Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 14:26, контрольная работа
Феномену власти уделяли пристальное внимание все выдающиеся представители политической науки. Уже античные мыслители Платон, Аристотель и другие пытались проникнуть в сущность, социальную природу политической власти. В средние века и новое время к проблемам политической власти большой интерес проявляли Макиавелли, Гоббс, Локк, Кант и многие другие философы и теоретики политики. Новую главу в социологическом анализе власти открыл Вебер. Он понимал под властью любую возможность проводить внутри данных социальных отношений собственную волю, даже вопреки сопротивлению, независимо от того, на чем такая возможность основана. Такое понимание власти носит универсальный характер.
Вопрос №1: Политическая власть, ее сущность и отличительные признаки ……3
Вопрос № 2: Структура и ресурсы политической власти. Принцип разделения властей. Понятие «легитимность власти» ……….………………………………….4
Вопрос №3: Используя классификацию типов легитимного политического господства М.Вебера, охарактеризуйте последовательно основные периоды российской политической истории...………………………………….…………… 6
Список используемой литературы……………….……………………………….. ..8
Приложение 1…………………………………………………………………………9
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное
учреждение высшего
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Владимирский филиал финансового университета
Факультет менеджмента и маркетинга
Контрольная работа
по дисциплине «Политология»
Вариант 3
Исполнитель: Коптева Екатерина Игоревна
Специальность: бакалавр менеджмента
Группа: 2 курс (вечер)
№ зачетной книжки: 100.06/120044
Руководитель: Андреева Людмила Сергеевна
Владимир 2013 г.
Вопрос №1: Политическая власть, ее сущность и отличительные признаки ……3
Вопрос
№ 2: Структура и ресурсы
Вопрос
№3: Используя классификацию типов
легитимного политического
Список
используемой литературы……………….……………………………….
Приложение 1…………………………………………………………………………9
Феномену власти уделяли пристальное внимание все выдающиеся представители политической науки. Уже античные мыслители Платон, Аристотель и другие пытались проникнуть в сущность, социальную природу политической власти. В средние века и новое время к проблемам политической власти большой интерес проявляли Макиавелли, Гоббс, Локк, Кант и многие другие философы и теоретики политики.
Новую главу в социологическом анализе
Большая заслуга в дальнейшем развитии теории власти принадлежит структурному функционализму. Один из крупнейших его представителей Парсонс утверждал, что власть занимает в анализе политических систем место, во многих отношениях сходное с тем, которое занимают деньги в экономических системах, т.е. подчеркивал ее ключевое значение.
Сторонники функционального подхода
Марксистские же взгляды отличаются тем, что они концентрируют внимание на классовом характере политической власти, видят источник власти в экономическом господстве определенных классов.
В самом широком смысле власть – способность и возможность осуществлять совою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, насилия.
Наиболее важным видом власти является политическая. Политическая власть – реальная способность данного класса, группы индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Политическая власть характеризуется или социальным господством, или ведущей ролью, или руководством тех или иных групп, элит, а чаще всего различными сочетаниями этих качеств.
Понятие «политическая власть» шире понятия
«государственная». Политическая власть
реализуется не только органами государства,
но и через деятельность партий, общественных
организаций различного типа. Однако центральным институтом
политической власти является государство.
Государственная власть – своеобразное
ядро политической власти. Она опирается
на специальный аппарат
Таким образом, политическая власть – сложное общественное явление, которое находится в системе многочисленных связей с другими явлениями политической сферы и всеми остальными областями жизни общества. Она направлена на регулирование общественных отношений. Является инструментом, основным средством управления всеми сферами общественной жизни. Главными критериями эффективности политической власти следует считать социально-политическую стабильность общества, полноправное функционирование и успешное развитие всех сфер общественной жизни, экономический, социальный и духовный прогресс.
Отношения власти предполагают наличие субъекта и объекта (или второго пассивного субъекта), отношений господства и подчинения, побуждения к действию и его совершения по желанию первого субъекта. Власть возникает в отношениях между людьми, группами людей, обществом и его частями, т.е. субъектами, наделенными сознанием, волей, способностью действовать. Возникает немало ситуаций, когда объект и субъект власти совмещаются в одной личности, в одном коллективе. Это имеет особое политическое значение для формирования самоуправляющихся процессов в обществе. Первичными субъектами являются индивиды, вторичными — политические организации, субъектами более высокого уровня — политические элиты и лидеры.
