Контрольная работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 23:26, контрольная работа

Описание работы

Общество не может существовать без целостного свода идей, ценностей и норм, объединяющих всех граждан. Государство без идеологии, как и человек без мысли, не может жить и развиваться, тем более, противостоять внутренним и внешним угрозам и вызовам. Идеология для государства — то же самое, что иммунная система для живого организма.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..........3
Идеология национализма и его модификации...…………….…………………4
Заключение…..…………………………………….……………………………..7
Литература…………………………………………………………………..........8

Файлы: 1 файл

K.Р. политология.doc

— 68.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)»

Минский филиал

 

 

Кафедра Экономики

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Политология»

Вариант № 7

 

 

Студент     Волох Е.С гр. ЭБ-04-ФБД                                     20.02.2014

(Ф.И.О., группа, номер зачетной  книжки) (подпись) (дата)

 

Руководитель      Мискевич А.Б.  ___________ ________

(Ф.И.О.) (подпись) (дата)

 

Зарегистрировано

на кафедре _______________________ ___________ ________

(Ф.И.О.) (подпись) (дата)

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2014

Содержание

Введение……………………………………………………………………..........3

Идеология национализма и его модификации...…………….…………………4

 

Заключение…..…………………………………….……………………………..7

 

Литература…………………………………………………………………..........8

   

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

          

  

          Общество  не может существовать без целостного свода идей, ценностей и норм, объединяющих всех граждан. Государство  без идеологии, как и человек  без мысли, не может жить и развиваться, тем более, противостоять внутренним и внешним угрозам и вызовам. Идеология для государства —  то же самое, что иммунная система  для живого организма. Если иммунитет  ослабевает, любая даже самая незначительная инфекция становится смертельной. Точно  так же с государством: когда разрушается  идеологическая основа общества, его  гибель становится только делом времени, как бы внешне государство не казалось сильным и грозным.

          Идеология — не  наука (хотя может включать в себя научные знания): в отличие от науки не только представляет собой знание о социально-политической жизни, но также включает в себя оценку (степень желательности/нежелательности с точки зрения субъекта идеологии) тенденций, процессов и различных сил этой социально-политической жизни..    Существует довольно большое количество определений идеологии, которые отличаются, в частности, оценкой обозначаемого им феномена.

 

 

 

 

 

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Идеология национализма        

 

 

          Идеология — система концептуально оформленных взглядов и идей, выражающая интересы различных обществ, социальных классов и групп, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также либо санкционируются существующие в обществе формы господства и власти (консервативные идеологии), либо обосновываются их преобразования (радикальные, революционные идеологии).

          Идеология по К. Мангейму — искажённое отражение социальной действительности, выражающее интересы определённых групп или классов, стремящихся сохранить существующий порядок вещей; противопоставляется утопии.

          Идеология по Ролану Барту — современный метаязыковой миф, коннотативная система, приписывающая объектам непрямые значения, и социализирующая их.

          Идеология по Эриху Фромму — это готовый «мыслительный товар», распространяемый прессой, ораторами, идеологами для того, чтобы манипулировать массой людей с целью, ничего общего не имеющей с идеологией и очень часто совершенно ей противоположной.

Вклад в разработку понятия идеология  внесли также Клиффорд Гирц, Анри Лефевр, Александр Зиновьев и ряд других представителей социально-гуманитарных наук.

          Работы Джорджа Уолфорда и Гарольда Уолсби в области «систематической идеологии» направлены на изучение соотношения между идеологией и социальными системами. Чарльз Блаттберг в своей работе различает политические идеологии и политические философии[].

Дэвид Минар описывает шесть различных способов, которыми используется слово «идеология»:

как набор идей с определённым «содержанием», как правило нормативным;

как форма внутренней логической структуры, свойственной идеям в наборе;

по роли, которую идеи играют в межчеловеческом взаимодействии;

по роли, которую идеи играют в структуре организации;

значение, направленное на «убеждение»;

возможно, как «локус» социального взаимодействия.

          Для Уилларда Маллинза, идеология  составлена из четырёх базовых характеристик:

она должна властвовать над познавательной способностью;

она должна быть способна руководить оценочными суждениями;

должна служить инструкцией к действиям;

и, как указано выше, должна быть логически последовательна.

          Маллинз подчёркивает, что идеологию  не следует путать со связанными с  ней, но отличающимися от неё «утопии» и «исторической мифологии».

Германский философ Кристиан Дункер призывает к «критическим размышлениям об идеологических концептах» (2006). В своей работе, он пытается вывести концепт идеологии на передний план, также как тесно связанные с ним проблемы эпистемологии и истории. В его работе понятие идеологии определяется как система способов представления, скрытым или явным образом претендующих на абсолютную истину.

          Хотя слово «идеология» наиболее часто встречается в политическом дискурсе, существует множество типов идеологии: политическая, социальная, эпистемологическая (научная), этическая и др.

