Контрольная работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 15:41, контрольная работа

Описание работы

В определенной мере можно говорить о том, что национальная культура, с одной стороны, обязана своим существованием многовековой истории развития народа, но с другой–«национальной» она становится благодаря изменениям, происходившим в обществе в процессе формирования нации, т.е. при переходе от досовременности к современности. Культура становиться национальной не только в плоском процессе ее унификации, но и тогда, когда, утрачивая основные черты этнической культуры (главным образом, деление на «свое и чужое»), обретает соционормативную структуру. Национальная культура включает наряду с традиционно-бытовой, професиональной и обыденной также специализированные области культуры.

Содержание работы

1.Что следует понимать под национальной идеей? Каковы особенности ее проявления в современной России? 3
2. Какова структура политической культуры? Попытайтесь представить ее в виде схемы или
3. Составьте кроссворд на тему «Политические конфликты» (по 7-8 вопросов по горизонтали и вертикали 8
Список литературы 11

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 36.50 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

Уральская государственная  юридическая академия

Факультет сокращенных образовательных  программ

Кафедра Теории государства и права

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Политология»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 1 курса з/о

113 группы

Елистратова. К.Л.

 

 

 

г. Екатеринбург

2013

 

 

 

Содержание

1.Что следует  понимать под национальной идеей?  Каковы особенности ее проявления  в современной России? 3

2. Какова  структура политической культуры? Попытайтесь представить ее в  виде схемы или 

3. Составьте  кроссворд на тему «Политические  конфликты» (по 7-8 вопросов по горизонтали  и вертикали 8

Список литературы 11

 

1.Что следует  понимать под национальной идеей?  Каковы особенности ее проявления  в современной России?

Ответ:

Национальная идея – это  не только цель народа и его идеология, но и его идеальное представление о себе. А такое представление нуждается в осмыслении своих «корней». У национальной идеи как формы самосознания общества есть острая потребность в выстраивании понимания целостности народа. Поэтому национальная идея постоянно обращается к национальной культуре. И чтобы понять основание национальной идеи, необходимо понять ее укорененность в национальной культуре.

В определенной мере можно  говорить о том, что национальная культура, с одной стороны, обязана своим существованием многовековой истории развития народа, но с другой–«национальной» она становится благодаря изменениям, происходившим в обществе в процессе формирования нации, т.е. при переходе от досовременности к современности. Культура становиться национальной не только в плоском процессе ее унификации, но и тогда, когда, утрачивая основные черты этнической культуры (главным образом, деление на «свое и чужое»), обретает соционормативную структуру. Национальная культура включает наряду с традиционно-бытовой, професиональной и обыденной также специализированные области культуры. А так как нация охватывает общество, а общество имеет стратификацию и социальную структуру, то понятие национальной культуры охватывает субкультуры всех больших социальных групп, в том числе и этнических. Этнические культуры входят в состав национальной культуры.

Настоящее артикулированное оформление национальной идеи происходит в художественной литературе. Примером тому может служить романтическая немецкая литература, или же русская литература XIX века, патриотический подъем которой связан с победой в Отечественной войне и победоносным шествием по Европе [2].

 Оформление национальной  идеи очень тесно связано со  становлением литературного языка.  Очень интересная параллель наблюдается  между Россией того времени  и сегодняшней в одном немаловажном  для становления нации споре. Язык является главным хранителем и транслятором проводников национального взаимодействия – символов, в том числе и национальных, а этимологические связи этих символов значительно расширяют их ассоциативный ряд, органически вписывая национальные символы в общекультурный лейтмотив народа. Создание литературного, т.е. универсального для всех частей народа, языка служит не просто универсализации письменности, но делает возможным всенародное, т.е. национальное, общение. Артикуляция национальной идеи по праву считается завершающим этапом оформления нации, дальнейшее ее развитие напрямую связано с рефлексией национальной идеи и включения ее в систему воспитания.

В XIX в. тема русской самобытности постепенно приобретает стремление раскрыть «русскую идею»,«русские начала». В этот век в творчестве русских мыслителей продолжается традиция оценки России через ее историю. Наиболее яркими идеями такого толка являются идеи П. Я. Чаадаева. Суждения П. Я. Чаадаева о России весьма противоречивы, но в них можно однозначно отметить две идеи: Россия сомой историей и своим добровольным выбором поставлена вне объективного прогресса, что, несомненно, является крайне негативным фактором, обуславливающим ее отсталость.

Но в таком исключении есть и положительная сторона, т.к., находясь вне исторического развития Европы, Россия способна стать той силой, которая сможет исправить путь Европы, ведущий последнюю к гибели. Противоборство между идеями славянофильства и западничества определило ход национального самосознания русской интеллигенции. Искания, как славянофилов, так и западников, были путем самопознания русскими своей русскости, своих отличий. Оба эти направления тесно связаны как с историософией, так и с ее мессианством, исконно присущими русской самопознающей рефлексии. Обоснованно и справедливо замечание А. В. Гулыги, что «русская идея возникла как преодоление односторонностей западников и славянофилов, синтез двух позиций в единую теорию мировой культуры».

Особо важно для понимания  русской идеи понятие «соборности», которое объединяет в себе центральную  антиномию русского характера, подчеркиваемую многими исследователями,единство личного и общественного («роевого начала»).

