего комплекса  прав человека имеет разделение властей  не только по горизонтали на одном  и том же уровне на законодательную, исполнительную и судебную, но и  по вертикали – на общественную (центральную) и местную, между которыми может быть промежуточный уровень  – региональный.

Длительное  функционирование демократических  общество в странах, руководствующихся  конституциями, построенными по принципу разделения властей, убеждает в необходимости  четкого определения функций, компетенции  и ответственности каждого государственного органа. Именно это условие является решающим для фактического действия взаимного контроля, системы сдержек  и противовесов для достижения единства действий через поддержание динамичного  равновесия в процессе преодоления  противоречий. Организация государственной  власти в РФ отражена в Приложении 1.

Понятие «власть» почти всегда ассоциируется  с понятием «легитимность» - согласный  с законами. Легитимация в политике – ее признание, объяснение, оправдание.

Легитимацию не следует путать с легальностью, т.е. с законностью. Легитимация не обладает юридическими функциями и  не является правовым процессом. Она  предполагает доверие к власти.

Уяснению  сущности легитимности во многом способствует ее типологизация. Современная традиция типологизации идет от Вебера. Он считал целесообразным различать три типа легитимности: традиционный(вера в  незыблемость норм, обычаев, управляющих  жизнью общества с древних времен), харизматический (вера в исключительные личностные черты лидера) и рациональный (рациональный принцип).

Легитимность  политической власти – емкое понятие. Она основана не только на праве, законе, но и на вере, морали, убежденности, традиции.  

 

Вопрос  № 3: Используя классификацию типов  легитимного политического господства М.Вебера, охарактеризуйте последовательно основные периоды российской политической истории

Государственная власть в России играла в ее истории не только выдающуюся, но и парадоксальную роль – двойственность власти. С одной стороны, власть выступала  в качестве необходимого нормативно-регулятивного  механизма управления обществом  и, в конечном счете, превратила Россию в великую державу. С другой, — она перманентно прибегала к антигуманным средствам управления, приводившим к таким эксцессам в обществе, в ходе которых зачастую от имени народа уничтожались многие тысячи и даже миллионы людей.

Другой парадокс состоял в том, что в России сама государственная  власть, охваченная «демоном державности», становилась непосредственной причиной кризиса государственности и  даже развала государства. За четыре столетия российская цивилизация пережила три национально-государственные  катастрофы: в ходе первой «смуты» 1603—1613 гг. прекратили существование и династия Рюриковичей, и российская государственность; вторая «смута» 1917—1921 гг. покончила  с монархическим государством и  династией Романовых; результатом  третьей «смуты» 1990-х гг. стал крах идео-партократической государственности  и развал СССР.

Суть российской автократии, охваченной «демоном державности», проявлялась  в первую очередь в личности монархов и вождей. Московские князья, русские  цари, а затем советские вожди, обладавшие огромной властью и престижем, были убеждены в том, что вся страна является их «собственностью», ибо  создавалась она, строилась и  перестраивалась по их повелению. Так, в царское время власть по происхождению была наследственно-избирательной, её можно отнести к типу традиционного господства.

Начиная с преобразований Петра I, в России складывается особый тип  «всепоглощающего государства», символом которого стало «отеческое», попечительство «вождя-государя» и государственной власти о «благе народа». Это время можно отнести к харизматическому типу, хотя уровень легитимности его власти трудно оценить, т.к. методы правления вызывали большое сопротивление «объектов» власти.

К этому же типу можно отнести и времена российской истории, связанные с царствованием Александра II, переменой государственного стоя начала XX века и личностями В.И. Ленина, И.В. Сталина, а так же этапы государственности при М.С. Горбачёве, Б.Н. Ельцине, В.В. Путине. Хотя, конечно же, нельзя утверждать, что конец XX и начало XXI века в России относится к чистому типу харизматического господства. Любой власти, особенно если она социально неэффективна и к тому же репрессивна, важно заручиться «одобрением» со стороны народа на осуществление конкретной внутренней и внешней политики. Легче всего добиться согласия народа с властью тогда, когда люди ощущают угрозу обществу со стороны «внутренних» или «внешних» сил.

Российская федерация – правовое государство, которое является рационально-легальным типом, но уровень отношения народа к представителям власти харизматичен. Психологической особенностью личностной легитимности может стать проецирование на такого политика положительных аспектов деятельности власти, а отрицательных — на его окружение. Это отношение русских людей к власти прослеживается на протяжении практически всей российской истории.

Таким образом, легитимность государственной  власти в России обусловливалась  символическим капиталом власти , формирующим национально-государственную идею. Консолидируя на этой основе общество, государственная власть тем самым на время обеспечивала себе легитимность, вплоть до солидарности значительной его части с российским государством.  

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Авдийский В.И. «Феномен власти: истоки ее силы и слабости» –  М.: Экономика и жизнь 2002;
  2. Буренко В.И. «Социальное регулирование политической власти: история идей и современные подходы» – М.: Нац. ин-т бизнеса 2001;
  3. Волков Ю.Г., Лубский А.В., Макаренко В.П., Харитонов Е.М. «Легитимность политической власти: Методологические проблемы и российские реалии» М.: 2006;
  4. Ефимов В.И. «Власть в России»: М.: 1996;
  5. Зотова З.М. «Власть и общество: проблемы взаимодействия» – М.: ИКФ «Омега-Л» 2001;
  6. Б.А.Исаев «Теория политики» – СПб.: Питер 2007;
  7. Ледяев В.Г. «Власть: концептуальный анализ» – М.: РОССПЭН 2001;
  8. Пугачев В.П., Соловьев А.И. «Введение в политологию» – М.: Аспект Пресс 2003;
  9. Халипов В.Ф. «Кратология как система наук о власти» – М.: Республика, 1999;
  10. Хейвуд Э. «Политология» – М.: ЮНИТИ-ДАНА 2005;
  11. Методические указания по выполнению контрольной работы для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Политология» разработал В.В. Юдин. – М.: ВЗФЭИ 2007.

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"