          При всех дальнейших изменениях непосредственного  значения этого термина смысловые  оттенки первоначального содержания понятия «идеология» таковы:

быть теоретическим обобщением исходных чувственных представлений;

выступать наиболее существенным компонентом имеющихся в наличии знаний;

выполнять в связи с этим роль исходных принципов для практической деятельности.

 

          Устоявшейся классификации политической идеологии не существует. Причиной данного положения является сложность рассматриваемого явления. Необходимо уяснить признаки, по которым выделяют хорошо известные виды политической идеологии.

          Борьба идей по вопросам развития общества — древнее явление. Однако только с XVII в. политико-идейные течения  стали оформляться в различные  организации и учения, активно  противостоящие друг другу. Одним из самых ранних таких учений является традиционализм. Это религиозно монархическое охранительное учение, представленное Ж. Боссюэ («Политика, извлеченная из Священного Писания») и другими политическими авторами. Данное направление политической мысли дало в XVIII в. начало политической идеологии консерватизма, которая стала ответом на идеологию либерализма, выразившую идеи Просвещения и Французской революции.

 

          Рассмотрим национализм. Часто это понятие воспринимается негативно, что, по существу, не совсем верно. Можно говорить о наличии двух типов национализма: созидательного и разрушительного. В первом случае он способствует сплочению нации; во втором — направлен против других народов и несет угрозу не только для чужого, но и для своего общества, превращая национальность в верховную и абсолютную ценность, которой подчиняется вся жизнь.

          Принято считать, что этническое происхождение  — это самая общая характеристика, объединяющая нацию. Если люди говорят  о себе как о якутах, русских, евреях и т. д., значит, они указывают на этнос, но когда называют себя россиянами, то включают в это понятие политический компонент — гражданство. США, Россия или Швейцария, например, включают несколько  этнических групп. И наоборот, люди, принадлежащие к одному этносу, могут  проживать в разных странах. Немцы  живут в ФРГ, Лихтенштейне, а у  австрийцев и швейцарцев — германское происхождение. Нацией является совокупность разных этносов, тесно взаимодействующих, объединяющихся в границах данной страны и отождествляющих себя с ней.

          В идеологии национализма происходит слияние идеи этноса с идеей страны для этого этноса. На данной основе возникают движения, настойчиво требующие  совмещения политических границ с этническими  границами. Национализм может согласиться  с присутствием «ненационалов» во имя  нации или ратовать за их ас- си милицию, изгнание, даже уничтожение. Большинство  исследователей настаивают на патологической природе национализма, его страхе перед инородным и оттого ненависти  к нему, на близости к расизму  и шовинизму. Тем самым национализм  превращаемся в одну из наиболее опасных  современных идеологий Фашизм…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

 

 

          ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          Сосуществование в реальности и взаимодействие идеологических течений в политической науке обозначаются термином «дискурс». Он предполагает целый спектр вариантов возможного взаимодействия: от неприятия и дистанцирования друг от друга до объединения и взаимного проникновения идеалов, норм и других элементов идеологий.

 

          Все происходящее в XX веке существенное влияние на характер взаимодействия идеологий между собой во всем мире и отдельных странах. Конкуренция либеральной и социалистической идеологий, господствующая в XIX веке, сменилась на противодействие между идейными течениями, поддерживающими гуманизм, человечность и демократию, и доктринами, выдвигающими насилие, террор как один из методов реализации своих идей.

 

         Таким образом, эволюция идеологических систем проходила по двум направлениям:

  • сближение и синтез определенных положений политических доктрин и философии либерализма, консерватизма, социал-демократии и т.д.
  • противостояние им фашизма, экстремизма, шовинизма и других аналогичных идеологических течений.

 

          В условиях современности идеологические течения сближаются и объединяются по некоторым критериям, таким как: вопросы демократии, признание прав человека как главного критерия политики, защита моральных и семейных ценностей и т.д. Такая ситуация ведет к снижению накала идеологического противоречия.

          В целом, для устойчивых, стабильных государств демократической ориентации характерна в данный период приглушенность идеологических споров. А там, где продолжается идеологическая борьба, происходит нарастание политической напряженности общества. Особенно ярко это выражается в фактах политического терроризма.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  • История политических и правовых учений. / Под ред. д.юр.н., проф. О.Э. Лейста. – М., 2000. – 688 с.

 

  • История политических и правовых учений. / Под ред. чл.-кор. РАН, д.юр.н., проф. В.С. Нерсесянца. – М., 2000. – 7736 с.

 

  • Политология. / Под ред. д.юр.н., проф. М. Н. Марченко. – М., 2000. – 608 с.

 

  • Политология: хрестоматия. / Сост. Проф. М.А. Василик, доц. М.С. Вершинин. – М., 2000. – 843с.

 

  • Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М., 1998. – 477 с.

 

  • Советский Энциклопедический Словарь. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – М., 1986. – 1600 с.

 

  • Философский энциклопедический словарь. – М., 1983. – 840 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"