Контрольная работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 10:11, контрольная работа

Описание работы

Политический (государственный) режим - это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства. Политический режим - это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории "политический режим" и "политическая система" тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая - как эта власть реализуется, как действуют данные институты: демократично либо недемократично.

Файлы: 1 файл

моя контрольная.docx

— 38.40 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Политология

Вариант 8

 

 

 

 

 

Исполнитель:

 

студент  группы: УК-13 ОМ

 

.

 

Рецензент:

 

Борзихина Ирина Викторовна

 

 

 

Допуск к защите:________________

 

Дата защиты: ___________________

 

Оценка:________________________

 

 

 

Омск – 2013

1)Введение

Политический (государственный) режим - это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного  типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.

Политический режим - это  динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории "политический режим" и "политическая система" тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни  общества и в осуществлении политической власти, то вторая - как эта власть реализуется, как действуют данные институты: демократично либо недемократично.

Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Именно исходя из политического режима судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим создает определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2)Основная часть

Политический режим представляет собой совокупность способов, средств  и методов практического осуществления  правящими кругами, главным образом  высшими должностными лицами, государственной  властной воли. В известном смысле политический режим близок к понятию "стиль государственного управления", но если последний раскрывает технологию управления с точки зрения ее рациональности и эффективности, то политический режим  фиксирует политическую сторону  государственного управления - реальную принадлежность власти определенным субъектам  политических действий, способы владения и удержания ее и, соответственно, механизмы воздействия на людей.

Политический режим обеспечивает стабильность и определенную упорядоченность  политической власти; управляемость  субъектов политики, приемлемую для  власти динамику и направленность политических отношений; достижение целей государственной  власти, реализацию интересов властвующей  элиты.

Политический режим определяется уровнем развития и интенсивностью социально-политических процессов; структурированностью правящей элиты; состоянием отношений  с бюрократией; развитостью социально-политических традиций, господствующими в обществе политическим сознанием, поведением, типом легитимности.

Понятие "политический режим" включает в себя следующие параметры (признаки):

  1. степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;

 

  1. соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированность прав и свобод личности;

 

  1. характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе; степень реализации политической власти непосредственно народом;

 

  1. положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

 

  1. место и роль негосударственных структур в политической системе общества; соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

 

  1. тип политического поведения; характер политического лидерства;

 

  1. доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;

 

  1. политическое и юридическое положение и роль в обществе "силовых" структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.);

 

  1. меру политического плюрализма, в том числе многопартийности.

 

В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима - демократический и антидемократический.

Демократический режим. Понятие "демократия" означает, как известно, народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это, скорее, идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд государств, которые продвинулись в этом направлении дальше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Великобритания) и на которые зачастую ориентируются иные государства.

Основными характеристиками демократического режима являются следующие:

 

  • провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

 

  • решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

 

  • предполагается существование правового государства и гражданского общества;

 

  • выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

 

  • силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества;

 

  • доминируют методы убеждения, компромисса;

 

  • политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции;

 

  • гласность; средства массовой информации свободны от цензуры;

 

  • реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений).

Демократия (народовластие) может осуществляться посредством  двух форм: прямой (непосредственной) и представительной.

Прямая демократия позволяет  осуществлять власть самим народом  без политических посредников. Отсюда и ее название - непосредственная, т.е. та, которая проводится в жизнь  через следующие институты прямого  народовластия: выборы на основе всеобщего  избирательного права, референдумы, сходы  и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения (референдум).

Одни из них - выборы, референдумы - четко регламентированы соответствующими нормативными актами (Конституцией, специальными законами), носят императивный (обязательный) характер и не нуждаются в санкции  государственных структур, другие имеют  консультативный характер. Однако независимо от юридической природы различных  институтов прямой формы демократии их влияние на механизм принятия политических решений трудно переоценить, так  как в них находит выражение  воля народа.

К положительным моментам прямой демократии можно отнести  то, что она: дает больше возможностей (по сравнению с представительными  институтами) для выражения интересов  граждан и их участия в политическом процессе; в большей мере обеспечивает полную легитимизацию власти; обеспечивает контроль за политической элитой и т.п.

Недостатки прямой демократии - это отсутствие стойкого желания  у большинства населения заниматься данной управленческой деятельностью, сложность и дороговизна проводимых демократических мероприятий, низкая эффективность принимаемых решений  вследствие непрофессионализма большинства "правителей" и т.д.

Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа - депутатам, другим выборным органам  исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций.

Сильная сторона представительной демократии заключается в том, что  она дает больше возможностей (по сравнению  с институтами прямой демократии) для принятия эффективных решений, поскольку в этом процессе участвуют, как правило, профессионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью; более рационально организует политическую систему и т.п.

К недостаткам представительной демократии часто относят следующие  черты: возможно неограниченное развитие бюрократии и коррупции; отрыв представителей власти от своих избирателей; принятие решений в интересах не большинства  граждан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т.д.

Таковы существенные черты  демократического политического режима, отличающие его от авторитарного  и тоталитарного режимов. Знание вышеперечисленных признаков имеет важное значение, помогает четче ориентироваться в квалификации системы методов, приемов и средств осуществления политической власти.

Однако сами демократические  режимы тоже могут быть неоднородными. В частности, особыми их разновидностями  выступают либерально-демократические  и консервативно-демократические  режимы. Если либерально-демократические  режимы характеризуются тем, что  приоритет отдается личности, ее правам и свободам, а роль государства  сводится к защите этих прав и свобод, собственности граждан, то консервативно-демократические  режимы опираются не столько на Конституцию, сколько на политические традиции, которые являются основой данных режимов.

К антидемократическим  режимам относят тоталитарные и  авторитарные режимы.

Тоталитарный  режим. Термин "тоталитаризм" (от латинского totus - весь, целый, полный) был введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в. В 1925 г. данное понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Его использовал лидер итальянского фашизма Б. Муссолини. С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии.

В каждой из стран, в которых  возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем есть общие черты, которые присущи всем формам тоталитаризма  и отражают его суть. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми  областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

 

Основными характеристиками тоталитарного политического режима являются следующие:

  • государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;
  • общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о "единстве", "слиянии" власти и народа;
  • монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;
  • государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена "ореолом тайны" и недоступна для контроля со стороны народа;
  • доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;
  • господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил; права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации;
  • фактически устраняется плюрализм; централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением; бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества и т.д.

Особой разновидностью тоталитарного  режима выступает фашистский режим, который можно рассматривать  как своего рода радикальный тоталитаризм. Странами, где впервые возникли фашистские организации, были Италия и Германия. Фашизм в Италии был установлен в 1922 г. Для итальянского фашизма характерным  было стремление к возрождению великой  Римской империи. Фашизм в Германии утвердился в 1933 г., целью которого было господство арийской расы, высшей нацией провозглашалась германская.

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"