Уже в первой своей формулировке, данной Ф.М. Достоевским, русская идея несла нагрузку идеи объединяющей национальные идеи европейских наций и тем самым возвышающейся над ними. Выполнение этой задачи возможно лишь на основе соборности, призванной преобразить человека и человечество, с этим положением согласны все авторы русской идеи. Чтобы понять ее, нужно раскрыть главный узел русской идеи – связь трех ее важнейших предпосылок: эсхатологии, мессианской идеи и гуманизма. В.С. Соловьёв, первым давший законченный и целостный анализ русской идеи, придал понятию «соборность» религиозно-философский статус, рассмотрев его через понятие «положительного всеединства», выражающего себя в красоте.

Но красота – лишь принцип. Есть и реальная сила, способная соединять личности не отрицая их –это любовь. Любовь преодолевает эгоизм, который присущ не личности, а индивидуальности. Она, начинаясь, по В. С. Соловьёву, в отношениях пары, переносится на других людей и может быть перенесена на мир в целом.

Внутренним содержанием  и полнотой русскую идею наполнил В. В. Розанов, его стремлением было возрождение любви к Родине, которая предстает у него матерью, нуждающейся в заботе. В. В. Розанов предчувствовал, а затем и пережил события начала XX века, которые Н. А. Бердяев назвал «малым Апокалипсисом». В его предчувствии есть также видение последующего возможного возрождения России, которое, однако, не предопределено. Есть у В. В. Розано-ва опасение того, что Россия может больше не возродиться. И есть точное видение того, что новая Россия уже не будет прежней, хотя без принятия прежней не будет и ново.

Национальная идея России в ХХ в. является чрезвычайно интересным объектом исследований, так как не было в истории нашей страны подобного  периода по частоте смены государственных  идей. Здесь необходимо отметить и  первую Революцию 1905 г., и вторую Февральскую  революцию 1917 г. (в результате которой  был разрушен многовековой монархический  уклад России вовсе), и Октябрьскую  революцию 1917 г., и события 1991 г. (которые  некоторые исследователи рассматривают  как четвертую, бескровную, революцию  в ХХ в.).

Современное осмысление национальной идеи в России является реакцией на необходимость самоопределения  на рубеже XX–XXI вв. После развала  Советского Союза ставшая его  наследницей Российская Федерация, отличающаяся от СССР не только границами, идеологией, устройством и многим другим, отказавшись от коммунистических идей и «потеряв» половину населения, оказалась снова перед необходимостью поиска идеи, способной ее объединять в новом «формате» – новой  национальной идеи.

Современная национальная идея России не может  быть разрешена с позиции философии  религиозного ренессанса конца XIX –  начала ХХ в., ибо форма ее разрешения не соответствует изменениям, произошедшим за последнее столетие в истории  России, в самосознании русского народа.

Над «поиском»  и «формированием» такой новой  национальной идеи размышляли историки и политики, юристы и философы, но ни одна предложенная формулировка не нашла отклика в основной массе  населения России. До настоящего времени  стоящая у власти политическая, экономическая  и интеллектуальная элита так  и не смогла выработать четкие и  понятные всем гражданам страны духовно-идеологические ориентиры того пути, по которому необходимо двигаться обществу. На «поиск» национальной идеи стали возлагаться порой  даже излишне смелые надежды по улучшению  социального климата и стабилизации кризисных явлений.

Задача  поиска, выработки, формулирования национальной идеи на современном этапе усложняется  не только сильнейшим социальным расслоением  российского общества, имеющим место  вот уже почти двадцать лет  «идейным» вакуумом, но и активнейшим  участием России в процессах глобализации не только экономической, но и культурной, нравственной.

Национальная идея России менялась, и каждый следующий этап был отражением своего времени, предыдущей истории и стратегий будущего. Именно поэтому стоит не пытаться «реанимировать» какую-то из существовавших ранее «русских идей», но – определить новую инновационную национальную идею современной России XXI в. – инновационное  развитие.

 

2. Какова структура  политической культуры? Попытайтесь  представить ее в виде схемы  или таблицы.

Табл.1

Структура политической культуры

Культура политического  мышления

Культура политических чувств

Политические  знания

Культура политической

деятельности

Умение анализировать

выдержка

Теоретические знания

Уровень политического сознания

Систематизировать политические явления

хладнокровие

Практические знания

Политическое мышление

Правильная оценка политических событий

настойчивость

   

Принятие правильных политических решений

энергичность

   

 

3. Составьте кроссворд  на тему «Политические конфликты» (по 7-8 вопросов по горизонтали и вертикали

                         

к

с

п

н

с

и

я

                         

с

             
                         

к

             
                         

а

             
                         

л

             
                         

а

             
                         

ц

             
                 

     

и

             
       

н

т

е

р

а

к

ц

и

я

             
                 

ц

                     
   

к

с

р

е

м

и

з

м

                 
         

о

     

о

                   
         

т

     

н

                   

 

и

з

у

а

л

и

з

а

ц

и

я

               
     

 

л

     

л

                   
   

о

т

и

в

а

ц

и

о

н

н

ы

е

           
     

н

 

т

     

з

л

                   
     

с

 

а

     

м

е

       

     

 
     

т

 

р

     

р

р

е

д

е

н

т

и

з

м

 
     

р

 

и

       

а

       

т

     

б

     

у

 

з

       

т

       

а

     

у

 
     

к

 

м

       

н

       

г

     

д

     

т

           

о

       

о

     

с

 
     

и

           

с

       

н

     

м

 
 

е

в

о

л

ю

ц

и

я

т

       

и

     

е

 
     

н

           

ь

       

з

     

н

 
     

ы

                     

м

         
     

й

                                 

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"