В политологии используется понятие» источник власти» - совокупность социальных факторов, создающих преобладающую, доминирующую, господствующую волю. Источник политической власти – ведущая в данном обществе социальная сила, экономически господствующий или ведущий класс. В демократических системах в качестве главного источника власти выступает народ.
Важнейшей чертой демократической власти является разделение властей. Теория разделения властей впервые выдвинута Локком, затем развита Монтескье. В соответствии с современным уровнем этой теории для правильного функционирования государства в нем должны существовать независимо друг от друга власти законодательная (парламент), исполнительная (правительство) и судебная Принцип разделения властей закреплен конституционно. Данная теория является обоснованием политико-правового принципа разделения властей. По этому принципу построены конституции многих государств, в т.ч. РФ.
В правовом государстве объективно невозможно поддержание и углубление подлинного демократизма всей политической жизни и неукоснительное обеспечение прав человека при осуществлении власти из единого цента, без четкой реализации принципа разделения властей. Существенное значение для стабильности демократии и реализации всего комплекса прав человека имеет разделение властей не только по горизонтали на одном и том же уровне на законодательную, исполнительную и судебную, но и по вертикали – на общественную (центральную) и местную, между которыми может быть промежуточный уровень – региональный.
Длительное функционирование демократических
общество в странах, руководствующихся
конституциями, построенными по принципу
разделения властей, убеждает в необходимости
четкого определения функций, компетенции
и ответственности каждого
Понятие «власть» почти всегда ассоциируется с понятием «легитимность» - согласный с законами. Легитимация в политике – ее признание, объяснение, оправдание.
Легитимацию не следует путать с легальностью, т.е. с законностью. Легитимация не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом. Она предполагает доверие к власти.
Уяснению сущности легитимности во многом способствует ее типологизация. Современная традиция типологизации идет от Вебера. Он считал целесообразным различать три типа легитимности: традиционный(вера в незыблемость норм, обычаев, управляющих жизнью общества с древних времен), харизматический (вера в исключительные личностные черты лидера) и рациональный (рациональный принцип).
Легитимность политической власти – емкое понятие. Она основана не только на праве, законе, но и на вере, морали, убежденности, традиции.
Государственная власть в России играла в ее истории не только выдающуюся, но и парадоксальную роль – двойственность власти. С одной стороны, власть выступала в качестве необходимого нормативно-регулятивного механизма управления обществом и, в конечном счете, превратила Россию в великую державу. С другой, — она перманентно прибегала к антигуманным средствам управления, приводившим к таким эксцессам в обществе, в ходе которых зачастую от имени народа уничтожались многие тысячи и даже миллионы людей.
Другой парадокс состоял в том, что в России
сама государственная власть, охваченная
«демоном державности», становилась непосредственной
причиной кризиса государственности и
даже развала государства. За четыре столетия
российская цивилизация пережила три национально-
Суть российской автократии, охваченной «демоном державности», проявлялась в первую очередь в личности монархов и вождей. Московские князья, русские цари, а затем советские вожди, обладавшие огромной властью и престижем, были убеждены в том, что вся страна является их «собственностью», ибо создавалась она, строилась и перестраивалась по их повелению. Так, в царское время власть по происхождению была наследственно-избирательной, её можно отнести к типу традиционного господства.
Начиная с преобразований Петра I, в России
складывается особый тип «всепоглощающего
государства», символом которого стало «отеческое»,
попечительство «вождя-государя» и
К этому же типу можно отнести и времена российской истории, связанные с царствованием Александра II, переменой государственного стоя начала XX века и личностями В.И. Ленина, И.В. Сталина, а так же этапы государственности при М.С. Горбачёве, Б.Н. Ельцине, В.В. Путине. Хотя, конечно же, нельзя утверждать, что конец XX и начало XXI века в России относится к чистому типу харизматического господства. Любой власти, особенно если она социально неэффективна и к тому же репрессивна, важно заручиться «одобрением» со стороны народа на осуществление конкретной внутренней и внешней политики. Легче всего добиться согласия народа с властью тогда, когда люди ощущают угрозу обществу со стороны «внутренних» или «внешних» сил.
Российская федерация –
Таким образом, легитимность государственной
власти в России обусловливалась символическим капиталом власти
, формирующим национально-